Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Управление финансами и производством малого предприятия.

3.1. Финансово-экономическая деятельность малой фирмы.

 

Малая фирма не имеет возможностей пригласить высококвалифицированных специалистов по финансово-экономической и другим направлениям деятельности, поэтому генеральный управляющий и менеджеры функционального уровня должны быть разносторонне образованными «универсальными» с опытом решения вопросов по всем аспектам жизнедеятельности фирмы.

Владелец фирмы (предприниматель) и генеральный менеджер (президент, директор или оба в одном лице) должны не только понимать сущность и условия, влияющие на финансовую устойчивость фирмы, но и владеть методами управления финансовой и экономической деятельностью фирмы, финансовыми и экономическими ресурсами.

Одной из основных задач управляющего фирмы является поддержка ее финансовой устойчивости. В понятие финансовой устойчивости фирмы входит:

· оплата текущих обязательств (долгов по выплатам, заработной плате и т. д.);

· способность погашения будущих обязательств на основе плановой выручки;

· денежные средства для плановых вложений в основные средства (оборудование, транспорт, недвижимость и т. д.);

· резервные средства или возможность получения кредитов для оплаты незапланированных расходов.

В идеале эти условия должны соблюдаться и обеспечиваться одновременно, что гарантирует финансовую устойчивость фирмы. Однако для достижения этого необходимо постоянное внимание управляющего к финансово-экономическим вопросам.

Прежде всего выполнение указанных выше условий требует наличия денежных средств (средств на расчетном счете, в кассе, в обращении высоколиквидных ценных бумаг). В связи с этим получение прибыли – это необходимое, но не достаточное условие для положительного денежного потока предприятия.

В процессе планирования движения финансового потока необходимо организовать надежную систему получения платежей о потребителей (заказчиков) с оплатой счетов в установленные сроки и обеспечит мониторинг и контроль.

Для эффективного управления финансами, необходимо учитывать основные компоненты деятельности фирмы, к которым относятся:

· цели предприятия и средства их достижения. Наличие дерева целей позволяет выявить генеральную и основные цели фирмы на определенный период времени и определить необходимые средства для их достижения;

· анализ результатов прошлых периодов и состояния в данный момент времени, так как это является основой для планирования будущего и позволяет определять и учитывать тенденции, финансовые пропорции и нормативные соотношения. Следует понимать, что для предполагаемых изменений в будущем необходимы хорошо обоснованные причины и, что все планируемые изменения должны быть постепенными и контролируемыми.

· методы мониторинга и системы контроля за движением денежных средств и сохранением экономических показателей в заданном диапазоне. Для выполнения функций наблюдения и контроля необходима систематизированная финансово-экономическая информация.

В управлении финансами фирмы существует классический набор финансовых инструментов, к которым относятся: финансовый анализ; финансовое планирование, включающее разработку бюджета, баланса, динамики финансового потока; управление привлечением заемных средств (или кредитов), основным и оборотным капиталом, размещением свободных средств, инвестициями; лизинг; траст; факторинг; страхование и др.

В процессе становления малого бизнеса, особенно на начальном периоде, редко применяется весь набор финансовых инструментов, но финансовый и планирование, привлечение заемных и размещение свободных денежных средств используются практически всеми управляющими малых предприятий.

В основе финансового управления, в международной практике называемого бюджетированием, лежит разработка бюджета, включающего доходную и расходную части, а также планирование динамики движения финансового потока и составление баланса предприятия (с приложениями). Реальные российские условия бизнеса и неопределенность поведения субъектов рынка не дают возможности точно и обоснованно планировать, поэтому разработанные финансовые документы требуют постоянной корректировки для гибкого отражения рыночных воздействий. А российские предприниматели, менеджеры на малых предприятиях зачастую вообще пренебрегают финансовым планированием, ограничиваясь самыми примитивными схемами и в результате предприятие живет только «сегодняшним днем».

