Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение отдельных групп молодежи




Процесс реформирования общественного производства и политической жизни в стране в 1998–1999 гг. продолжал развиваться с немалыми сложностями, сопровождался рецидивами нестабильности и ростом напряженности в обществе. Сужаются возможности социальной интеграции через включение в материальное производство, растет удельный вес той части молодежи, которая не имеет профессии и существует на случайные заработки, обладает низким социальным статусом. Продолжается деформация профессионального самосознания молодых россиян и их этических ориентаций в сфере труда. Указанные процессы влияли на положение всех социальных групп молодежи.

Рассматривая молодежь в целом как стратегический ресурс во всех сферах жизнедеятельности российского общества, необходимо иметь представление о том, каков это ресурс не только на уровне всего молодого поколения, но и на уровне отдельных социальных групп. Для кого и для чего этот ресурс?

Социальная значимость каждой такой группы молодежи неодинакова в различные периоды трансформации общества. В зависимости от социально-политических целей того или иного этапа изменяется социальная роль и значение каждой социальной группы молодежи.

В данном докладе представлены такие социально-профессиональные группы, как школьники старших классов, студенты, молодые предприниматели и молодые военнослужащие. Анализ выделенных групп обусловлен тем, что каждая из них в настоящее время представляет собой ресурс общества в наиболее значимых сферах.

Школьники старших классов выступают как стратегический ресурс общеобразовательного уровня нации, как ресурс пополнения и воспроизводства интеллектуально-кадрового потенциала и гражданской активности. Поэтому важно знать, каковы особенности отношения школьников к российским проблемам, структура ценностного сознания и смысложизненных целей, их отношение к явлениям социальной жизни.

Студенты являются интеллектуально-профессиональным ресурсом и наиболее активной частью молодежи. На какие ценности ориентируется студенческая молодежь, ресурсом каких социальных изменений она будет выступать, какие проблемы современной России ее волнуют? Ответы на эти вопросы позволят адекватно строить свою работу со студенческой молодежью различным государственным и общественным структурам.

Молодые предприниматели – основа, кадровый потенциал рыночной экономики. Каков их образовательный уровень, каковы сферы интересов, какие социальные процессы происходят в этой социальной группе, какова динамика ее численности, ее установки и отношение к власти – все это необходимо знать, чтобы прогнозировать обеспечение кадровым ресурсом экономические реформы.

Молодые военнослужащие выступают особой социальной группой, которая является основным ресурсом безопасности России. Что собой представляет этот ресурс, какие проблемы его волнуют и каковы его взгляды на армейскую службу? Зная положение армейской молодежи и ее проблемы, можно строить работу с личным составом и прогнозировать отношение армии к решению высших и внутренних проблем России.

Школьники. Сегодняшние учащиеся старших классов — это завтрашняя наиболее активная часть населения России. Однако уже сегодня они имеют свое мнение по различным вопросам российской действительности, свои социальные ориентации, которые в недалеком будущем станут влиять не только на их поведение, но и на стратегические решения в различных областях общественной жизни нашей страны.

Школьная молодежь менее отягощена проблемами обеспечения материального благополучия, в своем большинстве считая это обязанностью родителей, что отражается и в самооценках материального положения своих семей (60,8% учащихся относит свою семью к материально среднеобеспеченным), и в том, что эту группу более других волнуют проблемы учебы, любви, здоровья, взаимоотношений с родителями, проведение досуга и т. д.

Особенности социального положения и обыденной практики школьной жизни обусловливают избирательность в отношении к общероссийским проблемам: ситуация в Чечне, отсутствие политического лидера, способного сплотить народ, коррупция во властных структурах, инфляция, рост цен, опасность распада России волнуют старшеклассников гораздо меньше, чем такие проблемы, как экономическая ситуация, преступность, безработица, падение морали, нравственности.

Деньги в иерархии факторов успеха занимают у школьников только шестое место, а "пробивные" способности — седьмое. Это достаточно показательно, поскольку молодые люди начинают понимать, что период добывания "легких" денег проходит и для достижения успеха необходимо рассчитывать на получение высокой квалификации и собственные усилия. В исследованиях последнего времени отмечается изменение широко распространенной ориентации учащихся начала 90-х годов на "удачное стечение обстоятельств". Сегодня в сознании большинства школьников уже менее представлены установки на выигрыш в лотереях и на другие сомнительные способы достижения жизненного успеха. Напротив, они достаточно определенно осознают свои конкретные жизненные цели (86,5%) и пути их достижения, не имеют целей в жизни только 1% опрошенных школьников.

