Обучение грамоте (добукварный период). Формирование первоначальных навыков чтения и письма
Обучение первоначальным навыкам чтения и письма является сложным психологическим процессом, для овладения которым, кроме общего и речевого развития, необходима достаточная зрелость психофизических функций: фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, внимания, памяти. Различная степень нарушения двигательной и речевой функции, особенности формирования психических процессов делают необходимым использование разнообразных приемов и методов при обучении чтению детей с ДЦП. В ходе обучения грамоте решаются и диагностические задачи, что позволяет правильно определить основные направления коррекционной работы. Поскольку состав детей старшего дошкольного возраста оказывается неоднородным, их делят на несколько групп; одновременное усвоение программного материала затруднено, к детям необходим дифференцированный подход. Коррекционная работа проводится на индивидуальных и групповых занятиях логопеда, а также на групповых занятиях воспитателя, поэтому важное значение в общих коррекционных мероприятиях имеет взаимосвязь в их работе. В ходе коррекционно-педагогической работы важно учитывать характер и структуру речевого нарушения каждого ребенка. Задачами подготовительного периода обучения грамоте являются: формирование произвольной стороны речи, развитие слухового внимания и речеслуховой памяти, формирование фонематического восприятия, нормализация оптико-пространственного гнозиса, подготовка мелкой моторики руки к процессу письма, формирование психологической базы речи, формирование мыслительных операций.
Обучение осуществляется аналитико-синтетическим методом и слагается из двух взаимосвязанных процессов — обучения чтению и письму. Усвоение материала возможно при условии решения ряда задач, специфика которых связана с наличием двигательных, речевых и психических нарушений у большинства детей с церебральным параличом. Одним из наиболее характерных речевых расстройств является дизартрия различной степени тяжести. Нарушения произношения крайне ограничивают устную речевую практику детей. У детей с церебральным параличом не накапливаются необходимые наблюдения над смысловой, звуковой, морфологической и синтаксической сторонами речи. Часто нарушения звукопроизношения сочетаются с нарушением формирования фонематических процессов. Однако немаловажное значение имеют и особенности интеллектуальной деятельности. Повышенная психическая истощаемость и наличие патологических тонических рефлексов усиливают недостаточность фонематического анализа, который считается «узловым образованием» речевой деятельности, связывающим устную и письменную речь в единую систему. Логопеду в каждом случае очень важно выявить ведущую структуру и механизм нарушения для разработки дифференцированных коррекционных мероприятий. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте.
__________________________________________________________________ 1 В данной главе использована программа, разработанная С. Ю. Горбуновой и К. А. Хайрулиной в школе-интернате № 20 г. Москва. С другой стороны, обучение грамоте способствует развитию осознания звуковой структуры слова. При нарушении фонематического восприятия нарушения звуковой и слоговой структуры слова часто сочетаются. Формирование слоговой структуры слова идет одновременно с формированием звукопроизношения и требует подключения кинестетических ощущений.
На начальном этапе подготовительного периода обучения грамоте дети усваивают звуковой и слоговой состав слова на ограниченном речевом материале. Они учатся произносить и различать звуки, а также выделять их из слова, затем упражняются в делении слова на слоги. Обучение полному звуковому анализу звучащей речи предполагает формирование умения определять: линейную последовательность звуков в составе слова; местоположение звука (в начале, конце или середине слова); количество звуков в слове. Помимо фонематического восприятия у детей должна быть сформирована лексико-грамматическая сторона речи и связная речь. Традиционно при обучении грамоте нормально развивающихся детей понятие «буква» вводится после того, как у них будет полностью сформировано обобщенное представление о фонемах родного языка, т. е. дети овладеют операциями фонемного анализа и синтеза. Но при работе с детьми с ДЦП целесообразно знакомить их с буквами уже на начальных этапах обучения грамоте. Программа подготовительного периода в обучении грамоте имеет несколько разделов, которые тесно связаны между собой. Это: формирование навыков произношения; развитие фонематического восприятия, формирование звукового анализа и синтеза; развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова. В процессе коррекционно-педагогической работы по всем направлениям необходимо развивать у детей зрительно-моторную координацию, которая является необходимым условием формирования первоначальных навыков чтения и письма. Формирование навыков произношения включает: нормализацию тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата, развитие произвольного контроля органов артикуляции, пассивную и активную артикуляционную гимнастику, направленную на формирование артикуляционных укладов, развитие дыхания, голоса и просодики, коррекцию их нарушений. Выработку синхронности дыхания, голосообразования и артикуляции, формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи. Для развития фонематического восприятия и формирования звукового анализа и синтеза необходимо решать следующие задачи.