В малом бизнесе рекомендуется использовать набор экономических показателей, характеризующих эффективность деятельности фирмы в разных направлениях, и по динамике данных показателей оценивать текущее ее состояние для целенаправленного воздействия на него. Если выбранные показатели находятся в заданном диапазоне, то финансовая устойчивость фирмы гарантирована.

Не будем подробно останавливаться на описании и формулах расчета финансово-экономических показателей, так как данная информация общеизвестна. Просто перечислим те из них, отслеживания состояния которых, хватает для наблюдения и осуществления контроля за финансово-экономическим состоянием малого предприятия.

Это показатели:

· рентабельности (рентабельности продукции, рентабельности активов, рентабельности собственного капитала, рентабельности используемого капитала);

· норма прибыли (коммерческая маржа);

· коэффициенты ликвидности (коэффициент общей (текущей) ликвидности, коэффициенты быстрой и абсолютной ликвидности);

· процент собственного капитала в общем капитале (имуществе) фирмы или коэффициент концентрации собственного капитала;

· показатель оборачиваемости оборотных средств;

· количество оборотов и длительность оборачиваемости запасов;

· длительность погашения дебиторской задолженности.

 

 

3.2. Информационная база для принятия финансово-экономических управленческих решений.

 

Уже на первоначальной стадии процесса организации малого предприятия необходимо разработать систему непрерывного сбора информации, которая регистрируется в специальных книгах, картотеках, базах данных, затем обрабатывается.

В качестве источников исходной информации используются: книги покупок и продаж; подшивки оплаченных счетов-фактур поставщиков и отдельно для потребителей (заказчиков); картотеки дебиторских и кредиторских задолженностей, а также банковских отчетов; книга ежедневной выручки с корешками чеков; кассовые ячейки с мелкой наличностью.

Для унификации записей информации о денежных поступлениях и выплатах законодательно утвержден порядок ведения книг покупок и продаж.

В этих книгах в хронологической последовательности отражаются платежи и поступления денежных средств на основе финансового документа – счета-фактуры.

Счета-фактуры должны составляться при любых операциях: отгрузке продукции, выполнении услуг, получении оплаты (в том числе авансов), безвозмездной передаче имущества и денежных средств и т. д.

Полученные и выданные счета-фактуры хранятся в отдельных папках и регистрируются соответственно в книге покупок и книге продаж.

В книге продаж счета-фактуры должны регистрироваться в тот момент, когда они попадают в выручку, либо по мере отгрузки товаров (услуг, работ). Это устанавливается в учетной политике фирмы.

В книге покупок регистрация счетов-фактур производится только после оплаты и оприходования товаров (работ, услуг).

Все счета-фактуры подшиваются в порядке их оплаты или после регистрации.

Счета-фактуры покупок лучше подшивать по датам выставления счетов-фактур либо по датам платежей (даты чеков).

Счета-фактуры продаж рекомендуется подшивать по порядку номеров счетов-фактур.

Книга учета ежедневной выручки. В нее заносятся суммы ежедневных поступлений денежных средств, которые затем суммируются за определенный период (недели, месяц) для сравнения текущих платежей с аналогичными за прошлые периоды, а также с величиной планируемых поступлений в доходную часть бюджета фирмы. Контролируется также общая динамика наличности за отчетный период.

Картотеки учета счетов-фактур кредиторских (не оплаченных фирмой) и дебиторских (не оплаченных потребителями) задолженностей, с помощью которых можно легко оценивать динамику и величину задолженностей к концу месяца.

Картотека банковских отчетов предназначена для записи результатов сверки (ежемесячной или еженедельной) банковских отчетов и книг покупок и продаж (кассовой книги). Это позволяет повысить точность исходной информации и вовремя обнаружить ошибки.

