Управление кредитным риском: сущность и методы (общие понятия)
Управление кредитным риском – задача, которую решают кредиторы, прежде всего банки, чтобы снизить вероятность невыполнения контрагентами своих обязательств по полному возврату основной суммы долга и процентов по нему в установленные договорами сроки.
Кредитный риск – комплексное понятие, в которое входят как риски, связанные с заемщиком, так и внутренние риски.
Управлением кредитными рисками занимаются:
- законодательные и регулирующие органы, устанавливающие нормативы ликвидности и пр.;
- органы надзора (центральные банки), осуществляющие мониторинг соблюдения законодательства и нормативов, а также оценивающие управление рисками;
- акционеры, назначающие совет директоров, высший менеджмент организации, аудиторов;
- совет директоров, который несет текущую ответственность за бизнес, определяет кредитную политику, меры и процедуры по управлению рисками;
- внутренние и внешние аудиторы, которые оценивают соблюдение параметров кредитной политики, а также дают заключения о ее эффективности;
- рейтинговые агентства, информирующие общественность о скрытых рисках;
Управление кредитным риском осуществляется в несколько этапов.
-Сначала определяются кредитная политика, основные ориентиры для формирования портфеля, решаются вопросы ценообразования займов. -На втором этапе основное внимание уделяется анализу кредитоспособности, осуществляется мониторинг клиентов-заемщиков, ведется работа по восстановлению проблемных долгов.
-На третьей стадии – оценка и аудит эффективности проведения кредитной политики.
Кредитные операции банков сами по себе являются рисковыми, поэтому управление кредитными рисками должно быть нацелено на их снижение, основными методами которого являются:
- оценка кредитоспособности заёмщика и установление его кредитного рейтинга;
- проведение политики диверсификации ссуд (по размерам, видам, группам заёмщиков);
- страхование кредитов и депозитов;
- формирование резервов для покрытия возможных потерь по предоставленным ссудам;
- формирование эффективной организационной структуры банка в целях минимизации кредитного риска.
Существует несколько основополагающих методов управления кредитными рисками.
Во-первых, это установление лимитов на объемы займов для одного или группы заемщиков, отрасли, региона.
Второй путь управления кредитными рисками – диверсификация портфеля. При этом необходимо уделять внимание разделению займов по следующим критериям:
- степень риска различных категорий заемщиков. В сбалансированном портфеле считается более предпочтительным держать кредиты, выданные клиентам с разными рейтингами и индивидуальной процентной ставкой. Стоимость каждого займа должна покрывать издержки на привлечение ресурсов, администрирование, включая общие накладные расходы, и возможные убытки;
- категории заемщиков: частный сектор или коммерческие организации, отрасли промышленности и др.;
- виды кредитов: ипотечные займы, автокредиты, потребительские кредиты и т. д.;
- сроки займов;
- предоставленные залоги.
Третий путь управления кредитными рисками – резервирование, создание специальных фондов для покрытия возможных потерь исходя из расчетной оценки кредитного риска.
Кроме того, для снижения рисков могут применяться страхование и хеджирование.
В настоящее время управление кредитными рисками осуществляется не только на этапе формирования портфеля. Кредитные организации ведут постоянный мониторинг кредитного портфеля и оптимизируют его, пополняя или, наоборот, избавляясь от части активов через договоры переуступок (цессию).
Таким образом, возникает вторичный рынок займов, позволяющий еще более активно управлять кредитными рисками.
Риск кредитного портфеля
Оценка современных концепций управления кредитным портфелем в национальной и зарубежной практике и теории разнопланова. За рубежом кредитные портфели коммерческих банков формировались десятилетия и наработан огромный опыт в данной области финансовых отношений коммерческого банка и его заемщиков.
Управление кредитным портфелем представляет собой организацию деятельности банка при осуществлении процесса кредитования, которая направлена на предотвращение или минимизацию кредитного риска.
Конечными целями кредитной организации при управлении кредитным портфелем является, во-первых, получение прибыли от активных операций, во-вторых – поддержание надежной и безопасной деятельности банка.
В основе организационной структуры управления кредитным портфелем лежит принцип разграничения компетенции, то есть четкое распределение полномочий руководителей различного ранга по предоставлению кредита, изменения условий кредитной сделки в зависимости от размера кредита, степени риска и других характеристик.
