Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь философии и науки




Самое развитое знание – наука. В общем понимании наука есть научение, приобретение знаний, сведений о чем-либо. Знание имеет длительную историю. Первое знание зародилось еще в Древнем Египте. Наука же возникла в 17 веке, когда произошло соединение опытного знания с математикой. Сегодня наука представляет собой сложное общественное явление, поэтому принято выделять 4 основных аспекта бытия науки:

· наука как познавательная деятельность;

· наука как социальный институт (некоторая организация);

· наука как особая сфера культуры.

· Наука как система знаний.

Наука предполагает деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Первоначально наука возникла из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, эмпирического познания. По мере дальнейшего развития наука начинает постепенно опережать практику по освоению новых объектов реального мира. Она начинает строить теоретические модели с помощью абстрактных и идеальных объектов, которые проверяет посредством экспериментального метода.

Наука как и любая деятельность:

· имеет цель (главная – получение знаний о реальности);

· имеет конечный продукт (основной – научные знания);

· имеет методы и средства его получения;

· направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет.

Наука как социальный институт стала формироваться в 17-18 веках, когда впервые появились научные общества, академии. Любой социальный институт предполагает наличие некоторой самоорганизации и управления. На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институализации.

С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. Слово "культура" имеет два корня: культ- и ур-. Слово культ- обозначает возделывание. А корень ур- творческий принцип Вселенной. Поэтому к культуре можно относить только то, что создано человеком и направлено на развитие человека и общества. Наука – особая сфера культуры, определяемая своей системой ценностей, важнейшей из которых является объективная и бескорыстная истина. В своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия) и с социальными институтами общества, с ценностями и идеалами общественной системы в целом.

Итак, науку можно раскрыть с трех основных сторон как познавательную деятельность; социальный институт, регулирующий научную деятельность; и особую сферу культуры. При этом все 3 аспекта бытия науки тесно связаны друг с другом и полный анализ науки как общественного явления не может обходиться без учета этой связи.

 

Наука, наряду с философией, религией и др., является одной из форм общественного сознания, ориентированная на получение и систематизацию знаний об объективной реальности, включая деятельность по выработке нового знания, а также и ее результат. Наука – это исторически развивающаяся система знаний о свойствах и отношениях изучаемых объектов, каковыми являются природа, человек и социокультурная среда его обитания. Ни одна сфера духовной культуры не оказала такого огромного влияния на общество как наука. Она выступает как определенное мировоззрение.

Как познавательная деятельность и социальный институт наука сформировалась в 17 веке, а как культурный феномен – еще в глубокой древности. Первым ученым считают Галилея, т.к. он пытался обосновать свои теоретические выкладки экспериментами. Поэтому именно 17 век является началом науки, т.к. в это время пытаются соединить теорию с практикой.

Наука – это сложный, противоречивый процесс получения нового знания. С одной стороны именно с развитием науки связывается реализация позитивных перспектив цивилизационного процесса. Однако с другой стороны, сложившиеся формы развития науки все больше вызывают обеспокоенность общественного мнения за результаты и перспективы реализации научных открытий. Так, атомная энергетика оборачивается трагедией Чернобыля; генетические исследования связываются с возможностью манипулирования человеческой личностью. Очевидно, что происходят принципиальные изменения в системе современного научного знания.

Наука – это и социальный институт со своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т. п.; этос (нравственность) науки, профессиональные объединения ученых, ресурсы, финансы, научное оборудование, система научной информации, различного рода коммуникации ученых и т.п. В современных условиях первостепенное значение приобретает процесс оптимальной организации управления наукой и ее развитием.

Представляя собой конкретную систему знаний, наука вместе тем есть своеобразная форма духовного производства и специфический социальный институт, имеющий свои организационные формы. В ходе социального развития наука превращается в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания и сферу человеческой деятельности. Превращение современной науки в непосредственную производительную силу общества тесно связано с качественными изменениями самой науки как социального института. На смену классической науки университетов, небольших научных коллективов 18–19 вв. приходит мощный разветвленный социальный организм так называемой «большой науки».

Вместе с тем необходимо отметить, что наука была и остается, прежде всего, средством формирования научного знания, научной картины мира. Само существование науки как специфического социального института, ее все возрастающая роль в обществе обусловлены тем, что наука призвана выполнять в системе общественного разделения труда функции, связанные с осуществлением деятельности по формированию научного знания, определенных норм познавательного отношения к действительности.

Наука – это особая область человеческой деятельности и важнейший элемент культуры. Наука выступает как элемент культуры в целом, воплощающий определенный тип деятельности в культуре. Она «питается соками» всей культуры и в то же время оказывает на нее мощное воздействие. Наука – это деятельность, которая возможна только благодаря традициям, передачи опыта от поколения к поколению. Сегодня важна передача опыта в рамках конференций, встреч и т.п., традиции – на втором плане.

Таким образом, наука – это сложное, многогранное социально–историческое явление. Она выступает как исторический продукт длительного развития человеческой цивилизации, духовной культуры, постепенно складываясь в особый социальный организм, вырабатывая свои типы общения, взаимодействия людей, формы разделения исследовательского труда и соответствующие ориентации, нормы сознания ученых.

Характеристика основных аспектов бытия науки.

Особенности науки и ее взаимосвязи с другими способами познавательной деятельности и культуры находят свое выражение в 3-х основных аспектах ее существования и функционирования.

1) Наука как познавательная деятельность. Как и другие способы познания наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, стихийно-эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей. Такие знания опираются на здравый смысл, которого достаточно в повседневной практической деятельности. Но здравый смысл оказывается неспособным во всех случаях, когда ему приходится выходить за рамки обыденной жизни и практики.

