Центров: технопарки, технополисы, фирмы-инкубаторы, научно-промышленные консорциумы, кластеры.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Классификация инноваций Различают два типа инноваций: продуктовые и процессные. Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствование продуктов (например, замена парового двигателя двигателем внутреннего сгорания). Процессная инновация - это освоение новой или значительно усовершенствованной технологии, оборудования, организации производства для выпуска продукции, обеспечивающее принципиально новый уровень качества продукции, экономики ее производства, условий труда (например, замена ручной сварки механизированными способами). По значимости в эконом. развитии инновации можно подразделить на базисные, улучшающие и модификационные. За этим разделением стоят два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип характеризуется стремлением к достижению мирового первенства (например, США). Догоняющий тип дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония). На пионерном пути создаются базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники. На догоняющем пути создаются улучшающие и модификационные инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов. Улучшающие инновации обычно реализуют мелкие и средние изобретения, значительно совершенствующие существующие продукты и процессы их производства. Модификационные инновации направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий без заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия и способы его производства. По типу новизны на рынке инновации принято разделять на:
- новинку мирового масштаба - нигде не имеет аналога, это первое в мире внедрение изменения; - новинку в масштабах страны - носит воспроизводяще-адаптационный характер: нет аналога в стране, но он существует за границей; - новинку в масштабах данной отрасли, региона, предприятия - имеет аналоги в других отраслях, регионах, на других предприятиях, но не применявшиеся ранее в данной отрасли, регионе, предприятии. Предмет и задачи курса Предметом курса "Экономика и организация инновационной деятельности" является экономика научно-технического прогресса, представляющая собой совокупность производственных отношений, возникающих в процессе создания, освоения и распространения нововведений, и соответствующий им хозяйственный механизм. Главная задача курса заключается в обосновании способов разрешения противоречий между наукой, ориентированной на постоянное обновление знаний, и производством, которое стремится к стабильности и устойчивости. Основными задачами курса являются: - изучение инновационных процессов и их влияния на развитие общества; - определение способов и методов управления инновационной деятельностью; - приобретение знаний в области развития инновационной деятельности за рубежом и в Украине; - изучение опыта работы отечественных инновационных структур и государственной поддержки их деятельности. Данный курс выполняет следующие функции: - теоретическая; – познавателиная; – практическая; – методологическая; - прогностическая. Объектом изучения выступает инновационная деятельность национальной экономики.
2. Основные этапы и стадии инновационного процесса Инновационный процесс (ИП) - это последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии, структуры или услуги и распространяется в хозяйственной практике и общественной деятельности. В отличие от научно-технического прогресса (НТП), инновационный процесс не завершается внедрением новой технологии и появлением нового продукта на рынке. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузия) новшество совершенствуется, становится более эффективным, приобретает новые потребительские свойства.
Стадии ИП: - исследование и разработка; - освоение; - серийное или массовое производство; - потребление. Стадия " исследование и разработка " включает следующие этапы: - фундаментальные исследования (теоретические и поисковые); - прикладные исследования; - опытно-конструкторские и технологические разработки. Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; новых, неизвестных ранее свойств материалов и их соединений. Одной из задач поисковых исследований является подтверждение или опровержение результатов теоретических исследований. Результаты фундаментальных исследований являются научной базой для генерирования новых идей и направлений инновационных процессов, открывая пути в ранее не известные области науки и техники. Прикладные исследования направлены на изучение путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных результатов, которые будут использованы в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских и технологических разработках. Под опытно-конструкторскими и технологическими разработками понимается применение результатов прикладных исследований для создания (или модификации, усовершенствования) образцов новой техники, материалов, технологий. Это завершающая стадия научных исследований, своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. На этой стадии окончательно проверяются результаты теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются образцы новой техники.
Завершающей стадией сферы науки являются освоение промышленного производства новых изделий, которое включает научное и производственное освоение, испытания новой (усовершенствованной) продукции, а также техническую и технологическую подготовку производства. После стадии освоения начинается процесс промышленного производства. На этой стадии знания находят свое материальное воплощение, а исследования - свое логическое завершение. На стадии промышленного производства осуществляются два этапа: - производство новой техники; - реализация новой продукции потребителю. Производство новой техники представляет собой непосредственное общественное производство материализованных научно-технических разработок в масштабах, определенных запросами потребителей. Целью и содержанием второго этапа является доведение новой техники до потребителей в объемах и по ценам, диктуемым потребительским спросом. На стадии потребления осуществляются два одновременно протекающих процесса: - непосредственное использование материальных благ, произведенных на основе инноваций; - сервисное обслуживание, включающее технические и организационные мероприятия, обеспечивающие поддержание новой техники в работоспособном состоянии в течение нормативного срока службы.
3. Общая характеристика и место инновационной политики в общей стратегии предприятия Инновационная политика предприятия представляет собой определение руководством предприятия и его научно-техническими подразделениями целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов предприятия. Подходы к разработке и реализации научно-технической политики и процессу внедрения инновации на предприятии: 1. Движущими силами процесса являются фирмы-инноваторы, первыми внедряющие инновации на своих предприятиях. Их действия стимулируются возможностью получения временных значительных прибылей. Данный подход связывает внедрение и последующее распространение инноваций с возможностью либо быстрого и существенного снижения издержек производства, либо скорого рыночного успеха, проявляющегося в резком росте спроса. При этом НТП представляет собой прерывистое изменение технологии, замену прежних товаров новыми.
