Раздел 3. Ведущие педагогические инновации в образования ХХ – начала XХI века
Тема 1. Личностно-центрированное образование. Основные понятия: реформаторская педагогика, педоцентризм, свободное воспитание, автодидактический материал. Содержание темы. Содержательные и организационные характеристики традиционной системы образования. Мировой кризис образования и возникновение реформаторской педагогики. «Коперниковский переворот» в педагогике, постановка ребенка в центр образовательного процесса. Методологические основы свободного воспитания. Идеальный детский сад К.Н. Вентцеля. Авторские школы А. Нила, Б. Беттельгейма. Педагогика Реджио Эмилия. Вальдорфский детский сад. Реализация деятельностного подхода и индивидуализация образовательного процесса в системе С. Френе. «Школа для жизни» О. Декроли. «Метод» научной (экспериментальной) педагогики М. Монтессори; автодидактический материал в системе М. Монтессори. «Зеленый дом» Ф. Дольто. Тема 2. Альтернативные дидактические системы. Основные понятия: альтернативная система, форма организации обучения, классно-урочная система, индивидуализация образования. Содержание темы. Классно-урочная система в отечественной и американской школе и ее модификации. Системы дифференцированного и разноуровневого обучения. Системы индивидуализированного обучения. Системы взаимного обучения. Открытое обучение. Дистанционное обучение. Инновационные модели обучения в современных начальных школах разных стран. Тема 3. Актуальные проблемы совершенствования дошкольного образования. Основные понятия: качество образования, образовательный стандарт, образовательная программа, развивающая среда. Содержание темы. Проблемы повышения качества дошкольного образования. Стандартизация в дошкольном образовании. Основные подходы к разработке программно-методического обеспечения дошкольного образования. Открытые и закрытые программы («Шаг за шагом», «Пилотная школа» и др.). Проблема построения развивающей среды. Специфика использования технологий в дошкольном образовании. Разнообразие концепций экологического воспитания детей дошкольного возраста. Пути решения проблемы поликультурного воспитания и формирования разных видов толерантности в дошкольных учреждениях. Место дошкольного образования в решении проблемы повышения грамотности населения. Роль зарубежного опыта в реформировании системы отечественного дошкольного образования. Проблемы адаптации зарубежного опыта в отечественном образовании.
Содержание семинарских и практических занятий Занятие 1. ТЕМА: Методологические основы сравнительной педагогики Цель занятия: выявить разнообразие подходов и методов изучения и интерпретации международного педагогического опыта; формировать критическое отношение к советской педагогической литературе. Понятия: методологический подход, компаративистика. Вопросы для обсуждения: 1. Что представляет собой педагогическая компаративистика? 2. Какое значение имеет методологическая позиция исследователя в его научной деятельности? 3. Какие методы применяются при проведении сравнительно-педагогических исследований? Базовый учебник: Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы / Б.Л. Вульфсон. – М.: УРАО, 2003. Список источников и литературы: 1. Вульфсон Б.Л. Методы сравнительно-педагогических исследований / Б.Л. Вульфсон // Педагогика. – 2002. – № 2. – С. 70-80. Занятие 2. ТЕМА: Мировые тенденции развития образования на современном этапе Цель занятия: охарактеризовать процесс демократизации и интеграции образования в современном мире; развивать умение выделять позитивные и негативные аспекты заимствования зарубежного педагогического опыта.
Понятия: демократизация, интеграция образования, Болонский процесс. Вопросы для обсуждения: 1. Как решается проблема демократизации образования в разных странах (право на образование, обязательность и доступность, децентрализация управления и т.п.)? 2. В чем заключается социально-экономическая и культурная интеграция в сфере образования? 3. Что представляет собой Болонский процесс? 4. Каковы позитивные и негативные аспекты заимствования зарубежного опыта (на примере введения ЕГЭ)? Базовый учебник Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы / Б.Л. Вульфсон. – М.: УРАО, 2003. Список источников и литературы: Титов В.А. Сравнительная педагогика: Конспект лекций / В.А. Титов. – М.: А-Приор, 2008. – С. 19-20, 24-26. Занятие 3. ТЕМА: Общие закономерности и национально-региональная специфика развития системы дошкольного образования Цель занятия: сопоставить особенности организации дошкольного образования в разных странах; совершенствовать групповое взаимодействие в учебном процессе. Понятия: нормативно-правовой документ, общественное и семейное образование, обязательность и доступность образования, формы организации образования, типология образовательных учреждений. Вопросы для обсуждения: 1. Какие нормативно-правовые документы определяют статус дошкольного образования в той или иной стране? 2. Как участие принимают государство, социум и родители в осуществлении дошкольного образования детей в той или иной стране? 3. Какие формы организации дошкольного образования (типы дошкольных учреждений) получили распространение в той или иной стране?
Базовый учебник: Зебзеева В.А. Дошкольное образование за рубежом: история и современность / В.А. Зебзеева. – М.: ТЦ Сфера, 2007 – 128 с. (Фрагмент по выбору студента).
Список источников и литературы: 1. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. – М.: Академия, 2001. – 240 с. (Фрагмент по выбору студента). 2. Интернет-ресурсы. Занятие 4-5 (4 часа)
ТЕМА: Личностно-центрированное образование Цель занятия: выявить разнообразие педагогических концепций личностно-центрированного образования; развивать умение сопоставлять целевые ориентиры и методологические подходы различных педагогических концепций. Понятия: образовательный кризис, реформаторская педагогика, педоцентризм, свободное воспитание. Вопросы для обсуждения: 1.Какие проявления образовательного кризиса имели место на рубеже ХIХ-ХХ вв.? Какие из них отмечаются в современном российском образовании? 2. Что представляет собой реформаторская педагогика первой половины ХХ века? 3. В чем заключаются принципиальные различия основных направлений реформаторской педагогики? 4. Актуальны ли идеи представителей реформаторской педагогики на современном этапе развития отечественного образования? Базовый учебник Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы / Б.Л. Вульфсон. – М.: УРАО, 2003. – 232 с. (Фрагмент по выбору студента). Список источников и литературы: 1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н. Андреева и др.; под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2001. – С. 324-338. 2. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. – М.: Академия, 2001. – 240 с. (Фрагмент по выбору студента). 3. Титов В.А. Сравнительная педагогика: Конспект лекций / В.А. Титов. – М.: А-Приор, 2008. (Фрагмент по выбору студента). Темы докладов: - Идеальный детский сад К.Н. Вентцеля. - Школа Б. Беттельгейма - Свободное воспитание в школе А. Нила - «Школа для жизни» О. Декроли - Педагогическая система С. Френе - Вальдорфская педагогика - Педагогика Реджио Эмилия - «Зеленый дом» Ф. Дольто
Занятие 6.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|