Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Систематизация критериев выбора и показателей оценки уровней ЛСЦ




Критерий выбора уровней ЛСЦ Показатели оценки критерия
Имидж Наличие узнаваемой торговой марки (бренда) Наличие положительного имиджа компании в глазах партне­ров, покупателей, различных организаций Число PR- и промоушн-акций, презентаций и т. п. за опреде­ленный период Степень совпадения представлений значимости посредника с потребительской оценкой
Возможности в сфере сбыта Доступ к региональным рынкам сбыта Широта охвата целевых групп потребителей Возможные объемы продаж
Состояние развития Платежеспособность Потребность в дополнительных оборотных средствах Объем складских площадей Количество единиц автотранспорта Количество и квалификация персонала Наличие партнеров и контрпартнеров Техническое оснащение
Ассортимент услуг и условия работы Комплекс и виды оказываемых логистических услуг Возможности и условия сроков и объемов поставок
Наличие конкуренции между посредниками Количество посредников на разных пунктах трансформации (в горизонтальном разрезе) Количество посредников на уровнях сбытового канала (в вертикальном разрезе)
Наличие формализова-нных правил взаимодейст-вия Наличие договоров Структура договора Сроки действия договоров
Условия и порядок поставок (логистика поставок) и поли­тика транспорти­рования Обеспечение выбора наиболее дешевых способов доставки Минимизация порожних поездок Использование соответствующей транспортной тары Соблюдение сроков поставок Организация доставки небольших (крупных) партий в большое число торговых точек
Политика кредитования Рейтинг кредитоспособности Широта диапазона условий оплаты Наличие механизма предоплаты Наличие механизма взятия на реализацию Неденежные формы расчетов Сроки проведения расчетных операций
Требования по сопровожде-нию, сервисному и гарантий­ному обслуживанию Наличие услуг подобного рода Уровень качества услуг Стоимость услуг
Обеспечение порт­феля дополнитель­ных услуг Ассортимент и значимость дополнительных услуг (например, финансовых - продажа в кредит; страховых - страхование, лизинг; информационных и пр.)
Связь ценообразова­ния и мотивации посредников Наличие научно обоснованной системы ценообразования у продуцента Возможности маневра в дифференциации цен у посредника (основной и дополнительный товары) Наличие системы скидок и надбавок в зависимости от условий поставок

Остановимся более подробно на характеристике приведенных в таблице 2.2 критериев и пока­зателей их оценки:

§ Имидж - это комплексный критерий представления или образа по­средника или продуцента у потребителя. Данная характеристика опре­деляется ответом на вопрос: «Совпадают ли у покупателя имиджевые представления о производителе и посреднике?». Не имеет смысла пытаться продвигать эксклюзивный товар, предназначенный для высокодоходных групп потребителей, через сети или посредников, кото­рые позиционируются как продающие дешевый товар, рассчитанный на низкодоходные группы потребителей, равно как и наоборот. Компания-производитель должна создавать узнаваемую торговую марку (бренд); формировать положительный имидж компании в глазах партнеров, покупателей, различных организаций (PR); проводить меро­приятия, направленные на дополнительное привлечение покупателей к своему товару (промоушн-акции, дегустации, презентации и т. п.). Это относится к области стимулирования сбыта.

§ Следующий критерий - возможности субъекта в сфере сбыта.Комп­лексными показателями, определяющими эти возможности, являются: доступ к региональным рынкам сбыта; широта охвата целевых групп потребителей; возможные объемы продаж.

Зачастую возникает ситуация, когда производитель не в состоянии по­лучить доступ к некоторому кругу посредников в силу их слабости: малые объемы продаж, непредставленность в отдельных регионах (районах) и, что самое важное, плохой контакт с целевыми группами покупателей. Об­ратная ситуация - когда возможности посредника значительны: охват рынка слишком велик и нерационален, производитель не в состоянии от­гружать требуемые объемы, обеспечить узнаваемость товара (бренд).