2. Процесс внедрения и последующего распространения инноваций связан, прежде всего, с возможностью первоначального обеспечения лишь какого-то небольшого сегмента рынка и получения минимальной прибыли на этой основе. Такая научно-техническая политика предполагает наличие у предприятия долгосрочной и устойчивой стратегии в области НТП. При этом в расчет принимается не только рынок конкретной инновации, но и возможность развертывания сопряженных производств. При таком подходе НТП рассматривается не как скачкообразный, а скорее как непрерывный процесс. Функциональные области управления инновациями: 1) исследования и разработки; 2) управление качеством и сертификация в соответствии с составом и объемом элементов ГОСТ; 3) создание обновленной производственной базы; 4) освоение рынка инноваций. В разделе " исследования и разработки " выделяются такие подразделы, как: - поисковые и фундаментальные исследования; - прикладные исследования; - технические разработки (опытно-конструкторские, технологические, проектные и организационные) и опытное производство; - первое освоение инноваций (техническое и экономическое); - распространение и тиражирование инноваций. Создание обновленной производственной базы представляет собой своеобразный план технического перевооружения, но составленный не в виде заявок на финансирование, а в виде системы бизнес-планов инвестиционных проектов с контрольной фиксацией окупаемости, рентабельности, чистой приведенной стоимости и внутренней процентной ставки по каждому бизнес-плану. Освоение рынка инвестиций выступает как система мероприятий, увязанная с соответствующими положениями маркетинговой политики. Каждый новый продукт можно рассматривать с двух точек зрения: наличия в нем новых технических решений и их значимость; воздействия нового продукта на рынок. На практике при формировании научно-технической политики предприятия принятие решения о необходимости реализации инновации и выпуске на ее основе нового изделия (переход на новую технологию) является трудной задачей. Даже при создании изделий с относительно небольшой степенью новизны возникают сложности при выборе наиболее предпочтительного варианта их изготовления и распространения. Еще труднее принимать решение о производстве принципиально нового продукта.
Степени "скрытой потребности" в инновациях, которые целесообразно учитывать при формировании научно-технической политики предприятия: - Предвосхищаемая потребность-когда крайне необходимая и конкретная потребность ощущалась потенциальными пользователями до появления инновации и когда действия были направлены на сокращение временного разрыва (мгновенная фотография). -Потребность, появившаяся только после открытия или изобретения (рентген, беспроводная связь, телеграф). - Потребность, которая не возникала длительное время после открытия или изобретения (так, лазеры и оптимальный раскрой листа еще долго не использовались в российской практике после соответствующих открытий Басова и Канторовича). - Негативная потребность, или фактический отказ, появляющаяся в случае, когда одна из групп потенциальных пользователей отрицает потребность и задерживает инновацию (швейные машины).
4. Прогнозирование и планирование инновационной деятельности предприятия. Основой принятия управленческих решений в научно-технической сфере являются прогнозирование и планирование направлений НТП и инновационной деятельности. Прогнозирование развития науки и техники предполагает разработку системы частных прогнозов по важнейшим направлениям НТП и комплексного прогноза научно-технического развития. Оно дает обоснованное представление о предполагаемых научных и технических результатах и достижениях, о возможном использовании этих результатов в производстве и других сферах экономики, о последствиях НТП. Комплексный прогноз предполагает: • комплексный анализ НТП, анализ мировых тенденций развития науки и техники, динамики, структуры и использования научного и образовательного потенциала страны; • разработку предложений по основным направлениям структурной и научно-технической политики и обоснование предпосылок для ускорения НТП в избранных направлениях; • разработку рекомендаций по формированию научно-технических программ, обоснование значимости решения научно-технических проблем, затрат, ожидаемого социально-экономического эффекта и рекомендации по материальному и организационному обеспечению научно-технических программ. Если представить НТП в виде последовательно развивающихся во времени стадий — фундаментальные, прикладные исследования, конструкторские, проектные и организационные разработки, производство и эксплуатация, то задачи прогноза и выбор методов прогнозирования определяются спецификой каждой стадии. При прогнозировании фундаментальных исследований широкое распространение получили системный анализ и синтез, методы экспертных оценок: сценариев, построения "дерева целей" и морфологического анализа. Прогнозирование развития фундаментальных исследований Объектами прогнозирования являются направления исследований, ожидаемые результаты, возможные научные и экономические эффекты, текущие затраты и капитальные вложения. Прогнозируется также численность научных работников, докторов и кандидатов наук, вспомогательного персонала. При разработке прогнозов фундаментальных исследований производится анализ современного состояния развития науки, выявляются актуальные проблемы, намечаются пути решения современных научных проблем и выдвигаются новые проблемы, требующие решения. Прикладные исследования имеют двоякое назначение. Они обеспечивают, с одной стороны, глубокий анализ и продолжение фундаментальных исследований с целью оценки возможности их развития и применения в практике для создания новых средств и предметов труда (техника, технология, материалы и т.п.), с другой — анализ состояния производства в целом, выработку предложений по модернизации существующей и созданию новой техники, а также по вопросам организации и управления народным хозяйством и составляющих его элементов. Результатами прикладных исследований могут быть макеты отдельных узлов и элементов будущих разработок. Прогнозируются типоразмеры продукции, снижение материале- и энергоемкости, рост квалификации научных сотрудников и другие показатели. В процессе прогнозных расчетов производства и эксплуатации новой техники используются методы экспертных оценок, экстраполяции, оптимизации, факторные и имитационные модели, система укрупненных балансовых расчетов. При выборе методов прогнозирования важным является глубина упреждения прогноза. Если прогнозируемый процесс можно представить эволюционным, без скачков, то применение формализованных методов оправдано для определения скачка и оценки времени его осуществления; если же в нем возможно появление скачков, то необходимо применять методы экспертных оценок, а на участках эволюционного процесса применять формализованные методы. Методы экспертных оценок основываются на мнении одного или нескольких специалистов (экспертов) о перспективах развития науки и техники. Метод комиссий. Суть этого метода состоит в том, что специалисты при принятии решения влияют друг на друга так, чтобы компенсировать свои ошибки. Этот метод обладает как преимуществами, так и недостатками. Метод " Дельфи " является наиболее прогрессивным методом, предполагает осуществление опроса группы специалистов с помощью серии анкет, причем в анкете содержатся не только вопросы, но и имеется информация относительно степени согласованности мнений членов группы.. Метод написания сценариев предполагает установление логической последовательности событий с тем, чтобы показать, как, исходя из существующей или какой-либо другой заданной ситуации, может шаг за шагом развертываться будущее состояние.
