Пути повышения инвестиционной привлекательности предприятия
Отрицательная динамика основных макроэкономических показателей, низкие темпы научно-технического прогресса, частые колебания конъюнктуры инвестиционного рынка, непостоянство государственной инвестиционной политики и форм регулирования инвестиционной деятельности не позволяют сегодня эффективно управлять инвестициями на отечественных предприятиях на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов [41.С.12]. Многие проблемы формирования инвестиционного процесса обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики, которая бы способствовала формированию благоприятного инвестиционного климата в России. Такая система призвана обеспечивать единство инвестиционного пространства на всей территории России, то есть обеспечивать свободное перемещение финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных услуг. Она должна создавать единство условий экономического и правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения. Сегодня эффективность инвестиционной деятельности промышленного предприятия в значительной степени зависит от организации управления инвестиционной деятельностью в компании. Принятие решений об инвестициях является наиболее сложной и важной задачей управления, в связи с чем возникает необходимость интеграции деятельности всех участников процесса управления инвестиционной деятельностью компании, которую возможно реализовать только через единую структуру управления инвестициями в рамках существующей организационной структуры управления [48.С.127]. Повышение инвестиционной деятельности компании возможно через повышение эффективности реальных инвестиций, которая формируется на двух основных стадиях - обоснования или разработки инвестиционного проекта, и реализации проекта, но реально проявляется эффективность инвестиций только на стадии функционирования будущего проекта компании.
Повышение эффективности инвестиционной деятельности на стадии разработки инвестиционного проекта может быть достигнуто, по нашему мнению, за счет сокращения срока проектирования; включение в проект прогрессивных форм реализации проекта; широкого применения там, где это возможно и целесообразно, таких типовых проектов, которые уже оправдали себя на практике, что позволит в значительной мере снизить затраты на проектирование, а также резко уменьшить риски; применение в проектах самых передовых технологий с учетом отечественных и зарубежных достижений; оснащения проектного отдела компании системами автоматизированного проектирования; повышения общего технического уровня проектирования. В ОАО «Нижнекамскшина», как одной из крупнейших компаний шинной отрасли, давно назрела необходимость в построении качественной системы управления инвестиционной деятельностью. Структурировать и оптимизировать процесс управления позволяет система бюджетирования. При этом основной акцент, как мы считаем, необходимо сделать на том, что система бюджетирования должна строиться по проектному принципу, т. е управление инвестиционной деятельностью ОАО «Нижнекамскшина», должно быть построено на четком регламенте и корпоративном документообороте, только при этом может быть обеспечена эффективность управления. Для проведения данных процедур на предприятии создан Инвестиционный комитет совместно c Управлением инвестициями УК ОАО «Татнефть». Управление инвестиционными проектами основывается на обеспечении стандарта процедур рассмотрения, экспертизы, системы оценки рисков и принятия решений.
На основе выдвинутых предложений нами разработано следующее возможное построение службы управления инвестиционной деятельностью в ОАО «Нижнекамскшина» (рисунок 7).
Рисунок 7 - Предлагаемая структура службы управления инвестиционной деятельностью в ОАО «Нижнекамскшина»
Каждый инвестиционный проект должен проходить индивидуальную процедуру технического, геологического, экономического обоснования с экспертным заключением специалистов компании о производственной целесообразности и инвестиционной привлекательности. В рамках процесса совершенствования инвестиционной политики регламент взаимодействия участников инвестиционного процесса должен формироваться на принципах сквозного планирования инвестиционных проектов. Ключевыми моментами такого подхода являются следующие: - инвестиционная программа определяется как набор инвестиционных проектов, принятых к реализации. Инвестиционные проекты принимаются к реализации в составе инвестиционной программы один раз вне зависимости от их длительности; - процесс постановки инвестиционной задачи должен быть отделен от процесса выбора ее оптимального решения, это позволит снизить инвестиционные риски и повысить эффективность инвестиционной деятельности; - мероприятия, которые невозможно или нецелесообразно выделять в отдельный инвестиционный проект необходимо объединять в интервальные инвестиционные проекты со сроком реализации на планируемый период. Планирование и контроль как затрат, так и объемов финансирования по инвестиционной программе мы предлагаем осуществлять в рамках бюджетного процесса и финансового плана УК ОАО «Татнефть». Использование принципов сквозного планирования при формировании и реализации инвестиционных проектов позволит, как мы считаем, повысить эффективность инвестиционной политики ОАО «Нижнекамскшина» и обеспечить системную взаимосвязь инвестиционной программы со стратегической программой УК ОАО «Татнефть», а так же прозрачный контроль за степенью достижения целевых инвестиционных задач. Также, по нашему мнению, необходимо разработать и использовать метод постинвестиционного мониторинга эффектов по инвестиционным проектам, внедрить современные информационные технологии проектного управления, провести обучение и сертификацию персонала финансово-инвестиционных служб ОАО «Нижнекамскшина» по международным стандартам управления проектами.
