Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фирма осуществляет еженедельные закупки материалов, комплектующих, так как производственный цикл занимает неделю.

2. Оплата товара заказчиками производится в день его получения.

3. Товар пользуется спросом и объем продаж еженедельно увеличивается.

4. Величина денежных средств на расчетном счете до начала производства составляла 300 руб.

 

 

Результаты деятельности и динамику денежных средств фирмы приведем в таблице:

 

Наименование

На начало планируемого периода

Недели

Всего, к концу планируемого периода

Первая Вторая Третья    Четвертая
Объем продаж, шт.   15 20 27 34 96
Выручка, руб.   300 400 540 680 1920
Затраты, руб.   240 320 432 544 1536
Прибыль нарастающим итогом   60 140 248 384 384
Наличные денежные средства, руб. 300 60 40 8 4 4

 

Расчеты показывают, что, несмотря на то, что предприятие прибыльное, к концу месяца оно останется практически без денежных средств. Однако, если принять решение о прекращении роста объема продаж в следующем месяце, то есть оставить на достигнутом уровне, то величина денежных средств в следующем месяце будет увеличиваться и составит в первую неделю – 140 руб., во вторую – 276 руб., в третью – 412 и в четвертую – 548 руб.

На поступление денежных влияет период обращения платежных документов, который включает: движение счета к оплате в зависимости от вида отправки (почта, факс и др.), время оплаты счета и его движения обратно к получателю, время регистрации чека (счета) компанией-получателем, время оформления счета в банке и перевода денег на расчетный счет компании-получателя.

Пример. В фирме А ежедневные поступления в среднем составляют 30000 руб. Денежные средства находятся в пути и поступают на расчетный счет через 3 дня. В результате за период обращения замораживается величина, равная

30000 руб. * 3 дня = 90000 руб.

Необходимо также иметь в виду, что остаток денежных средств (кассовый остаток) может давать дополнительный доход.

Пример. Ф ирма А имеет усредненный остаток денежных средств в следующих размерах: первая неделя – 15000 руб.; вторая неделя – 10000 руб.; третья неделя – 20000 руб.; четвертая неделя – 25000 руб.; итого сумма остатков за период – 70000 руб.

Тогда усредненный ежемесячный остаток денежных средств составит

70000: 4 = 17500 руб./мес.

Если годовая процентная ставка по депозиту – 24 %, то месячный доход от среднего остатка

17500 * 0,24: 12 = 350 руб./мес.

Ускорению притока денежных средств может способствовать задержка выплат по обязательствам в пределах возможного или допустимого срока до начала штрафных санкций.

К способам задержки выплат могут относится:

· вексельная форма расчета (переводные векселя);

· централизация денежных платежей;

· задержка отправки платежных документов;

· клиринг чеков;

· задержка оплаты счетов-фактур, выдачи заработной платы и т. п.

Пример. Ф ирма А задерживает оплату счетов на 2 дня, учитывая, что она каждую неделю оплачивает счета-фактуры в среднем на сумму 30000 руб. Какова годовая экономия, если процентная ставка 24 %, а за один день доход по процентам составит 0,06575 %, или 0,0006575 относительных единиц.

Тогда за два дня задержки оплаты по счетам доход составит 39,45 руб. (30000 *(0,0006575 * 2) = 30000 * 0,001315).

А сбережения за год – 2051,4 руб./год (39,45 * 52 недели).

Таким образом, ускорение поступлений и отсрочка выплат денежных средств в одинаковой мере влияют на денежные потоки, так как даже при отсутствии инфляции рубль, полученный сегодня, стоит дороже, чем рубль, который будет получен завтра.

На управление денежными потоками влияет и основной вид деятельности. Если фирма занимается оптовыми продажами и товарооборот ее растет, то определяющим условием является уровень товарных запасов, так как в этом случае даже небольшие отклонения во времени между продажей и поставкой товаров могут оказать значительное влияние на динамику денежных средств.

 

3.2.3. Управление дебиторской задолженностью.

 

В структуре оборотных средств достаточно значительной является доля дебиторской задолженности, особенно в условиях неплатежей, характерных для российской экономики. На уровень дебиторской задолженности влияют: основной вид бизнеса и выпускаемой продукции (оказываемых услуг), объемы товарооборота, принятая система скидок и другие условия продаж.

Для контроля за уровнем дебиторской задолженности в конце заданного периода (обычно месяца) составляется список должников, в том числе, отдельно выделяются просроченные дебиторы.

Ключевой задачей управления дебиторской задолженностью является поиск путей ускорения получения долгов и уменьшения числа безнадежных дебиторов.

При работе с потенциальными дебиторами целесообразно использовать приемы, позволяющие снизить риск при управлении дебиторской задолженностью:

· торговые отзывы, особенно о новых клиентах;

· банковские справки (референции);

· материалы агентств по кредитной информации;

· условия продаж (максимальный срок товарного кредита, скидки, штрафы за просрочку, условия перехода права владения товаром, форма арбитража и т. д.);

· процедуры выставления счета-фактуры;

· страхование о возможных невыплат долгов;

· процедуры взыскания просроченных задолженностей;

· наблюдение за динамикой задолженностей.

Каждая фирма, разрабатывая свою торгово-кредитную политику, устанавливает долю возможной продажи товаров в кредит от общей величины товарооборота.

Оценка допустимой дебиторской задолженности (Wдб) определяется по формуле:

 

Wдб = Срок кредита, мес. / 12 месяцев * Общий ежегодный объем продаж

 

Товарно-кредитная политика фирмы включает:

· определение максимальной степени риска сделки;

· установление периода товарного кредита;

· установление скидок для своевременных выплат;

· определение допустимого объема товарного кредита;

· установление штрафных санкций за просроченные выплаты.

На величину риска товарного кредита влияют следующие показатели: характеристика заемщика (клиента) и его кредитоспособность, величина капитала, обеспечение кредита (активы или другие залоговые гарантии), условия кредита (влияние экономической среды на способность клиента выполнить обязательства).

Длительность товарного кредита влияет на общую сумму дебиторской задолженности и на период «замораживания» (отвлечения) денежных средств, а также на интенсивность продаж. При определении рационального периода товарного кредита необходимо учитывать действующие факторы.

Скидки стимулируют дебиторов, ускоряя погашение дебиторской задолженности. Например, установленный срок погашения дебиторской задолженности – 20 дней, и если счета-фактуры оплачены в течение 10 дней, то можно установить скидку 2 %. Скидки предоставляются также на сезонные товары, стимулируя их продажу до наступления указанного сезона.

При выборе товарно-кредитной политики необходимо предварительно разработать ее различные варианты и оценить экономические последствия каждого из них. Однако это не означает, что более эффективный по экономическим критериям вариант должен быть принят. Необходимо учитывать стратегические цели фирмы и возможное влияние внутренних и внешних факторов, то есть решение должно быть комплексным, а экономические показатели при этом играют роль ориентиров при возможных потерях. При изменении ситуации на рынке в товарно-кредитную политику необходимо внести соответствующие корректировки.

Осуществляя управление дебиторской задолженностью, необходимо ориентироваться на показатель средней длительности погашения задолженности по товарному кредиту, который определяется отношением суммы дебиторской задолженности за определенный период (месяц, квартал, год) к среднему объему продаж (выручки) в день, то есть

 

Тдб = Wдб * 360 / Nгод ,

где Wдб – сумма дебиторской задолженности по годовому балансу, руб.;

Nгод - годовая выручка, руб.;

Тдб средняя длительность погашения дебиторской задолженности, дни.

Если за анализируемый период известен объем продаж в кредит, то можно его использовать вместо показателя общей выручки.

Оптимальный уровень дебиторской задолженности зависит от особенностей фирмы и специфики бизнеса. Например, фирма, имеющая свободные производственные мощности и низкий уровень переменных затрат, может увеличить объем товарного кредита и иметь более высокую величину дебиторской задолженности, чем фирма работающая на полную мощность.

Для планирования уровня дебиторской задолженности необходимо иметь представление об ее структуре по периоду выплат. Например, обратимся к такой структуре:

 

Структура дебиторской задолженности.

Количество дней со дня выписки счета до оплаты Процент дебиторской задолженности
До 10 58
От 11 до 30 24
От 31 до 50 18
Итого 100

 

На основе анализа фактического распределения дебиторской задолженности по каждому периоду времени можно определить средневзвешенную длительность погашения дебиторской задолженности:

Тдб = 10 * 0,58 + 30 * 0,24 + 45 * 0,18 = 21 день.