5. Экономический анализ инновационной деятельности предприятия Инновационная предпринимательская среда - сложившаяся определенная социально-экономическая, организационно-правовая и политическая среда, обеспечивающая или тормозящая развитие инновационной деятельности. Ее можно подразделить на: - внешнюю среду - совокупность хозяйствующих субъектов и движущих сил, оказывающих влияние на инновационную деятельность, но не прямо и не посредственно, а через элементы макросреды. В данном случае факторы, участвующие в формировании внешней среды, делятся на факторы прямого и косвенного воздействия; - внутреннюю среду - совокупность активных субъектов и сил, действующих на возможности фирмы устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Внутренняя среда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям. Результаты деятельности инновационного предприятия в значительной степени определяются как его внешней, так и внутренней средой. Все множество факторов внешней среды можно объединить в две группы: 1) непосредственно влияющие на работу предприятия (законы и учреждения государственного регулирования, поставщики сырья, материалов, оборудования, энергии, комплектующих изделий, потребители продукции, конкуренты, как существующие, так и потенциальные, занимающиеся выпуском однотипной продукции и товаров-заменителей; торговые, финансовые, транспортные и прочие посредники); 2) косвенно воздействующие на работу предприятия (состояние экономики, научно-технический прогресс, политические, демографические, природные и культурные факторы). К внутренним факторам, влияющим непосредственно на инновационную деятельность предприятия, относятся: - наукоемкость производства и наличие исследовательских, опытно-конструкторских подразделений, экспериментальных производств; - энергоемкость производства; - фондоемкость производства; - технический уровень производства; - уровень качества продукции; - наличие экологически вредных производств; - износ оборудования и основных фондов; - уровень диверсификации производства в отрасли; - уровень квалификации работников; - возможность применения в производстве технологий экономии и сбережения; - приближенность к потребительскому рынку. Экономический анализ может использоваться не только как инструмент оценки достигнутого уровня инновационной активности и устойчивости предприятия, но и для оценки изменения этого уровня под воздействием различных технико-экономических факторов. Эк.анализ явл важнейшим средством выявления внутрихоз. резервов повышения качества инноваций, эффективности инновац деятельности и устойчивости функционирования предприятия. Эк.анализ выступает инструментом для разработки управл решений, направлен на повыш эффективности функционир предприятия. Этапы проведения анализа ИД: - осуществление анализа инновац потенциала предприятия. Дается оценка роли собственного капитала в формировании и развитии инновац потенциала; - проводится анализ инновац активности предприятия на основе динамики изменения величины затрат на инновац деятельности и кол-во инновац проектов, наход в разработке предприятия, в отчетном периоде по сравнению с предыдущим; - оценивается результаты ин деятельности. Базовой формой оценки является форма №4 «сведения об инновационной деятельности организации»; - проводится оценка эффективности реализации предприятием инноваций и их влияние на показатели эффективности функционирования предприятия. Пользователями результата анализа могут выступать: Инвесторы (степень выгодности вложений в проект), менеджеры и руководители пр-я (информ об эффективности ИД), покупатели и заказчики (сведения о надежности существующих деловых связей с предприятием), акционеры и собственники (кот интересует результат ИД, е стабильность в будущем), органы госвласти (функция ведения статистического наблюдения), общественность (оценка вклада предприятия в ИД региона, страны).
6. Особенности организационных форм обеспечения ИД Инновационная структура - это комплекс предприятий и организаций с определенными заранее либо территорией размещения, либо областью деятельности, либо направлением функционирования. Этот комплекс объединяет исследования, разработки и производство на основе развитой предпринимательской деятельности и обеспечивает реализацию высоких технологий, производство конкурентоспособной продукции. Материальной базой инновационной структуры является крупная научная организация и территория с развитой научной, производственной, хозяйственной и социальной инфраструктурой, объекты которой сориентированы на разработку и внедрение новых технологий, машин, материалов. Организационно инновационные структуры (ИС) могут включать в свой состав: - научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические, опытно-экспериментальные организации, которые работают по профилю базовой деятельности ИС;- производственные предприятия, которые реализуют результаты НИР, ОКР, изобретений;- службы менеджмента, маркетинга, информационно-коммуни-кационные, рекламы;- учреждения научно-технической экспертизы, юридической защиты интеллектуальной собственности;- учреждения образования и подготовки кадров, которые специализируются на подготовке, повышении квалификации и аттестации специалистов по базовому направлению деятельности ИС; - редакционно-издательские учреждения;- внешнеторговые фирмы, таможенные подразделения;- учреждения сервисного обслуживания, лизинговые, транспортные фирмы. Общепринято классифицировать инновационные структуры по таким видам: - парки (технопарки, агропарки, инновационные парки и т.д.); -инкубаторы (инновационные, технологические, инкубаторы инновационного бизнеса и т.п.); - центры (технологические, инновационные, территориальные и т.п.); - полисы (технополисы, зоны интенсивного научно-технического развития и т.п.); - фонды (государственные, частные, региональные, отраслевые и т.п.). Технологические парки, могут создаваться как с образованием юридического лица (вид А), так и без создания юридического лица (вид Б) на основе соглашения о совместной деятельности. Парки могут иметь определенную территорию, на которой размещены организации, предприятия и строения различного функционального назначения объединять несколько (иногда до нескольких сотен) фирм и малых предприятий, которым предоставляются информационные, коммуникационные, рекламные, хозяйственные и другие услуги на льготных основаниях, но в условиях нынешних коммуникационных возможностей парки могут и не быть ограничены определенной площадью. Результатом деятельности парка является разработка, выпуск и внедрение оборудования, технологий и материалов, оказание услуг по направлению деятельности парка. Инкубатор - это, как правило, фирма, которая берет на себя функции создания или поиска наиболее перспективных научных и технологических разработок, содействует созданию малых предприятий по реализации (внедрению) этих разработок, оказывает этим МП консалтинговые, информационные, коммуникационные и другие услуги на этапе их становления. После достижения необходимого уровня развития эти МП покидают инкубатор. Центр - это ассоциация предприятий и фирм, объединенных общим стремлением достижения высокого коммерческого результата на основе использования научно-исследовательских разработок и изобретений. Полис - это территория, на которой не только работают, но и живут люди, занятые преимущественно на предприятиях и в организациях, размещенных на территории полиса. Полис должен иметь не только предприятия и научные учреждения, ориентированные на создание и выпуск конкретной высокотехнологичной продукции, но и хорошо отлаженную сервисную и бытовую инфраструктуру. Одно из отличий инновационных структур от других организаций и предприятий состоит в том, что в состав органа хозяйственного управления и развития ИС входят базовая организация и научно-технический совет. Базовая организация должна иметь надлежащий уровень по вопросам базовых технологий, организации производства, рыночной конъюнктуры конечной продукции.
7. Оценочные показатели технико-технологического состояния предприятия. Технико-технологическое состояние предприятия на современном этапе характеризуется следующими показателями. 1. Комплексная механизация и автоматизация производства. Это широкое внедрение взаимосвязанных и взаимодополняющих систем машин, аппаратов, приборов, оборудования на всех участках производства, операциях и видах работ. Она способствует интенсификации производства, росту производительности труда, сокращению доли ручного труда в производстве, облегчению и улучшению условий труда, снижению трудоемкости продукции. Под термином " механизация " понимается главным образом вытеснение ручного труда и замена его машинным в тех звеньях, где он еще до сих пор остается (и в основных технологических, и во вспомогательных, подсобных, транспортировочных, перестановочных и других трудовых операциях). Уровень механизации производства оценивается различными показателями. Коэффициент механизации производства - величина, измеряемая отношением объема продукции, выработанной с помощью машин, к общему объему продукции. Коэффициент механизации работ - величина, измеряемая отношением количества труда (в человеко- или нормо-часах), выполненного механизированным способом, к общей сумме затрат труда на производство данного объема продукции. Коэффициент механизации труда - величина, измеряемая отношением количества рабочих, занятых на механизированных работах, к общей численности рабочих на данном участке, предприятии. Автоматизация производства означает применение технических средств с целью полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Различают автоматизацию частичную, охватывающую отдельные операции и процессы, и комплексную, автоматизирующую весь цикл работ. В том случае, когда автоматизированный процесс реализуется без непосредственного участия человека, говорят о полной автоматизации этого процесса. Уровень автоматизации характеризуется теми же показателями, что и уровень механизации: коэффициентом автоматизации производства, коэффициентом автоматизации работ и коэффициентом автоматизации труда. Расчет их аналогичен, но выполняется по автоматизированным работам. Комплексная автоматизация производства предполагает автоматизацию всех основных и вспомогательных операций. В машиностроении создание комплексно-автоматизированных участков станков и управление ими с помощью ЭВМ позволит повысить производительность труда станочников в 13 раз, сократить в семь раз число станков. Среди направлений комплексной автоматизации - внедрение роторных и роторно-конвейерных линий, автоматических линий для массовой продукции и создание автоматизированных предприятий. 2. Компьютеризация производства. - это основа технического перевооружения производства, необходимое условие повышения его эффективности. В перспективе развития компьютеризации - создание национальных и межнациональных коммуникационно-вычислительных сетей, баз данных, нового поколения спутниковых систем космической связи, что позволит облегчить доступ к информационным ресурсам. Наглядным примером этого служит Интернет. 3. Химизация производства. Предусматривает совершенствование производства в результате внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества, повышения эффективности и содержательности труда, облегчения его условий. Среди основных направлений развития химизации производства можно отметить внедрение новых конструкционных и электроизоляционных материалов, расширение потребления синтетических смол и пластмасс, реализацию прогрессивных химико-технологических процессов, расширение выпуска и повсеместное применение разнообразных химических материалов, обладающих специальными свойствами (лаки, ингибиторы коррозии, химические добавки для модификации свойств промышленных материалов и совершенствования технологических процессов). Каждое из этих направлений эффективно само по себе, но наибольший эффект дает их комплексное внедрение. 4. Электрификация. Представляет собой процесс широкого внедрения электроэнергии как источника питания производственного силового аппарата в технологические процессы, средства управления и контроля хода производства. На основе электрификации производства осуществляются комплексная механизация и автоматизация производства, внедряется прогрессивная технология. Электрификация обеспечивает в промышленности замену ручного труда машинным, расширяет воздействие электроэнергии на предметы труда. Особенно велика эффективность применения электрической энергии в технологических процессах, технических средствах автоматизации производства и управления, инженерных расчетах, обработке информации, в счетно-вычислительных работах. Для определения технико-технологических возможностей предприятия по выпуску новой продукции используется метод аттестации технико-технологического уровня производства. Целью аттестации является определение возможностей предприятия и его подразделений по выпуску новой продукции, а также установление наиболее рациональных путей совершенствования организации производства товаров и услуг. Основные этапы аттестации: а) определение технического уровня; б) разработка организационных нормативов; в) определение и оценка качества организации производства. По результатам аттестации выявляются малоэффективные (устаревшие) технологии и производственные участки, которые впоследствии должны быть модернизированы и укомплектованы более современным высокопроизводительным оборудованием. Аттестация проводится аттестационной комиссией, состав и полномочия которой определяются приказом по предприятию в сроки, предусмотренные Коллективным договором.
