Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Товарный обмен и товародвижение в рыночных условиях




Тема 2 Организация систем товародвижения

(товаропроводящих систем) предприятий

 

Товарный обмен и товародвижение в рыночных условиях

 

В условиях рынка усиливается зависимость отдельных фирм от внешних условий, особенно от партнеров, обеспечивающих производство материалами. Участники производства выступают в межпроизводственном обмене продуктами труда, который составляет основу товародвижения. Эффективность работы каждой коммерческой структуры зависит от ее системы товародвижения. Характерной чертой товародвижения является переход от фондового снабжения, ранее господствующего способа обмена продуктов труда, к торговым рыночным формам.

В рыночных условиях результатом деятельности фирм является не просто продукция, а товары, обладающие потребительной стоимостью. Обмен этими товарами в решающей степени зависит и от их признания на рынке.

Продукция проходит в своем движении фазы производства и обращения. При этом общее время движения продуктов зависит от скорости их движения между фирмами. Время собственно производственного процесса в общей продолжительности цикла движения продукции в промышленности занимает около 28%. Всего 14% приходится на время обращения и почти 58% составляет время, в течение которого продукция находится в процессе производства в так называемой скрытой форме, т.е. в виде производственных запасов.

В связи с небольшой величиной рабочего периода в большинстве отраслей промышленности воздействие прогрессивных технологий и организации собственно производства на сокращение продолжительности общего оборота продукции и вложенных средств относительно невелико. Основным же резервом ускорения оборота является сокращение той части времени производства, которая связана с движением продукции, находящейся в производственных запасах. Это время зависит, главным образом, от условий межпроизводственного обмена продукцией. Применительно к продукции производственно-технического назначения такой обмен выступает как составная часть процесса товародвижения.

2. Экономическое содержание процесса товародвижения

 

Товародвижение - не просто процесс движения продуктов труда. В товародвижении складываются пропорции между спросом и предложением, а в своем движении продукты труда формируются как товары, обмениваются как товары и, наконец, готовятся к потреблению.

Товародвижение охватывает две большие сферы деятельности коммерческой деятельности:

1. Сбыт продукции промышленных фирм.

2. Снабжение продукцией всех отраслей народного хозяйства.

Для любого метода хозяйствования характерно несовпадение производства и потребления (использования) продукта труда во времени и в пространстве. По мере развития общественного разделения труда это несовпадение возрастает, но принципиальное значение имеет тот факт, что продукт лишь тогда готов к потреблению, когда он доставлен к месту потребления с теми потребительскими свойствами, которые отвечают условиям его использования.

В процессе продвижения товара из одного самостоятельного производства в другое его стоимость и потребительская стоимость претерпевают определенные изменения под воздействием как живого и овеществленного труда, так и сил природы. При этом воздействия на стоимость и потребительскую стоимость в каждый данный момент не только различны по своему содержанию, но и могут вызывать изменения основных свойств товара в совершенно противоположных направлениях. Покажем это на примере машиностроения.

Чтобы определить характер этих воздействий и связанные с ними изменения стоимости и потребительной стоимости, целесообразно расчленить весь процесс движения продукции производственно-технического назначения на несколько основных этапов.

Первый этап относится к сфере обращения и охватывает период пребывания товара на складе готовой продукции у изготовителя вплоть до передачи его транспортным организациям для перевозки. Этот этап в свою очередь может быть подразделен на 3 подэтапа (1-а, 1-б, 1-в). На подэтапе 1-а вышедший из производства товар поступает на склад готовой продукции, где он хранится до момента реализации. В процессе хранения товара приобретенные им в производстве свойства в лучшем случае остаются неизменными. Его потребительские свойства не прирастают,

Часть же товаров может подвергаться некоторой порче или даже утрачиваться. Чтобы предотвратить или сократить потери, товары должны помещаться в специальные хранилища, где их содержание требует определенного минимума затрат овеществленного и живого труда. Этот труд не создает новой стоимости, но его затраты увеличивают стоимость товара (присоединяясь к ней) на величину, равную стоимости использованных средств производства и оплаты труда работников.

Подэтап 1-б во времени и пространстве практически совмещается с подэтапом 1-а. Он также связан с пребыванием товара на складе готовой продукции, однако имеет иное содержание: это - продолжение процессов производства в сфере обращения. Он происходит в виде двух операций: 1), превращающих производственный ассортимент продукции в потребительский, и 2) операций, подготавливающих товар для транспортировки к месту потребления. К числу таких операций, носящих производственный характер, можно отнести комплектование товаров, их рассортировку, маркировку, консервацию, упаковку и т.д. В течение этого подэтапа осуществляется дальнейшее приближение потребительских свойств товара к условиям его производственного потребления и движения к месту потребления. Физико-химические свойства товара, его конфигурация и другие параметры, приданные ему в процессе изготовления, не изменяются, но на этом этапе товары формируются в партии, соответствующие спросу потребителей (покупателей). Товар получает вид, делающий его пригодным к транспортировке и т.п. Труд, затрачиваемый на эти операции, создает прибавочный продукт, т.е. является производительным трудом. Стоимость товара увеличивается как за счет стоимости средств производства, используемых для выполнения названных операций, так и вновь созданной при этом стоимости.

