Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толкование Конституции Российской Федерации: понятие и виды, практика Конституционного Суда Российской Федерации.




Это необходимая стадия процесса реализации КРФ, которая состоит в преодолении КСРФ неопределенности в понимании её положений, в выяснении объективного смысла и содержащихся в основном законе позитивных принципов.

Конст. толкование обладает следующими чертами:

1. Это вид праворазъяснительной деятельности.

2. Имеет преимущественное значение для правотворческой деятельности.

3. Не мб проигнорировано ни в какой иной деятельности, хотя в доктринальных источниках конст. толкование мб подвергнуто сомнениям.

4. Поводы, основания и результаты толкования КРФ имеют прикладное значение для конкретных видов правовой деятельности.

5. Особый предмет, цели и задачи толкования. Участие в этом процессе экспертов и специалистов в области права обязательно.

6. Не исключается субъективизм при толковании. В принципе конст. толкование невозможно без создания новой нормы.

Констуц. толкование - это особый вид правовой деятельности высшего судебного органа, направленный на оценку правовых актов, охрану основного закона и обеспечение всех форм реализации права.

 

Виды толкования:

1. Официальное. Устанавливает обязательность решений КСРФ на всей территории страны, для всех ОГВ и МСУ, их д/л, граждан и их объединений.

Бывает:

• Нормативное. Это когда имеет место прямой запрос о толковании соотв. положений КРФ уполномоченными на это субъектами.

• Казуальное. Это когда имеется запрос компетентных органов и лиц по поводу соответствия закона, иного нпа или договора - в этом случае основной закон толкуется применительно к данной ситуации.

2. Доктринальное.

3. Компетентное.

4. Обыденное.

 

Принципы толкования:

1. Основным принципом толкования является принцип самодостаточности конституции. Т.е. ресурсы для понимания конституции заложены в ней самой.

2. При толковании КРФ необходимо учитывать содержание всех её разделов, в том числе и преамбулы.

3. Толкование одних конст. норм не должно противоречить толкованию или содержанию других норм КРФ, конституции в целом и, прежде всего, положениям гл. 1 КРФ.

4. При толковании должно учитываться федеративное устройство нашего государства, поэтому приоритетным будет принцип единства политического пространства.

5. При толковании приоритет должен отдаваться правам и свободам человека и гражданина.

6. Толкование КРФ должно осуществляться с учетом международных правовых норм.

 

Критерии допустимости:

1. Запрос о толковании должен выражать обнаружившуюся неопределенность в понимании положений КРФ при их применении на практике, при реализации субъектом своих полномочий.

2. КСРФ не вправе при толковании конституции конкретизировать конституционные положения путем создания новых самостоятельных норм права.

3. Не будет принят запрос: Если на момент рассмотрения запроса в ГД находится проект ФЗ, конкретизирующий соответствующие положения КРФ.

4. Если запрос фактически влечет проверку конституционности какого-либо действующего н/а, а сам этот акт не оспаривается ни по форме, ни по содержанию.

5. Запрос о толковании не будет принят, если в запросе одновременно требуется дать толкование нескольких положений КРФ, которые между собой не имеют единого предмета правового регулирования.

6. Запрос о толковании не будет признан допустимым, если в запросе ставятся вопросы не получившие разрешения в КРФ.

7. Толкование неотделимо и зависимо от толкуемого положения. В случае изменения или отмены истолкованного положения конституции его толкование утрачивает силу. Даже если аналогичное положение воспроизводится в новой конституции. Т.е. в системе норм новой конституции аналогичные положения имеют иной смысл.

 

За всё существование КСРФ были истолкованы 20 статей КРФ и было принято всего 12 итоговых решений. Последнее решение о толковании было принято в 2000 году.

Ни разу КСРФ не обращался к толкованию первой главы.

Примеры для экзамена:

1. О процедуре троекратного отказа

Президент вправе предлагать кандидатуру 3 раза одну и ту же, 3 раза другую...

