Самосовершенствование креативности и конкурентноспособности
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала личности в большой степени зависит от особенностей обучения в школьные годы. Развитию креативных способностей учащихся особенно способствуют игровые и проблемные методы обучения, занятия в различных внешкольных учреждениях и кружках. При этом креативность легче и чаще всего проявляется в той деятельности, к которой у ребенка есть определенные склонности. Поэтому детей необходимо включать и наблюдать как можно в большем количестве видов деятельности, наталкивая на тот, в котором они могут реализовать свои задатки. Креативнось сводится не только к интеллекту, что подтверждают выявленные психологами четыре группы детей с различным соотношением интеллекта и креативности: ]) высокий уровень интеллекта и креативности — уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптированы; 2) низкий уровень креативности, но высокий интеллект — стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи; боятся высказать свое мнение, пойти на риск; боятся удара по самолюбию; дистанцируются от своих одноклассников; З) низкий уровень интеллекта, но высокий уровень креативности — часто попадают в группу «изгоев»: плохо приспосабливаются к школьным требованиям; часто имеют хобби и увлечения на стороне; как «странные фантазеры» бывают, непонятны ни учителями, ни сверстниками; 4) низкий уровень интеллекта и творческих способностей — внешне хорошо адаптируются; держатся в «середнячках»; имеют адекватную самооценку; низкий уровень предметных способностей компенсируется адаптируемостью, общительностью.
Можно добавить, что одаренным детям присущ высокий энергетический уровень, малая продолжительность сна, повышенная познавательная активность, интеллектуальная инициатива — склонность ставить перед собой новые, более сложные задачи. А это, по мнению российского психолога Д. Богоявленской, является неотъемлемым признаком таланта. Развитие творческого потенциала учащихся активизируется, если учебно-познавательная деятельность активизируется как учебно-творческая с использованием личностно-ориентированных или развивающих технологий обучения, которые реализуются с опорой на эвристические методы и приемы обучения (мозговая атака, мозговой штурм, метод эвристических вопросов, метод аналогий, игровые, проблемные методы и др.). Перечисленные технологии и методы направлены на активизацию личностного развития учащихся как субъектов учебно-творческой деятельности с опорой на свои способности и опыт; позволяют повысить степень мотивации, эмоциональности, самостоятельности и активности учебно-творческой деятельности; обеспечивают использование полученного опыта в будущем для решения жизненных нестандартных и профессиональных задач. • Активизируют развитие дивергентного, то есть творческого, мышления, следующие у с л о в и я: — ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строю контролируемых; — разрешение и поощрение множества вопросов; — стимулирование ответственности и независимости; — акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях; — внимание к интересам детей со стороны взрослых. Развитию креативности препятствует избежание риска, стремление к успеху во чтобы то ни стало, жесткие стереотипы в мышлении и поведении, конформизм, неодобрительная оценка воображения и фантазии, преклонение перед авторитетами и др.
Самовоспитание конкурентоспобной личности Среди характеристик личности в наше время важное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованость и конкурентоспособность в обществе, что связано с переходом к рыночным отношениям в экономической сфере общественной жизни. В понятие компетентности включается не только соответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новому опыту, способность принимать собственные решения и находить выход из нештатных ситуаций. Необходимым элементом компетентности человека является также его потребность, способность и опыт личностно-профессионального самосовершенствования, то есть самообразование и самовоспитание. Конкурентоспособность личности проявляется в процессе межличностного или социального взаимодействия, соперничества, борьбы за достижение наивысших выгод, преимуществ на каком-либо поприще. Ведущими характеристиками конкурентоспособной личности являются четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к непрерывному самообразованию, профессиональная компетентность, стремление к высокому качеству конечного продукта. Личность, успешно конкурирующая на рынке труда, отличается тем, что стремится управлять собой и своей деятельностью, постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, занимается самовоспитанием. Неконкурентоспособность или беспомощность на рынке труда является чаще всего результатом завышенной или заниженной самооценки. Наиболее благоприятно для самовоспитания объективное представление о себе, так как оно помогает ставить реальные цели и задачи, совершать эффективные действия, направленные на реализацию программ самовоспитания. Самовоспитание конкурентоспособности предполагает знание приемов саюпо6узiсдения, способствующих реализации разработанной программы. Приемами самопобуждения являются самокритика, самоприказ, самообязательство, самопринуждение. Выбор приемов самопобуждения, включения их в практику самосовершенствования предполагает также упражнения, то есть многократное повторение тех состояний, действий и ситуаций, которые закрепляются как качества конкурентоспособной личности. Более подробно о путях и методах самовоспитания говорилось ранее (п. 2.2.4).
• Для составления программы самовоспитания желаемых качеств конкурентоспособной личности, к примеру, в области управленческой деятельности, можно использовать те, которые выделили М. Вудкокк и д. Фрэнсис в книге «Раскрепощенный менеджер»: —способность управлять собой, поддерживать свое физическое и психическое здоровье, эффективно использовать время работы и отдыха; — наличие четких личных целей и разумных представлений о том, что является важным и ценным в жизни; — умение находить выход и принимать решения в самых сложных, критических ситуациях; — способность к инновациям, конструктивному мышлению, созданию оригинальных проектов; — знание современных управленческих подходов; — стремление к самосовершенствованию, реализации своих возможностей; — умение обучать подчиненных, формировать эффективные рабочие команды; — умение влиять на окружающих, используя, в том числе и собственный имидж. Имидж делового, конкурентоспособного человека—это специально создаваемый образ человека привлекательного, где основными факторами являются одежда и внешность, манеры поведения, умение вести разговор и слушать, давать четкие указания и т.д. • Структура имиджа преуспевающего человека состоит из трех составляющих: 1) внешняя — манеры, походка, голос, речь, жесты, мимика, одежды, прическа; 2) внутренняя — интеллект, способ мышления, память, цели и средства, идеи, интересы, эрудиция; 3) процессуальная — формы общения, энергичность, профессионализм, темперамент, пластичность, выразительность. Создание и поддержание своего имиджа, без которого невозможен крупный успех в любой сфере деятельности, — это также процесс и результат самовоспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|