Полученную величину сравнивают со среднеотраслевым значением по конкретному направлению бизнеса либо со значением по принятой фирмой кредитной политике.

Эффективное управление дебиторской задолженностью позволит увеличить денежные поступления и повысить финансовую устойчивость фирмы.

Таким образом, величина дебиторской задолженности имеет важное значение для управления финансами фирмы и зависит от ее кредитной политики.

 

3.2.4. Управление запасами.

 

В отличие от сферы услуг торговые, производственные и оптовые предприятия (склады) вынуждены иметь материально производственные запасы, которые обеспечивают их непрерывную деятельность. Финансовая эффективность таких фирм зависит от величины запасов, поэтому необходимо управлять их уровнем.

· проводить анализ текущего состояния запасов и влияния их уровня на финансовые показатели;

· принимать плановые решения по уровню запасов на предстоящий период;

· оценивать экономические последствия принимаемых решений;

· организовывать деятельность работников по достижению поставленных целей;

· проводить контроль и мониторинг за уровнем запасов;

· стимулировать работников на экономию ресурсов;

Экономическими целями управления запасами являются:

· уменьшение величины «замороженных»(неработающих) денежных ресурсов;

· сокращение расходов по хранению и управлению запасами;

· определение ассортимента запасов, а также поддержание их необходимого уровня для эффективной работы фирмы.

Для определения и поддержания должного уровня запасов необходима информационная база, включающая: оценку текущего уровня запасов, расчет необходимого уровня запасов на предстоящий период, планируемый уровень продаж и срок восстановления запасов, а также наличие складских помещений.

Общая величина материальных запасов складывается из текущих (рабочих) запасов, требуемых для непрерывного обеспечения производственного процесса (Iтек), и страхового (резервного) запаса (Iстрах), необходимого для предотвращения незапланированных ситуаций. Величина запасов определяется суточного потребления материалов (Iсут), длительностью периода текущей поставки (Тпост) и восстановления страхового запаса (Твосст), то есть

 Iтек  = Iсут * Тпост; Iстрах = Iсут * Твосст.

 

Для поддержания рационального уровня запасов требуется определенная система управления ими. За динамикой изменения материальных запасов по наиболее дефицитным позициям осуществляется непрерывное наблюдение (мониторинг), что отражается в картах планирования запасов, например, в следующей:

 

 

Карта планирования запасов

 

Наименование материального ресурса

Реквизиты поставщика

Минимальная величина заказа

Периодичность поставки (дни)

Минимальный запас

Цена ресурса

Показатель

Месяцы

I II XII
Запас материального ресурса на начало периода 300 380    
Планируемый объем продаж 450 350    
Плановая величина запаса материального ресурса на конец периода 300 300    
Величина заказа, шт. 350 200    
Стоимость заказа, тыс. руб. 12,5 10    
Величина поставки, шт. 350 200    
Стоимость поставки, тыс. руб. 12,5 10    
Дата поставки 09.01 08.02    
Фактический запас материального ресурса на конец периода 280 100    
Объем продаж, шт. 370 480    

 

Задачей управления запасами является обеспечение непрерывности производственного процесса при сохранении минимума страхового запаса. По результатам мониторинга проводится корректировка планируемых величин.

Увеличение запасов материально-производственных ресурсов, с одной стороны, влияет на повышение расходов на хранение (складские расходы), рост величины оборотных средств, увеличение объема «замороженного» инвестиционного капитала, а также увеличение других расходов (страхование, проценты и т. д.). С другой стороны, повышение среднего уровня запасов ресурсов способствует снижению затрат на размещение заказа, его отгрузку и транспортировку, а также снижению потерь от остановки производства из-за отсутствия запасов ресурсов.

Динамика потребления материальных ресурсов может использоваться при планировании запасов. См. в Приложении График 2 «Динамика потребления запасов».

 

При определении уровня запасов необходимо учитывать и влияние величины инфляции, которая оказывает двоякое воздействие: с одной стороны, компенсируется влияние обесценения денег в ранее приобретенных запасах, а с другой – высокий уровень инфляции повышает процентные ставки за кредиты и увеличивает затраты на приобретение материалов для следующих циклов производства. Таким образом, управляя запасами, необходимо определять баланс между растущими и снижающимися затратами при увеличении запаса.

 

3.2.5. Регулирование объемов незавершенного производства.