Первичные источники информации служат основой создания информационной системы, которая необходима для следующих целей:

· систематизации и формирования базовой информации (базы данных);

· анализа результатов различных видов деятельности и затрат;

· прогнозирования и планирования объемов продаж и финансово-экономических показателей;

· моделирования вариантов принимаемых решений и оценки их экономических последствий;

· мониторинга и финансового контроля.

Информация должна быть систематизированной, целенаправленной и регулярной, а также точной (в заданных пределах), полной, необходимой, но не избыточной (так как для руководителю малого предприятия потоки не нужной информации могут только усложнить работу), текущей, значимой, удобной для обработки, экономичной с точки зрения затрат, необходимых для ее сбора и обработки.

Следует, однако, понимать, что сами по себе финансовые документы, исходная информация не дают ясного представления о финансовом положении фирмы. Поэтому управляющим фирмы целесообразно выделить ряд основополагающих показателей (примерный перечень упрощенный таких показателей был приведен выше) с регулярным анализом их динамики, что позволит выявить негативные или отметить позитивные тенденции и оценить состояние фирмы.  

 

3.3. Управление затратами.

 

Информация о затратах является важнейшим элементом при планировании, координации деятельности, контроле и принятии управленческих решений. Менеджер с помощью учета затрат может определить текущие и ожидаемые затраты, причем последние имеют наиболее важное значение.

Для этой цели устанавливаются нормативы или разрабатывается модель формирования плановых затрат. С помощью нормативных установок и с учетом динамики возможных изменений определяется диапазон плановых значений по основным элементам затрат и их суммарной величине. Нижняя граница характеризует минимально возможный уровень при благоприятных ситуациях, а верхний уровень – предельные (лимитные) затраты при неблагоприятных ситуациях.

Для удобства управления затратами необходимо выделить основные узловые точки их формирования (центры), что позволит учитывать особенности образования затрат на всех стадиях.

Например, для большинства фирм центрами затрат является снабжение (материально-техническое обеспечение), производство (основное и обеспечивающее), сбыт и управление.

Исходя из отечественного и зарубежного опыта, потенциальные возможности резервов снижения расходов распределяются следующим образом: снабжение – 30-40 %, производство – 10-15 %, сбыт – 30-40 %, расходы на управление – 5-10 %.

Таким образом, видно, что на снабжение и сбыт приходится от 60 до 85 % резервов затрат, необходимо отметить, что величина затрат на этих стадиях обусловлена прежде всего ценовой политикой поставщиков, торгующих организаций, а также временным фактором поставки или реализации товаров, который влияет на динамику и величину денежного потока (особенно при использовании кредитных или заемных оборотных средств).

Производственные и управленческие затраты обусловлены в основном воздействием внутренних факторов и зависят от развития нормативной базы и обоснованности планирования.

При разработке программы снижения затрат необходимо предусматривать мероприятия по:

· совершенствованию системы закупок;

· снижению издержек производства;

· повышению результативности маркетинга и сбыта;

· оптимизации затрат на управление и обеспечивающие процессы.

Для принятия решений по затратам необходима их систематизация в базе данных по определенным признакам:

- участию в конечном результате – производственные (производительные), непроизводственные (непроизводительные) или общефирменные издержки (эксплуатационные расходы);

- степени отношения затрат к производственному процессу (прямые или косвенные);

- степени зависимости от объема выпуска (переменные, постоянные);

- значимости в системе управления затратами (основные, накладные).

Кроме перечисленных видов затрат используются также затраты нормативные, прошлого и будущего периодов, приростные удельные и предельные.

При формировании информационной базы для управления затратами проводится систематизация издержек по:

- видам (типам) товаров (услуг);

- функциональным отделам (службам);

- группам потребителей;

- территориям продаж и т. п.

В практике широко в управлении издержками используются системы «директ-костинг» и «стандарт-кост».

«Директ-костинг» основывается на расчете себестоимости путем разделения затрат на постоянные (независящие от количества произведенной продукции за определенный период) и переменные (прямо зависящие от количества произведенной продукции). По этой системе при расчете себестоимости конкретной продукции учитываются только переменные (прямые) издержки, так как постоянные распределяются на весь перечень выпускаемой продукции, то есть относятся к общефирменным издержкам.