Смысложизненные цели, выступающие в качестве стратегических ориентиров для старшеклассников, — сделать карьеру, добиться высокого положения в обществе (этого желают 32,5% опрошенных). Однако достижение карьеры учащиеся не связывают с получением высокой квалификации и реализацией своих способностей, поскольку стать высококвалифицированным специалистом хотят всего 14,7%, а реализовать свои способности — 14,4%.

Немногие из опрошенных старшеклассников желают в качестве цели в жизни иметь счастливую семейную жизнь — на это ориентированы 11,6%, тогда как в других возрастных группах молодежи счастливая семейная жизнь входит в число первых трех приоритетных ценностей.

Самый низкий показатель имеет такая социально значимая цель, как служение людям: в качестве смысложизненной ее выделяют всего 1,2% шко­ль­ников.

Взгляд учащихся на нарушение общественного порядка, незаконное обогащение остается достаточно негативным, но в отношении к таким личностным качествам, как эгоизм, иждивенчество и равнодушие к людям, прежние однозначно негативные оценки несколько смягчились. Учащиеся все более положительно относятся к приспособленчеству, карьеризму, подражанию западному образу жизни, национализму и праздному образу жизни, что обусловлено негативным влиянием социальной среды и средств массовой информации, а также отсутствием эффективной воспитательной работы среди старшеклассников в школе и во внеучебной работе с учащимися.

Меняется отношение старшеклассников к участию в организации школьной жизни. Результаты ряда опросов 1998–1999 гг. показывают, что среди различных видов участия в общественной деятельности на уровне школы более половины учащихся хотело бы участвовать в школьном самоуправлении. В практике школ восстанавливаются многие формы воспитательной работы и участия старшеклассников в делах школьного коллектива, которые были утрачены в начале 90-х годов как наследие советского времени.

Общечеловеческие качества, ценимые в советском обществе, такие как порядочность, коллективизм, не отвергнуты и подрастающим поколением. Но в среде старшеклассников выше стали цениться качества, позволяющие тем, кому они присущи, своим трудом и активностью подняться на более высокую ступень социального положения — деловая "хватка", готовность к резким переменам в жизни и социальная активность. Треть старшеклассников (35,8%) считают, что современный молодой человек должен в определенной степени обладать агрессивностью.

Современные школьники демонстрируют высокую степень активности и самостоятельности. Несмотря на то, что основная масса находится на иждивении родителей, тем не менее в оценках и суждениях по многим вопросам проявляет независимость. Сознание школьников носит весьма противоречивый характер. Хотя каждый третий стремится сделать карьеру, но не связывает это с достижением высокой квалификации. Противоречивость особенно характерна для ценностного сознания школьников, ибо здесь в весьма причудливый форме соседствует позитивное отношение к иждивенчеству и желание зарабатывать, эгоизм и коллективизм, социальная активность и агрессивность.

Таким образом, старшеклассников в настоящее время больше волнуют социально-экономические и нравственные проблемы, чем политические. В своем большинстве они имеют конкретные цели в жизни и ориентированы на успех за счет проявления социальной активности в различных сферах жизни общества. Рассматривая школьников старших классов как стратегический ресурс развития российского общества, можно заметить, что они более, чем прежде, ориентированы на себя и свои интересы, но в то же время - способны воспринимать демократические ценности, готовы принять участие в процессах либерализации социально-экономической сферы общества. Своим трудом, личными качествами и социальной активностью они намерены сделать карьеру, достичь высокого социального положения.

Однако следует заметить, что ориентация на участие в социальной жизни в реальности во многом будет зависеть от создания и эффективности работы различного рода государственных структур и общественных объединений, которые содействуют социализации и осуществляют воспитание учащейся молодежи. Особое внимание в процессе воспитания школьников следует уделять привлечению их к участию в самоуправлении и формированию гуманистических качеств личности.

Студенты. Современное российское студенчество существенно "помолодело" по сравнению с прошлым десятилетием: в 1997/9 учебном году 55,6% студентов не достигли 20-летнего возраста. Доля женщин в общей численности студентов государственных вузов составляет 55,7%, а с учетом негосударственных — 56,0%.

Студенты выступают как наиболее активная часть молодежи и в своих взглядах, ценностных ориентациях отражают как трудности переходного периода, так и стремление новых поколений к социальным изменениям, реформированию российской действительности.