8. Функционально-экономическое обоснование обновления ассортимента продукции. Ассортимент товара – это набор товаров объединенных по какому либо одному или совокупности признаков. Классификация ассортимента товара:
9. Организационные формы обеспечения инновационной деятельности. Организация инновационного процесса – деятельность по объединению усилий научно-технического персонала на основе соответствующих регламентов и процедур, направленная на ускорение и повышение эффективности инновационного развития. Цель организации – упорядочение инновационного процесса, улучшение его характеристик, ликвидация потерь, связанных с повторным проведением исследований и разработок, неполным использованием имеющихся открытий, медленным осуществлением процесса – «исследование - производство». Особенности организации инновационного процесса связаны с внутренне присущей ему неопределенностью. Организация инновационного процесса в широком смысле включает организацию научно-производственного цикла, организацию труда персонала и организация управления. Высокие темпы и эффективность обновления продукции, технологических процессов, их конкурентоспособность (на внутреннем и внешнем рынках) во многом определяются организационной составляющей инновационного механизма. При этом особую роль играют организации, в которых сосредоточены основные работы по созданию и освоению инноваций, - отраслевые научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, опытные и специальные конструкторские бюро, конструкторские бюро и отделы предприятий (объединений), акционерных обществ. В общем виде научные и научно-технические организации можно классифицировать: - научно-исследовательские институты (НИИ);- конструкторское бюро (КБ);- проектно-технологические институты (ПТИ);- проектно-конструкторские институты (ПКИ);- государственные проектные институты (ГПИ). Стратегическое управление инновациями является составной частью инновационного менеджмента и решает вопросы управления, планирования и реализации инновационных проектов, имеет дело с процессом предвидения изменений в экономической ситуации фирм, поиском и реализацией крупномасштабных решений, обеспечивающих их выживание и устойчивое развитие за счет выявленных будущих факторов успеха. Стратегическое управление - это такое управление инновационной фирмой (организацией), которое, опираясь на научный потенциал как основу, ориентирует ее инновационную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит современные изыскания, отвечающие требованиям конкуренции и позволяющие добиться преимуществ, что в совокупности дает возможность фирме выжить в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. Инновационное управление представляет процесс постоянного обновления различных сторон деятельности фирмы. Оно включает не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах деятельности предприятия, также в управлении процессом получения новых знаний. Стратегические цели фирмы характеризуют количественную или качественную сторону ожидаемого результата. К количественным относятся цели: рыночные (оборот, рост, доля рынка), экономические (прибыль, рентабельность), финансовые (структура капитала, ликвидность). К качественным - стандарт качества продукции, независимость фирмы, стратегический облик фирмы (миссия), инновационное поведение, постановка сервисного обслуживания клиентов, уровень управления фирмой, политическое и общественное влияние. В общем виде технология разработки стратегии может быть представлена: Стратегический диагноз - распознание ситуации на ранней стадии слежения за ситуацией. Стратегический анализ - определение стратегических зон, анализ окружающей среды. Формулирование стратегии - выбор стратегии, разработка программ. Оценка программ - каждая программа оценивается и встраивается в общую политику предприятия. Реализация стратегии - функциональный, проектный, продуктовый менеджмент. Стратегический контроль - контроль за реализацией стратегий. Можно выделить три группы основных средств повышения эффективности любой организационной системы. 1. Выявление и полное использование имеющихся резервов за счет формирования заинтересованности людей в полной отдаче и повышении эффективности (системы управления). 2. Структурные инновационные изменения за счет снижения доли неэффективности технологий и низкорентабельных видов продукции (из числа существующих).3. Создание и рациональное использование новых видов продукции, услуг и новых технологий за счет активизации инновационных процессов.