2. Толкование ст. 136 КРФ. КС ввел в систему нпа новый вид закона - закон РФ о поправке КРФ

3. КС дал толкование ст. 65 - о порядке внесения изменений в КРФ, касающееся изменение наименование субъекта РФ. Такие изменения могут вносится Указом Президента.

4. КС своим постановлением дал толкование таким понятием как система и структура ФОИВ, тем самым разрешил, дал полномочия президенту РФ определять систему указом.

5. КС дал толкование 125-127. О разграничении полномочий КС и судами общей юрисдикции в сфере нормоконтроля.

 

Обязательные участники:

• КСРФ

• Секретариат

• Стороны

Факультативные:

• Представители

• Эксперты

• Специалисты

• Приводчики

• Работники суда обеспечивающие его деятельность.

 

Стороны (это не участники!!!):

• 1 сторона: Заявитель. Только стороной заявителем мб следующие субъекты: 1) физ и юр лица 2) суды 3) ген прокурор 4) уполномоченный по правам человека 5) ОМСУ 6) 1/5 депутатом ГД и членов СФ. Указанные субъекты не издают акты, являющиеся объектом конст. контроля со стороны КСРФ.

• 2 сторона: 1) ОГВ, который издал оспариваемый акт 2) ОГВ, полномочия которого оспариваются. По некоторым видам конст. судопроизводства будет только одна сторона - заявитель (например, дела о толковании КРФ или дела о проверке вопросов, выносимых на референдум РФ).

Президент, СФ, ГД, Правительство, органы законодательно, исполнительной власти СРФ мб как заявителями, так и органами издавшими оспариваемыми акт или органами, компетенция которых оспаривается.

 

 

15. Основы конституционного строя Российской Федерации как конституционно-правовой институт: понятие и содержание.

Конституционный строй - система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и демократической Конституции.

Конституционный строй - закреплённые в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства. Основы конституционного строя - главные его принципы, обеспечивающие подчинение гос-ва праву и характеризующие его как конституционное гос-во. В структуре выделяют 3 блока: 1 .Политические основы - демократическое государство, человек, его права и свободы как высшая ценность, правовое гос-во, федеративное гос-во, суверенное гос-во, республиканская форма правления. 2. Экономические и социальные основы - экономические основы: единство эк пространства, признание частной, гос, муниципальной и иных форм собственности; социальное гос-во- достижение такого общественного прогресса, который основывается на закреплении правом принципов соц справедливости, всеобщей солидарности, и взаимной ответственности) 3.Духовные основы - идеологическое многообразие, светское гос-во.

Конституционный строй закрепляется всей системой правовых норм, различными отраслями российского права. КП регламентирует основы конституционного строя - основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему.

Положения Конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силой среди всех норм российской правовой системы. Статья 16 Конституции РФ устанавливает, что никакие другие положения Конституции РФ (а, следовательно, и других актов) не могут противоречить основам конституционного строя. Основы конституционного строя призваны быть ядром правового регулирования и поэтому должны обладать повышенной стабильностью своего содержания.

Конституционный строй – понятие комплексное, более широкое, чем государственный строй. В обобщенном плане определить его можно как правопорядок, при котором соблюдается демократическая конституция государства. Следует иметь в виду, что гл. 1 Конституции РФ закрепляет лишь основы конституционного строя России. Все грани конституционного строя государства (имущественные, земельные, экологические, административные, процессуальные, трудовые, уг. правоотношения) невозможно прописать ни в одном НА, в том числе и в основном законе страны. Детализация этих правоотношений осуществляется в отраслевом законодательстве. Основы же вообще – это важнейшие, исходные начала, определяющие сущность того или иного явления. Т.О., конституционный строй – это совокупность соответствующих общественных отношений, а его основы – базовые, системообразующие принципы, их регламентирующие. Эти принципы лежат в основе (или находятся на вершине) всей пирамиды правовой системы государства, служат ориентиром.

Гл. 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...