Тип современного молодого человека, каким он, согласно исследованиям, видится российским студентам, основывается на постоянной готовности к переменам в жизни. Молодой россиянин должен обладать высокой социальной активностью и в определенной степени быть индивидуалистом. Ему необходимо быть терпимым к различным превратностям жизни, мнению других людей и их социокультурным различиям, но вместе с тем и быть в определенной степени агрессивным (агрессивность поддерживают 44,2% опрошенных студентов). Его должны отличать оптимизм, высокая нравственность и гуманность по отношению к людям. В некоторой степени он должен быть прагматиком, но не циником. Для него должны быть характерны определенная доля скромности, высокая степень порядочности, деловая "хватка" и коллективизм.

Для подавляющего большинства российских студентов (91,9%) важен успех в жизни, причем для студентов периферийных университетов эта ориентация проявляется в еще большей степени. Среди факторов, с которыми у студентов ассоциируется успех в жизни, выступают: возможность творческой самореализации личности; карьера, высокая квалификация, деньги как фактор успеха, общественное признание, спокойная жизнь, достижения в науке, обретение власти (данный фактор студенты всех типов вузов поставили на последнее место).

Основную часть студентов волнуют прежде всего учеба, любовь, карьера и деньги — факторы, определяющие личностное бытие. Однако деньги не имеют приоритета в системе факторов, обусловливающих систему ценностей личности, а занимают только четвертое ранговое место, выступая инструментальной ценностью.

Среди проблем, характерных для современной России, студентов более всего беспокоят экономические проблемы. Они не сводятся к вопросу о личных низких доходах. Минимальная стипендия студентов государственных вузов составляла на 1 октября 1998 г. 26% от величины прожиточного минимума, а студентов учреждений среднего специального и начального профессионального образования — всего 9%. Очевидно, что повышение стипендии принципиально не решает вопроса о приемлемых жизненных условиях для студентов, вопрос затрагивает материально-бытовые условия жизни российских семей.

По отношению к социально-политическим проблемам активные студенты, имеющие свое мнение и отстаивающие его, составляют незначительную группу, но при определенных обстоятельствах участие в различных формах социально-политической жизни России, в том числе и в протестных действиях, могут принять широкие студенческие массы. При этом по предполагающему характеру участия студентов в протестных действиях можно судить об отсутствии у них настроений радикализма.

Следует отметить, что в последнее время стало укрепляться организованное студенческое движение, в том числе различные студенческие профсоюзы, общественные объединения по интересам, общероссийские и региональные союзы студентов.

Приобщение к различным традиционным формам культуры в студенческой среде не имеет высокой значимости. Лишь каждый пятый из числа опрошенных студентов постоянно или часто бывает в театре или на концертах, причем это мало зависит от региональных особенностей, а обусловлено другими факторами — отсутствием денег на билеты и свободного времени. Более популярны свойственные молодежной культуре формы, среди которых все более распространенной становится коммуникация через Интернет. По данным исследования Института молодежи (1999 г.), практически все опрошенные студенты вузов Москвы и Московской области (более 90%) в разной степени умеют пользоваться компьютером, более трети студентов работают на компьютере как пользователи и уже около 30% имели опыт пользования Интернетом. В общении через Интернет формируется новое поле культурных предпочтений молодежи.

Развитие электронных средств организации досуга существенным образом влияет на студенческую молодежь России. Однако вопреки насаждаемым средствами массовой информации идеалам и ценностям западного мира подражание западному образу жизни не стало характерным явлением ни в поведенческом аспекте, ни в сознании студенчества как социальной группы российской молодежи.

Таким образом, современное студенчество представляет наиболее организованную и продвинутую часть российского общества, которая, наряду с традиционными формами повышения уровня саморазвития, активно использует и новые, такие как Интернет. Способность к самосовершенствованию и развитию – одна из главных характеристик интеллектуального ресурса общества. Важным и новым в современном студенчестве является зарождающийся здоровый рационализм, благодаря которому студенчество начинает осознавать невозможность решения личных проблем без создания общественных структур, которые должны быть поддержаны соответствующими государственными органами.

Как стратегический интеллектуальный ресурс студенческая молодежь ориентирована на успех, достижение высокого социального статуса за счет высокой квалификации и социальной активности. Студенчество может выступать социальной базой дальнейших либерально-демократических преобразований, хотя имеется определенный протестный потенциал и неприятие образа жизни и ценностей западного общества.