По системе «стандарт-кост» расчет затрат производится на базе нормативов, а управление осуществляется по отклонениям фактических затрат от нормативных.

Указанные системы расчета издержек являются действенными инструментами современного подхода к ценообразованию и управлению затратами. Однако практическое их применение требует согласования с учетной политикой фирмы и с налоговым законодательством. В то же время данные системы могут быть использованы для внутреннего анализа издержек и при разработке программ по снижению затрат.

Система управления затратами должна включать:

- блок нормативного расчета и регулирования, состоящий из правил нормирования и расчета, процесса определения нормативной себестоимости, регулирования затрат и других экономических показателей;

- блок анализа фактических и плановых затрат, обеспечивающий определение отклонений и выявление приоритетных элементов затрат;

- блок принятия решений, формирующий варианты возможных решений, корректировок;

- блок планирования затрат делает прогноз на очередной период с учетом корректировок и выбранного варианта решения.

По результатам управления затратами необходимо предпринимать действия, связанные с маркетинговыми процессами, организацией производства (бизнеса), управлением персоналом, процессами снабжения и сбыта, то есть следует активизировать воздействие на затраты с целью улучшения позиций по расходам или удержания их в заданном диапазоне.

Нормативная база формируется исходя из практики функционирования фирмы или уровня цен на рынке товаров и услуг, а также на основе расчетно-аналитического способа при наличии необходимой статистической базы.

Например, для малого предприятия устанавливаются нормативы (удельные веса) элементов затрат относительно выручки, принятой за 100 %. Например, для категории фирм, где переменные затраты (комплектующие, материалы, труд) составляют 50 % от выручки, а постоянные (общефирменные) издержки 24 %, прибыль до налогообложения составит 26 %. Для данного случая нормативное распределение общефирменных ежемесячных издержек можно представить в виде таблицы.

 

Таблица. Смета нормативных затрат малого предприятия.

 

Показатель Нормативный процент Абсолютная величина в месяц
Объем ежемесячных продаж, шт. - 50
Оптовая цена (без НДС), руб./шт. - 2000
Выручка, руб./мес. 100 100000
Переменные затраты, руб./мес. 50 50000
Общефирменные издержки (постоянные затраты), руб./мес. В том числе: - заработная плата с начислениями (без учета производственных рабочих) - арендная плата - коммунальные услуги - транспортные издержки - реклама - страхование - амортизация оборудование - приобретение канцелярских принадлежностей - плата за телефон - услуги сторонних организаций (охраны, типографии и т. п.)     24     10 1,5 1 1,5 3 0,3 3 0,3 0,3   2,5   24000     10000 1500 1000 1500 3000 300 3000 300 300   2500
Прочие расходы, руб./мес. 0,6 600

 

Переменные затраты также могут детализироваться и нормироваться по элементам прямых затрат с целью их более обоснованного планирования.

Для многих видов деятельности в малом бизнесе (оптовая торговля, туристический бизнес и т. п.) переменные затраты в выручке составляют 70-80 %, тогда в распоряжении фирмы остается валовой доход (разница между выручкой от реализации и переменными затратами), а нормативные отношения по элементам затрат устанавливаются по их удельному весу к валовому доходу.

На эффективность выпуска товаров (оказания услуг) большое влияние на единицу изделия оказывает величина прямых трудовых затрат, для определения которой необходимо принимать во внимание валовой доход не только на единицу товара, но и на единицу времени, что позволит выявить наиболее рентабельную продукцию с учетом фактора времени.

Далее можно привести пример определения менеджером наиболее рентабельного типа продукции для фирмы при заданных условиях. За исходные данные возьмем, что величина постоянных месячных затрат фирмы 80000 руб., остальные данные возьмем из таблицы:

 

 

Показатель

Изделие

А Б В
Объем ежемесячных продаж, шт. 100 150 300
Оптовая цена, руб./шт. 2500 1500 750
Переменные затраты, руб./шт. 1800 900 600
Затраты физического труда, час./шт. 1 0,5 0,2
Затраты машинного труда, маш. - час./шт. 1 0,5 0,1

 

Решим эту задачу следующим образом: Определяем валовой доход и его процент (норматив) на единицу товара и валовой доход на единицу физического и машинного труда. Результаты представлены в виде следующей таблицы:

 

Показатель

Изделие

А Б В
Валовой доход (маржинальная прибыль) на единицу изделия, руб./шт. 700 600 150
Норматив валового дохода на изделие, % 28 40 20
Валовой доход на единицу физического труда, руб./час. 700 1200 750
Валовой доход на единицу машинного труда, руб./маш. - час. 700 1200 1500

 

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы:

1. Если спрос на изделия и производственные возможности неограничен (ситуация для России маловероятная), то наиболее рентабельным является изделие Б.

2. Если имеются ограничения по затратам физического труда, то выгоднее производить также изделие Б.

3. Если есть ограничения по машинному труду, то более рентабелен выпуск изделия В при прочих равных условиях.

Используя данные по постоянным и переменным расходам, можно также определять и точку безубыточности (пороговую рентабельность), запас финансовой прочности и силу воздействия производственного (операционного) рычага. Расчет производится с использованием формализованной таблицы:

 

Показатель Обозначение и расчетная формула
Выручка от реализации Nреал
Переменные затраты V
Валовой доход (маржинальная прибыль) B = Nреал - V
Норма (процент) валового дохода D = B / Nреал
Постоянные затраты C
Точка безубыточности E = C / D
Запас финансовой прочности F = Nреал - E
Прибыль P = B – C P = F * D
Сила воздействия производственного (операционного) рычага I = B: P

 

 

На основе данных предыдущего примера, представленных в следующей таблице:

 

Показатель

Изделие

Всего А Б В
Выручка от реализации 700 250 225 225
Переменные затраты 495 180 135 180
Валовой доход 205 70 90 45
Постоянные затраты 80      
Прибыль 125      

 

Проведем расчеты с использованием форму из предыдущей таблицы:

Итак, общий процент (норматив) валового дохода в выручке составит:

 

D = B / Nреал * 100 % = 205 / 700 * 100 % = 29,3 %/

 

Аналогичный результат получим, если определим среднюю величину норматива валового дохода от известных значений по каждому изделию, то есть

 

(28 + 40 + 20) / 3 = 29,3 %;

 

Определим величину безубыточности:

 

E = C / D = 80 / 0,293 = 273 тыс. руб.;

 

Запас финансовой прочности:

 

F = A – E = 700 – 273 = 427 тыс. руб.

Отсюда сила воздействия операционного рычага:

 

I = B / P = 205 / 125 = 1,64.

 

Это означает, что если выручка от реализации увеличится на 5 %, то прибыль фирмы возрастет на 8,2 % (1,64 * 5) и составит 135,25 тыс. руб.

Аналогичные расчеты можно произвести для каждого типа изделий, но при этом необходимо условно распределить общие постоянные расходы между изделиями пропорционально их доле в общей выручке.

В процессе работы удобно пользоваться таблицами, и графиками. Например, см. Приложение, График 1.

Искомые величины можно определить исходя из данных: прибыль – 125 тыс. руб., выручка – 700 и постоянные (общефирменные) издержки – 80 тыс. руб.

Этот простой и удобный прием «трех точек» позволяет с помощью графика моделировать различные ситуации и учитывать их при принятии плановых решений.

Важной задачей управления затратами является планирование смет текущих расходов, которые составляются на основе планов производства и сбыта и включают:

- прямые затраты на материалы;

- прямые затраты на оплату труда;

- заводские накладные расходы;

- торговые и административные расходы.