§ Платежеспособность, потребность в дополнительных оборотных сред­ствах, объем складских площадей, количество единиц автотранспорта, ко­личество и квалификация торгового персонала, партнеры и контрпартне­ры, техническое оснащение - эти показатели характеризуют критерий, который обозначается как состояние развития.

§ Следующими критериями являются ассортимент услуг и условия ра­ботысубъектов. Здесь необходимо учесть специфичные условия деятель­ности посредника: комплекс и виды оказываемых логистических услуг, возможности и условия сроков и объемов поставок. Этот анализ позволит унифицировать отношения с посредниками и выработать наиболее при­влекательное для них предложение. В случае значительных расхождений между позициями посредника и производителя, владея обобщенной ин­формацией, проще найти компромисс. В некоторых случаях необхо­димо уступить требованиям посредников, в других - обосновать свою жесткую позицию. Так, печально закончилось многообещающее сотруд­ничество Европейской мебельной компании (ЕМК, Саратовская обл.) с гигантом IKEA. После кризиса 1998 г. Шведская корпорация была самым крупным и практически единственным каналом сбыта для ЕМК, поэтому саратовские мебельщики соглашались на все условия, выдвигаемые парт­нером (снижали цены). Заказы от IKEA поступали по 2001 г., но потом шведы отказались продлевать контракт с поставщиком. Через некоторое время ЕМК обанкротилась и вскоре перешла под контроль подмосковной «Шатуры».

§ Немаловажным критерием выбора является наличие конкуренции меж­ду посредниками. Существуют уникальные посредники, которые могут демонстрировать высокую эффективность и соответствуют всем пожела­ниям производителя. Так, предприятия - изготовители продуктов пита­ния стремятся попасть в розничные сети, обеспечивающие хороший охват целевой группы потребителей, обладающие высокой пропускной способ­ностью и надлежащим имиджем. Но в этом случае розничная сеть выдви­гает ряд серьезных требований к поставщику, предлагая в том числе опла­чивать размещение товара в залах супермаркетов по ставкам, зависящим от занимаемой площади стеллажей.

Производитель должен «эксплуатировать» конкуренцию, если таковая присутствует, между посредниками на одном уровне канала сбыта. Отда­вая предпочтение какой-то группе поставщиков, производитель неизбеж­но позиционируется как партнер сети, дилера и т. п. С одной стороны, это затрудняет расширение числа посредников, с другой - делает отношения более надежными и долгосрочными. Элемент соревнования между по­средниками за право продавать товар производителя позволяет вести бо­лее жесткую сбытовую политику.

§ Следующий критерий - наличие формализованных правил взаимодей­ствия. Прежде всего, они должны быть документально оформлены и неиз­менны в течение довольно длительного времени. Частые изменения пра­вил взаимодействия с посредниками являются для них демотивирующим фактором. Помимо прочего, обе стороны несут дополнительные издержки вследствие неупорядоченности взаимоотношений. Речь идет и об увеличе­нии времени на ведение переговоров, и о задержках в отгрузке и оплате, и пр. Для производителя в конечном итоге это означает потерю клиента и как следствие расходы на поиск нового. Современные методы повышения лояльности клиентов и построения долгосрочных партнерских отношений помогают не только существенно повысить текущую прибыль, но и сделать бизнес значительно более устойчивым в долго­срочной перспективе.

§ Популярными на сегодняшний день критериями являются условия и порядок поставок (логистика поставок) и политика транспор­тирования. Количество вариантов здесь очень велико, начиная от «самовывоза из Нижнего Тагила» и заканчивая хорошо организованными поставками с использованием оптимальных транспортных схем: выбор наиболее де­шевых способов доставки, минимизация порожних поездок, использова­ние соответствующей транспортной тары, соблюдение сроков поставок, что особенно важно при организации доставки небольших партий скоро­портящегося товара в большое число торговых точек. Довольно часто дос­тавка товара является сопутствующей услугой, которая повышает привле­кательность поставщика.

