Общее собрание участников (ОСУ)
Данный орган управления является обязательным в ООО. Предусмотренная законом компетенция ОСУ может быть расширена в любых пределах, установленных учредителями/участниками в уставе ООО. При этом уникальной особенностью ООО является возможность предусмотреть Уставом, что участники при голосовании на ОСУ будут обладать количеством голосов, непропорциональном размеру их долей в уставном капитале ООО, то есть независимо от размера их долей в уставном капитале ООО (абз.5 п.1 ст.32 закона «об обществах с ограниченной ответственностью»). В остальных случаях количество голосов участников пропорционально размеру их долей в уставном капитале.
Совет директоров (Наблюдательный совет) В ООО данный орган управления ни при каких обстоятельствах не является обязательным. Компетенция Совета директоров, предусмотренная в законодательстве, является для данного органа управления рекомендуемой и может быть также расширена в любых пределах, установленных учредителями/участниками в уставе ООО. В связи с практически полным отсутствием в законе каких-либо ограничений в отношении Совета директоров, порядок создания и осуществления деятельности данного органа управления полностью зависит от содержания устава каждого ООО, а также внутренних документов, утвержденных ОСУ.
Исполнительные органы ООО: — Коллегиальный исполнительный орган (Правление, Дирекция и др.)
В ООО данный орган управления ни при каких обстоятельствах не является обязательным. Осуществляет руководство текущей деятельностью ООО совместно с единоличным исполнительным органом. В связи с практически полным отсутствием в законе каких-либо ограничений в отношении Коллегиального исполнительного органа, порядок создания и осуществления деятельности данного органа управления полностью зависит от содержания устава каждого ООО, а также внутренних документов, утвержденных ОСУ.
— Единоличный исполнительный орган (Генеральный директор, Президент и др.)
Данный орган управления является обязательным в ООО. Осуществляет руководство текущей деятельностью ООО. В отношении единоличного исполнительного органа используется принцип остаточной компетенции, что подразумевает наличие широчайшего объема полномочий, лишь ограниченного компетенцией, предусмотренной для других органов управления ООО (то есть имеет право делать все, что не предусмотрено для других).
Ревизионная комиссия (Ревизор) Данный орган в ООО является обязательным только при наличии в ООО более 15 учредителей/участников. Функциональность Ревизионной комиссии выражается следующими её правами и обязанностями: — вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности; — вправе иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности; — вправе требовать ото всех членов органов управления и работников ООО давать необходимые пояснения в устной или письменной форме; — обязана проводить проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества. Унитарное предприятие Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Собственником такого имущества могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. (п.1 ст.2 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Далее ФЗ об унитарных предприятиях.). Унитарные предприятия не построены на началах членства корпорации.
Унитарные предприятия самостоятельно отвечают по своим обязательствам имуществом собственника-учредителя, которое находится у них на ограниченном вещном праве (на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (казенные). (п.2 ст.2 ФЗ об унитарных предприятиях)). Унитарное предприятие не отвечает по долгам учредителя-собственника. Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. Учредительным документом унитарного предприятия является устав. Утверждается уполномоченным органом публично-правового образования. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным. Правоспособность унитарных предприятий специальная. В уставе должна указываться цель, предмет, деятельность предприятия. Сделки с нарушением правоспособности ничтожны. При совершении сделок по распоряжению имуществом необходимо согласие учредителя-собственника. Он же может оспаривать такие сделки в суде. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Учредитель-собственник наделяет унитарное предприятие уставным фондом в размере: не менее 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда для гос. предприятий и 1 тысячи таких для муниципальных. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия. В казенном предприятии уставный фонд не формируется. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению суда. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда унитарное предприятие обязано уведомить об этом в письменной форме своих кредиторов. Кредитор унитарного предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.
В унитарном предприятии существует один единственный единоличный исполнительный орган – руководитель (директор). Назначается собственником – учредителем, следовательно, подотчетен ему. Волеобразующих органов закон не предусматривает. Унитарное предприятие не вправе создавать дочернее предприятие. Но, по согласованию с собственником, может создавать филиалы и представительства. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме: · слияния двух или нескольких унитарных предприятий; · присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий; · разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий; · выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;
· преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами случаях. Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику. Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию). В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества унитарного предприятия другому собственнику государственного или муниципального имущества в устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения. Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества или по решению суда. Ликвидация влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. При ликвидации собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию. В случае невозможности удовлетворить требования должника, необходимо признать предприятия банкротом. Казенное предприятие Казенное предприятие есть унитарное предприятия, основанное на праве оперативного управления. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации. Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения. Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления. Казенные предприятия создаются для производства ограниченно оборотоспособной продукции (напр., вооружений), продукции, предназначенной главным образом для обеспечения федеральных и иных публичных нужд, также для использования имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, реализации ее стратегических интересов и иных аналогичных целей. (п.4 ст.8 Закон об унитарных предприятиях). Различие в правовом статусе видов унитарных предприятий состоит в объеме правомочий, который они получают от учредителя-собственника, в отношении имущества. Право оперативного управления казенного предприятия по содержанию более узкое, нежели право хозяйственного ведения унитарного предприятия. Для совершения казенным предприятием сделок по распоряжению имеющимся у него имуществом необходимо обязательное предварительное согласие собственника либо уполномоченного органа.
Казенное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии со сметой доходов и расходов, которая утверждается собственником. Это значит, что любое, закрепленное за казенным предприятием имущество используется строго с определенной целью. Цель эта назначается собственником-учредителем. Собственник дает заказы казенному предприятию (поставка товаров, оказание услуг, производство работ). Собственник также имеет право изымать излишнее, используемое не по назначению имущество. Правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия по созданию, реорганизации и ликвидации федерального казенного предприятия, утверждению устава и внесению изменений в устав такого предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации. Устав казенного предприятия, помимо общих положений, должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия. При недостатке у казенного предприятия имущества для погашения своих обязательств, собственник несет ответственность в субсидиарном порядке по долгам казенного предприятия, в то время как для обычных унитарных предприятий это исключено. Значит, казенное предприятие нельзя объявить банкротом. При такой ситуации в казенном предприятии уставный фонд не формируется, что отличает его от других видов коммерческих организаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|