Государственным структурам всех уровней исполнительной власти следует более активно ставить и решать вопросы об экономической поддержке студенческой молодежи, обеспечивая не только выживание, но и культурное развитие будущей российской интеллектуальной элиты.

Молодые предприниматели. В деловые круги России вливается новое поколение молодых предпринимателей, выросших уже в рыночной системе и имеющих профессиональный опыт. В 1999 г. действовало около 800 тыс. зарегистрированных малых предприятий. Современная предпринимательская молодежь доминирует в торговле и посреднической деятельности, а также в "челночном" бизнесе. Молодые предприниматели руководят в основном предприятиями с небольшой численностью постоянно занятых. У них выражены ориентации на такие ценности, как материальное благосостояние (65%), здоровье (49%), благополучие в семье (62%), счастье в любви (60%), личная свобода и независимость (32%). При этом ценность "чистая совесть", занимает лишь 8-е место. Приобщение к прекрасному, самосовершенствование, альтруизм, общественная активность, благо общества и ближнего заняли "периферийные" ранги в ценностной структуре российских молодых предпринимателей.

Ядро формирующегося предпринимательского слоя практически во всех сферах бизнеса образуют лица от 30 до 40 лет. Молодая возрастная структура предпринимательской среды, характерная для начала 90-х годов, постепенно меняется в сторону большей доли лиц зрелого возраста. Особенно показательно то, что молодые предприниматели крайне незначительно привлекаются для участия в представительных органах общественной самоорганизации бизнес-слоя. Так, на II Всероссийском съезде представителей малых предприятий (27–28 октября 1999 г.), в работе которого приняли участие делегаты из 88 субъектов Российской Федерации, лишь 3% делегатов были в возрасте до 30 лет, хотя в малом бизнесе доля молодых предпринимателей составляет около одной трети.

Уровень образования предпринимателей значительно выше среднего уровня образования занятого трудоспособного населения страны и примерно соответствует уровню образования высшего управленческого звена государственных предприятий.

У молодых людей из числа предпринимателей растет интерес к бизнес-подготовке (61% отметили необходимость специальной подготовки, учебы для достижения успеха в бизнесе, 25% затруднились ответить что-либо определенное и 14% высказались отрицательно). Характерно, что на необходимости специальной подготовки чаще настаивали люди, более образованные и уже имеющие таковую (13%).

Лидирующее положение в предпринимательской среде достигается благодаря организаторским способностям, активности, честолюбию, а не высшему образованию. Деловые отношения все чаще строятся на социальных связях (личных контактах, знакомствах).

Молодые предприниматели сосредоточили свою деятельность в тех сферах, которые способствуют быстрому обороту капитала, высокой рентабельности. Это означает быстрое извлечение прибыли. У молодых предпринимателей нет четкой направленности на инновационную деятельность и перспективу.

Предпринимательство молодежного сектора представлено широким спектром направлений деятельности, но развивается преимущественно в сфере торговли, хотя положение динамично меняется: если в 1995 г. из молодых предпринимателей 39% действовали в торговле, то в 1998 г. — 19%. Ориентация на данную сферу деятельности остается выше, чем на другие, она характерна для 23% молодежи; далее следуют: банковское и финансовое дело (11%), информатика, интеллектуальные и бытовые услуги (по 10%), наука, образование, культура (8%), производство потребительских товаров и транспортные перевозки (по 6%), жилищное строительство (4%), производство средств производства (3%).

Из тех, кто еще только желает "открыть свое дело", многие также ориентированы на сферу услуг (43,4%), торговлю (25,7%), затем на производство предметов потребления и художественный промысел (соответственно по 8,8%), финансовую сферу (7,1%), далее — посредническую деятельность (4,4%) и сельское хозяйство (1,8%) (см. рис.2).

Существенно отличаются от молодых предпринимателей регионов России молодые предприниматели Москвы. Это во многом обусловлено особенностями социального развития московской молодежи в целом в условиях жизни в мегаполисе.

По количеству занятых на предприятиях малого бизнеса Москва значительно опережает регионы Российской Федерации. По данным Совета по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству (СОПС и ЭС), в Москве зарегистрировано 240 тысяч малых предприятий (треть от общего количества в РФ, в них занято 1,3 млн. человек. Они наполняют столичный бюджет больше чем наполовину, с их помощью было трудоустроено 360 тысяч москвичей[6] и столько же занято в этой сфере без регистрации. Наибольшее число занятых в малом бизнесе приходится на предприятия торговли и общественного питания — 27%, в строительных организациях — 22%; 18% занято в коммерческой деятельности по обеспечению рынка.

