Жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании
Стр 1 из 6Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ……………………………………6 1.1. Сущность и понятия стратегического управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании…………………………………………………………………...6 1.2. Критерии оценки эффективности стратегического управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании. Проблемы выживания и реформирования в муниципальном образовании……………………………………………………………………13 ГЛАВА II. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «АХТУБИНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ» …………………………………………………………………29 2.1. Общая характеристика муниципального образования «Ахтубинский сельсовет»…………………………………………………………………….29 2.2. Особенности стратегического управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании «Ахтубинский сельсовет»……………………………………………………………………32 ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ НА ПРИМЕРЕ МО «АХТУБИНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ» ………………………44 3.1. Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на эффективность стратегического управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании «Ахтубинский сельсовет»………………..…44 3.2. Предложения по оптимизации существующей системы стратегического управления жилищно-коммунальным хозяйством на примере МО «Ахтубинский сельсовет»………………………………..……53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...………60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….65 ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..….…69 ВВЕДЕНИЕ Содержание современных процессов рыночного развития российской экономики обусловлено институциональными преобразованиями в важнейших инфраструктурных отраслях, в числе которых система жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) занимает особое место, образуя жизнеобеспечивающую основу муниципальных образований и реализуя социальные функции в процессе экономической деятельности своих хозяйствующих субъектов. Сложившаяся ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве характеризуется преобладанием государственной и муниципальной форм собственности, высокой централизацией управления, необоснованной монополизацией и значительной дотационностью, что обусловливает низкую эффективность функционирования данной сферы, предопределяет необходимость и направления ее рыночной трансформации. Основной целью реформы ЖКХ является перевод данной сферы в режим самоокупаемости и самофинансирования с обеспечением социальной защиты малоимущих граждан. Однако по истечении более полутора десятилетий рыночных преобразований в отрасли эти цели по-прежнему не достигнуты, а основным и наиболее значимым результатом развития отрасли явился рост тарифов в рамках решения задачи обеспечения 100-процентной оплаты населением затрат по оказанию услуг ЖКХ, решаемой при сохранении их невысокого качества, усилении монополизма хозяйствующих субъектов и низкой эффективности системы управления. Развитие рынка ЖКХ, сопровождаемое формированием пакета соответствующих нормативно-правовых актов, предъявило определенные современные требования, как к производителям услуг, так и к потребителям. Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и требований Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» способствует развитию предпринимательской деятельности в ЖКХ, увеличению занятости населения в результате появления новых строительных организаций, организаций, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами, привлечению предприятий, способных инвестировать в коммунальную сферу, с одной стороны, и активизирует социальную политику государства по обеспечению жильем граждан, с другой.
Рынок ЖКЖ имеет существенную особенность: во-первых, потребителями его услуг являются все граждане независимо от их доходов и, во-вторых, отказаться от потребления ЖКУ не может ни один человек, так как они обеспечивают удовлетворение самых главных (для жизни и здоровья) физиологических потребностей (в пище, для приготовления которой необходимо газоснабжение; в воде; в жилище и т.п.). Поэтому услуги ЖКХ составляют жизненно-необходимый компонент рыночной экономики, обязывая и государство, и бизнес быть социально-ориентированными. Однако существенные проблемы возникают при поиске компромисса между социальной ориентацией и обеспечением достижения основного целевого ориентира предпринимательской деятельности производителей ЖКХ - прибыли. Это касается, прежде всего, предпринимательских императивов формирования тарифно-ценовой политики на услуги ЖКХ[1]. Таким образом, вопросы управлением жилищно-коммунальным хозяйством требуют серьезной проработки, что обуславливает актуальность темы дипломного проекта. Объект исследования - стратегическое управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования «Ахтубинский сельсовет». Предметом исследования выступает оценка стратегическое управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования «Ахтубинский сельсовет». Цель проекта – оценка эффективности критериев стратегического управления и разработка мероприятий по совершенствованию предоставления жилищно-коммунальных услуг населению в муниципальном образовании. Поставленная цель потребовала решения следующих задач: - ознакомится с понятием стратегического управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования;
- рассмотреть критерии оценки эффективности стратегического управления ЖКХ в муниципальном образовании и выявить проблемы выживания; - изучить общую характеристику МО «Ахтубинский сельсовет»; - выявить особенности стратегического управления ЖКХ в муниципальном образовании «Ахтубинский сельсовет»; - провести анализ факторов влияющих на эффективность стратегического управления МО «Ахтубинский сельсовет»; - выработать предложения по оптимизации существующей системы стратегического управления ЖКХ и обосновать ее социально – экономическую эффективность. Теоретической и методологической основой дипломной работы явились новейшие научные работы в области экономики жилищно-коммунального хозяйства таких российских авторов как: Авдеев В.В., Баженов С.И., Грудцына Л.Ю. и других. Нормативно-правовую базу составили Конституция РФ, федеральные и региональные нормативные акты в области реформирования жилищно-коммунального хозяйства и способствующие развитию предпринимательства в этой сфере.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Сущность и понятия стратегического управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании
В соответствии с действующей теорией под управлением понимается процесс воздействия субъекта управления на объект с помощью прямых и обратных связей. Прямые связи представляют собой совокупность средств воздействия субъекта управления на объект, включая управляющие сигналы и механизмы их реализации, а обратные связи – информационные каналы, по которым передается информация о функционировании объекта и его реакции на управленческие решения. Управление – это процесс принятия и реализации стратегических и тактических решений с заданной целью и с учетом факторов внешней среды и потенциальных возможностей системы. Основными видами управления служат инновационный и персональный менеджмент, административное управление, финансовый менеджмент, производственный (хозяйственный) менеджмент и др. Одним из важнейших видов менеджмента является стратегический менеджмент (стратегическое управление). Его роль особенно повышается в современных условиях, когда происходит формирование рыночных, конкурентных отношений в различных сферах хозяйственной жизни, включая городское хозяйство.
