Субъект административного правонарушения: понятие, общие признаки. Виды субъектов административного правонарушения.
Субъектом административного проступка является тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок. Все признаки субъекта можно поделить на две группы: · Общие (их два – достижение 16-летнего возраста и вменяемость), · специальные (особенности труда, служебное положение, прошлое противоправное поведение, состояние здоровья и иные признаки – военнообязанный, иностранец и др.) Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила. Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. И только за отдельные составы правонарушений они несут административную ответственность на общих основаниях (нарушение правил пожарной безопасности, дорожного движения, правил охоты, рыболовства и т.д.). Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают. Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь.
Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Республики Беларусь иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Республики Беларусь, разрешаются дипломатическим путем. Законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой концепции законодателя. Действующим законодательством субъектом административной ответственности признаются организации, имеющие статус юридического лица. СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Субъективная сторона состава административного правонарушения – внутренняя сторона противоправного посягательства, определяющая психическую деятельность лица еще в момент совершения правонарушения. Она представлена совокупностью обязательных и факультативных (дополнительных) признаков. Обязательным признаком объективной стороны является вина, факультативными – мотив и цель. Вина – психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию и (или) наступившим в результате этого деяния общественно опасным (вредным) последствиям. Выделяют две формы вины, умышленную и неосторожную. При совершении правонарушения умышленно лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. При совершении правонарушения по неосторожности лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Мотив – обусловленное определенными потребностями и интересами внутреннее побуждение, вызывающее у лица решимость совершить правонарушение, и которым лицо руководствуется при его совершении.
Цель – воображаемая модель будущего результата, к достижению которого стремится лицо при совершении правонарушения. По аналогии с объективной стороной, если мотив и цель предусматриваются диспозицией административно-правовой нормы, эти признаки автоматически становятся обязательными. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ОТЛИЧИЕ ОТ ИНЫХ ВИДОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. ЦЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения. Административная ответственность характеризуется следующими основными чертами: 1. Она устанавливается законом, следовательно, имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. 2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной – преступление; дисциплинарной – дисциплинарный проступок; материальной – причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт. 3. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания. За преступления – уголовные наказания, за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях. 4. Административные взыскания применяются широким кругом органов и должностных лиц. Уголовные наказания – только судом; дисциплинарные взыскания – органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности – судами общей юрисдикции и хозяйственными судами. В отдельных случаях – в административном порядке. 6. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им нарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.).
6. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока. 7. Меры административной ответственности применяются в соответствии с административно-процессуальным законодательством. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности, как правило, в порядке гражданского и хозяйственного судопроизводства. Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами – административные взыскания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|