В системе мер управления кредитным портфелем немаловажную роль играет разработка и проведение кредитной политики коммерческого банка.
Кредитная политика банка – документ, который определяет принципы формирования кредитного портфеля. Кредитная политика имеет конфиденциальный характер, поэтому с ним могут быть ознакомлены только те сотрудники банка, которые осуществляют кредитование.
Каждый банк должен разработать собственную кредитную политику, отражающую направления и специфику его деятельности, возможности этого банка и его клиентов, уровень допустимого риска, права и обязанности кредитных работников и т.д.
Кредитная политика банка определяет приоритетные направления кредитования, а также перечень кредитов, которые не должны входить в кредитный портфель.
Один и тот же кредит может не соответствовать основным требованиям кредитной политики одного банка, но быть абсолютно приемлемым для другого.
Одно из правил кредитного менеджмента состоит в том, что банк не должен выдавать кредиты, которые не могут быть профессионально оценены специалистами банка. Таким образом, опыт, квалификация и специализация кредитных работников также влияют на характеристики кредитного портфеля банка.
В формировании структуры активов банка решающим фактором является уровень доходности каждого вида активов.
Но высокая доходность, как правило, сопровождается высоким уровнем риска, поэтому менеджменту банка необходимо учитывать оба фактора.
Если уровень доходности разных видов активов приблизительно одинаковый, то преимущество отдается наименее рискованным направлениям размещения средств.
В таком случае размер кредитного портфеля банка может уменьшиться в пользу портфеля ценных бумаг или в пользу проведения других видов активных операций.
Формируя кредитный портфель, менеджмент банка обычно руководствуется правилом – выдавать те кредиты, которые приносят максимальные доходы при других одинаковых условиях.
Для оценивания прибыльности кредитов банк должен иметь эффективную систему учета не только доходов, а и затрат по каждому виду кредитов.
На прибыльность кредитных операций банка влияют как доходы и затраты, так и возможные убытки, которые определяются уровнем кредитного риска по каждой ссуде.
Вычисление, минимизация и контроль уровня кредитного риска – одно из сложнейших заданий, стоящих перед менеджментом при формировании кредитного портфеля.
Уровень кредитного риска каждого заемщика непосредственно влияет на уровень процентной ставки по кредиту.
Высокий уровень риска связан с высокой кредитной ставкой, и наоборот.
В условиях высокой конкуренции банк вынужден поддерживать кредитные ставки на определенном уровне, который был бы приемлем для клиентов и приносил прибыль.
Кредитная ставка должна быть достаточно низкой, чтобы заемщик не обратился в другой банк.
Поэтому на высококонкурентных рынках кредитор скорее принимает ставку, чем устанавливает ее.
Поэтому уделяется огромное внимание выбору метода ценообразования по кредиту.
Доходность и риск — основные параметры управления кредитным портфелем банка.
Доходность кредитной операции определяется уровнем процентной ставки по данному кредиту, длительностью периода выдачи кредита и принятой системой начисления процентных платежей.
Доходность кредитного портфеля (Д) рассчитывается путем отнесения совокупных доходов банка по кредитам (Дк) на определенную дату к величине совокупного кредитного портфеля (КП) в этом же периоде (формула 1.2).
Д=Дк/Кп (1.2)
Основные параметры управления кредитным портфелем коммерческого банка представлены в табл.1
Основные параметры управления кредитным портфелем банка:
|
1 оценка доходности операций банка 2 риск операций кредитования
|
Табл. 1. Основные параметры управления кредитным портфелем коммерческого банка
По соотношению данных показателей определяется эффективность кредитной деятельности банка.
В структуре банковского баланса кредитный портфель рассматривается как одно целое и составная активов банка, которая характеризуется показателями доходности и соответствующим уровнем риска.
