Организация инновационного менеджмента.
Организация – это совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Организация инновационного менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями. Элементами процесса управления инновациями являются орудия труда, предметы труда, технология инновационного менеджмента. В инновационном менеджменте орудием труда служат различные технические средства. Предметом труда является информационный продукт (прежде всего командная информация), а технология инновационного менеджмента представляет собой совокупность методов и форм реализации информационного продукта как управляющего воздействия на создание, продвижение и диффузию инноваций. Организация инновационного менеджмента связывает в единую систему функционирования во времени и пространстве указанные выше элементы процесса управления. Инновационный менеджмент состоит из следующих элементов: 1) инновационного процесса; 2) определения цели управления инновацией; 3) выбора стратегии менеджмента инновации; 4) определения приемов управления инновацией; Организация инновационного менеджмента закладывается уже при создании и реализации инновации, т.е. в самом инновационном процессе. Инновационный процесс – это базис, от которого зависит в дальнейшем эффективность использования приемов инновационного менеджмента.Он определяет основную идею инновации, характерные черты и специфику функционирования нового продукта или новой операции, особенности их создания, реализации и продвижения на рынке, комплекс мер по эффективному продвижению и какие приемы следует применять для диффузии конкретной инновации.
На втором плане организации инновационного менеджмента определяется цель управления данным новым продуктом или операцией. Цель – это результат, который необходимо получить. Целью инновационного менеджмента может быть прибыль, привлечение денежных средств, расширение сегмента рынка, выход на новый рынок, поглощение других институтов, поднятие имиджа и т.п. Инновации тесно связаны с риском и с рисковым вложением капитала, поэтому конечная цель инноваций – это оправдание риска и получение максимальной прибыли на все свои затраты (денег, времени, труда). Любое действие, связанное с риском, всегда целенаправленно, так как отсутствие цели делает решение, связанное с риском, бессмысленным. Важным этапом организации является выбор стратегии управления инновациями. От правильно выбранной стратегии управления зависит и правильность выбора приемов управления инновацией, их результативность и эффективность. На этих двух этапах важная роль принадлежит инженеру, менеджеру, аналитикам, экспертам и консультантам. Главным субъектом управления, безусловно, является менеджер. Он имеет два права: право выбора и право ответственности за него. Право выбора означает право принятия решения, необходимого для реализации намеченной цели. Решение должно приниматься менеджером единолично. Для управления инновациями могут создаваться специализированные группы людей, состоящие из аналитиков, консультантов, экспертов. Каждый из них выполняет порученную ему работу и отвечает только за свой участок работ. Эти работники могут подготовить предварительное коллективное решение и принять его простым или квалифицированным (двумя третями, тремя четвертями или единогласно) большинством голосов. Однако окончательно выбрать вариант принятия решения должен только один человек, т.к. он одновременно принимает на себя и ответственность за данное решение, за его выполнение и эффективность.
При выборе стратегии и приемов менеджмента инноваций часто используется определенный стереотип, который складывается из опыта и знаний менеджера в процессе его работы. Большую роль в принятии эффективного решения играет интуиция менеджера, его чутье и прозорливость в работе. Наличие стереотипных действий дает менеджеру возможность в определенных типовых ситуациях действовать оперативно и наиболее оптимальным образом. При отсутствии типовых ситуаций менеджер должен переходить от стереотипных решений к поиску оптимальных, приемлемых для себя решений. Подходы к решению задач по управлению инновациями зависят от цели управления, конкретных задач по управлению и могут быть разнообразными. Поэтому инновационный менеджмент обладает многовариантностью. Последнее означает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость тех или иных способов действия в конкретной ситуации. Инновационный менеджмент отличается высокой динамичностью. Его эффективность во многом зависит от быстроты реакции на изменение условий рынка и экономической ситуации. Поэтому инновационный менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов менеджмента, умении быстро и правильно оценивать конкретную ситуацию в стране, состояние рынка, место и положение на нем данного продуцента, а также способности менеджера быстро найти хорошее решение в данной ситуации в данный момент времени. Важные этапы организации инновационного менеджмента – разработка программы управления инновацией и организация работы по выполнению намеченных работ.
14. Макроэкономическое регулирование инновационной деятельности и государственная инновационная политика. Главной целью государственной инновационной политики является создание социально-экономических, организационных и правовых условий для эффективного воспроизводства, развития и использования научно-технического потенциала страны, обеспечение внедрения современных экологически чистых, безопасных энерго- и ресурсосберегающих технологий производства и реализации новых видов конкурентоспособной продукции.