Последний подэтап (1-в) охватывает операции, связанные с получением заказов, оформлением договоров, оформлением поставок и продаж товаров. Эти операции во времени могут совпадать с хранением товара на складе готовой продукции, предшествовать ему (получение заказов на производство, заключение договоров, предварительная оплата продукции), совершаться после отправки товара покупателю (выписка и высылка счетов). Однако, независимо от времени и места совершения операции этого подэтапа по своей сути главным образом связаны с актом смены форм стоимости, т.е. превращения товарной формы в денежную. Затрачиваемый при этом труд не прилагается к потребительной стоимости реализуемого товара. Он не совершает никаких производственных операций; его затраты непроизводительные, хотя и необходимы. Они ничего не прибавляют к созданной в данном производстве стоимости товара, а являются прямым вычетом из нее.

Второй этап - процесс транспортировки, т.е. физическое перемещение товара к месту его потребления. Транспорт как бы завершает готовность товара к потреблению. Хотя количество продукта в процессе перевозки не увеличивается, а часть уменьшается (причем могут утрачиваться и некоторые его полезные свойства), транспорт прямо взаимодействует с потребительной стоимостью, реально обеспечивая условия для ее потребления. Труд, затрачиваемый на процесс транспортировки, создает новую стоимость, т.е. является производительным. Трудом, и стоимость перевозимых товаров увеличивается, если затраты этого труда не превышают общественно-необходимые размеры.

Третий этап - прохождение товара через склад посредника в сфере обращения. По своему экономическому содержанию, а, следовательно, по характеру затрат труда, изменениям потребительной стоимости и стоимости товара, этот этап ничем не отличается от первого с той лишь разницей, что он протекает за границами функционирования производства, давшего жизнь данному товару, и охватывает не всю товарную массу, а лишь какую-то ее часть.

Четвертый этап - главным образом нахождение продукции на складе у потребителя вплоть до ее передачи в производственное потребление. Он относится к сфере производства и состоит 3-х подэтапов.

Первый подэтап (4-а) включает такие операции, как подготовка и передача потребителями заказов на поставку необходимой продукции, покупка изготовленных и поставленных товаров и принятие их на учет при поступлении на производственные склады. Одна часть этих операций предшествует всем операциям перечисленных выше четырех этапов, другая - последовательно замыкает их. Операции этого подэтапа связаны исключительно с обращением товара в его чистом виде. На потребительную стоимость при этом не оказывается никакого воздействия, стоимость товара не увеличивается. Затрачиваемый труд непроизводителен и является прямым вычетом из стоимости создаваемого на данном предприятии товара.

Подэтап 4-б - пребывание продукции в запасе. Затраты труда на подэтапе 4-б также непроизводительны, но они сохраняют потребительские свойства продукта, т.е. предотвращают количественную утрату и порчу качества хранимых продуктов, предназначенных для производственного потребления.

В отличие от двух предыдущих подэтапов на подэтапе 4-в полностью превращение производственного ассортимента полученной продукции в потребительский и она направляется в непосредственное потребление. Тем самым этот подэтап имеет производительный характер: в течение его стоимость продукта возрастает.

Таковы этапы товародвижения, которые, с точки зрения коммерческой деятельности, представляют собой материально -вещественный процесс перемещения во времени и пространстве готовых к потреблению продуктов труда, которые обладают определенными физико-механическими свойствами.

 

Товаропроводящая сеть

Специалисты в области коммерции более широко рассматривают процессы товародвижения и в рамках этого направления выделяют такое понятие как движение ресурсов. Движение ресурсов (продукции)— вид коммерческой деятельности, связанный с физическим перемещением ресурсов (продукции) в требуе­мых направлениях по согласованию между звеньями сис­темы и субъектами внешней среды.

Основными функциями движения ресурсов (физического распределения) являются:

- управление заказами на продукцию и услуги;

- планирование транспортировки (движения) ресурсов, условий грузоперера­ботки, складирования и хранения ресурсов;

- организация послепродажного обслуживания клиентов;

- определение способов затаривания и упаковки ресурсов и размеров
партий их поставки потребителям;

- организация движения материальных потоков между звеньями системы и за ее пределами и др.

