Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предложения по оптимизации существующей системы стратегического управления жилищно-коммунальным хозяйством на примере МО «Ахтубинский сельсовет»




 

В настоящее время важную роль в МО «Ахтубинский сельсовет» имеет МУП СХП «Орду-Муазам», которые осуществляют коммунальное обслуживание населения, занимаясь решением широкого круга вопросов, связанных с бесперебойным обеспечением работы водо-, теплоснабжения, оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов, сухого мусора, и т.д., в связи с этим хотелось бы внести предложения по оптимизации стратегического управления именно в деятельность МУП СХП «Орду-Муазам».

Все вышеизложенные обстоятельства значительно замедляют ход реформирования муниципальной системы ЖКХ, делают её первые шаги противоречивыми и пока ещё малоэффективными. Для преодоления сложившейся ситуации необходим ряд конкретных действий. К ним можно отнести следующее:

1. Реорганизация системы управления жилищным комплексом. Существующая система управления жильём характеризуется как несовершенная и бесперспективная, так как органы местного самоуправления не торопятся с созданием конкурентного рынка жилищных услуг на местах, делая упор на сохранение и развитие муниципальных унитарных предприятий. И начать здесь необходимо с ликвидации института МУП, создания необходимых условий для равного конкурентного права на ведение коммунальной деятельности среди организаций всех форм собственности, обеспечения их отбора на конкурсной основе при условии их самофинансирования за счёт организации эффективной системы полной оплаты предоставляемых ЖКУ всеми категориями пользователей.

2. Демонополизация сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг. Пока эта сфера характеризуется высокой степенью монополизма. В этом одна из главных причин, наряду с наличием огромных дебиторской и кредиторской задолженности муниципальных коммунальных предприятий, того, что реформы в системе ЖКХ идут медленно и с низкой эффективностью. В свою очередь монополизм «душит» конкуренцию и усугубляет несовершенство механизма регулирования тарифов в ЖКХ. Чтобы изменить ситуацию, необходимо разработать и внедрить (с учётом местных условий) финансовые механизмы привлечения частных инвесторов в ЖКХ, создать экономические и финансовые стимулы для самоорганизации собственников жилья (вплоть до оказания им финансовой помощи из местных бюджетов).

3. Ликвидация дебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ. В настоящее время большинство коммунальных предприятий и организаций муниципальных образований являются банкротами или находятся на грани банкротства. Подобное состояние финансов является наиболее существенным препятствием для стабильного функционирования систем коммунального хозяйства муниципальных образований. Причин такого положения множество, но прежде всего это: несовершенная тарифная политика органов местного самоуправления, бюджетное недофинансирование жилищно-коммунальных предприятий из-за дефицита местных бюджетов. Поэтому нельзя рекомендовать единую систему выхода предприятий ЖКХ из кризиса. И всё же, в качестве первых шагов можно начать с принятия федерального закона о финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ, обеспечения повсеместного выполнения федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, принятия мер по 100-процентному возмещению предприятиям ЖКХ затрат на предоставление льгот, разработки планов и механизмов реструктуризации долговых обязательств предприятий ЖКХ.

4. Прекращение дотирования предприятий ЖКХ из бюджетов всех уровней. Одним из показателей низкого уровня развития рыночных отношений в ЖКХ является продолжающееся повсеместное дотирование коммунальных предприятий из бюджетов всех уровней. Попытки изменить эту ситуацию предпринимались неоднократно, начиная с начала 90-х годов. Однако политические, экономические, социальные, правовые и иные обстоятельства оставляли всё в прежнем состоянии, которое требовало всё новых и новых бюджетных дотаций. Реформирование местного самоуправления, финансовое оздоровление предприятий, реорганизация системы управления сферой ЖКХ, развитие рыночной конкуренции среди предприятий разных форм собственности дают шанс ускорить положительную динамику изменений в этом направлении. А если к этому добавить мероприятия, связанные с принципиальным изменением существующей системы бюджетных дотаций, то результат будет уже в самое ближайшее время. И начать надо с разработки и внедрения мер экономического и административного воздействия на потребителей ЖКУ по их 100-процентной оплате, а так как это потребует определённого времени, то постепенная замена бюджетных дотаций жилищно-коммунальному хозяйству адресными инновационными программами и непосредственной помощью населению через социальные счета.