10. Венчурный бизнес и новые формы интеграции науки производства. Венчурная компания представляет собой деловое сотрудничество собственников компании с владельцами венчурного капитала по реализации проектов с высокой степенью риска и возможностью получения значительного дохода. Компания, которая имеет заманчивую, но не проверенную идею, нуждается в деньгах. Идея оказалась привлекательной для венчурных капиталистов. Имея свою долю в общем деле, венчурный капиталист основную долю риска берет на себя. Чем больше риск, тем выше ожидаемый доход. Владельцы венчурного капитала вкладывают его туда, куда банки вкладывать средства не решаются. Как правило, вновь создаваемые мелкие предприятия финансируются из собственных средств. Такие кредиты выдаются под конкретное имущественное обеспечение, которое может оказаться недостаточным. Именно в такой ситуации важно привлечь венчурный капитал. Можно выделить три стадии развития молодой компании, когда она может нуждаться в венчурном капитале: – финансирование ранней стадии (этап создания, когда капитал необходим для закладки основы развития компании); – финансирование второй стадии (этап развития, на котором осуществляется переход от создания образцов продукции к налаживанию процесса нормальной производственной и сбытовой деятельности); – финансирование третьей стадии (этап закрепления успеха, за которым следует выпуск акций компании в свободное обращение на бирже, а финансы нужны для улучшения производственных показателей). Финансирование ранней стадии - самый высокий риск, но есть шанс в случае успеха получить за это достаточно высокий доход. Объем вложений венчурного капитала обычно достигает значительного уровня и иногда существенно превышает объем капитала, вложенного основателями предприятия. Вкладывая суммы, превышающие капитал владельцев, собственники венчурного капитала вместе с тем стремятся не обладать контрольным пакетом обычных акций, а их остальные средства предоставляются в виде займа или вложения в привилегированные акции. Принципы работы венчурной компании следующие: – создание фонда венчурного капитала в форме товарищества, в котором фирма-организатор выступает как главный товарищ и несет полную ответственность за управление фондом. Для этого разрабатывается развернутый бизнес-план с целью убедить потенциальных инвесторов в достаточной квалификации, опыте предпринимателей и в их стремлении к эффективной реализации проекта; – размещение венчурного фонда по различным проектам со степенью риска не более 25% и со сроком отдачи вложений через 3 - 5 лет; – "выход" венчурного капитала из предприятия путем превращения компании в акционерное общество открытого типа с размещением акций компании на фондовой бирже или продажей большей части акций крупной корпорации. Каждый венчурный фонд заинтересован в том, чтобы его капиталы были вложены в предприятия, находящиеся на разных стадиях развития. Кроме того, владельцы венчурного капитала, желая снизить инвестиционный риск, распределяют его по различным отраслям, а для контроля за деятельностью венчурного фонда назначают "своего" человека на должность управляющего финансами венчурной компании. Венчурные компании лишь управляют фондами, но не владеют ими. Они получают вознаграждение от собственников капитала, в соответствии с условиями договора между компанией и учредителями венчурного фонда, хотя могут вложить в эти фонды и часть своих собственных средств. Спрос на венчурный капитал на Западе в последние годы вызвал бурный рост числа финансовых источников. Стартовые инвестиции - наиболее рискованная форма вложений. Иногда они делятся на две подгруппы - предстартовое и собственно стартовое финансирование. Предстартовое финансирование касается самых начальных этапов предпринимательской деятельности. Часто оно осуществляется до непосредственного образования предприятия. Примером может служить финансирование работ по создан ию прототипа нового изделия и его патентной защите, анализу рынка сбыта или оказания услуг, правовому обеспечению выгодных франчайзинговых договоров и договоров купли-продажи, а также по формированию плана предпринимательской деятельности, подбору менеджеров и образованию компании вплоть до момента, когда можно перейти к стартовому финансированию. Стартовое финансирование - это инвестирование с целью обеспечения начала производственной деятельности компании. Предполагается, что уже сконструирована продукция, подобран коллектив менеджеров, получены результаты исследования рынка. Риск в этом случае высок, и вложенияедва ли окупятся раньше, чем через 5-10 лет. Финансирование развития, как правило, делится на финансирование его начальной и последующих стадий. Финансирование начальной стадии рассчитано на оказание помощи небольшим предприятиям, обладающим значительным потенциалом роста. Как правило, они не могут обеспечить финансирование развития за счет кредита в связи с неспособностью гарантировать его возврат. Учитывая относительно высокую степень предсказуемости результатов инвестирования, риск капиталовложений в этом случае несколько меньше, чем при стартовом финансировании, но все еще значителен. Часто таким образом финансируются фирмы, существующие менее трех лет и еще не получающие прибыль. Финансирование более поздней стадии предусматривает выделение средств предприятиям с действующим производством, обладающим большим потенциалом для расширения, например за счет ввода в действие новой производственной линии или создания торговой сети на новых территориях. Риск таких инвестиций гораздо меньше, чем в предыдущих случаях, а срок их окупаемости гораздо короче (примерно 2-5 лет). При этом венчурный капитал является альтернативой классическому кредитованию. Финансирование определенной операции совершается как единовременный акт. Как правило, средства выделяются на очень небольшой срок (2 года). Таким образом финансируется, например, покупка предприятий для определенного клиента, осуществляется промежуточное финансирование, обеспечивающее