Упражнение 3. Проекция на людей
Подумайте о ком-нибудь, чье поведение не нравится вам. Поставьте пустой стул напротив себя и представьте, что этот человек сидит на нем. В течение некоторого времени старайтесь сформировать его образ. Посмотрите, как он сидит, во что одет, каково выражение его лица и как он разговаривает с вами. Обратите особое внимание на то в его поведении, чего вы не любите. Теперь представьте, что вы и есть этот человек, и начните вести себя так, как вам не нравится. Приложите усилия, чтобы быть точно таким, каким вы представляете себе этого человека. Потом постепенно попробуйте приспособить его поведение к своему стилю. Если вы работаете с партнером, пытайтесь обращаться с ним так же. Если вы одни, используя такое поведение, побеседуйте в своем воображении с кем-нибудь из вашей жизни. «Это довольно больно и приводит меня в состояние шока, когда я осознаю, что именно я, а не мой адвокат, в котором наблюдаю скрытность, подспудно скрываю раздражение под маской вежливости». Даже понимая себя, мы можем неясно видеть окружающий нас мир. Люди, все время видящие жестокость и пагубность внешнего мира, могут подавлять эти черты в себе. Открыв в себе те качества, которые мы принимаем с большим трудом, мы сможем увидеть эти качества в других, только если они действительно присутствуют. Вы ненавидите себя, а думаете, что это я. Проклятые проекции! Фриц Перлз «Хотя я могу спроецировать свою злость на кого-то другого и получить искаженное представление о его злости, я могу ощутимо чувствовать, что он зол. Но если я не возьму на себя ответственность за свою злость, может возникнуть ненужная конфронтация, особенно если тот человек, на которого я спроецировал свою злость, тоже отрицает свою. Представьте себе картинку: мы оба гневно кричим друг другу, что зол другой!»
Чаще мы проецируем «отрицательные» свойства, но то же самое может происходить и с «положительными», «хорошими» качествами. Их тоже нужно переоценить прежде, чем наше восприятие себя и других сможет проясниться. Вы можете исследовать, в какой степени вы проецируете свою силу духа, мощь и таланты на других, повторив предыдущее упражнение, но поменяв недолюбливаемого вами человека на того, которым восхищаетесь. Мы уже предлагали пару похожих упражнений, называемых «откровенное признание». Если я не осознаю свой характер и неискренен сам с собой, то так или иначе я буду проецировать часть себя на других, чтобы не признаться в том, что эта часть у меня есть. И наоборот, взяв ответственность на себя, я смогу принять эту часть, выделив ее в качестве фигуры из фона остальных собственных составляющих. Тогда я могу сделать выбор, пользоваться ли ей и выражать ли это свое качество. Тем самым я лучше управляю своим существованием. «Полезный ключ к тем моментам, когда я проецирую себя на других, — это когда я обнаруживаю, что сильно реагирую на некоторые черты людей, в то время как другие их не замечают вовсе. Тогда я начинаю подозревать, что слеп ко всем другим моделям поведения, которыми этот человек несомненно должен обладать». И в то же время, как и большинство других аспектов человеческого поведения, механизм проекции может быть для нас очень ценным. Например, интуиция основана на тщательной проекции, потому что мы никогда не сможем прямо и непосредственно почувствовать, что чувствует другой. Мы зависим от множества поведенческих сигналов, и некоторые из них, несомненно, лежат ниже уровня нашего сознания. Так, выражение эмоций кем бы то ни было является пусковым механизмом для вызывания похожих чувств внутри нас, и с помощью знания того, что мы чувствуем сами, мы догадываемся, что чувствует другой. Этим определяется наша способность сопереживать друзьям, предвидеть поведение коллег или даже пере- бивать ставку партнера при игре в покер, — все это невозможно без тщательной проекции.
Другой механизм, с помощью которого мы вмешиваемся в естественный цикл формирования и разрушения гештальта и тем самым снижаем свою способность гибко отвечать окружающему миру, это так называемая интроекция. Буквально интроекция означает — «вбирание внутрь». Это понятие используется для описания процесса, когда чьи-то мнения и оценки принимаются без разбора, подобно тому, как маленький ребенок впитывает знания от окружающих. В определенной мере мы должны научиться этому способу впитывать все, что дают, без вопросов, подобно глотающему молоко ребенку. Это процесс неразборчивости, поглощения, принятия на веру. Подрастая, ребенок должен больше трудиться для получения еды, ему надо жевать и пережевывать ее до того, как проглотить. Это действие, называемое ассимиляцией (усвоением), отличается от интроекции тем, что включает разрушение и реорганизацию. Однако некоторые люди никогда полностью не научаются агрессивному поведению, которое необходимо для ассимиляции, и продолжают просто впитывать (поглощать) мнения своих родителей, а позже общества и других людей так же, как сначала просто впитывали (поглощали) материнское молоко — пассивно и без сомнений. Они принимают идеи, мнения и все аргументы других людей, не пользуясь при этом собственными аналитическими способностями. Такие люди не пережевывают идеи других до того, как их проглотить: они скорее проецируют внутрь, чем ассимилируют. Преимуществом такого поведения является отсутствие необходимости брать на себя ответственность за то, во что верит человек: подобное поведение не требует усилий, поскольку позволяет сослаться на других. Недостатком такого поведения, однако, является опасность стать не способным гибко соответствовать собственным (подлинным) потребностям и желаниям. Такие люди вязнут, пытаясь следовать мнениям других людей или даже представлениям, характерным прошлому. Они стараются вести себя так, как это «следовало бы» делать, и постоянно заставляют себя быть не теми, кем они на самом деле являются.
Перлз в книге «Эго, голод и агрессия» показал психологические аналогии между нашим поведением и способами поглощать и переваривать пишу. Об интроекции в таком контексте можно сказать, что мы давимся (жадно хватая пищу) мнениями и суждениями окружающих без предварительного их пережевывания (переработки), а потому и не можем усвоить и интегрировать их. Подобно тому, как мы разглядываем пищу до ее проглатывания, нам следует быть осторожными и с принятием чужих мнений и суждений. Иногда нас тошнит от проглоченной неподходящей пищи (по причине ее несвежести или из-за того, что мы недостаточно ее прожевали); точно так же мы должны быть готовы вырвать, выплюнуть и пересмотреть идеи и мнения, которые уже были нами проглочены. Будучи детьми, мы узнаем, что из-за непослушания родителям можем оказаться отвергнутыми ими. Обычно мы связываем это со страхом, что родители могут нас покинуть. Поэтому часто мы ведем себя так, как нам говорят, но с четким пониманием, что наше послушание существует только под принуждением. На нас давят, чтобы мы вели себя определенным, принятым образом, и при этом создается видимость, будто это наш собственный выбор, так возникает установка, которая хоть и чужда нам, но все же достаточно сильна, чтобы мы сохраняли желаемое поведение. Мы сливаемся с ним и продолжаем его демонстрировать, даже если оно не согласуется с тем, кто мы есть. Для того, чтобы открыть для себя феномен интроекции, проделайте следующее упражнение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|