Количество перемещённых товаров измеряется натуральными и стоимостными показателям, в которых выражается информация о товародвижении. Наиболее общеупотребительными показателями, характеризующими потоки товаров, является грузооборот и товарооборот. Информация о происходящих процессах в стоимостных показате­лях позволяет создать экономическую модель, отражающую движение стоимости товара. В натуральных показателях отражается информация о реальном движении товара. Таким образом, процесс товародвижения рассматривается в двух аспектах. Во-первых, как технологическая система, представляющая материально-вещест­венный поток товаров и, во-вторых, как экономическая система, представляющая собой потоки и процессы переработки экономической (коммерческой информа­ции). Так как задачей изучения комплексного процесса товародвижения является, с одной стороны рациональное построение технологических структур, а с другой - овладение методами управления процессами, то отсюда вытекает применимость для этой системы системного подхода. Изучение комплексного процесса товаро­движения требует четкого определения целей (целевых инструкций) системы и средств их достижения. Довести товар от производителя до потребителя означает организовывать его перемещение практическим путем, с минимальными совокуп­ными издержками, в нужное для потребителя время, в заданном количестве, а также в состоянии пригодном для розничной продажи и потребления.

Совмещая маркетинговый и коммерческий подходы к товародвижению, выработаем собственное определение данного процесса.

Если представить весь процесс движения товаров в виде определений схемы с множеством входов и выходов, где в качестве входов обозначить поступление конкретных товаров, а в качестве выходов пункты реализации этих товаров, то будут очевидны пути продвижения товаров от производителей до потребителей.

В рамках блока «процесс» рассмотрим внутренние микропроцессы торгового предприятия.

Таким образом, перед нами возникает ряд звеньев всей товаропроводящей цепи, в которой изначально можно выделить два крупных уровня: макроуровень и микроуровень. В каждом из этих уровней представлены свои внутренние каналы. В частности, на макроуровне, в рамках которого рассматриваются входящие и исходящие потоки торгового предприятия, следует выделить отдельные каналы распределения. Каждый канал может быть нулевого, первого уровня и.т.д. По каждому из каналов сырьё и материалы сначала поступают на предприятие (блок вход), а затем в блоке выход доводятся до конечных потребителей, опять-таки по заданным товаропроводящим путям.

 

Вход Процесс Выход

 

 


Макроуровень Микроуровень Макроуровень

 

Рис.2.1. Основные уровни организации товародвижения на предприятиях

 

На микроуровне, в рамках блока процесс происходит движение продукции по отдельным звеньям-подразделениям предприятия. У торгового предприятия к таким подразделениям относятся отдел снабжения – склад – сбытовой отдел.

Таким образом, на наш взгляд, под товародвижением следует рассматривать процессы, происходящие на макро- и микроуровнях по отношению к предприятию, и связанные с эффективным продвижением продукции от первичного источника к конечному потребителю. Под эффективным продвижением будем понимать движение продукции с минимальными задержками в отдельных звеньях товаропроводящей цепи и с минимальными сопутствующими затратами. Не следует забывать, что система сбыта для одного предприятия является системой закупочной деятельности для другой торговой организации. Остановимся более подробно на анализе и проектировании каналов товародвижения.

 

Распределительные каналы

Существует пять основных методов, с большим или меньшим успехом используемых при анализе и проектировании каналов распределения:

• институционально-описательный;

• графический;

• метод, основанный на группировке товаров;

• функциональный;

• структурный.

Институционально-описательный методсводится к идентификации, описанию и классификации посреднических институтов. Например, один из идеологов этого метода Д. Бауэрсокс предлагает практическую его реа­лизацию через классификацию посредников по виду оказываемых услуг, выраженную через схему анализа посредников в структу­ре распределения (рис.2.1).

Так, на первом уровне проводится различие между торговыми и функциональными посредниками. Торговые посредники приобретают товары в полную собственность и соответственно принимают на себя весь сопут­ствующий риск. Функциональные посредники избавлены от риска, связан­ного с собственностью, но предоставляют некоторые необходимые услуги как своим клиентам, так и конечным потребителям.

 


Рис. 2.2 Типичная схема анализа посредников в структуре распределения

 

На втором уровне оптовых торговцев разделяют по типу и диапазону оказываемых услуг. Посредники с полным набором функций обычно дела­ет крупные закупки, занимаются разукрупнением больших партий товаров, комплектованием, сортировкой, продажей и доставкой. Для исполне­ния этих функций такой посредник держит склады и нанимает необходимый персонал, в обязанности которого входят собственно торговля, физическое распределение, предоставление торговых кредитов, сбор дебиторской задолженности, предоставление консультационных и информационных услуг как поставщикам, так и потребителям. Посредники с ограниченными и комбинированными функциями имеют более узкий круг предоставляемых услуг.

На третьем уровне представлены классификационные признаки, которые обычно применяются для дальнейшей классификации оптовых торговцев, выделенных на первых двух уровнях.