Четкая регламентация и информационная поддержка процесса принятия решений при распределении инвестиционных ресурсов позволит усилить целевой характер вложений и обеспечить эффективное финансирование тех проектов, которые направлены на достижение стратегических целей компании. Для повышения качества работы по управлению инвестиционной политикой необходимо автоматизировать процессы инвестиционной деятельности. Внедрение автоматизации способно решить ряд проблем, связанных с упрощением системы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в целом, а также с упрощением процесса управления инвестиционной деятельностью в частности. Уже сегодня в ОАО «Нижнекамскшина» при формировании инвестиционного портфеля активно используются информационные технологии и программные продукты от мировых лидеров в вопросах управления инвестиционными проектами. Система управления инвестициями на базе mySAP ERP 2005 обеспечивает интегрированный контроль всех этапов планирования инвестиционной программы: от заявки структурным подразделением до инвестирования по основным направлениям инвестиционной деятельности. Это позволяет оперативно получать информацию по плановым и фактическим показателям каждого проекта и исполнению инвестиционной программы в целом, быстро реагировать на изменения в проектах в процессе их реализации. Начата работа по внедрению программного обеспечения компании «Шлюмберже», позволяющая перейти на комплексный подход к оценке эффективности проектов, проводить оценку не только предстоящих капитальных вложений, но и инвестиционной стратегии в целом с оценкой рисков и анализом чувствительности проектов при построении дерева решений.
В целях контроля и минимизации инвестиционных рисков, по нашему мнению, по каждому проекту должна разрабатываться карта рисков с описанием возможных геологических, производственных, финансово-экономических, правовых, земельно-имущественных и других факторов, способных негативно повлиять на эффективность инвестиционных вложений. Мониторинг реализуемых проектов необходимо осуществлять на всех этапах инвестиционного и эксплуатационного периодов до завершения срока их окупаемости. Осуществление намеченных мероприятий должно привести, как мы считаем, к улучшению инвестиционной политики на анализируемом предприятии. Но, заместитель директора УК ОАО «Татнефть» по развитию производств Закир Файрузов в интервью еженедельнику «где Деньги?» от 10.11.2009 г. заявил, что «…реализации инвестпрограмм, осуществляемых отечественными шинниками, может помешать активная экспансия на внутренний рынок зарубежных производителей шин. Прогнозы аналитиков оценивают потери российских производителей за год в объеме свыше 10 млн. шин на общую сумму $400 млн. Причем речь идет, в первую очередь, не об известных брендах, а о сегменте дешевых импортных шин и продукции, бывшей в употреблении. Так, по данным Discovery Research, в результате кризиса и иностранной экспансии производство совокупного выпуска шин в России за первое полугодие 2009 года по сравнению с тем же периодом 2008 года сократилось практически в два раза - до немногим более 12 млн. штук» [32.С.43]. Поэтому важнейшим условием и гарантом осуществления эффективной инвестиционной политики шинного комплекса «Татнефти», является выдвижение на правительственный уровень предложений по урегулированию сложившейся ситуации. К ним относятся меры по таможенному регулированию импорта шин в РФ, сохранению производственно-промышленного персонала на существующих заводах, создание условий для окупаемости вложений в крупные инвестпроекты и т.д. По подсчетам шинников, повышение импортных пошлин до 25% (по сравнению с существующими 15%) будет лишь стимулировать локализацию иностранных производителей на территории России. Таким образом, уже в течение 3-5 лет эта мера смогла бы привести к заметному сокращению импорта грузовых шин в Россию. А это сыграло бы положительную роль в развитии экономики, экологии страны, а также в безопасности дорожного движения. При этом компания добивается изменения условий госзакупок шин, чтобы исключить возможность заключения госконтрактов, предполагающих поставки из-за рубежа продукции, имеющей отечественные аналоги. С предложением о введении подобных мер УК ОАО «Татнефть» обратилась в Госдуму.
Казалось бы, преимущества новой продукции, которая уже в 2010г. начнет выпускать ОАО «Нижнекамскшина», позволяют не беспокоиться за ее будущее. Однако организаторы проекта уверены: без господдержки в шинной отрасли даже самый продвинутый и инновационный продукт не завоюет рынок, наводненный товаром, продаваемым по демпинговым ценам. При этом эксперты УК ОАО «Татнефть» сходятся во мнении, что иностранцы демпингуют временно. Задушив же отечественного производителя, они, скорее всего, существенно поднимут цены. Таким образом, совершенствование инвестиционной политики отечественных предприятий, в том числе ОАО «Нижнекамскшина» является многофакторной проблемой и должна решаться по многим направлениям одновременно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|