Рассмотрим основные направления управления доходностью кредитных операций коммерческих банков, эксперты выделяют следующие методы управления доходностью (рис.1.3)
Методы управления доходностью коммерческого банка
| |
Метод «базовая ставка плюс»
| |
|
Метод «анализа доходности клиента»
| |
|
Рис. 1.3. Основные (cardinal principal main) параметры управления кредитным портфелем коммерческого банка Кратко охарактеризуем представленные на рис. методы управления доходностью коммерческого банка. Метод (method) technique «стоимость cust value плюс»plus. Метод учитывает стоимость привлеченных средств и все затраты банка, связанные с выдачей кредита. Необходимым условием применения такого подхода к ценообразованию по кредитным операциям является наличие у банка эффективной системы учета затрат по каждому кредиту, а также управленческой информации. Главным недостатком этого метода выделяют игнорирование рыночных факторов, таких как спрос и предложение, состояние кредитного рынка, конкуренция и др
Метод «базовая ставка (basicrates) плюс». Суть метода состоит в определении кредитной ставки как суммы базовой ставки и кредитного спреда. За базовую можно взять ставку предложения межбанковскогоinterbank регионального regionalрынкаmarket; ставку первоклассного (first class borrower) заемщика; ставки международных (international) рынков (LIBOR, FIBOR и др.), другие (another other) ставки, которые являются общепринятыми на конкретных рынках. Кредитный спред включает премию за риск невыполнения обязательств клиентом и премию за срок выдачи кредита, что отражает риск длительности durationsпериодаperiod кредитованияcrediting.
Размер кредитного спреда дифференцирован в зависимости от категории клиента и его кредитоспособности. Интернационализация банковского дела способствовал росту популярности LIBOR, которая стала общепринятой (generally accepted) базовой ставкой для большинстваmost как международных так и национальных рынков. Благодаря (because of) этому клиенты могут сравнивать условия кредитования на разных рынках. Кромеexcept того, ставка LIBOR ниже (low) прайм-ставки в среднем на 0,75 – 1% и является самой низкой кредитной ставкой. Преимуществами метода являются простота, необязательность- optionality точногоtrue учета (calculation) затрат по каждому кредиту, удобствоcomfort примененияuse в условиях установленияestablishment плавающихswim ставок по кредиту, учет влияния конкуренции. Метод «надбавки». Метод «надбавки» состоит в определении кредитной ставки как суммы процентных затрат привлечения средств на денежном рынке и надбавки. Надбавка включает премию за кредитный риск и прибыль банка. В основном такой метод ценообразования используется для выдачи кредитов большим фирмам на короткие сроки (до 30 дней). Метод «анализа доходности клиента». Метод «анализа доходности клиента» базируется на учете всех взаимоотношений с конкретным клиентом. Оценивая все составные доходности, особенное внимание уделяют расчету прибыльности тех видов операций, которые осуществляются клиентом в этом банке. Такой метод требует точного учета всех доходов и затрат, связанных с каждым клиентом, и применяется прежде всего для кредитования больших компаний, имеющих постоянные и разнообразные связи с банком. Определение цены кредита по такому методу ставит целью снижение кредитной ставки ниже общепринятого уровня для привлечения самых выгодных клиентов. Метод доходности клиента имеет определенные недостатки: сложность, громоздкость, необходимость разработки детальной отчетности по доходам и затратам по обслуживанию каждого клиента. Часто анализ доходности включает консолидированные данные не только самого заемщика, а также и его дочерних компаний, крупнейших акционеров и высшего руководства. С расширением спектра предложенных банком услуг метод все больше усложняется и требует применения автоматизированных систем учета и анализа. Но такой подход к управлению кредитными ставками может быть полезен для выявления самых прибыльных клиентов и видов банковских услуги операций.
Главная цель процесса управления кредитным портфелем банка заключается в обеспечении максимальной доходности допустимого уровня риска. Уровень доходности кредитного портфеля зависит от структуры и объема портфеля, а также от уровня процентных ставок за кредитами. На формирование структуры кредитного портфеля банка существенным образом влияет специфика сектора финансового и других рынков, которые обслуживаются данным банком. Для специализированных банков структура кредитного портфеля концентрируется в определенных областях экономики. Для ипотечных банков характерным есть долгосрочное кредитование. В структуре кредитного портфеля сберегательных банков преобладают потребительские кредиты и ссуды физическим лицам. На текущем этапе развития банковской системы главная задача состоит в поиске реальных путей минимизации рисков и получение достаточных прибылей для сохранности средств вкладчиков и поддержание жизнедеятельности банка. Успешное решение этой сложной проблемы нуждается в использовании многих методов, приемов, способов, систем и разработки новых подходов к управлению коммерческим банком.