деятельность компании в период между другими видами финансирования, а также предоставляются средства для приобретения предприятия его управленческим персоналом. Существуют разновидности венчурного капитала, не входящие ни в одну из перечисленных выше групп. К их числу относятся: - спасательное финансирование, предусматривающее выделение средств для реализации мероприятий, обеспечивающих возрождение предприятия - потенциального банкрота; - замещающее финансирование, предназначенное для замены части внешних ресурсов фирмы собственным капиталом; - финансирование операций, связанных с выходом компании на рынок ценных бумаг. Венчурное финансирование проводится посредством специально созданных фондов, которыми руководят управляющие компании. Они могут быть независимыми или принадлежать финансовым институтам, но выступать в качестве независимых. Существуют три основных рынка венчурного капитала - США и Канада, Юго-Восточная Азия, Европа. Обычно под европейским рынком подразумевается рынок Западной Европы, однако все чаще внимание инвесторов привлекают государства Центрально-Восточной Европы. Основы экономического механизма реализации научно-инновационного потенциала в нашей стране были заложены в период становления хозрасчетных отношений в научно-исследовательском и опытно-экспериментальном секторе в 1960-е гг. Вопросы формирования структур интеграции науки и производства, способных обеспечить ускорение НТП и усилить меру экономического воздействия его результатов на интенсификацию производства, занимали в то время значительное место в государственной научно-технической политике. В этот период возникают разнообразные формы субъектов отраслевой и межотраслевой научно-инновационной и научно-производственной интеграции. Имеющиеся в то время разнообразные формы научно-производственной и научно-инновационной интеграции в целом можно было разделить по отраслевой и межотраслевой структуре. К числу наиболее значимых отраслевых структур интеграции науки и производства можно отнести научно-производственные объединения (НПО), научно-производственные комплексы производственных объединений, отраслевые НИИ и КБ с опытно-экспериментальными производствами, работающие под руководством соответствующих академических институтов и т.д. Межотраслевые же формы интеграции науки и производства были представлены в тот период межотраслевыми научно-техническими комплексами (МНТК), межведомственными целевыми научно-производственными комплексами (объединениями), учебно-научными производственными объединениями и т.п. Более прогрессивной организационной формой интеграции науки и производства была их межотраслевая кооперация. Ведущее место среди межотраслевых форм научно-производственной интеграции занимали созданные в нашей стране в середине 1980-х гг. межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК). Они на народнохозяйственном уровне обеспечивали межотраслевое взаимодействие научных и опытно-экспериментальных подразделений инженерных центров и заинтересованных промышленных предприятий. Целевой функцией МНТК была концентрация научных сил и ресурсов на решения крупных межотраслевых научно-технических проблем, имеющих важное народнохозяйственное значение. В деятельности МНТК в условиях жесткого директивного управления обнаруживались как положительные, так и отрицательные стороны этой формы научно-технической интеграции. С нашей точки зрения, МНТК, осуществляя межотраслевую интеграцию стадий исследований разработки, изготовления опытных образцов технических новшеств и их массового тиражирования, воспроизводили основной недостаток отраслевой научно-производственной интеграции в НПО. Дело в том, что как НПО в рамках отрасли, так и МНТК на межотраслевой основе не включали в сферу своей деятельности заключительную стадию НТП – внедрение нововведений. Выпадение функции реализации конечных результатов НТП из сферы деятельности НПО и МНТК делало невозможным завершение процесса в их рамках целостного научно-производственного цикла. Думается, что именно это обстоятельство послужило основной причиной недостаточного воздействия результатов деятельности НПО и МНТК в тот период на ускорение НТП, рост эффективности общественного производства. На региональном уровне начали функционировать в то время межведомственные организационные формы обобществления науки и производства, к которым относились межотраслевые государственные объединения (МГО), межведомственные целевые научно-производственные комплексы (МЦНПК), учебно-научные производственные объединения (УНПО). Входящие в состав МГО НИИ, КБ, предприятия не теряли статус юридического лица, и экономические взаимоотношения между ними строились на договорной основе. Высшим органом руководства этим хозяйствующим субъектом являлось собрание представителей трудовых коллективов, входящих в МГО. МГО могли реально управлять ходом осуществления НТП в регионе, если бы технологическое единство входящих в состав МГО хозрасчетных единиц базировалось на их прочном экономическом единстве. С одной стороны, научно-инновационная и производственная деятельность имеют свои относительно самостоятельные закономерности развития и самовоспроизводства. Обособленность функционирования каждой сферы обусловлена спецификой труда и качеством используемой рабочей силы, особенностями структуры и кругооборота основных фондов, экономическим содержанием и формой конечного продукта. С другой стороны, научно-инновационная и производственная сферы в своем саморазвитии органически взаимосвязаны как звенья одного воспроизводственного процесса, объединяющие стадии проектного обоснования, научного исследования, опытно-конструкторских разработок, изготовления и внедрения нововведений в массовое производство. Именно поэтому разрешение проблемы согласования, рационального сочетания экономических интересов научных, опытно-экспериментальных и производственных коллективов имеет ключевое значение для разработки теории и практики, регулируемого саморазвития научно-инновационной сферы.