В отечественной практике обычно составляется сводная смета, где указываются все основные укрупненные экономические элементы затрат. Однако для целей управления затратами более эффективно проводить разделение на локальные сметы, что позволит принимать управленческие решения с учетом величины каждого вида затрат.

Приведем примеры составления смет затрат по исходным данным на плановый период. Планируемые объемы производства являются основой для расчета сметы прямых затрат на оплату труда.

 

 

Таблица: План производства

 

Показатель

Квартал

На конец года, шт.

I II III IV
Плановый объем продаж 600 500 700 600 2400
Планируемый уровень запасов на конец периода (10 % от объема следующего квартала) 50 70 60 80 80
Полный объем выпуска, шт. 650 570 760 680 2480
Минус: уровень запасов продукции на начало периода (цифра на конец предыдущего квартала) 60 50 70 60 60
Планируемое количество единиц выпускаемой продукции 590 520 690 620 2420

 

Таблица: смета прямых затрат на материалы.

 

Показатель

Квартал

На конец года, шт.

I II III IV
Плановый выпуск продукции, шт. 590 520 690 620 2420
Норма стоимости материалов на единицу продукции, руб./шт. 30 30 30 30 30
Потребность в денежных средствах на материалы для производства, руб. 17700 15600 20700 18600 72600
Планируемый уровень запасов на конец периода (по данным таблицы «план производства»), руб. 1500 2100 1800 2400 2400
Общая потребность, руб. 19200 17700 22500 21000 75000
Минус: стоимости запасов материалов на начало периода (то же, что на конец предыдущего) 1800 1500 2100 1800 1800
Стоимость закупок необходимых материалов, руб. 17400 16200 20400 19200 73200

 

Таблица: смета прямых затрат на оплату труда.

 

Показатель

Квартал

На конец года, шт.

I II III IV
Плановый объем выпуска, шт. 590 520 690 620 2420
Трудоемкость единицы продукции, чел./час. 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2
Общая величина прямых трудовых затрат, чел./час. 708 624 828 744 2904
Тарифная ставка 1 чел./час., руб./час. 20 20 20 20 20
Итого на оплату труда, руб. 14160 12480 16560 14880 58080

 

Смету по общефирменным затратам (постоянным, косвенным, накладным) можно рассчитывать либо нормативным методом, либо в процентах к величине затрат на оплату труда производственных рабочих.

В международной практике отдельно составляется смета торговых и административных расходов, в этом случае в смете накладных расходов следует предусматривать только цеховые накладные расходы.

Для расчета смет затрат широко используются электронные таблицы EXCEL и другие компьютерные программы.

В качестве рекомендаций для управляющего можно предложить следующий порядок работ.

1. Формирование центров затрат с учетом основных сфер деятельности: управление – поставки – производство –сбыт.

2. Разработка системы норм и нормативов для каждого центра затрат.

3. Оценка резервов и разработка программ по каждому бизнес-процессу в соответствующих центрах затрат.

4. Калькулирование затрат для бизнес-процессов с учетом фактора времени использования заемных средств.

5. Анализ динамики изменения затрат в бизнес процессах на основе сравнения плановых и фактических показателей и других методов сравнения.

6. Организация скользящего режима планирования общих затрат и себестоимости единицы продукции (услуги), то есть обеспечение корректировок из-за изменений во внешней и во внутренней среде.

7. Разработка смет по центрам затрат.

8. Установление диапазонов возможных (допустимых) отклонений на планируемый период.

9. Формирование и ведение сводной сметы затрат фирмы как расходной части ее бюджета.

10. Прогнозирование тенденций изменения затрат в будущих периодах.

Постоянное наблюдение за динамикой затрат (мониторинг) позволяет принимать своевременные управленческие решения не только по расходной части бюджета фирмы, но и по доходной.

 

3.4. Управление оборотным капиталом малого предприятия.

 

3.4.1. Общие положения.

