Проработка и выделение проблемной темы
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Первый вариант создания сценария проблематизации состоит в выделении и анализе проблемной темы, которая обязательно должна характеризоваться наличием в ее анализе и осмыслении нескольких разных подходов. Это самовыявление проблемности темы должно быть обнаружено в предъявлении учащимся и учителю нескольких разных логических способов ее анализа, которые могут быть суммированы в виде противоречащих друг другу высказываний. Точно так же проблемность темы может обнаруживаться и на основе необходимости соотнесения нескольких разных типов знаний из разных дисциплин или предметных областей, а сама сформулированная и выделенная тема, собственно, и определяет точку пересечения этих предметных областей (второй вариант). Наконец, третий вариант выявления проблемности темы определяется указанием на отсутствующее знание, по поводу которого могут выноситься прямо противоположные суждения. Итак, в результате этого этапа построения сценария выделяется проблемная тема и представленные в виде логических описаний разные способы ее трактовки и анализа. Выделение позиционной структурыпроблемной ситуации После того как проблемная тема сформулирована и проведен ее анализ, выявляющий и удостоверяющий проблемность, очень важно перевести разные способы трактовки и понимания в позиции, тем самым представив саму тему как полипозиционную структуру. От трактовки, точки зрения и понимания позиция отличается тем, что она содержит обязательное указание на систему культурно отработанных средств, которые и определяют характерное для данной позиции видение рассматриваемого вопроса. С точки зрения системомыследеятельностного подхода (Г. П. Щедровицкий) различают позиции в действии (мыследействии), в коммуникации (мыслекоммуникации), в мышлении (чистом мышлении), выделяют также рефлексивные позиции и позиции понимания. Следовательно, средства, на основе которых выделяются позиции, могут быть разными, обеспечивающими организацию этих разных мыследеятельностных процессов. И позиционный конфликт, который выявляется в проблемной ситуации, может фиксировать столкновение разных позиций в коммуникации, в мышлении, в действии по поводу проблемной темы.
Самый важный момент этого этапа подготовки сценария состоит в том, чтобы при помощи выделяемых позиций были обозначены не просто различные мнения и высказывания (например, представленные в прессе “правой” и “левой” направленности), но действительно выделенные и описанные в культуре способы работы и связанные с ними средства. С этой точки зрения позиция является особым видом персонализированного субъектного знания, которое предполагает его обязательную реализацию, а также обязательное отнесение этого знания к традиции, в которой это знание существует и транслируется (передается). Итак, результатом этого этапа изготовления сценария проблематизации является схема позиционной структуры (набор позиций), соответствующей данной проблемной теме. Каждая из позиций характеризуется своим четко фиксируемым и культурно нормируемым способом работы, описанным в соответствующих текстах, и они находятся в отношении противопоставления (оппозиции) друг к другу. Формирование проблемной ситуации Формирование образовательной проблемной ситуации предполагает, что учащиеся и педагог устанавливают отношения к выделенной и заданной позиционной структуре. То есть предварительно выработанная и созданная позиционная схема должна быть реализована. И то, как, собственно, предполагается осуществлять реализацию схемы, одновременно конкретизируя и уточняя ее, и образует остов (ядерные структуры) сценария.
Две основные линии развертывания сценария процесса проблематизации определяются тем, как его участники заимствуют и входят в предложенные им позиции (первая линия), и тем, какие позиции они занимают в обсуждении предложенной позиционной схемы, заданной проблемной темы или самого отношения позиционной схемы к тематическому содержанию (вторая линия). Первая линия предполагает чтение и понимание соответствующих текстов, в которых представлены средства мышления, коммуникации, действия, характерные для заданных позиций, попытку воспроизвести ходы мысли и действия, закрепленные за выделенными позициями, а затем точно так же выработку и определение собственного отношения к этим позициям. Это отношение затем должно быть схематизировано в виде нового набора позиций, проявившегося в ходе работы с предварительно заготовленной позиционной структурой. Вторая линия предполагает, что участники проблемной ситуации занимают разные, оппозиционные друг другу позиции по отношению к предъявленному объектному содержанию (в виде ли тематизма, в виде ли самой позиционной схемы) и затем выявляют и схематизируют впервые обнаруживающиеся позиции здесь и теперь, в данной ситуации. В последующем проявившиеся позиции должны быть соотнесены с первоначально заготовленной и выделенной позиционной структурой. Таким образом, обе линии в принципе сводятся к принципиальному вопросу: соответствует ли метод объекту, где методом является деятельность педагогов и учащихся в ситуации, а объектом — созданная позиционная структура и связанное с ней тематическое проблемное содержание. Это, безусловно, важнейший вопрос приблизительно такого уровня: как дискуссия на уроке при обсуждении одного из платоновских диалогов соответствует форме коммуникации, представленной в самом диалоге? После того как сценарно построена и развернулась ситуация, в которой выявились хотя бы две противопоставленных друг другу позиции, участники выдвигают третью позицию, задача которой — обрисовать ситуацию в целом и зафиксировать проблему. Итак, результатом этого этапа построения сценария является последовательность шагов по определению позиций участников образовательной ситуации и по соотнесению этих позиций с исходно заготовленной позиционной структурой.
Фиксация проблемы Фиксация проблемы осуществляется в словесно-логической форме (в виде высказываний), а также при помощи схем. В словесно-логическом виде проблема фиксируется либо как противоречие, либо как парадокс, либо как антиномия, либо как апория. На схеме, как правило, вскрывается различие сталкивающихся типов мышления, типов действия, форм понимания. При этом выявляется отсутствие средств, позволяющих соорганизовать эти разные мышления и действия. Зафиксированная подобным образом проблема соотносится с первоначально выделенным проблемным тематизмом. В результате этого соотнесения может появиться уточнение исходной проблемной темы и переход к теме 2. Зафиксированная проблема предполагает определение проектного шага, при осуществлении которого она будет и может быть разрешена. Но собственно, то направление движения, куда может делаться проектный шаг, и задает действительность, в которой может осуществляться перевод проблемы в задачу. Итак, в результате этого этапа фиксируются формы проблемы в словесно-логическом виде и на основе схем, а также определяются направления шага перехода из прошлого в будущее, на котором будет осуществляться перевод проблемы в задачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|