Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
Статус субъектов федеративного государства определяется в зависимости от принципа, положенного в основу федерации (территориальный или национальный). Территориальный принцип — субъектами государства являются определенные территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего. Национальный принцип — предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данному региону. Еще выделяют смешанный тип, включающий черты национального и территориального принципа. Субъект федерации — это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Субъекты РФ отвечают следующим критериям: — не обладают суверенитетом; — не имеют права на отделение или сецессию; — граждане любого субъекта РФ имеют равные основные права и обязанности на территории РФ; — закон субъекта РФ не может противоречить ФЗ; — перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.
РФ состоит из 85 равноправных субъектов, которые имеют след. особенности: 22 республики (Адыгея и т.д.): 1) охарактеризованы в КРФ как государства 2) статус определяется КРФ и конституцией субъекта 3) вправе установить свои языки 9 краев, 46 областей, 3 города фед. значения: статус определяется КРФ и своим уставом, принимаемы законод. или представ. органом. 1 Автономная область: Еврейская 4 Авт. округа (Ненецкий, ХМАО-Югра, Чукотский, Ямало-Ненцкий. Особенности: 1) мб приняты ФЗ о них 2) от-е авт. окруов, входящих в состав края или обл. м. регулироваться ФЗ и договором между соотв. АО, краем или обл.
Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий. Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом». Виды субъектов РФ: 1. Республики в составе РФ — могут принимать свои Конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн); 2. Края, области, города федерального значения в составе РФ — принимают свои уставы, учреждают свои органы власти и могут иметь в своем составе автономные округа; 3. Автономные округа и автономная область в составе РФ — по их представлению может быть принят ФЗ об автономной области, округе, находящемся как в «двойном подчинении» — и у России, и у субъекта, в составе которого они находятся. Изменение состава РФ может происходить вследствие: 1) Принятия в РФ нового субъекта (иностранного государства или его части); 2) Образования в ее составе нового субъекта в результате: объединения существующих субъектов; вычленения из существующих субъектов новых самостоятельных образований; перехода из одного вида субъектов в другой; изменения конституционно-правового статуса субъекта Образование в составе РФ нового субъекта состоит из ряда этапов: 1. заинтересованные субъекты РФ направляют президенту РФ предложение об образовании в составе РФ нового субъекта; 2. вопрос о его образовании подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ. 3. В случае положительного решения на референдумах проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта вносится Президентом РФ в Госдуму, где за его принятие должны проголосовать 2/3 депутатов, затем данный закон рассматривает Совет Федерации, который должен одобрить его ¾ голосов его членов.
4. После подписания закона президентом РФ вносятся изменения в части 1 Статьи 65 Конституции РФ.
44. Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов: понятие, виды, содержание. Предмет ведения РФ – это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией (ст.71) к компетенции РФ. Содержание ст. 71 следует рассматривать в тесной связи с положениями ст. 72, 73 и 76 Конституции РФ, поскольку речь идет о разграничении предметов ведения и полномочии между Федерацией и ее субъектами. Формулировка «в ведении РФ находятся» означает, что соответствующие сферы и отрасли хозяйства страны, виды имущества, определенные виды деятельности, связанные, например, с обороной страны, обеспечением безопасности, установлением гражданства РФ и т.п., являются предметами государственного регулирования на федеральном уровне. Статья 71 КРФ: В ведении РФ находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба. Сфера совместного ведения РФ и субъектов РФ – полномочия, в пределах которых вправе действовать и РФ, и ее субъекты. Эти полномочия субъекты правоотношений осуществляют с учетом взаимной выгоды, согласия и делегирования полномочий на основании федеративных договоров о разграничении предметов ведения. Статья 72 1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. 2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. ––––– По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов федерации. Разграничение полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти направлено на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти. Субъекты федерации вправе принимать участие в федеральном законодательном процессе. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения после их внесения в Гос. Думу, а также после их принятия в первом чтении направляются в органы государственной власти субъектов федерации для внесения предложений и замечаний в месячный срок. До истечения указанного срока их рассмотрение во втором чтении не допускается.
Представители субъектов федерации вправе принимать участие с правом совещательного голоса в работе над проектами федеральных законов по предметам совместного ведения в комитетах и комиссиях Государственной Думы и создаваемых рабочих группах. Для урегулирования споров о конституционности актов и споров о компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов федеральная Конституция предоставляет соответствующие полномочия Конституционному Суду РФ (ст. 125).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|