Методы управления кредитным риском делятся на две группы (рис.1.4.) [27, с.87]. Особенностью этих методов (см. рис. 1.4.) является необходимость их последовательного применения, т.к. они представляют собой этапы процесса кредитования.
Рассмотрим содержание представленных на рис.1.4 методов управления в коммерческом банке кредитным риском по портфелю подробнее.
|
Рис 1.4
Рис.1.4 Классификация методов управления кредитным риском
Метод диверсификации. Данный метод состоит в распределении кредитного портфеля среди широкого круга заемщиков, которые отличаются друг от друга как по характеристикам (размер капитала, форма собственности), так и по условиям деятельности (сфера экономики, географический регион).
Бывает отраслевая, географическая и портфельная диверсификация.
Отраслевая диверсификация – распределение кредитов между клиентами, осуществляющими свою деятельность в разных отраслях экономики. Высший эффект достигается в случае выбора заемщиков, работающих в отраслях с противоположными фазами колебаний делового цикла. Если в одной отрасли подъем, а в другой – спад, то снижение доходов от одних клиентов компенсируется повышением доходов от других
.
Географическая диверсификация состоит в распределении кредитных ресурсов между клиентами разных регионов с разным уровнем экономики. Она возможна только для крупных банков со множеством филиалов и отделений на разных территориях.
Портфельная диверсификация – рассредоточение кредитов между разными категориями заемщиков – крупными и средними компаниями, предприятиями малого бизнеса, физическими лицами, государственными и общественными организациями, домашними хозяйствами и пр. Кредиты в сфере малого бизнеса, хоть и приносят высший уровень дохода, часто сопровождаются повышенным уровнем риска. Для крупных компаний риск невелик, но и доход тоже. Небольшие провинциальные банки не могут широко использовать метод портфельной диверсификации, что приводит к повышению риска их кредитных портфелей. Такие портфели характеризуются высшим уровнем доходности по сравнению со средними и крупными банками.
Метод концентрации. Концентрация кредитного портфеля означает сосредоточение кредитных операций банка в определенной сфере или группе взаимосвязанных отраслей, на географической территории, или кредитование определенной категории клиентов.
Часто банки концентрируют свои кредитные портфели на самых популярных секторах экономики, таких как энергетика, нефтяная и газовая промышленность, инвестирование недвижимости. Опыт показывает, что именно чрезмерная концентрация кредитного портфеля стала причиной ухудшения финансового положения и банкротства ряда банков в развитых странах в 70-80 годах.
Установление лимитов. Лимитирование как метод управления кредитным риском состоит в установлении максимально допустимых размеров выдаваемых ссуд, что позволяет ограничить риск. Благодаря лимитированию банкам удается избежать критических потерь вследствие необдуманной концентрации, а также диверсифицировать кредитный портфель и обеспечить стабильную прибыль. Лимиты выражаются как в абсолютных пограничных величинах (сумма кредита в денежном выражении), так и в относительных показателях (коэффициенты, индексы, нормативы).
Прежде чем определять лимиты кредитования, следует идентифицировать основные сферы и факторы риска. Для разных банков, отдельных стран и регионов ключевые сферы риска будут отличаться.
Резервирование. Создание резервов для компенсации потерь по кредитным операциям коммерческих банков состоит в аккумуляции части средств на специальном счете для компенсации невозвращенных кредитов. Формирование резервов – один из методов снижения риска на уровне банка. В то же время резервы по кредитным операциям повышают надежность и стабильность банковской системы в целом.
Процесс формирования резерва начинается с оценки качества кредитного портфеля банка – классификации кредитов и определении размера специального резерва. Затем надо определить источники формирования резерва. Согласно международным стандартам резерв принято формировать за счет прибыли после налогообложения, но при этом возникает угроза, что банки стараясь избежать выплаты налогов в бюджет, сознательно снижают качество кредитного портфеля и завышают отчисления в резерв.
Кроме специально резерва банки создают общий резерв, источником формирования которого является чистая прибыль. Создание и использование общего резерва регулируется действующим законодательством каждой страны. В основном средства общего резерва идут на покрытие затрат, возникших по вине банка (на компенсацию судебных затрат, на покрытие потерь в полном объеме, если средств специального резерва для этого недостаточно).
Воспользуйтесь поиском по сайту: