Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Ведущие педагогические инновации в образования ХХ – начала XХI века




Тема 1. Личностно-центрированное образование.

Основные понятия: реформаторская педагогика, педоцентризм, свободное воспитание, автодидактический материал.

Содержание темы. Содержательные и организационные характеристики традиционной системы образования. Мировой кризис образования и возникновение реформаторской педагогики. «Коперниковский переворот» в педагогике, постановка ребенка в центр образовательного процесса. Методологические основы свободного воспитания. Идеальный детский сад К.Н. Вентцеля. Авторские школы А. Нила, Б. Беттельгейма. Педагогика Реджио Эмилия. Вальдорфский детский сад. Реализация деятельностного подхода и индивидуализация образовательного процесса в системе С. Френе. «Школа для жизни» О. Декроли. «Метод» научной (экспериментальной) педагогики М. Монтессори; автодидактический материал в системе М. Монтессори. «Зеленый дом» Ф. Дольто.

Тема 2. Альтернативные дидактические системы.

Основные понятия: альтернативная система, форма организации обучения, классно-урочная система, индивидуализация образования.

Содержание темы. Классно-урочная система в отечественной и американской школе и ее модификации. Системы дифференцированного и разноуровневого обучения. Системы индивидуализированного обучения. Системы взаимного обучения. Открытое обучение. Дистанционное обучение. Инновационные модели обучения в современных начальных школах разных стран.

Тема 3. Актуальные проблемы совершенствования дошкольного образования.

Основные понятия: качество образования, образовательный стандарт, образовательная программа, развивающая среда.

Содержание темы. Проблемы повышения качества дошкольного образования. Стандартизация в дошкольном образовании. Основные подходы к разработке программно-методического обеспечения дошкольного образования. Открытые и закрытые программы («Шаг за шагом», «Пилотная школа» и др.). Проблема построения развивающей среды. Специфика использования технологий в дошкольном образовании. Разнообразие концепций экологического воспитания детей дошкольного возраста. Пути решения проблемы поликультурного воспитания и формирования разных видов толерантности в дошкольных учреждениях. Место дошкольного образования в решении проблемы повышения грамотности населения. Роль зарубежного опыта в реформировании системы отечественного дошкольного образования. Проблемы адаптации зарубежного опыта в отечественном образовании.

 

Содержание семинарских и практических занятий

Занятие 1.

ТЕМА: Методологические основы сравнительной педагогики

Цель занятия: выявить разнообразие подходов и методов изучения и интерпретации международного педагогического опыта; формировать критическое отношение к советской педагогической литературе.

Понятия: методологический подход, компаративистика.

Вопросы для обсуждения:

1. Что представляет собой педагогическая компаративистика?

2. Какое значение имеет методологическая позиция исследователя в его научной деятельности?

3. Какие методы применяются при проведении сравнительно-педагогических исследований?

Базовый учебник:

Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы / Б.Л. Вульфсон. – М.: УРАО, 2003.

Список источников и литературы:

1. Вульфсон Б.Л. Методы сравнительно-педагогических исследований / Б.Л. Вульфсон // Педагогика. – 2002. – № 2. – С. 70-80.

Занятие 2.

ТЕМА: Мировые тенденции развития образования на современном этапе

Цель занятия: охарактеризовать процесс демократизации и интеграции образования в современном мире; развивать умение выделять позитивные и негативные аспекты заимствования зарубежного педагогического опыта.

Понятия: демократизация, интеграция образования, Болонский процесс.

Вопросы для обсуждения:

1. Как решается проблема демократизации образования в разных странах (право на образование, обязательность и доступность, децентрализация управления и т.п.)?

2. В чем заключается социально-экономическая и культурная интеграция в сфере образования?

3. Что представляет собой Болонский процесс?

4. Каковы позитивные и негативные аспекты заимствования зарубежного опыта (на примере введения ЕГЭ)?

Базовый учебник

Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы / Б.Л. Вульфсон. – М.: УРАО, 2003.

Список источников и литературы:

Титов В.А. Сравнительная педагогика: Конспект лекций / В.А. Титов. – М.: А-Приор, 2008. – С. 19-20, 24-26.

Занятие 3.

ТЕМА: Общие закономерности и национально-региональная специфика развития системы дошкольного образования

Цель занятия: сопоставить особенности организации дошкольного образования в разных странах; совершенствовать групповое взаимодействие в учебном процессе.

Понятия: нормативно-правовой документ, общественное и семейное образование, обязательность и доступность образования, формы организации образования, типология образовательных учреждений.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие нормативно-правовые документы определяют статус дошкольного образования в той или иной стране?

2. Как участие принимают государство, социум и родители в осуществлении дошкольного образования детей в той или иной стране?

3. Какие формы организации дошкольного образования (типы дошкольных учреждений) получили распространение в той или иной стране?

 

Базовый учебник:

Зебзеева В.А. Дошкольное образование за рубежом: история и современность / В.А. Зебзеева. – М.: ТЦ Сфера, 2007 – 128 с. (Фрагмент по выбору студента).

 

Список источников и литературы:

1. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. – М.: Академия, 2001. – 240 с. (Фрагмент по выбору студента).

2. Интернет-ресурсы.

Занятие 4-5 (4 часа)

ТЕМА: Личностно-центрированное образование

Цель занятия: выявить разнообразие педагогических концепций личностно-центрированного образования; развивать умение сопоставлять целевые ориентиры и методологические подходы различных педагогических концепций.

Понятия: образовательный кризис, реформаторская педагогика, педоцентризм, свободное воспитание.

Вопросы для обсуждения:

1.Какие проявления образовательного кризиса имели место на рубеже ХIХ-ХХ вв.? Какие из них отмечаются в современном российском образовании?

2. Что представляет собой реформаторская педагогика первой половины ХХ века?

3. В чем заключаются принципиальные различия основных направлений реформаторской педагогики?

4. Актуальны ли идеи представителей реформаторской педагогики на современном этапе развития отечественного образования?

Базовый учебник

Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы / Б.Л. Вульфсон. – М.: УРАО, 2003. – 232 с. (Фрагмент по выбору студента).

Список источников и литературы:

1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н. Андреева и др.; под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2001. – С. 324-338.

2. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. – М.: Академия, 2001. – 240 с. (Фрагмент по выбору студента).

3. Титов В.А. Сравнительная педагогика: Конспект лекций / В.А. Титов. – М.: А-Приор, 2008. (Фрагмент по выбору студента).

Темы докладов:

- Идеальный детский сад К.Н. Вентцеля.

- Школа Б. Беттельгейма

- Свободное воспитание в школе А. Нила

- «Школа для жизни» О. Декроли

- Педагогическая система С. Френе

- Вальдорфская педагогика

- Педагогика Реджио Эмилия

- «Зеленый дом» Ф. Дольто

 

Занятие 6.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...