Специфической группой предпринимателей, где велика доля молодых людей, являются "челноки".

В молодежном предпринимательском секторе, как и в предпринимательском слое России в целом, за последние пять лет "челноки" сформировались как достаточно устойчивая группа перекупщиков товара мелкооптовыми партиями с его последующей розничной продажей "челнокам" как правило, от 20 до 30 лет, большинство из них сами закупают товар, выступая и как хозяева, и как работники. В данную группу попадают чаще молодые люди со средним специальным и высшим образованием. Основной мотив занятия "челночным" бизнесом — это неполучение зарплаты по основному месту работы и безработица.

Однако данная группа неустойчива. По данным исследований ЦСП Республики Татарстан, средний возраст "челноков" постепенно повышается: в 1995 г. — каждый третий был в возрасте от 22 до 30 лет, к 1998 г. — каждый четвертый. При этом каждый четвертый из молодых "челноков" работает по найму и лишь 1,4% выступают на рынке и в качестве юридического лица. Главным источником кредитов для молодых "челноков", как и для представителей других возрастных групп, выступает финансовая помощь семьи (в том числе родительской), партнеров и друзей (более 50%).

Для челноков со стажем более 3 лет 1998 год оказался особо сложным, что обусловлено негативной динамикой торгового оборота, а также усилением конкуренции на рынке. Наметилась тенденция к сокращению численности данной группы молодых предпринимателей и перемещению "челноков" в другие сферы предпринимательства. Определенная часть "челноков" после финансового кризиса 1998 г. пополнила ряды безработной молодежи.

Это обстоятельство требует коррекции принятых программ поддержки молодежного предпринимательства. Следует учитывать, что под воздействием неустойчивой экономической ситуации молодые предприниматели пренебрегают фактором конкуренции. Так, существующую конкуренцию среди малых предприятий 51% делегатов II Всероссийского съезда представителей малых предприятий определяет как умеренную, 22% — как слабую, и только 21% — как сильную (хотя сдвиг в сторону оценки "слабая" к оценкам "умеренная" и "сильная" в сравнении с опросом делегатов I съезда, состоявшегося в 1996 г., значителен). Молодые предприниматели не видят смысла в интенсификации своего труда в направлении создания принципиально новых услуг, развития инновационных подходов к внедрению в производство товаров с новыми потребительскими свойствами.

Эти установки соответствуют направленности экономических процессов в сфере малого бизнеса. Так, доля малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания в общей численности малых предприятий сократилась с 5,5% в 1997 г. до 4,5% в 1999 г., а доля предприятий торговли и общественного питания за этот же период выросла с 42,7% до 44,5%. К сожалению, этот путь означает сужение возможностей для раскрытия творческого потенциала молодых предпринимателей. В целом развитие малого бизнеса в стране идет медленно. Если в развитых странах на тысячу душ населения приходится 15-20 малых предприятий, то в России только – 7.

Ожидания малого предпринимательства от правительства связаны прежде всего с изменением государственной политики в отношении малого бизнеса. Конкретнее: срочное принятие закона "О защите прав и законных интересов предпринимателей", отмена законов об упрощенной системе налогообложения и вмененном налоге, предоставление налоговых льгот для производственных малых предприятий на первые год-два работы, корректировка таможенных тарифов на ввоз оборудования, технологий, сырья. А также с реализацией неотложных мер по поддержке этого сектора экономики в 2000 г., принятых Правительством Российской Федерации 18 ноября 1999 года.[7] В решении этих задач видится возможный перелом ситуации для малого бизнеса, в котором занято более 12 млн. человек.

В качестве стратегического ресурса молодые предприниматели могут выступать как резерв либеральных преобразований в экономике, в частности, в сфере обслуживания, но не как специалисты в различных отраслях промышленности. В социальном отношении данная группа молодежи неизбежно будет дифференцироваться по уровню своего социального статуса, и при изменении социально-политической ситуации она может выступить социальной базой политических сил различной направленности, но не "левой" ориентации.

Молодые военнослужащие. Для молодых военнослужащих ситуация жизнедеятельности и несения службы определялась в 1998–1999 гг. рядом обстоятельств экономического, политического и военного характера.

Огромное значение имело участие России в урегулировании балканского кризиса и направление в состав миротворческих сил российского воинского контингента. Хотя численность этого контингента была невелика, в моральном отношении армия получила импульс, необходимый для преодоления ценностного кризиса, проявлением которого стал уход за период 1996–1998 гг. из армии и флота 115 тыс. кадровых офицеров, причем 62% из этого числа были уволены досрочно.

Фактором укрепления морального и боевого духа армии стали военные операции по разгрому вторгшихся на территорию Дагестана осенью 1999 г. вооруженных бандформирований из Чечни и последовавшая ликвидация террористических организаций на территории Чеченской Республики. Успешные операции большого общественного значения означали преодоление синдрома неполноценности Российских Вооруженных Сил как следствия предыдущей чеченской войны. В воинских частях, непосредственно ведущих военные действия в Чечне, проявился высокий дух товарищества, боевого братства, верности долгу перед Родиной.

Успешное ведение военных действий федеральных войск осенью и зимой 1999 г. на территории Дагестана и Чечни способствовало преодолению ранее повсеместно отмечавшегося крайне отрицательного отношения молодых военнослужащих — участников событий в "горячих точках" к Правительству и высшему руководству Вооруженных Сил России (такое отношение было характерно в 1998 и начале 1999 г. для 93% опрошенных военнослужащих, вернувшихся из Чечни, а также представителей миротворческих сил в Абхазии, Таджикистане, Югославии). Тогда это отношение напрямую связывалось опрошенными с неясностью целей и мотивов их пребывания в "горячих точках", неправильным применением армии. Опрошенных возмущала плохая координация действий между воинскими частями различных ведомств (армия, МВД, пограничники), что приводило к дезорганизации армии, необоснованным потерям. 97% опрошенных отрицательно характеризовали службы снабжения (плохие бытовые условия пребывания, несвоевременная доставка продуктов питания, боеприпасов, снаряжения, плохое медицинское обслуживание, устаревшие средства связи, плохое снабжение горюче-смазочными материалами и т. д.), 86% указывали на наличие фактов нарушений должностных лиц, которые старались нажиться за счет солдат (продажа местным гражданам продуктов питания, обмундирования, боеприпасов, оружия, горюче-смазочных материалов и т. д.). Настроения и оценки подобного рода не характерны для осенне-зимней кампании 1999 г.

Существенным фактором снижения общественного напряжения в отношении к армии стало последовательное проведение линии на недопущение в зону боевых действий необученных солдат, новобранцев.

Население, в том числе и молодежь, поддержало действия Правительства России и военные действия против террористов, особенно после того, как были совершены взрывы жилых домов в Буденновске, Москве и Волгодонске. Экспресс-опрос, проведенный НИЦ ИМ сразу после взрывов в Москве (сентябрь 1999 г.) показал, что 38% 18–29-летних москвичей считали необходимой мерой для пресечения терроризма нанесение удара всеми имеющимися видами оружия по территории, на которой находятся, проживают террористы, их соплеменники и родственники, 64% поддерживали наказание лиц, прямо или косвенно содействующих террористам, сепаратистам в их деятельности.

Тем не менее в 1998–1999 гг. молодые военнослужащие продолжали испытывать на себе воздействие ряда отрицательных факторов, характерных для обстановки в Вооруженных Силах России, сложившейся в 90-е годы.

На положение в армии существенное воздействие оказывает ухудшение качественных показателей очередных призывов на срочную службу. Последние данные показывают, что отмеченные в исследовании тенденции в ближайшие годы будут усиливаться. Призывной контингент 1998 г. характеризовался следующим распределением по уровню образования: начальное — 3,9%; неполное среднее — 25,6%; среднее образование — 66%; высшее и незаконченное высшее — 2,8% и 1,2% соответственно. По данным исследований, употребляли наркотики и токсичные вещества – 58% прибывших к месту службы новобранцев; имели приводы в милицию и имели судимость – 76%;злоупотребляли алкоголем — 10,4%; у 11% молодых воинов выявлены признаки нервно-психической неустойчивости. Количество юношей призывного возраста, состоящих на учете в наркологических диспансерах по поводу алкоголизма и наркомании, в последние годы увеличилось в несколько раз, лиц, состоящих на учете в МВД за антиобщественные действия, в 2,5 раза, до призыва нигде не учившихся и не работавших, — в 3 раза. Доля таких призывников, к примеру, в военно-строительных частях возросла до 30%.

