Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подходы к оценке инвестиционной привлекательности предприятия

 

Подход, основанный на оценке инвестиционной привлекательности предприятия, базируется на изучении количественных и качественных факторов, характеризующих инвестиционную привлекательность отдельных сегментов инвестиционного рынка.

В настоящее время в отечественной научной литературе наиболее полно разработаны вопросы оценки инвестиционной привлекательности регионов РФ и отраслей промышленности, привлекательности (эффективности) отдельных инвестиционных проектов и формирования инвестиционных ресурсов предприятия за счет различных внешних источников финансирования.

В тоже время ряд важнейших теоретических аспектов инвестиционной привлекательности предприятия нуждаются в дальнейшей разработке и практической реализации. В частности, не определены роль и место инвестиционной привлекательности предприятия как одного из элементов инвестиционного рынка страны, нет общепризнанного определения термина «инвестиционная привлекательность предприятия», отсутствует научно-обоснованная классификация инвестиционной привлекательности предприятия по различным признакам. Недостаточно освещены проблемы сближения взаимных интересов всех участников инвестиционного процесса с позиций их экономических предпочтений.

В открытой зарубежной литературе по инвестиционному менеджменту содержатся лишь теоретические аспекты организации инвестирования и технологий предприятий.

Практические же методики расчета инвестиционной привлекательности предприятий ведущих западных консультационных фирм и инвестиционных компаний считаются коммерческой тайной, широкому кругу отечественной научной общественности не доступны и не адаптированы к российским экономическим условиям.

Исключением является методика определения инвестиционной привлекательности предприятий, предложенная американской консалтинговой компанией McQuisney [27.С.85]. Методика заключается в следующем.

Для того чтобы получить надежную информацию для разработки инвестиционной политики, необходим системный подход к изучению конъюнктуры инвестиционного рынка, начиная с макроуровня (от инвестиционного климата государства) и заканчивая микроуровнем (оценкой инвестиционной привлекательности отдельного инвестиционного проекта).

Данная последовательность позволяет инвесторам решить проблему выбора именно таких предприятий, которые имеют лучшие перспективы развития в случае реализации предлагаемого инвестиционного проекта и могут обеспечить инвестору планируемую прибыль на вложенный капитал с учетом имеющихся рисков.

Сущность статистического подхода заключается в том, что на основе данных финансовой отчетности предприятия рассчитываются минимальный набор основных финансовых коэффициентов:

- коэффициент соотношения заемных и собственных средств К1:

К1 = ЗК /СК,                                                                                             (1.4)                                                      

где ЗК – величина заемных средств;

СК – величина собственного капитала.

- коэффициент текущей ликвидности К2:

К2 = ОА/ КП,                                                                                           (1.5)

где ОА – величина оборотных активов;

  КП – величина краткосрочных пассивов.

- коэффициент оборачиваемости активов К3:

К3 = В/ А сг.,                                                                                          (1.6)

где В – выручка от продаж;

А сг. – среднегодовая балансовая величина активов.

- рентабельность продаж по чистой прибыли Rпр:

Rпр. = Ппр. / В × 100%,                                                                              (1.7)

где Ппр. – прибыль от продаж.

- рентабельность собственного капитала по чистой прибыли Rск.:

Rск = Пч / СК. × 100%,                                                                              (1.8)                                        

где Пч – чистая прибыль предприятия;

Затем, с помощью метода экспертных оценок, выявляют общие важнейшие факторы инвестиционной привлекательности, характеризующие рыночное окружение и корпоративное управление.

Данная модель может быть использована как стратегическими, так и портфельными и финансовыми инвесторами.

Совокупность количественных и качественных факторов инвестиционной привлекательности предприятия представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Факторы инвестиционной привлекательности предприятия

Финансовое состояние              Рыночное окружение Корпоративное управление
1 2 3
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств   Инвестиционный климат региона, вкотором  находится предприятие Доля голосов, неподконтрольных менеджменту в уставном капитале общества
Коэффициент текущей ликвидности Инвестиционная привлекательность отрасли, к которой принадлежит предприятие Доля государственной собственности в уставном капитале общества

Коэффициент

оборачиваемости

активов

Географический рынок сбыта продукции Доля акций в свободном обращении на вторичном рынке
Стадия жизненного цикла основного  вида продукции Размер вознаграждения членам совета директоров  
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли Степень конкуренции  на товарном рынке Финансовая прозрачность и раскрытие информации

Рентабельность продаж по чистой прибыли

 

 

Экологическая нагрузка на природную среду   Соблюдение прав мелких акционеров по управлению предприятием
Развитие транспорт ной инфраструктуры Дивидендные выплаты за последний финансовый год

Затем каждому фактору, независимо от того является он количественным или качественным, присваивается соответствующая балловая оценка.

Абсолютные значения и балловая оценка факторов инвестиционной привлекательности предприятия приведена в таблице 3.