5. Модернизация системы предоставления льгот по оплате ЖКУ и оказанию социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Концепция реформирования ЖКХ Российской Федерации предусматривает наряду с переходом на полную оплату потребителем ЖКУ сохранение льгот отдельным категориям граждан, действительно имеющим заслуги перед страной, и создание системы оказания социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Это, безусловно, правильно. Но здесь нужна хорошо продуманная, логически увязанная система шагов органов муниципальной власти и коммунальных предприятий. Начать следует с инвентаризации всех семей, нуждающихся в предоставлении льгот и субсидий. Вторым шагом должно стать определение финансовых источников покрытия льгот и выделения субсидий. Третий шаг – проведение корректировки размера льгот по оплате ЖКУ и жилищно-коммунальных субсидий в зависимости важности социального качества льготоносителя или получателя субсидии с учётом его материального положения. И, наконец, разработка и внедрение системы бюджетных дотаций (ранее направлявшихся на счета коммунальных предприятий), на персонифицированные счета граждан.

6. Реконструкция и модернизация основных фондов коммунальных предприятий и организаций. Отсутствие собственных средств для поддержания коммунальной инфраструктуры в необходимых объёмах привело к тому, что износ основных фондов в отрасли достиг в среднем 60%. Бюджетных средств катастрофически не хватает, а частный бизнес не торопится вкладывать финансовые средства в ЖКХ, выжидая, когда наступит благоприятный инвестиционный климат. В этой связи целесообразно для улучшения положения с реконструкцией и модернизацией основных фондов, привлечения для этих целей частных инвесторов:

• законодательно оформить возможность концессионных отношений, учитывающих особенности жилищно-коммунальной отрасли;

• более широко практиковать сдачу в аренду предприятий ЖКХ;

• отказаться от затратных принципов формирования тарифов;

• обеспечить возможность включения в договоры с инвесторами особых условий по вопросам расчёта и регулирования тарифов.

7. Оснащение муниципального жилого фонда и организаций бюджетной сферы приборами учета

Немаловажной задачей в сокращении энергопотребления является задача оснащения муниципального жилого фонда и организаций бюджетной сферы приборами узлов учета на границах раздела сфер ответственности между системами Минтопэнерго, источниками тепло-, водоснабжения других министерств и ведомств и муниципальными теплоснабжающими организациями. Анализ показывает, что в большинстве случаев фактическое потребление тепла составляет 30-60% от расчетных нагрузок по отоплению и ГВС. К числу первоочередных задач относится также оснащение приборами учета вводов в здания и помещения, занимаемые организациями бюджетной сферы. Осуществление таких мероприятий даст для бюджетных организаций и муниципальных предприятий экономию платежей за тепло и воду от 15 до 60%.

Массовое внедрение приборов учета и регулирования энергопотребления потребителями МУП СХП должно заключаться в следующем:

-в проектах строительства, реконструкции и капитального ремонта энергопотребляющих объектов необходимо предусматривать установку приборов учета и регулирования тепла, электроэнергии, горячей и холодной воды, газа;

-в обязательном порядке оборудовать приборами учета энергоресурсов энергоснабжающие организации, объекты здравоохранения, народного образования, соцкультбыта.

Источниками финансирования данных мероприятий могут выступать следующие средства:

•кредиты, выделяемые муниципальным образованиям на подготовку к зиме;

•средства, составляющие 0,1% от восстановительной стоимости жилого фонда, и выделяемые отдельной строкой в бюджетах муниципальных образований для финансирования программы оснащения жилого фонда приборами учета тепловой энергии;

•средства, формирующие в жилищно-коммунальных организациях при оплате населением коммунальных услуг; источником этих средств служит доля (10%) платежей за коммунальные услуги, выделяемая в квитанции об оплате отдельной строкой «энергосервисные услуги», без увеличения общей суммы платежа.[33]

Крайне важно развернуть широкую компанию по информированию населения, включая использование наглядной агитации для эффективного внедрения систем учета ресурсов по инициативе потребителей.

Необходимо организовать систему беспрепятственного сбора заявок от организаций и населения по установке средств учета тепла и воды коллективного и личного пользования.