 

Фирмы – производители продукции, как правило, имеют незавершенное производство, которое включает объем незавершенных работ на каждом рабочем месте производственного процесса в анализируемый (планируемый) период времени.

Объем незавершенного производства зависит от типа производства (единичное, серийное, мелкосерийное, крупносерийное, массовое), масштабов выпуска продукции, длительности производственного цикла, трудоемкости операции и уровня плановой стоимости.

На предприятиях с устойчивым объемом выпуска и номенклатурой и относительно коротким циклом производства величина незавершенного производства достаточно стабильна.

Основными элементами прямых затрат в незавершенном производстве являются затраты на комплектующие, материалы и заработную плату.

Учитывая, что объем незавершенного производства влияет на величину оборотных средств, следовательно, и на коэффициент их оборачиваемости, а также на другие показатели (товарооборот, прибыль, рентабельность), необходимо регулировать и планировать снижение его величины.

Мероприятия, направленные на снижение объема незавершенного производства, должны включать:

· уменьшение количества технологических операций;

· сокращение межоперационных перерывов;

· снижение трудоемкости изготовления;

· уменьшение материалоемкости продукции.

Они позволяют уменьшить длительность производственного цикла и сократить удельные прямые затраты, что в конечном итоге обеспечит рациональный уровень объема незавершенного производства.

 

Заключение.

 

Итак, управление на малом предприятии довольно сложный и многогранный процесс, как это может показаться со стороны. Руководитель (менеджер) малого предприятия работает, обычно, сразу по многим направлениям управления, что для человека непросто. Зато, если руководитель умен (появилась тенденция, что все же не только воришки государственного имущества и бывшие бандиты могут организовать свой бизнес), он легко увязывает между собой все аспекты деятельности предприятия и правильно и оперативно применяет свои знания. В настоящее время наблюдается процесс перехода предпринимательского мышления в качественно иной уровень, перехода от политики, максимизации прибыли и быстрого ухода с рынка к политике стабильного малого бизнеса, включающей постоянное совершенствование управленческой деятельности, новаторство, поиск и развитие перспективных направлений деятельности, совершенствование финансовых механизмов малого предприятия, учетной политики. Концепции управления персоналом малого предприятия стали не пустым звуком для многих их руководителей. Несмотря на небольшую численность работающих, небольшие обороты, проблему у малого предприятия не меньше, чем у крупного, несмотря на некоторые кажущиеся преимущества. Так, например, получить налоговые льготы для малого предприятия в России иногда столь трудоемко для его управленческого персонала, что руководство предпочитает и дальше платить налоги на общих основаниях. Бюрократия, криминализованность экономики, несовершенное законодательство и многое другое часто становятся головной болью руководителей малых предприятий. Печально, что в России в некоторых регионах нормально заниматься своей деятельностью могут, лишь, малые предприятия, в которых руководство имеет «связи» в органах государственной власти и с криминальными структурами.

Исходя из личного опыта общения с руководством на различных малых предприятиях, могу сказать, что малым предприятием можно успешно управлять не вдаваясь в подробности протекания различных сложных экономических процессов, какие могут теоретически иметь место на малых предприятиях и какие протекают преимущественно на крупных предприятиях. Руководители малых предприятий считают, что не стоит влезать в дебри микро и макроэкономических процессов и категорий акцентировать внимание стоит только на наиболее важных для них процессах и объектах управления.

Как правило, в наборе таких объектов управления присутствуют (хотя делается поправка на специализацию предприятия):

Управления затратами, что важно, потому что малое предприятие не может позволить себе лишние затраты, например на излишки сырья и материалов, а руководство крупных предприятий не так часто расстраивается, если такие «неработающие» оборотные средства залеживаются на складе. Управление затратами при этом тесно переплетается с управлением запасами. Малое предприятие будет искать поставщиков сырья и материалов, которые обеспечат наименьшие издержки при приобретении, вообще изыскивать возможности воспользоваться снижения издержек в пределах возможных резервов снижения расходов на снабжение, производство, сбыт, общехозяйственные расходы.