Стратегическое управление – это важнейший вид управленческого процесса в социально-экономической сфере. Суть стратегического управления состоит в определении приоритетной сферы хозяйственной деятельности с учетом факторов внешней среды и имеющихся ресурсов. Другими словами, стратегический менеджмент представляет собой процесс выбора приоритетных сегментов рынка и путей (средств) их достижения. В процессе стратегического управления необходимо ответить на важнейшие вопросы развития системы: Что, Как и для Кого? Это означает, что надо определить сферу применения своих усилий и оценить целесообразность того или иного вида деятельности в соответствующем сегменте рынка. Далее необходимо обосновать способ организации выбранного дела, включая источники и механизмы привлечения ресурсов, применяемые технологии, технические средства и т. п. Продумать механизм распределения результатов деятельности между всеми участниками управленческого процесса, и, в частности, обосновать распределение доходов между сферой накопления и потребления. Необходимо отметить, что в условиях свободного или относительно свободного рынка стратегические вопросы определения курса организации решаются в зависимости от складывающихся рыночных параметров. На централизованно регулируемом рынке приоритетные сферы деятельности задают властные органы управления, но способ выделения приоритетных сфер должен быть преимущественно экономический, а не административный, т. е. основан на стимулах, а не на принуждении.[2] Основные элементы стратегии: цели, пути их достижения и механизм реализации. Цели и функции стратегического управления. Одной из главных задач управления является определение целей, ради достижения которых функционирует и развивается хозяйственная деятельность в жилищной сфере. Целеполагание – это исходный момент и важнейший этап в процессе управления, который имеет особое значение на этапе разработки и реализации стратегий. От правильности формулировки целей зависит эффективность формирования системы управления в целом, т. е. выбор важнейших задач, принципов, направлений развития и принятие конкретных управленческих решений. Целеполагание начинается с обоснования и выбора наиболее общей цели, выражающей предназначение управленческой системы. В литературе она называется по-разному: политика фирмы, философия организации, миссия.
Применительно к управлению муниципальным хозяйством будем использовать термин «миссия». Миссия – это важнейшая цель управления в любой сфере деятельности, которая определяет его предназначение, принципы организации и направленность действий. В административной экономике определения миссии на уровне территориальных образований и конкретных организаций не требовалось и даже запрещалось, так как целевую функцию для каждой территории и организации формулировало государство с помощью мощного управленческого аппарата. При переходе к рыночной экономике миссию необходимо определять на всех уровнях управления, включая региональный и муниципальный. От обоснования и формулировки миссии во многом зависит успех организации на рынке. Все фирмы, добившиеся успеха, удачно определяли свою миссию. Но есть многочисленные примеры и неудачных стратегических установок, особенно в России. Применительно к управлению жилищным хозяйством миссия должна быть ориентирована на социальные установки, а также обязательно включать экономические аспекты функционирования предприятий и организаций. Структура миссии должна отразить следующие элементы стратегии: товар (услуги), цена, технология, структура управления, сбыт, реклама, потребитель, имидж организации. Важнейшей целью управления жилищным хозяйством служит максимально полное удовлетворение потребностей населения в соответствующих услугах и ремонтных работах путем рационального использования имеющихся ресурсов. Для достижения этой цели возникает необходимость решения следующих задач: – максимально полное обеспечение учета интересов населения в решении важнейших вопросов развития жилищного хозяйства; – разработка экономически рациональной системы взаимоотношений между всеми участниками хозяйственного процесса на правовой основе; – активное включение противозатратных рычагов хозяйствования; – внедрение экономических стимулов повышения качества работ и услуг в жилищном хозяйстве; – обеспечение надежности и устойчивости инженерных систем в домах (водо-, газо-, электро- и теплоснабжения, канализационная система и др.); – обеспечение устойчивого ресурсообеспечения жилищного комплекса за счет привлечения централизованных и нецентрализованных источников финансирования, развития материально-технической базы и улучшения системы подготовки кадров. Миссия не должна полностью зависеть от текущего состояния жилищного хозяйства, а быть ориентированной в будущее, определяя общий курс развития данной сферы. Она обеспечивает основу для разработки стратегии развития и определения ключевых целей по всем функциональным и обеспечивающим подсистемам, отраслям и сферам муниципального хозяйства.[3] В связи с многообразием деятельности в области управления жилищным хозяйством целесообразна разработка системы целей и их упорядочение. Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие методы для их достижения. Рекомендуемая классификация целей в жилищном хозяйстве представлена в таблице 1.