§ Критерий, именуемый «политикой кредитования»,помимо проведения рейтинговой оценки кредитоспособности субъектов сбытовой цепи, оце­нивается главным образом по условиям предоплаты. Производитель, как правило, разграничивает условия оплаты по степени жесткости: от 100% предоплаты и отгрузки не позднее, например, двух месяцев до максималь­но мягкого варианта - передачи продукции на реализацию и оплаты по факту ее осуществления. Как видно, диапазон возможных вариантов ве­лик, принятие решения о целесообразности того или иного варианта зави­сит от целого ряда существенных условий и должно быть соотнесено со стратегическими задачами компании-производителя. Полная предоплата не только повышает требования к посреднику, предполагает наличие у него значительных оборотных средств, снижает объем реализации, не позволяет эффективно задействовать некоторые каналы сбыта, но и в не­которых случаях просто невозможна. Однако такой способ позволяет сни­зить дебиторскую задолженность до минимума. Бартерные отношения, по мнению специалистов, не являются оптимальными и не способствуют по­вышению эффективности сбытовой политики. Однако неденежные формы расчетов используются как средство сохранения выпуска на неэффектив­ных производствах и как способ увода доходов предприятия в тень. В ре­зультате компания фактически улучшает свое реальное финансово-эконо­мическое положение, хотя не совсем рыночными или законными способа­ми. Неденежные сделки ставятся в вину предприятиям, поскольку они выгодны только самим производителям, но не государству, акционерам и всему обществу в целом. На реальное финансово-экономическое положе­ние предприятий положительно влияет только платежеспособный спрос на выпускаемую продукцию. Ни бартер, ни векселя, ни зачеты никогда не помогали компаниям улучшить свое положение. Более того, они негатив­но сказывались на их состоянии.

§ Требования по сопровождению, сервисному и гарантийному обслу­живаниюхарактеризуются наличием такого вида услуг, а также качеством их проведения. В первую очередь речь идет о предпродажной подготовке, сервисном, гарантийном и постгарантийном обслуживании. Производи­тель должен обеспечить формирование инфраструктуры, поручая выпол­нение таких услуг посредникам, специализированным сервисным компа­ниям или создавая собственные сети обслуживания. К разряду дополнительных услуг относят сервисные услуги по проектированию, монтажу и демонтажу продаваемой продукции. Например, изменения в сбытовой по­литике ОАО «УАЗ» в 2001 г. были направлены на формирование сети ре­гиональных дилеров. Началась сертификация дилерских площадок, кото­рая позволила рассматривать продукцию ОАО «УАЗ» не как автомобиль, а как продукт, представляющий собой «автомобиль + предпродажное об­служивание + гарантийный ремонт + постгарантийное обслуживание и определенный уровень сервиса». Несмотря на снижение объема производ­ства в натуральном выражении, выручка от продаж увеличилась на 8% по сравнению с уровнем 2000 г.

§ Обеспечение портфеля дополнительных услуг. Некоторые виды това­ров нуждаются в дополнительных услугах, связанных со спецификой по­требления данного продукта, например финансовые услуги, такие как про­дажа в кредит. Для этого не обязательно отвлекать собственные оборотные средства, можно воспользоваться услугами специализированных компа­ний, в частности лизинговых, страховых, банков.

§ Значимым критерием является связь ценообразования и мотивации по­средников. Речь идет о ценовой политике производителя во взаимосвязи с интересами посредника. Зачастую ценообразование происходит не сис­темно, а практически случайным образом. В худшем случае цена привяза­на к средней стоимости по отрасли или рассчитывается по простой форму­ле «себестоимость + прибыль». При расчете цен необходимо учитывать ряд условий: жизненный цикл товара, его уникальность, ценность для по­требителя, известность марки, цены конкурентов, наличие дополнитель­ных поддерживающих услуг. Кроме базовой стоимости продукта, имеет смысл говорить о дифференцированных ценах на группы товаров. Зачас­тую номенклатура продукции расширяется, чтобы предложить покупате­лю ряд смежных товаров, т. е. проводится ассортиментная политика.