Пропаганда энергосбережения сама по себе не может решить проблемы энергоресурсов, но ее отсутствие существенно снизит эффективность реализации программа энергосбережения.

8. Обновление основных фондов предприятия

Повышение эффективности использования основных фондов в настоящее время, когда в стране наблюдается повсеместный и глобальный спад производства, имеет огромное значение. Предприятия, располагающие основными фондами, доставшимися в наследство от социалистической экономики, должны не только стремиться их модернизировать, но и максимально эффективно использовать то, что есть, особенно в существующих условиях дефицита финансов и производственных инвестиций.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия выявил негативные моменты:

•основные фонды предприятия имеют высокую степень износа.

•практически не обновляется производственное оборудование.

Для того чтобы снизить влияние вышеназванных негативных моментов предприятию необходимо провести следующие мероприятия:

1.Интенсивно приобретать новые основные фонды, в том числе производственное оборудование.

2.Модернизировать уже имеющееся оборудование.

Таким образом, перечисленные мероприятия приведут к росту объема производства услуг МУП СХП «Орду-Муазам».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное состояние и подходы к реформированию системы жилищно-коммунального хозяйства во многом определяются особенностями его формирования и развития в период административно-плановой экономики, когда централизованно и достаточно эффективно решались вопросы, связанные как с обеспечением населения жильем на основе выработанных качественных и количественных критериев, так и с эксплуатацией жилищного фонда, обеспечения его необходимыми ресурсами.

Особая роль в данном процессе была отведена отрасли ЖКХ, организованной в форме единого народно-хозяйственного комплекса, планирование и контроль развития которого осуществляли на основе принимаемых на государственном уровне минимальных стандартов обслуживания населения.

ЖКХ представляет собой экономическую систему, тесно интегрированную в экономику страны, города, района. ЖКХ является ключевым элементом территориального рынка. Жилищный сектор РФ является одним из крупных работодателей, также является сектором экономики, который постоянно пользуется потребительским спросом, и соответственно является очень хорошей базой по привлечению инвестиционных средств.

Сложившаяся ситуация в жилищной сфере России, отражает всю недееспособность нашей жилищной сферы, и даже не только недееспособность, а «загнивание» всего комплекса, и втягивание во все большие проблемы. Все это указывает на его важнейшую стратегическую роль в развитии России и на необходимость реформирования данной сферы.[34]

Организация успешной работы ЖКХ - одно из важных условий обеспечения достойных условий существования. Система управления ЖКХ требует реформирования. Главная цель реформы ЖКХ - разработка мероприятий по совершенствованию предоставления жилищно-коммунальных услуг населению. Монополизм в этой сфере не дает потребителям и первую очередь населению возможности выбирать на рынке необходимый набор жилищных и коммунальных услуг. Для успешной реализации вышеназванной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Завершение процесса разграничение функций собственника, управления и обслуживания в сфере ЖКХ на муниципальном уровне.

Повышения прозрачности всех процедур формирования тарифной политики ЖКХ.

Модернизация кадровой политики и подготовка нового поколения менеджеров для ЖКХ.

Реструктуризации и ликвидации задолженностей в сфере ЖКХ.[35]

Необходим планомерный, поэтапный переход к полной оплате жилищно-коммунальных услуг при одновременном формировании эффективных, действенных органов, призванных обеспечить меры адресной социальной защиты малоимущих слоев населения. Бюджетные средства, выделяемые на модернизацию ЖКХ, должны эффективно и по целевому назначению использоваться. За соблюдением законодательства, регулирующего отношения в сфере ЖКХ необходимо усилить контроль.

Система ЖКХ сегодня нуждается как в организационном реформировании, так и в технической модернизации. Более всего нареканий вызывает существующий порядок формирования тарифов, который является порочным в своей основе. Согласно установленному порядку, объем потребляемых ресурсов определяется по нормативам, а стоимость - по затратам ресурсоснабжающих предприятий, которые они обосновывают перед уполномоченными органами. Если не поменять ситуацию, то у властей останется только один метод контролировать цены - их административное и законодательное ограничение на уровне Правительства и субъектов России. Но это не лечение болезни, а способ спрятать голову в песок. Реально мы сможем перейти как к рыночным отношениям, так и к ресурсосбережению, только внедрив учет потребляемых ресурсов. По Закону об энергосбережении с 1 января 2012 года собственники жилых домов или помещений в многоквартирных домах обязаны оснастить дома счетчиками, а многоквартирные дома - коллективными и индивидуальными приборами учета воды, тепла, электроэнергии. Этим, по моему мнению, должны напрямую заниматься поставщики ресурсов.[36]