В отличие от этого, наука, однажды возникнув из практики по мере дальнейшего развития начинает постепенно опережать практику по освоению новых объектов реального мира. Этого она достигает благодаря тому, что вместо непосредственного исследования свойств и закономерностей явлений и предметов в процессе стихийно-эмпирической, практической деятельности, начинает строить теоретические модели с использованием абстрактных и идеальных объектов. Правильность или истинность теоретической модели проверяется не столько с помощью непосредственно практики, сколько с помощью специально созданного для этого экспериментального метода. Логические следствия, выведенные из эмпирически проверяемых утверждений модели, непосредственно сверяются с результатами экспериментов. По их подтверждению или опровержению судят о соответствии модели реальной действительности.

Основными системообразующими факторами, способствующими превращению науки в важнейший и определяющий способ познавательной деятельности, являются: ориентация на объективный характер закономерностей изучаемых предметов и открывает возможность опережающего изучения объектов, неохваченных практикой. Опора на объективные законы дает науке в конечном итоге возможность предсказывать и открывать новые явления и события, которые могут в дальнейшем с успехом использоваться на практике.

Таким образом, объективность, предметность и нацеленность исследования на открытие все новых явлений и процессов природы и общества придают научному познанию необходимую целостность и единство, превращая науку в систему объективно истинных и логически взаимосвязанных понятий, суждений, законов и теорий.

Однако чисто объективный подход оказывается ограниченным в тех областях исследования, где приходится учитывать субъективную сторону деятельности людей, их чувства, эмоции, цели, мотивы и оценки. Именно поэтому наряду с научными методами познания существуют другие способы и приемы, которые обычно называются вненаучными.

2) Наука как социальный институт стала формироваться в 17-18 веках, когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже с 18 века наука превращается в особый социальный институт: появляются научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, сопровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс, начавшийся в конце 18 века и продолжавшийся до середины 19 века, привел к дисциплинарному построению научного знания. Благодаря ему каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук, а самое главное – стала разрабатывать свои специфические приемы и методы исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет.

На рубеже 19-20 веков достижения науки все чаще начинают использоваться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине 20 века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах. На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институализации, которые определялись основными ее функциями в обществе, способами организации научной деятельности и взаимосвязью с другими социальными институтами в обществе.

3) Наука как особая сфера культуры. С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. Не следует также забывать, что в своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия), а также и с социальными институтами общества. Поэтому правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры можно получить только тогда, когда будут учитываться, во-первых, многообразные ее связи и взаимодействия с другими компонентами культуры, во-вторых, раскрыты специфические особенности, отличающие ее от других форм культуры, способов познания и социальных институтов.

Предмет философии науки.

По лекции - предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс. Чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки должна опираться на материал истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями.

Под предметом понимают то, что изучает та или иная наука. В отношении Философии науки выделяют два подхода:

· философия науки как направление философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки;

· философия науки как дисциплина возникла в ответ на социальную потребность осмыслить социокультурные функции науки.

Как дисциплина философия науки испытывает на себе влияние со стороны:

· общего социокультурного фона эпохи;

· гносеологических, методологических исследований (гносеология – теория познания; методология – методы познания);

· моделей и концепций разработанных в рамках философии науки как направления философии.

Сама наука оказывает существенное влияние на общество, мы повсеместно имеем дело с последствиями ее развития: и в мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей. Вся наука устремлена в будущее. И хотя утверждается, что наука многоаспектна и многогранна, она прежде всего представляет собой производство знаний. Без знания наука не существует, именно производство знаний делает науку наукой. Поэтому философия науки пытается ответить на следующие основные вопросы: что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, что собой представляет наука как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга, и как взаимодействуют? При этом, анализируя закономерности развития научного знания, философия науки обязана учитывать историческую изменчивость науки. Ведь в процессе ее развития происходит не только накопление нового знания и корректировка ранее сложившихся представлений о мире, в этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда; т.е. новая эпоха предполагает новые идеалы научности. Также от эпохи к эпохе изменяются функции науки в жизни общества. Сегодня выделяют три основные социокультурные функции науки:

· еще с XVII века – наука как мировоззрение (с этих пор ценность образования, основанного на усвоении научных знаний, стала восприниматься как нечто само собой разумеющееся);

· со второй половины XIX века – технологическая функция (с этих пор наука становится производительной силой общества);

· в XX веке – функция рационализации человеческого поведения и деятельности (наука начинает все активнее применяться в различных сферах управления социальными процессами, выступая основой квалифицированных экспертных оценок и принятия управленческих решений. С этих пор наука превращается в социальную силу).

Сегодня философия науки уже преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех исследования для всех наук и во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов науки, но и глубинных методологических установок, характеризующих научную рациональность. Современная философия науки показала, что сама научная рациональность исторически развивается и что доминирующие установки научного сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых объектов и под влиянием изменений в культуре.

Философия науки не стремится нас чему-то учить, она не формулирует специально никаких конкретных рецептов или предписаний, она объясняет, описывает, но не предписывает. Ученому философия науки позволяет посмотреть на свою область знаний со стороны, осознать закономерности ее развития, осмыслить ее в контексте науки как целого, и таким образом, расширить кругозор.

 

Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:

– является ли философия наукой;

– взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

соотношение философии и вненаучного знания.

Научного характера философии нельзя отрицать, она – наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наукконкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного – выявление более общих закономерностей и тенденций.

Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:

– на первоначальные позиции ученого;

– его отношение к миру и познанию;

– на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...