Следует отметить, что в иллюстрации данного метода имеется много противоречий. Так, изначально в качестве классификационного признака определяются маркетинговые услуги. Далее говорится о главном класси­фикационном отличии, выраженном через полноту услуг, позже - через степень риска и, наконец, через проведение за свой счет операций. Таким образом, границы классификаций сильно размыты. Тем не менее, следует констатировать, что это один из основополагающих способов формализа­ции структуры распределительных каналов.

 
 

 


 

 

Рис. 2.3 Типичные (альтернативные) каналы распределения потребительских товаров

 

Графический метод предполагает графическую интерпретацию всех возможных каналов распределения по определенному виду товарно-мате­риального потока и как следствие позволяет проследить за движением соб­ственности от сырья до готовой продукции. Графические схемы товарно-материальных потоков иллюстрируют богатый выбор обслуживающих их институтов на всех уровнях процесса распределения. Примеры примене­ния графического метода для разных типов продукции представлены на рис. 2.3, 2.4.

Очевидно, что каналы, описанные на рис. 2,3 сле­дует воспринимать лишь как общие схемы. На практике существует мно­жество возможных вариаций, определяемых типом продукта, типом потре­бителя, представлением основной фирмы о составе участников и т. п.

 
 

 

 


Рис. 2.4. Типичные (альтернативные) каналы распределения товаров производственного назначения

Реализация графического метода через построение четкой схемы кана­лов распределения приобретает размытые и запутанные черты под воздей­ствием таких популярных в настоящее время явлений, как смешанная тор­говля (интегрированная оптовая торговля) или конгломерированный мар­кетинг (продажа одного и того же продукта через розничные магазины разных типов, например садовые грабли на бензозаправочных станциях, в магазинах инструментов, магазинах садовых принадлежностей, универ­сальных магазинах и т. д.). Такое явление называют зигзагами каналов рас­пределения.

Главное достоинство графического метода в том, что он достаточно наглядно отображает многообразные связи, характерные для современных распределительных каналов, и располагает распределительные институты в логистической последовательности. Однако удобная простота схемы за­частую маскирует всю сложность выбора отдельной организацией рацио­нального канала.

Пытаясь сократить количество факторов, которые необходимо учиты­вать при планировании, некоторые исследователи определяют детальную структуру канала распределения применительно не к отдельному продук­ту, а к той или иной группировке продуктов. Этот эмпирический по природе метод объединяет описание посреднических институтов со схематич­ным отображением основных каналов перемещения собственности (гра­фическим методом). Такой метод, основанный на группировке товаров, полезен в специфичных ситуациях, однако он слишком сложен, чтобы пользоваться им для общего планирования.

Функциональный мет од анализа структуры каналов распределения раз­вился в результате попыток дать логистическое объяснение всему маркетинговому процессу в целом. Он строится по аналогии со структурно-функциональным анализом и методологией IDEF и основан на определении функций (главная функция - сбыт продукции) сбыта, с их последующей декомпозицией и привязкой к соответствующим механизмам и исполните­лям.

 
 

 

 


 

 

зависимость

 

Рис. 2.5 Классификация структурных связей в распределительных каналах по степени осознанной взаимозависимости

 

Структурный методоснован на идентификации структуры каналов распределения, анализе связей и взаимодействия в канале. Демонстрируя реа­лизацию данного метода, главное в котором — выявление степени зависимо­сти структуры каналов от степени формализации и добровольности, Д. Бауэрсокс выделяет три структурные категории распределительных каналов:

• каналы для единичных сделок;

• обычные каналы;

• добровольные объединения.

Рисунок 2.5 наглядно демонстрирует структурную классификацию распределительных каналов по степени осознанной взаимозависимости участников.

Добровольные объединения, обусловленные деловыми связями, делят­ся на:

• административные системы;

• партнерства и союзы;

• контрактные системы;

• совместные предприятия.

Такая классификация выявляет различия между структурами, обуслов­ленными потребностями конкретных сделок, и структурами, опирающи­мися на деловые связи. В структурах первого типа взаимозависимость участников минимальна или вовсе отсутствует. Участники таких каналов не отвечают друг за друга. Единственным основанием для передачи соб­ственности служат здесь законы и обязательства, регулирующие процесс купли-продажи. Каналы второго типа (строящиеся на деловых связях) таят в себе более широкие возможности для развития межорганизационного сотрудничества.

Указанные методы систематизированы в таблице 2.1. Нам представляется, что основным и общим недостатком всех приведенных ме­тодов является отсутствие реального инструментария для оценки рацио­нальности сложившегося положения и возможности разработки оптимальных механизмов распределения. В основе всех методов лежит субъектив­ная (интуитивная, экспертная) оценка рациональности каналов распреде­ления. Для нивелирования этого недостатка следует определить факторы и критерии оптимальности выбора сбытовых каналов и определить последо­вательность действий в ходе анализа и проектирования последних.

Таблица 2.1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...