1.Развитие слухового внимания и речеслуховой памяти, что предполагает: активизацию слухового внимания, развитие внимания к отдельным звукам речи в речевом потоке и в составе отдельных слов, повторение звукового ряда в различных сочетаниях звуков, определение количества звуков и их последовательности, развитие умения запоминать и воспроизводить заданный слоговой ряд, запоминание 3 — 4 слов различного ритмического и звукового состава. запоминание трех—четырех инструкций и выполнение действий в заданной последовательности. 2.Развитие анализа и синтеза звукового состава слова, что предполагает: усвоение терминов «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», интонационное выделение последовательности фонем и общефонемный анализ слов, дифференциацию гласных а, у, о, э, ы и согласных п, т, к, ф, м, х, слоговой анализ и синтез на материале сохранных звуков, дифференциацию фонем по твердости - мягкости, звонкости – глухости, моделирование основных фонематических отношений в слове. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи предполагает решение следующих задач: усвоение произношения слогов различной сложности, деление на слоги слов различной слоговой структуры (одно сложные: мак, дом; двусложные с открытым слогом: вата, каша трехсложные с открытым слогом; двусложные со стечением гласных). Усвоение понятия «слог», подбор слов с различным количеством слогов. У детей необходимо сформировать следующие умения: правильно произносить все изученные звуки и пользоваться ил в речи, • различать изученные звуки, выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак), двусложных (лапа), трехсложных (малина), определять последовательность звуков в слове уметь состав звуковую схему слова, знать гласные звуки первого ряда и звук и, знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные признаки (твердость—мягкость, звонкость—глухость). Основной период в обучении грамоте — букварный. Его программа предусматривает на основе звукового анализа и синтеза обучение чтению слогов и слов. Детей знакомят с буквами, учат их узнавать по характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильно соотносить звук и букву Дети овладевают звуко-буквенным анализом слогов и слов.
Затруднения, которые испытывают дети при формировании графических навыков, обусловлены двигательным дефектом, а также состоянием неречевых процессов (внимания, памяти, произвола ной деятельности, зрительно-моторной координации и др.). Несформированность хватательной функции кисти мешает овладеть способом удержания ручки. Нарушение тонуса мышц кисти и скелетной мускулатуры, гиперкинезы нарушают протекание тех микродвижений, на основе которых строится двигательный акт письма. В связи с этим необходима индивидуальная подготовка руки к письму, последовательная отработка и закрепление двигательного навыка письма. Необходимо вселить время для специальных занятий по формированию движений, обеспечивающих правильную технику письма. Эти занятия являются составной частью обучения грамоте, элементу которых мог быть использованы на занятиях по изобразительной деятельности и включены в работу воспитателя во время проведения дидактических игр, а также в специальные занятия с инструктором ЛФК. Степень выраженности двигательного дефекта у детей различна, и, следовательно, различны возможности манипулятивной деятельности рук, поэтому в первые дни пребывания в образовательном учреждении педагогу вместе с врачом и инструктором ЛФК необходимо обследовать ребенка и выявить уровень готовности к обучению технике письма. Следует получить представление о каждом ребенке, определить конкретные коррекционные задачи и разработать план совместной работы дефектолога, воспитателя и инструктора ЛФК, только при этом условии возможна успешная работа по формированию графомоторной функции. Для детей, которые при письме пользуются левой рукой, необходимо дополнительное обследование врача невропатолога и ортопеда, дающих заключение о том, какой рукой следует в дальнейшем учить писать ребенка. У детей с преимущественным поражением правых конечностей при письме левой рукой могут наблюдаться элементы зеркального письма. Они рисуют, пишут справа налево, а асимметричные фигуры и буквы поворачивают в противоположную сторону. Для преодоления зеркального письма необходимо проводить соответствующую коррекционную работу. Для тех, кто в силу двигательного нарушения не может научиться самостоятельно писать (дети с тяжелой степенью поражения верхних конечностей при спастической диплегии и гиперкинетической форме ДЦП), особенно важна компьютеризация процесса обучения письму, так как овладение работой на компьютере позволяет совершенствовать навыки письменной речи, дает возможность полноценного обучения, тренирует память, создает эмоционально положительный настрой, облегчает контроль педагога за уровнем знаний. В случае отсутствия компьютера хорошие результаты дает обучение печатанию на пишущей машинке.