Таблица 1 Классификация целей управления жилищным хозяйством [4]
Виды и содержание основных управленческих функций приведены в таблицу 2. Таблица 2 Основные функции управления жилищным хозяйством [5]
Основными функциональными подсистемами стратегического управления жилищным хозяйством являются следующие: маркетинговая деятельность, программно-плановая и финансово-инвестиционная деятельность, инновационное управление, организация контроля за реализацией управленческих решений и ряд других. По каждой из них формулируются конкретные целевые установки и показатели, отражающие общую цель развития системы. Так, в сфере маркетинга предусматривается достижение необходимого объема реализации продукции и услуг. В области программно-плановой деятельности намечаются важнейшие задания по выполнению производственной программы хозяйственного комплекса. В инновационной сфере устанавливаются целевые установки на обновление и совершенствование продукции для достижения конкурентоспособности организации. В области финансово-инвестиционной деятельности в качестве целевых установок предусматривается устойчивое ресурсообеспечение жилищного хозяйства и требуемые объемы привлечения инвестиционных ресурсов. В сфере контроля за выполнением управленческих решений и анализа их реализации намечаются целевые задания по повышению эффективности и результативности принятых решений.[6] Общая концепция и процесс стратегического менеджмента. Формирование стратегического менеджмента основывается на определенной концепции, содержанием которой является формулировка основных целей и направлений стратегии. Концепция стратегического менеджмента, как и другие управленческие концепции, разрабатывается с учетом принципов системности и комплексности, целенаправленности, социальности и эффективности и ряда других. Но особое значение здесь имеют такие принципы, как ориентация на потребителей и адекватное реагирование на изменение внешней среды. Применение этих принципов позволяет строить всю управленческую систему, исходя из потребительского спроса, а также с учетом прогнозирования динамики изменений внешней среды и соответствующего принятия управленческих решений. Главным результатом стратегии в жилищном хозяйстве является определение стратегической позиции, обеспечивающей жизнеспособность функционирования и развития системы в окружающей среде.[7] Выработка стратегии невозможна без объективной оценки достигнутого уровня развития и потенциала жилищного хозяйства. Для этого проводится управленческое обследование, т. е. диагноз внутренних возможностей системы. В процессе анализа определяются: – ассортимент и качество предоставляемой продукции (услуг) жилищного хозяйства; – демографическая статистика потребителей, включая их возрастной состав и социальный статус, а также уровень доходов по группам (для населения), структура потребителей и др.; – оценка уровня обслуживания потребителей; организация процесса разработки новой продукции и услуг с учетом запросов потребителей; – оценка реализации продукции (услуг) предприятий жилищного хозяйства; оценка эффективности использования ресурсов; – взаимосвязь затрат и результатов деятельности; – оценка финансового положения жилищного хозяйства, в том числе определение источников финансовых ресурсов, направляемых на его развитие, и механизмов их привлечения; –анализ хозяйственной деятельности жилищной организации, в том числе уровень затрат и возможности их снижения, степень использования современных материалов и технических систем, характер используемых технологий и оборудования, качество работ и услуг, оценка эффективности планирования и организации производственного процесса; – оценка уровня работников жилищного хозяйства, в том числе оценка компетентности специалистов и руководящих работников, эффективность системы повышения квалификации и переподготовки работников, наличие системы оценки труда, определение эффективности организационной структуры. В результате анализа выявляются сильные и слабые стороны жилищного хозяйства и степень его соответствия внешним условиям и факторам. Если степень соответствия недостаточна, то необходимы внутренние преобразования с целью эффективного использования всех имеющихся ресурсов и возможностей.[8] Таким образом, результаты стратегического управления – определение стратегического курса системы (объекта, организации), выбор технологии деятельности, определение внутренней структуры, требования к персоналу, мотивация деятельности, источники ресурсов развития, механизм реализации стратегии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|