Дифференциация цены подразумевает возможность сбывать отдель­ный товар либо по средней стоимости, либо по заниженной, либо по цене, превышающей среднюю. Производитель, варьируя цены, может привлечь дополнительное число покупателей. В этой связи важно разделять товар на основной и дополнительный, стоимость которого отличается с минусом или плюсом от среднерыночной. Обычно такие схемы складываются на рынках стихийно, но зачастую производитель может диктовать условия создания подобных схем и в зави­симости от своей стратегии решать, от какой группы товаров он намерен получать большую прибыль, а какой жертвовать ради увеличения объема продаж и оборота.

Второй вид дифференциации - скидки за объем, период оплаты, надбавки за срочность поставки. Расчет рациональной цены на товар требует учета многих факторов, и стоимость должна быть дифференцированной.

В основе любой оптимизационной модели (именно к этому виду моде­лирования относится ЛСЦ) лежит определенный критерий оптимально­сти. В данном случае, учитывая многоуровневость и гибкость ЛСЦ, в ка­честве критерия оптимальности (главного оценочного показателя) сле­дует выбрать компромисс (оптимальное соотношение) между уровнем логистического сервиса потребителей и величиной логистических издер­жек (затратами на его осуществление).

Учитывая, что продуценты и посредники ЛСЦ по-разному могут оце­нивать свой вклад в сбытовую деятельность, математическая интерпрета­ция оптимизации ЛСЦ выглядит следующим образом:

пр ≤ Су,

{ Су ≤ Спотр,

{ Су - Спр = max,

потр - Су = max,

где Спр - себестоимость логистических услуг для продуцента;

Спотр - себестоимость логистических услуг для потребителя, если бы он выполнял услуги самостоятельно;

Су - стоимость (цена) логистических услуг.

Следует подчеркнуть, что уровень логистического сервиса является комплексным показателем и зависит от многих факторов:

§ скорости производства и доставки товара (скорости поставки);

§ структуры комплекса логистических услуг, оказываемых потреби­телям;

§ степени соответствия количественных и качественных параметров товарных потоков требованиям заказчика;

§ установления оптимальной напряженности товарных потоков;

§ рациональности транспортных средств;

§ рациональности содержания запасов, оптимальных по структуре и количественным параметрам в звеньях логистической цепи;

§ уровня цен и тарифов на логистические услуги;

§ степени подготовки поставляемых товарных ресурсов к производ­ственному потреблению у заказчиков.

Коэффициентом эффективности ЛСЦ является отношение логистических затрат субъекта к полученным результатам.

Отдельно следует остановиться на проблеме определения и вычле­нения логистических затрат ЛСЦ.

Затраты ЛСЦ изменяются в широком диапазоне за счет использования разных факторов. В среднем они составляют от 30 до 70% от себестои­мости производства, а по данным некоторых аналитиков могут доходить до 300% и более по различным отраслям и компаниям.

Затраты ЛСЦ можно укрупненно разделить на:

• затраты на создание и управление запасами;

• транспортные расходы;

• трансакционные затраты (поиск субъектов логистической цепи сбы­та, оформление договоров, передача прав собственности и др.).

Для количественного определения динамики издержек следует провес­ти сопоставление комплексных и постатейных затрат ЛСЦ на формирова­ние различных вариантов ее построения (совершенствования).

В заключение сформулируем «три золотых правила» сбытовой логис­тики.

1. ЛСЦ должна проникать как можно глубже к точкам конечного сбыта, использоваться как можно чаще и осуществлять транспортировку на как можно большее расстояние путем использования грузовых еди­ниц продукции и грузовых транспортных единиц (transaction units), обес­печивающих получение как можно больших вместимостей.

2. В ЛСЦ необходимо использовать минимальное количество TU (trans­action units) независимо от их вместимости.

Минимальное количество TU согласуется с концепцией количества оборота этих единиц, т. е. количества раз, когда эти TU могут быть предо­ставлены потребителям вовремя. Это подразумевает интенсивное исполь­зование оборудования для технологической обработки указанных единиц и наличие инфраструктур, заинтересованных в эксплуатации TU при пере­возке многими видами транспорта.

Применение данного правила требует, чтобы в сфере сбыта произво­дились сравнительные оценки эффективности возможных сценариев на макро- и микроуровнях.

3. Стационарный склад (если нельзя избежать его создания) должен располагаться в центре ЛСЦ: компромисс между близостью к исходному производственному процессу и к конечным торговым точкам.

В идеальном случае, когда темпы производства и потребления пример­но одинаковы, возможен нулевой запас. В реальных же условиях избежать запаса практически невозможно. Применение этого правила открывает возмож­ности выбора его месторасположения - на местном рынке или у проду­цента. Другими словами, необходим выбор между скоростью и надежно­стью сбыта.

И, наконец, отметим ряд закономерностей управ­ления товародвижением:

- на первом этапе оптимизации хозяйственной деятельности хозяй­ствующего субъекта основное внимание специалистов коммерческого отдела направлено на управление потоками внутри предприятия (формирование микроконцентрационно-распределительной системы); в дальнейшем акцент смещается на управление потоками в сфере сбыта (формирование
мезосистемы распределения продукции и услуг), и, нако­нец, целью деятельности менеджеров коммерческого отдела является создание макроконцентрационно-распределительной системы, в пределах которой делается попытка увязать внутренние потоки с внешними, т. е. координи­ровать потоки во всех сферах хозяйственной деятельности предприятия - закупке, внутренних процессах и сбыте;

- нетрудно заметить, что если на первом этапе с позиции локального
хозяйствующего субъекта необходимо рассматривать деятельность одно­го звена системы, пере­рабатывающей совокупность потоков, то в дальнейшем исследования значительно усложняются, что связано с необходимостью формирования мезосистемы, т. е. если ранее поставщики и потребители, взаимодействующие с данным предприятием, являлись «обезличенны­ми», то впоследствии необходимо учитывать их возможности и потребно­сти с целью дальнейшей увязки в рамках маркетинговой стратегии рас­сматриваемого предприятия;

- по мере развития рыночных отношений будут наблюдаться следую­щие закономерности: с одной стороны, ожесточится борьба за потребите­лей продукции и услуг, что фактически приведет к усложнению потоков,
функционирующих в сфере сбыта, а с другой - наблюдается тенденция, связанная с устранением необоснованной конкуренции между постав­щиками ресурсов и соответственно определенной стабилизацией пото­ков, циркулирующих в сфере закупки. Данные закономерности достаточ­но противоречивы, поэтому особенности их реализации должны быть уточнены в каждом конкретном случае.

Организация товародвижения связана с определенными проблемами:

- учет возможностей поставщиков и потребностей покупателей про­дукции и услуг;

- органичное сочетание интересов звеньев всей системы как минимум на трех уровнях: отдельного звена, совокупности звеньев, системы в целом;

- проектирование, формирование и оптимизация сис­темы;

- рациональное использование основных и оборотных средств от­дельных звеньев и системы в целом;

- синхронизация движения потоков как внутри сис­темы, так и за ее пределами;

- обеспечение эффективного управления потоками на стратегиче­ском и оперативном уровнях в соответствии с изменениями во внешней
среде системы;

- выбор и реализация концепций управления звеньями системы и их взаимное согласование;

- постоянное совершенствование коммерческих технологий;

- предотвращение кризисных явлений в деятельности системы и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...