Работа по формированию графических навыков письма тесно связана с коррекцией двигательных нарушений ребенка. Характер последних определяет модификацию отдельных заданий и методических приемов, продолжительность нагрузки и количество времени, требуемое для прохождения каждого этапа обучения. Всем специалистам, работающим с ребенком (логопеду, дефектологу, инструктору ЛФК и воспитателю), необходимо знать особенности движений рук каждого ученика, степень сформированности у него навыка письма и конкретные задачи, которые решаются в данный момент обучения. Обучение письму начинается с обследования возможностей овладения графическим навыком письма. Важным этапом работы является обучение ребенка адекватной позе во время письма. При этом необходимо решать следующие задачи: подбор позы и «рефлекс-запрещающих» позиций, при которых нарушения мышечного тонуса и интенсивность гиперкинезов были бы минимальными; применение специальных приспособлений для фиксации конечностей и головы ребенка; отработка общей позы при письме и обучение среднему положению головы, поворотам и наклонам при строго определенном положении рук; развитие зрительного контроля за движением рук в разных направлениях. Подготовка руки к письму включает: обучение различным движениям пальцев рук, одновременным движениям пальцев рук и кисти; воспроизведение и тренировку изолированных движений пальцев рук и кисти; формирование правильного дифференцированного захвата предметов в зависимости от их размера, упругости, веса и других качеств; развитие свободного движения правой руки при удержании предмета и в процессе различных манипуляций с ним; «письмо» указательным пальцем, смоченным и краске, в альбоме; проведение комплекса гимнастических упражнений для развития движений рук. Обучение правильному способу удержания карандаша, ручки или подбор индивидуального способа удержания ручки (если правильный способ невозможен из-за тяжелых нарушений манипулятивных функций) предполагает: обучение принятию позы руки и пальцев, имитирующей удержание ручки; формирование правильного захвата ручки, лежащей на парте, и принятие положения для письма; расслабление и напряжение пальцев, в то время как они удерживают ручку и сохраняют правильную позицию; упражнения по развитию свободных движений пальцев при удерживании ручки. Формирование движения карандашом или ручкой при письме включает: обучение контролю зрением за движением рук методом многократного повторения (развитие зрительно-моторной координации); развитие изолированных движений правой (пишущей) руки. В занятия по обучению письму необходимо ввести работу по формированию навыка оптико-пространственной ориентировки. Она включает: формирование пространственной ориентировки на листе бумага, маркировку (отметку) начала письма — левого верхнего угла листа, выработку автоматизированных движений слева направо путем рисования дорожек, ленточек и пр., «письмо» рукой в воздухе с контролем и без контроля зрения, автоматизацию движений слева направо путем написания дорожек мокрым пальцем на грифельной доске. Для формирования графомоторных навыков на занятиях необходимо проводить обучение штриховке и обводке. На подготовительном этапе обучения письму необходимо уделить внимание коррекции зеркального письма. Эта проблема разработана в трудах Э.С.Калижнюк. В ходе коррекционной работы рекомендуется обучать ребенка писать правой рукой и проводить комплекс лечебных мероприятий (лечебная гимнастика, физиотерапия, медикаментозное лечение), направленных на активизацию действий в пораженной руке. Если же паралич выражен грубо и письмо правой рукой невозможно, то при обучении ребенка необходимо провести предварительную работу. Следует формировать автоматизированные движения слева направо путем рисования «дорожек», «ленточек» и т.д. сначала пальцем в воздухе, со зрительным контролем и без него, и только потом путем написания пальцем или мелом на стекле, грифельной доске и т.п. Комплекс коррекционных мероприятий должен включать также раскрашивание по трафарету асимметричных фигур. В процессе рисования или написания асимметричных фигур или букв необходимо проводить анализ расположения различных элементов букв или рисунка. Важно сопоставлять и анализировать правильно и неправильно нарисованные фигуры и буквы. Формируя у ребенка с ДЦП первоначальные навыки письма, очень важно решить задачу обучения удержанию ручки или карандаша и формирования графомоторных функций. Но если в силу тяжести двигательных нарушений эта задача не будет решена, нельзя отказываться от обучения. Дети с тяжелыми нарушениями манипулятивных функций, которые не могут овладеть письмом с помощью ручки, могут научиться печатать на пишущей машинке или компьютере. Формирование элементарных математических представлений При подготовке к школе очень важно развить у ребенка основы математического мышления. По данным Э. С. Калижнюк, у большинства детей, страдающих церебральным параличом, наблюдаются трудности при овладении счетом. В значительной степени это связано с тем, что понятие числа имеет сложную психологическую структуру, связанную с пространственным восприятием множества объектов. Поэтому освоение счета требует высших форм мыслительной деятельности — анализа и синтеза, сформированных пространственных представлений. Большинство детей с церебральным параличом с трудом усваивают разрядное строение числа, затрудняются в осмыслении задач, путают цифры, близкие по своему графическому образу, строят цифровой ряд справа налево. Для коррекции этих нарушений наряду со стандартными приемами обучения счету можно рекомендовать некоторые специальные приемы, адекватные для обучения детей с церебральным параличом. К ним следует отнести, во-первых, введение двигательно-осязательного элемента в процесс пересчета. Опора на двигательный, зрительный и осязательный анализаторы способствует восприятию линейно расположенных в пространстве предметов. У каждого ребенка во время обучения счету должен быть набор однородных предметов, которые он должен пересчитывать, пользуясь зрительным контролем и без него. Во-вторых, обучение счету должно всегда исходить из принципа наглядности, объяснение Щ проводиться на примерах, видимых и ощущаемых детьми, и только на следующем этапе можно переходить к аналогичным заданиям, отвлекаясь от конкретных объектов. Работу по изучению состава числа рекомендуется вести следующим образом: показать цифру, обозначающую новое число, показать различные варианты состава данного числа, пользуясь подсобным материалом (палочками, пуговицами и т.