Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности статуса публично-правовых образований как участников гражданских правоотношений




Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. (ст. 124 ГК РФ)

Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам). За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к публично-правовым образованиям в судебном порядке могут быть применены обычные меры имущественной ответственности, ибо во "внутренних" (внутригосударственных) гражданских правоотношениях публично-правовые образования лишены судебного иммунитета (т. е. возможности привлечения к суду только с их согласия).

Особенности публично-правовых образований, как субъектов гражданских правоотношений:

1) Основной интерес такого субъекта не частный, а публичный, то есть участие в гражданских правоотношениях необходимо для достижения публичных целей. При этом полномочия суверена, властные полномочия в частных отношениях не должны проявляться, то есть публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях на началах равенства. То есть все субъекты гражданских правоотношений юридически равны.

2) Публично-правовое образование не может издать закон, по которому какие-то договоры может заключать только оно или же оно не может ограничить свою ответственность по обязательствам. Если подобные законы появляются, то их нужно оспаривать, имеются основания для их отмены.

3) Целевая правоспособность, то есть в гражданских правоотношениях могут делать только то, что соответствует целям их деятельности.

4) Множественность субъектов (РФ, Субъекты РФ, Муниципальные образования)

5) Свою специальную правоспособность они реализуют только посредством представительства, иначе говоря, определенные субъекты выступают представителями публично-правовых образований.

 

Основные признаки участия публичных субъектов в гражданских правоотношениях:

1. Применение всех принципов гражданского права

2. Неприменение принципа судебного иммунитета государства, поскольку речь идет о внутренних отношениях.

Судебный иммунитет государства – один из принципов международного права, который состоит в том, что государство нельзя привлечь к ответственности по его обязательствам без его на то согласия. Действует только во внешних отношениях.

 

3. Участие публично-правовых образований в частноправовых отношениях регламентируется неактивно, но при этом установлено правило в соответствие с которым к публично-правовым образованиям применяются нормы, регулирующие деятельность юридических лиц, если это не противоречит сущности статуса публично-правового образовани я.

4. Данный субъект обладает целевой правоспособностью, то есть она определяется целями вступления в такого рода отношения.

5. Участие публично-правового образования напрямую невозможно, только посредством представительства. Все представители государства названы в законах, без представителей участие невозможно. Представителями являются государственные органы или органы МСУ. То бишь действует один субъект, договор заключается он же, а права и обязанности возникают у другого субъекта.

6. Следовательно, поскольку публично-правовое образование является субъектом, оно может заключать договоры, может являться субъектом деликтных отношений. Т.е. государство обязано исполнять договоры и обязано возмещать вред, как договорной, так и деликтный. Ст. 126 определяет особенности ответственности публично-правового образования. Данная ответственность не является полной, на некоторое имущество невозможно обратить взыскание. Это имущество, изъятое из оборота, распределенное (закрепленное) имущество (имущество унитарных предприятий и учреждений).

7. Орган юридического лица является конструктивной частью публично-правового образования, в то время как органы государственной власти осуществляют представительство, то есть к ним могут применяться нормы о представительстве.

Материальную основу для самостоятельного участия данных субъектов в гражданском обороте составляет имущество, принадлежащее им на праве собственности. Российская Федерация и ее субъекты являются субъектами права государственной собственности в отношении объектов соответственно федеральной собственности и собственности субъектов РФ (ст. 214 ГК РФ). Соответственно муниципальные образования являются субъектами права собственности муниципальных образований (ст. 215 ГК РФ).

Основное отличие правоотношений публичной собственности от правоотношений частной собственности заключается в том, что объекты публичной собственности могут и должны использоваться по строго целевому назначению — для материального обеспечения выполнения публичными образованиями своих социальных функций.

Публично-правовые образования принимают широкое участие в отношениях приватизации, а также в отношениях противоположной направленности — реквизиции, конфискации и национализации — обращению в публичную собственность имущества частных лиц (ст. 242, 243, 306 ГК РФ).

Публично-правовые образования могут стать субъектами наследственных правоотношений - приобрести право на имущество, составляющее наследственную массу. Субъектами права наследования могут быть Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования (п. 2 ст. 1116, ст. 1151, п. 1 ст. 1162 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных федеральными законами, Российская Федерация может принимать участие в исключительных гражданских правоотношениях — авторских, патентных и иных.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в обязательственных правоотношениях, как правило, вытекающих из договоров, например, в обязательствах по поставке продукции для федеральных государственных нужд. Кроме того, они выступают заказчиками подрядных работ для государственных нужд, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, возмездного оказания услуг.

Публично-правовые образования могут осуществлять внутренние и внешние государственные займы, в частности, путем выпуска государственных ценных бумаг.

Государственные и муниципальные образования участвуют и во внедоговорных обязательствах, в частности, по возмещению вреда, причиненного соответственно государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами (ст. 1069 ГК РФ).

Публично-правовые образования могут участвовать в корпоративных отношениях путем приобретения долей участия (акций) в уставном капитале хозяйственных обществ.

Если говорить о формах участия публично-правового образования в гражданском обороте, то необходимо учитывать, что государство, его субъекты и муниципальные образования могут осуществлять свои гражданские права и обязанности как непосредственно, так и через специально созданные ими для этих целей юридическими лицами (опосредованное участие).

В соответствии со ст. 125 ГК РФ гражданские права и обязанности от имени публично-правовых образований осуществляют (исполняют) органы государственной власти либо соответствующие органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. По специальному поручению от имени указанных субъектов могут выступать также граждане и юридические лица в случае и в порядке, предусмотренных законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...