Ухудшение качества призывов отражает снижение престижа армейской службы, которое зафиксировано многочисленными исследованиями среди призывников, в студенческой среде и др. Негативное отношение к армии как к социальному институту получило широкое распространение и до осени 1999 г. активно поддерживалось средствами массовой информации (публикации в прессе, передачи на телевидении, выступления политических и государственных деятелей, родителей погибших и изувеченных военнослужащих и т. д.).

Особенности контингента призывников, связанные с обстоятельствами их предыдущей гражданской жизни, активно влияют на распределение неформальных ролей в среде молодых военнослужащих ("дедовщина", "молодовщина" и т. д.). Неформальные отношения имеют относительно устойчивую структуру и передаются новому пополнению военнослужащих как должные, как социальная норма. Склонные к девиациям молодые люди быстрее и охотнее включаются в коллективные формы неформального социального контроля с криминальным оттенком, внося в неформальные отношения модели поведения, свойственные криминальной среде.

На склонность солдат срочной службы к правонарушениям оказывает воздействие и имевшая место в гражданской жизни семейная обстановка. По данным исследований, проведенных среди военнослужащих, осужденных к отбыванию наказания в дисциплинарных воинских частях, 43% из них не имели одного или обоих родителей. Показательны данные и по судимости родителей: у 32,4% данного контингента военнослужащих имеют судимость оба родителя либо кто-то один. Из числа осужденных военнослужащих 37,5% поддерживают с родителями плохие отношения или вообще их не поддерживают.

Характер службы в армии претерпевает изменения в связи с реформой, получившей закрепление, в частности, в положениях новой редакции Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (1998 г.). Формирование правового института военной службы по контракту имеет важное значение для развития армии.

В то же время нормы закона, охраняющие функциональную определенность армии, ее ответственность за обеспечение безопасности России и в этой связи устанавливающие порядок, согласно которому военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением научной, преподавательской и творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы, находятся в противоречии с реальностями. Запрещение военнослужащим оказывать содействие физическим и юридическим лицам с использованием служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности, а также получать за это вознаграждения и льготы, установленное законом, означает, что государство гарантирует военнослужащим и их семьям приемлемые условия жизни, должную оплату труда, социальные льготы, однако эти гарантии нарушаются на протяжении многих лет.

Молодые офицеры и прапорщики сталкиваются с хроническими задержками выплаты денежного довольствия и дополнительных компенсаций (продпайковые, санаторно-курортные, премиальные и т. п.), многие из них не имеют квартир, на их долю чаще всего приходятся переводы в другие гарнизоны, переезды, связанные с выводом и передислокацией войск в другие регионы, сокращением воинских частей и ликвидацией военных городков. Все это определяет высокий уровень социально-бытовой неустроенности этой категории молодежи. По данным исследований, 90% офицеров со стажем службы менее 10 лет испытывают огромный дискомфорт и чувство неполноценности, связанные с невозможностью обеспечения своей семьи, имеют на этой почве частые семейные конфликты.

В этих условиях уклонения от исполнения служебных обязанностей в офицерской среде приобретают массовый характер и своим основным мотивом имеют высвобождение времени для обеспечения своих жизненных потребностей и интересов своих семей (в том числе в формах незаконной предпринимательской деятельности).

Социальное развитие армии должно стать одной из стратегических задач обеспечения национальной безопасности России, и деятельность в этом направлении следует рассматривать как относящуюся и к области государственной молодежной политики.

Таким образом, рассматривая молодых военнослужащих как стратегический ресурс, можно видеть, что качественный состав призывного контингента остается на очень низком уровне, сохраняются неуставные отношения, имеющие криминальный характер, и склонность солдат срочной службы к правонарушениям. Наряду с этим можно отметить позитивный перелом в настроениях молодых солдат в отношении к Правительству и определенный подъем боевого духа в армии, связанный с событиям в Чечне.

В то же время армейскую молодежь нельзя в полной мере рассматривать как силовой ресурс, способный решать ответственные боевые задачи, особенно в отношении реализации внешнеполитических целей.

Следовательно, в условиях нарастающей внешнеполитической напряженности в мире и необходимости реализации новой доктрины безопасности России нужно особое внимание уделять улучшению качественного состояния армейской молодежи, формированию у нее гражданского сознания и патриотизма.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...