 

Таблица 3 - Балловая оценка факторов инвестиционной привлекательности

предприятия

Фактор инвестиционной привлекательности Абсолютное значение фактора Балловая оценка
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств   от 0,2 до0,5 меньше 0,2 больше 0,5 3 2 1
Коэффициент текущей ликвидности больше 1,7 от 1.2 до 1,7 меньше 1,2 3 2 1
Коэффициент оборачиваемости активов больше 0,6 от 0,4 до 0,6 меньше 0,4 3 2 1
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли больше 8 от 3 до 8 меньше 3 3 2 1
Рентабельность продаж по чистой прибыли   больше 16 от 8 до 16 меньше 8 3 2 1
Инвестиционный климат региона, в котором находится предприятие благоприятный неблагоприятный крайне неблагоприятный 3 2 1
Инвестиционная привлекательность отрасли, к которой принадлежит предприятие высокая (нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и др.) средняя (черная, цветная металлургия, химическая и др.) низкая (легкая, лесная и др.) 3   2   1
Стадия жизненного цикла основного вида продукции рост зрелость старение 3 2 1
Степень конкуренции на товарном рынке низкая средняя высокая 3 2 1
Экологическая нагрузка на природную среду   незначительная высокая разрушительная 3 2 1
Финансовая прозрачность и раскрытие информации раскрытие отчетности в СМИ и в Интернет информация раскрывается частично и не регулярно трудности в раскрытии информации 3   2  
Соблюдение прав мелких акционеров по управлению предприятием Рассылка по почте уведомлений и документов для голосования на собрании акционеров Рассылка по почте уведомлений о собрании акционеров, но устав общества не допускает заочное голосование   3     2     1

     Далее рассчитывается интегральный коэффициент инвестиционной привлекательности предприятия (КИП) по следующей формуле:

(1.9)
   

где i = 1, 2, 3... n - количество факторов (n = 19);

Хi - балловая оценка i-го фактора;

Хmax - максимальное возможное суммарное количество баллов.  

В соответствии с критерием инвестиционной привлекательности возможна следующая классификация предприятий, предложенная консалтинговой компанией McQuisney [27.С.85], (см. рисунок 1).

По вертикали: ожидания инвесторами краткосрочного роста прибыли компании относительно конкурентов (наверху - высокие ожидания, внизу - низкие), по горизонтали: ожидания инвесторами долгосрочного роста прибыли компании относительно конкурентов (справа - высокие ожидания, слева - низкие).

 

Спринтеры Чемпионы мира
Бегуны не в форме Марафонцы

Рисунок 1 - Классификация предприятий по критерию

инвестиционной привлекательности

 

Согласно данной классификации, в «спринтеры» попадают компании, у которых инвесторы ожидают высокого темпа роста прибыли в краткосрочном плане. В «чемпионы мира»- компании, у которых ожидается высокий темп роста как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане. В «марафонцы» - те, у кого ожидается высокий темп роста в долгосрочном плане. «Бегуны не в форме» - это те, у которых не ожидается высокий темп роста ни краткосрочном, ни в долгосрочном планах.

Соответственно, согласно рекомендациям компании McQuisney, менеджеры «чемпионов мира» должны прилагать максимум усилий, чтобы оправдать высокие ожидания инвесторов в краткосрочном и долгосрочном планах, т.е. поддерживать высокий темп роста в краткосрочном и долгосрочном планах. Менеджеры «спринтеров» должны прилагать максимум усилий, осуществляя инвестиции в долгосрочном плане, так как таким образом они могут повысить стоимость своих акций. Менеджеры «марафонцев» должны прилагать максимум усилий, чтобы убедить инвесторов, что они и в краткосрочном плане достойны внимания. В этот разряд попадают компании, которые в текущий момент, как правило, убыточны, зато могут стать прибыльными и захватить крупную долю рынка в будущем. Менеджеры таких компаний должны сосредоточиться не на инвестиционной политике в будущем, а на увеличении рентабельности и выходе на точку безубыточности в настоящем. Менеджеры «бегунов не в форме» должны реструктурировать свой бизнес, чтобы достичь краткосрочного роста и заложить основы для долгосрочного роста.

В процессе выбора инвестиционной политики, необходимо, прежде всего, использовать традиционные критерии оценки инвестиционных проектов. В случае если проект им удовлетворяет, необходимо проверить, как влияет реализация данного проекта на темпы роста прибыли предприятия. В случае если реализация данного проекта снижает темпы роста, проект должен быть отвергнут [17.С.45].

Итак, инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любого динамично развивающегося предприятия.

В инвестиционной деятельности используются общепринятые, единые для всех участников инвестиционного процесса термины и понятия. Сущность инвестиционной политики различные экономисты трактует его по-разному, но главная идея одна: инвестиционная политика необходима для повышения производственного потенциала.

Основной целью инвестиционной политики предприятия является создание оптимальных условий для вложения собственных и заемных финансовых и иных ресурсов, обеспечивающих возрастание доходов на вложенный капитал, для расширения экономической деятельности предприятия, создания лучших условий для победы в конкурентной борьбе.

В формировании инвестиционной политики предприятия можно выделить три этапа: на первом этапе определяют необходимость развития предприятия и экономически выгодные направления этого развития; на втором этапе осуществляется разработка инвестиционных проектов для реализации выбранных направлений развития предприятия; на третьем этапе происходит окончательный выбор экономически выгодного инвестиционного проекта, планируемого к реализации [10.С.33-34].

Принципы разработки инвестиционной политики:

правовой принцип (правовая защита инвестиций); принцип независимости и самостоятельности (свобода выбора инвестиционного проекта, его разработки и осуществления);

принцип системного подхода и принцип эффективности (выбор такого инвестиционного проекта, который обеспечивает наибольшую результативность).

Учет этих и других принципов позволяет избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики предприятия.

На инвестиционную деятельность предприятия влияют внешние факторы: (темпы инфляции, наличие условий для привлечения иностранного капитала, уровень системного риска вложения инвестиций, нормативно-правовое обеспечение) и внутренние факторы (размеры предприятия, финансовое состояние, способы начисления амортизации).

Анализ инвестиционной политики предприятия будет проведен в следующей главе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...