Осень важное значение для малого предприятия имеет управление оборотным капиталом. Мотивацию повышенного внимания к управлению денежными средствами, например, очень легко объяснить. Гарольд Дженин один из великих бизнесменов столетия, президент корпорации АТ&Т сказал: «Самая непростительная ошибка для руководства предприятия – оставить свое предприятие без денег, почти все другие ошибки можно в той или иной мере исправить. Но если вы остаетесь без денег, вы уже вне игры». И это трижды актуально для малых предприятий. Постоянный поиск источников финансирования, изыскание возможности законных задержек выплат и т. п. постоянно должны быть в центре внимания российского предпринимателя. И это так и есть. Также в связи с актуальностью внимания к названному объекту управления возникает и необходимость управления и постоянного контроля над дебиторской задолженностью, тем более в российских условиях. Ведь невозврат дебиторами вовремя полагающихся предприятию средств, на которые предприятие рассчитывает, может повлечь для него весьма неблагоприятные последствия, тем более у малых предприятий нет возможности формировать внушительные резервы по сомнительным долгам.

Также стоит управленцам малого предприятия уделять внимание маркетингу, особенно, то что касается выявления потребностей покупателей и заказчиков. На реализацию же объемных маркетинговых стратегий с полномасштабным исследованием рынка, рекламной деятельностью и т. п. у российских малых предприятий, как правило, недостаточно средств.

Не стоит акцентировать внимание руководству малого предприятия на управление внеоборотными активами (так как их в наличии малого предприятия не много), долгосрочном планировании (потому что, малое предприятие должно в случае изменения ситуации быстро перестроится под новые условия).

Управление персоналом, тем не менее, имеет очень важное значение. Так как, если работник малого предприятия по каким-либо причинам сработает плохо (а причины могут быть самыми разными включая плохой моральный климат в коллективе (как правило, сотрудники на малых предприятиях работают в довольно тесном контакте и сферы их деятельности на предприятии часто пересекаются), недостаточно хорошую мотивацию качественного выполнения работы и т. п.), то малое предприятие этого специалиста оперативно заменить никем не сможет, как это могут себе позволить крупные предприятия. На малом предприятие каждый сотрудник, если он специалист своего дела должен цениться. И руководство, если хочет хороших результатов работы предприятия в целом должно создать для своего небольшого коллектива условия работы и взаимодействия между сотрудниками и руководством, сотрудников друг с другом – близкие к оптимальным. Именно поэтому управлению персоналом в работе уделяется целая глава.

В России с каждым днем ликвидируются и вновь создаются десятки, а то и сотни малых предприятий. Все они создаются с разными целями. Некоторые просто для того, чтобы проводить какие-то финансовые махинации – «отмывать деньги». Но все-таки большая часть из них создается с намерениями полноценно функционировать как экономический субъект – полностью оправдывая цели своего создания. Какие-то предприятия не справляются с поставленными перед собой задачами или, того хуже, разоряются вовсе. Во многих случаях это результат неграмотной, неправильной либо попустительской по отношению к важным объектам управления политики управления.

В любом случае малые предприятия, на протяжении всего времени становления рыночной экономики в России проходят своеобразный естественный отбор. И выживут те, где наиболее сильный, грамотный, правильно ориентированный, динамично развивающийся вместе с изменяющимися условиями управленческий состав.

 

 

Список литературы:

 

 

1) Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

2) Инструкция по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 7 декабря 1998 г. N 121.

3) Постановление Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. N 1111 "О работе по совместительству.

4) Ксенофонтова Н., Шуткин А. Альтернативные механизмы финансирования малого предпринимательства. - Финансовая газета. Региональный выпуск, N 12, март 2001 г.

5) Подпорин Ю. Малые предприятия: Особенности учета и налогообложения. - "Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». №46, Ноябрь 2001 г.

6) Власов В. И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о малых предприятиях. - М.: Юрайт-М, 2001 г.

7) Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. – М.: Финансы и статистика, 2002 г.

8) Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. - М.: ИНФРА-М, 1998 г.

9) Лапуста М. Г., Поршнев А. Г. Предпринимательство. - М.: ИНФРА-М, 2002 г.

10) Губарев В. Г. Основы экономики предпринимательства. - Ростов-на-Дону: Феникс 2003 г.

11) Блинов А. О, Шапкин И. Н. Малое предпринимательство. Теория и практика. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003 г.

12) Грибов В. Д., Менеджер в малом бизнесе. – М.: Финансы и статистика, 2002 г.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Схема 1

 

 

 


График 1. График безубыточности

 


График 2. Динамика потребления запасов

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...