 

Оборотные средства (или оборотный капитал) являются динамичным ресурсом, определяющим жизнедеятельность фирмы. Они относятся к категории текущих активов и соответствуют циклам производства и реализации продукции (услуг).

Главными характеристиками оборотных средств являются: ликвидность, объем, структура.

Основными составляющими оборотных средств являются:

· денежные средства (наличные в кассе и на р/с);

· дебиторская задолженность;

· запас (товарно-материальный или производственный);

· незавершенное производство.

Элементы оборотных средств имеют различную ликвидность (абсолютная ликвидность свойственна лишь денежным средствам). Объем и структура оборотных ресурсов зависят от отраслевой специфики и направленности бизнеса. Управляющие воздействия должны осуществляться по каждой структурной составляющей оборотных средств, то есть необходимо комплексное управление.

Оборотные средства входят в состав активов, являясь текущими активами. В свою очередь текущие активы с точки зрения управленческих воздействий состоят из постоянной (систематической) доли и переменной (изменяющейся в зависимости от различных факторов). Как правило, постоянная доля оборотных ресурсов представляет собой минимально необходимый уровень для осуществления планируемой производственной деятельности.

Дополнительные ресурсы обусловлены изменяющейся ситуацией на рынках поставщиков, потребителей, производителей. Следовательно, поддержание общей величины оборотных средств в оптимальных размерах, в том числе по каждой из составляющих этих ресурсов, является главной задачей управления оборотным капиталом.

Управления оборотными средствами всегда рассматривается в совокупности с краткосрочными (текущими) обязательствами, которые покрываются оборотными ресурсами. В успешно развивающейся фирме текущие активы должны превышать величину текущих (краткосрочных) обязательств, к которым относится краткосрочная кредиторская задолженность, в том числе по товарным кредитам, обязательные платежи (сборы, налоги, отчисления, оплата счетов-фактур и прочие выплаты), расчеты по банковским ссудам, займам.

Исходя из того, что существуют оборотные ресурсы и текущие обязательства, необходимо учитывать наличие чистых текущих активов (оборотного капитала), которые представляют собой разницу между оборотными средствами и краткосрочными обязательствами. Если долговые обязательства превышают текущие активы, то образуются чистые текущие обязательства, что является сигналом финансовой неустойчивости фирмы.

Таким образом, управление оборотным капиталом связано с поиском решений по основным составляющим оборотных ресурсов и краткосрочным обязательствам.

 

3.2.2. Управление денежными средствами.

 

К денежным средствам относятся деньги, находящиеся в кассе, на расчетных и депозитных счетах. К денежным эквивалентам относятся и ценные бумаги как высоколиквидные элементы оборотных средств. В функции управляющего финансами входит решение задачи оптимального запаса денежных (наличных) средств, так как их значительный объем, с одной стороны позволяет повысить платежеспособность фирмы, с другой – к замораживанию свободных денежных средств.

При управлении денежными потоками следует учитывать, что денежные средства необходимы, прежде всего, для выполнения текущих операций, а так как между их притоком и оттоком всегда имеется временной лаг, то фирма может иметь на расчетном счете запас свободных денежных средств. Кроме того, свободные денежные средства нужны для осуществления непредвиденных платежей и инвестирования в эффективные проекты.

В российской экономике существует проблема взаимных неплатежей, что усугубляет ситуацию с притоком денежных средств от продажи продукции и приводит к дефициту оборотных средств.

Для принятия решений о необходимом объеме денежных средств надо учитывать;

· величину ликвидных активов фирмы;

· объем долговых обязательств и сроки их выполнения;

· условия получения краткосрочных кредитов;

· норму прибыли продукции (услуг);

· коммерческий риск;

· платежеспособность потребителей (покупателей);

· экономические условия.

Также следует учитывать, что получение прибыли не гарантирует наличия денежных средств при определенных экономических условиях, что иллюстрирует пример.

Пример.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...