Основными принципами государственной инновационной политики являются: - ориентация на инновационный путь развития экономики Украины; - определение государственных приоритетов инновационного развития; - формирование нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности; - создание условий для сохранения, развития и использования отечественного научно-технического и инновационного потенциала; - обеспечение взаимодействия науки, образования, производства, финансово-кредитной сферы в развитии инновационной деятельности; - эффективное использование рыночных механизмов для содействия инновационной деятельности, поддержка предпринимательства в научно-производственной сфере итд. Государственное регулирование ИД осуществляется путем: - определения и поддержки приоритетных направлений ИД государственного, отраслевого, регионального и местного уровней; - формирования и реализации государственных, отраслевых, региональных и местных инновационных программ; - создания нормативно-правовой базы и экономических механизмов для поддержки и стимулирования инновационной деятельности; - защиты прав и интересов субъектов инновационной деятельности; - финансовой поддержки выполнения инновационных проектов; - поддержки функционирования и развития современной инновационной инфраструктуры. Эффективность инновационного потенциала существенно повышается при организации конкурсов в распределении бюджетных средств. Для этого создаются специальные бюджетные или частично бюджетные (смешанные) фонды. Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационного потенциала путем законодательной фиксации статуса научной и инновационной деятельности, защиты прав научных работников, разработки механизмов реализации инновационной политики. Защита прав субъектов инновационной деятельности основывается на законодательных актах по вопросам интеллектуальной собственности и государственной патентно-лицензионной системы. Механизмы санаций и процедуры банкротства для инновационных субъектов должны быть смягчены. Также должно быть ограничено действие антимонопольных механизмов в отношении важнейших инновационных проектов.
Существенным элементом прямой поддержки инноваций является формирование государственной инновационной инфраструктуры путем создания сети центров распространения нововведений и консультаций. Государство способствует также формированию рынка инноваций путем информирования в государственных изданиях о выставках, биржах, ярмарках, конференциях и т.д. Государство само может выступать в качестве агента рынка, например, при покупке и продаже лицензий. Правовые основы развития инновационной деятельности в Украине составляет система законодательных и подзаконных актов: - закон Украины "Об инвестиционной деятельности" от 18.09.91; - закон Украины "Об основах государственной политики в сфере научной и научно-технической деятельности" от 13.12.91; - закон Украины "Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон" от 03.10.92; - закон Украины "О научной и научно-технической деятельности" от 16.12.98; - закон Украины "Об инновационной деятельности" от 04.07.02. Согласно ЗУ "Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон" от 3 октября 1992 года основной целью создания этих зон названо привлечение иностранных инвестиций, содействие им, активизация совместной с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности, нормализация экспорта товаров и услуг, привлечение новых технологий, рыночных методов хозяйствования, развитие инфраструктуры рынка, улучшение использования природных и трудовых ресурсов, ускорение социально-экономического развития. Результаты инновационной деятельности фирмы на внутреннем и внешнем рынках могут быть представлены в виде передачи научно-технических знаний и опыта, новых технологий или новых услуг. Передача технологий может осуществляться как в пределах одной страны, так и на международном уровне. Для авторитета фирмы и ее персонала важен выход на внешний лицензионный рынок. Лицензионная торговля -представляет собой основную форму международной торговли инновациями. Она охватывает сделки с ноу-хау, с патентами на изобретения и другими результатами интеллектуальной деятельности. Быстрое развитие лицензионных операций определяется их высокой доходностью и тем, что эти операции менее рискованны по сравнению с прямым инвестированием.
В качестве возмещения за использование предмета соглашения лицензиат платит определенное вознаграждение, размеры которого определяются на основе фактического экономического результата использования лицензии (периодические проценты, участие в прибыли). Если количество зарубежных заявок национальных фирм значительно превышает количество заявок, поданных внутри страны, то это свидетельствует об отставании уровня научно-технических решений в данной стране. Это исключает зарубежное патентование части национальных изобретений.
15. Критерии и показатели эффективности ИД. Основным критерием обоснования экономической эффективности инновационной деятельности у производителей (продавцов) является ее результат: чистый дисконтированный доход, который определяется путем сравнения произведенных затрат и получаемых результатов и принимается за базу для всех последующих обоснований экономической эффективности конкретного инновационного проекта. Кроме того экономическая эффективность инновационной деятельности включает в себя определение и других рассмотренных нами показателей: индекса доходности, срока окупаемости капитальных затрат и внутренней нормы доходности проекта. Завершается оценка определением устойчивости и чувствительности основных экономических характеристик проекта к изменению внутренних и внешних параметров. Эффективность затрат покупателя на использование новшеств можно определять, а также управлять ею, через сравнение следующих показателей: -затраты на производство и реализацию продукции до и после введения новшеств; -выручку от реализации продукции до и после введения новшеств; -стоимость потребляемых ресурсов до и после введения новшеств; -среднесписочную численность персонала и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|