11. Способы эффективного внедрения инноваций и формирование новых центров: технопарки, технополисы, фирмы-инкубаторы, научно-промышленные консорциумы, кластеры. Инновационная структура - это комплекс предприятий и организаций с определенными заранее либо территорией размещения, либо областью деятельности, либо направлением функционирования. Этот комплекс объединяет исследования, разработки и производство на основе развитой предпринимательской деятельности и обеспечивает реализацию высоких технологий, производство конкурентоспособной продукции. Материальной базой инновационной структуры является крупная научная организация и территория с развитой научной, производственной, хозяйственной и социальной инфраструктурой, объекты которой сориентированы на разработку и внедрение новых технологий, машин, материалов. Организационно инновационные структуры (ИС) могут включать в свой состав: - научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические, опытно-экспериментальные организации, которые работают по профилю базовой деятельности ИС; - производственные предприятия, которые реализуют результаты НИР, ОКР, изобретений; - службы менеджмента, маркетинга, информационно-коммуни-кационные, рекламы; - учреждения научно-технической экспертизы, юридической защиты интеллектуальной собственности; - учреждения образования и подготовки кадров, которые специализируются на подготовке, повышении квалификации и аттестации специалистов по базовому направлению деятельности ИС; - редакционно-издательские учреждения; - внешнеторговые фирмы, таможенные подразделения; - учреждения сервисного обслуживания, лизинговые, транспортные фирмы. Общепринято классифицировать инновационные структуры по таким видам: - парки (технопарки, агропарки, инновационные парки и т.д.); -инкубаторы (инновационные, технологические, инкубаторы инновационного бизнеса и т.п.); - центры (технологические, инновационные, территориальные и т.п.); - полисы (технополисы, зоны интенсивного научно-технического развития и т.п.); - фонды (государственные, частные, региональные, отраслевые и т.п.). Технологические парки, согласно украинскому законодательству, могут создаваться как с образованием юридического лица (вид А), так и без создания юридического лица (вид Б) на основе соглашения о совместной деятельности. Парки могут иметь определенную территорию, на которой размещены организации, предприятия и строения различного функционального назначения объединять несколько (иногда до нескольких сотен) фирм и малых предприятий, которым предоставляются информационные, коммуникационные, рекламные, хозяйственные и другие услуги на льготных основаниях, но в условиях нынешних коммуникационных возможностей парки могут и не быть ограничены определенной площадью. Производственные и коммерческие отношения между фирмами и предприятиями парка строятся на особых условиях, определяемых Уставом или коллективным (учредительным) договором. Выбираются эти формы исходя из базисного направления деятельности технопарка. Результатом деятельности парка является разработка, выпуск и внедрение оборудования, технологий и материалов, оказание услуг по направлению деятельности парка. Инкубатор - это, как правило, фирма, которая берет на себя функции создания или поиска наиболее перспективных научных и технологических разработок, содействует созданию малых предприятий по реализации (внедрению) этих разработок, оказывает этим МП консалтинговые, информационные, коммуникационные и другие услуги на этапе их становления. После достижения необходимого уровня развития эти МП покидают инкубатор. Центр - это ассоциация предприятий и фирм, объединенных общим стремлением достижения высокого коммерческого результата на основе использования научно-исследовательских разработок и изобретений. Полис - это территория, на которой не только работают, но и живут люди, занятые преимущественно на предприятиях и в организациях, размещенных на территории полиса. Полис должен иметь не только предприятия и научные учреждения, ориентированные на создание и выпуск конкретной высокотехнологичной продукции, но и хорошо отлаженную сервисную и бытовую инфраструктуру. Одно из отличий инновационных структур от других организаций и предприятий состоит в том, что в состав органа хозяйственного управления и развития ИС входят базовая организация и научно-технический совет. Базовая организация должна иметь надлежащий уровень по вопросам базовых технологий, организации производства, рыночной конъюнктуры конечной продукции. Ускорение НТП вызывает заинтересованность в сотрудничестве науки и промышленных предприятий. Условием сохранения и усиления конкурентоспособности компании становится информация о достижениях и использование результатов не только прикладных, но и фундаментальных исследований. Поэтому современные компании не могут довольствоваться вторичной научной информацией и упрочивают связи с ее первичными источниками - центрами фундаментальных наук.
12. Сущность и содержание инновационного менеджмента. Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями – инновационный менеджмент. Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Инновационный менеджмент базируется на основополагающих моментах: 1) целенаправленного поиска идеи, служащей фундаментом для данной инновации; 2) организации инновационного процесса для данной инновации); 3) процесса продвижения и реализации инновации на рынке. Любое управление включает в себя определенную стратегию и тактику. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование. Новые цели, естественно, ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения, наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации. Инновационный менеджмент – это определенная система управления Как система он состоит из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством движения информации. Это движение информации представляет собой сам процесс управления. Таким образом, процесс управления – это процесс выработки и осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления. Субъектом управления в инновационном менеджменте может быть одни работник или группа работников (специалистов по маркетингу, по финансам и т.п.), которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации (продукты и операции), инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей). Третьим элементом инновационного менеджмента является информационный продукт. Процесс управления инновациями осуществляется через движение информации: внешней, командной, о состоянии объекта управления до управления им и после управления и др. Движение информации означает процесс сбора, хранения, переработки, передачи информации, контроля за ее движением и оценку результативности ее использования для воздействия со стороны субъекта управления на объект управления. Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления. Различают два типа функций: 1) функции субъекта управления (прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, стимулирование, контроль); 2) функции объекта управления (рисковое вложение капитала, организация ИП, организация продвижения инноваций на рынке). Функции субъекта управления представляют собой общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия на отношения людей в хозяйственном процессе. Эти функции есть конкретный вид управленческой деятельности. Они последовательно складываются из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решения, преобразования его в команду. Содержание функций объекта управления заключается в следующем. Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт (операцию) всегда связано с неопределенностью. Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация деятельности по созданию, реализации и диффузии инноваций. Действие этой функции затрагивает весь инновационный процесс. Функция продвижения и диффузии инновации проявляет себя на рынке и состоит в создании эффективной системы мер по продвижению и распространению новых продуктов (операций): рекламные мероприятия, захват новых рынков сбыта и т.п. Инновационный менеджмент - это принятие решений в постоянно меняющихся условиях, непрерывное рассмотрение инновационных программ и переоценка их в целом и составных частей. Для руководителя инновационной сферы естественно, что любое его действие окружено неопределенностями как внутреннего, так и внешнего порядка. В любой момент может возникнуть непредвиденная техническая проблема, необходимость перераспределения ресурсов, новые оценки рыночных возможностей. Поэтому любая система планирования и управления инновациями должна быть достаточно гибкой, а динамичность ситуации требует большего управленческого внимания, чем любая сфера деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|