Недовольство у населения вызывает и отопление, снабжение холодной и горячей водой. Надо признать: наша система теплоснабжения морально устарела и нуждается в радикальной модернизации. Во всем мире происходит настоящая революция в обеспечении граждан теплом, горячей водой и электроэнергией. Появились суперэффективные мини-котельные, которые устанавливаются на крыше каждого дома и снабжают его теплом и горячей водой. Это дает колоссальную экономию. Резко сокращается протяженность трубопроводов и соответственно расходы на их прокладку. К дому необходимо подвести только газ - топливо для котла - и холодную воду. КПД такой системы приближается к 90 процентам. Автоматизированная система мини-котельной регулирует в соответствии с пожеланиями самих жильцов расход в доме тепловой энергии и воды. Это совершенно невозможно при существующей системе теплоснабжения от котельных - нет обратной связи. На наш взгляд, нужно переходить на локальные источники теплоснабжения, а возможно, и электроснабжения. Между тем, в соответствии с действующим законодательством, там, где вырабатывается комбинированная тепло и электроэнергия, граждане, а точнее, управляющие компании вынуждены закупать ее в обязательном порядке. Никакие иные возможности, например строительство квартальных или домовых котельных, не допускаются. Это означает, что монополист будет повышать цену за тепло каждый год. Он будет вынужден снижать ее только в том случае, если у него появятся конкуренты, но на сегодняшний день никакой конкуренции в отрасли не существует.

Сегодня основные фонды ЖКХ характеризуются следующими показателями:

Износ объектов коммунального хозяйства составляет 70%;

Форма собственности - муниципальная;

Применяемые технологии неэффективны и энергозатратны.

Для изменения сложившейся ситуации необходимы:

Стратегическая цель проводимых реформ в ЖКХ - создание комфортных условий проживания человека и улучшение экологии среды его обитания.[37]

Важнейшим звеном в достижении поставленной цели должно стать снижение издержек от строительства жилья до его эксплуатации. Экономической основой этого процесса является энергоресурсосбережение.

Тема энергосбережения в ЖКХ особо актуальна, поскольку никакая другая сфера ЖКХ так не затрагивает интересы каждого человека.

Эффективное использование тепловой энергии - одна из основных задач реформы ЖКХ. Решать задачи энергосбережения сегодня можно только с позиции сложившихся рыночных отношений. Основная доля расходов ЖКХ приходится на тепло, т.е. основная часть в расходах ЖКХ как для населения, так и для бюджета ложится не на эксплуатацию непосредственно жилья, а на коммунальные услуги, и в первую очередь на теплоснабжение. Здесь сосредоточен основной потенциал основной потенциал снижения издержек ЖКХ и наиболее актуальна проблема энергосбережения.[38]

Приведенные мероприятия позволят предприятию улучшить финансово-хозяйственную деятельность предприятия, повысить прибыльность, увеличить рентабельность, снизить расходы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) М.: Проспект, 2003 - 192 с.

2. Жилищный кодекс Российской Федерации М.: Проспект, 2011 - 224 с.

3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 19 июня 2010 г.).

4. ФЗ «Об основах федеральной жилищной политики» с изменениями от 6 мая 2003 г. №52-ФЗ // Российская газета - 2003 г. - 15 мая - С. 7-8.

5. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 №102-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы».

6. Устав МУП СХП «Орду-Муазам».

7. Статистика о деятельности МУП СХП «Орду-Муазам».

8. Исторические сведения о муниципальном образования «Ахтубинский сельсовет».

9. Геращенко, Д.А. Основные тенденции развития ЖКХ/ Д.А. Геращенко. - Материалы международной научно-технической конференции (1-9 апреля 2009 г.). Урманск: МГТУ, 2009. - 946 с.

10. Слиняков, Ю.В. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства и возможные пути их решения/ Ю.В. Слиняков // Микроэкономика. - 2009. - №2. - С. 151-157.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...