п.), и предложить ребенку подобрать несколько других вариантов, затем обязательно дать возможность пересчитать подобранный материал без зрительного контроля. На следующем этапе необходимо учить детей подбирать число «на один больше», «на один меньше», пользуясь наглядными объектами. Важно дать детям представление, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, их пространственного расположения и направления счета. В коррекционную работу необходимо вводить также двигательный и звуковой варианты счета: пересчитать количество хлопков, ударов в бубен, шагов, взмахов руки и т.п. В процессе обучения счету необходимо уточнить и автоматизировать в речи детей такие понятия, как «больше—меньше», «прибавить—отнять», «уменьшить—увеличить». Большое значение придается формированию временных и пространственных представлений. На начальном этапе обучения дети овладевают умениями ориентироваться на странице тетради, учебника, в окружающей обстановке. Например, сформированные пространственные представления способствуют усвоению порядковых отношений чисел в натуральной последовательности. Особо выделяются отношения порядка: перед—после —между и т.д. При ознакомлении с образом цифры пользуются специальными трафаретами для раскрашивания вырезанных цифр. Эффективным приемом является обведение пальцем цифры, вырезанной из бархатной и наждачной бумаги, а также прописывание изучаемой цифры пальцем на шероховатой поверхности (наждачная бумага, бархатная бумага наклеенные на картон). У детей с тяжелыми нарушениями манипулятивных функций или с гиперкинезами необходимо использовать следующий способ обучения: сначала цифра несколько раз прописывается с помощью взрослого, который с усилием воздействует на руку ребенка, обучая соответствующему движению; затем ребенок прописывает цифру пальцем самостоятельно. Дети также могут вылепить изучаемые цифры из пластилина, теста или глины. Необходимым элементом обучения счету является понятие цифрового ряда. Следует учить детей строить цифровой ряд слева направо, дать понятие увеличения цифрового ряда слева направо и уменьшения справа налево. Важное место на начальном этапе обучения математике занимает формирование геометрических представлений. Дети должны уметь распознавать простейшие геометрические фигуры на рисунках и в окружающих предметах, научиться их моделировать. Этот раздел работы тесно связан с сенсорным воспитанием детей с ДЦП. В ходе занятия целесообразно проводить одну—две физкультминутки, снимающих утомление, а также использовать игровую деятельность, что способствует успешному усвоению материала. Методика проведения игры определяется учебно-воспитательными задачами, которые преследует изучаемая тема. Некоторые игры математического содержания можно использовать и на прогулках, во время занятий по физическому и трудовому воспитанию. В ходе работы по формированию математических представлений у детей с ДЦП в период подготовки к школе решаются следующие задачи: накопление конкретных фактов о различных свойствах предметов окружающей действительности; формирование у детей способности выделять в объектах существенные признаки, развитие различных операций сравнения и группировки предметов по определенному признаку; накопление представлений о количестве, величине и форме предмета; развитие ориентировки во времени и пространстве; образование множеств, их соотношение с заданным образцом (количеством); усвоение элементарного математического счета. Усложнение программного материала идет путем расширения содержания основных разделов, формирования новых способов математического действия путем совершенствования навыков аналитических операций сравнения (применение приемов сопоставления, противопоставления, наложения, приложения, измерения с помощью счета и специальной или условной мерки), а также путем усложнения наглядного материала — использования не только реальных предметов и их заместителей, но и изображений, условных обозначений, схем и таблиц. Контрольные задания 1. Раскройте основные направления коррекционно-педагогической работы на разных возрастных этапах. 2. Охарактеризуйте систему поэтапной медицинской и педагогической реабилитации детей с церебральным параличом в нашей стране. 3.Расскажите о различных моделях организации лечебно-педагогической помощи детям и подросткам с ДЦП за рубежом. 4.Назовите задачи, методы и приемы физического воспитания детей с церебральным параличом. 5.Раскройте основные этапы формирования функциональных возможностей кистей и пальцев рук. 6.Раскройте направления и приемы развития навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом. 7.Назовите задачи и особенности организации коррекционной работы по сенсорному воспитанию детей с церебральным параличом. 8.Раскройте направления и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию изобразительной деятельности при ДЦП.. 9.Охарактеризуйте основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию первоначальных навыков чтения, письма и счета у детей с ДЦП. 10. Опишите специальные приемы при формировании элементарных математических представлений у детей с ДЦП. ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|