Показатели психофизического развития
| Первичное обследование
| Динамика
|
| Дата_____________ Возраст___________
| Дата_________________
Возраст______________
|
|
|
|
Контакт
В контакт вступает
Контакт формальный (чисто внешний)
В контакт вступает не сразу, с большим трудом, не проявляет заинтересованности в контакте
Контакт избирательный
Легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется (М — норма)
|
|
|
Эмоционально-волевая сфера
Активный, бодрый Пассивный, вялый Неадекватное поведение Избалованность Конфликтность Колебания настроения
|
|
|
Состояние слуха
Снижение слуха
Норма
|
|
|
Состояние зрения
Близорукость
косоглазие
Атрофия зрительного нерва
Ограничение поля зрения (N)
|
|
| |
Внимание
Низкая концентрация и неустойчивость внимания (ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте)
Недостаточно устойчивое, поверхностное, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности
Плохое переключение внимания
Достаточно устойчивое (N)
|
|
| |
Моторика кистей и пальцев рук
Ведущая рука: правая/левая
Уровень развития функций кистей и пальцев рук:
отсутствует хватание манипулировать не может, но есть
хватание
моторика ограничена
недостаточность мелкой моторики сохранная (N)
Согласованность действий рук:отсутствует недостаточная нормальная
Нарушение координации движений,
тремор
Гиперкинезы пальцев
|
|
| |
Уровень развития деятельности
Проявление интереса к игрушкам:
интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует; в совместную игру со взрослым не
|
|
| |
включается, самостоятельной игры не организует)
|
|
| |
проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам
проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам (И)
|
|
| |
Адекватность употребления игрушек:
|
|
| |
совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия)
|
|
| |
игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением) (К)
|
|
| |
Характер действий с предметами-игрушками:
|
|
| |
неспецифические ма н и г 1 улиц и и (со всеми предметами действуй одинаково, стереотипно — постукивает, перекладывает, шип и рот, сосет, бросает)
|
|
| |
специфические манипуляции — учитывает только физические свойства предметов
|
|
| |
предметные действия — использует предметы в соответствии с их функциональным назначением
|
|
| |
процессуальные действия
|
|
| |
игра с элементами сюжета
|
|
| |
сюжетно-ролевая игра
|
|
| |
Работоспособность
|
|
| |
Низкая
|
|
| |
Снижена
|
|
| |
Достаточная (N)
|
|
| |
Характер деятельности
|
|
| |
Отсутствие мотивации к деятельности
|
|
| |
Деятельность неустойчивая, работает формально
|
|
| |
Деятельность устойчивая, работает с интересом (N)
|
|
| |
Реакция на одобрение
Адекватная (радуется одобрению, ждет его)
Неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему)
|
|
| |
Реакция на замечание
Адекватная (исправляет поведение к соответствии с замечанием)
Адекватная (обижается)
Нет реакции на замечание
Негативная реакция (делает назло)
|
|
| |
Отношение к неудаче
Неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки)
Отсутствует оценка неудачи
Негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку
|
|
| |
Обучаемость. Использование помощи(во время обследования)
Обучаемость отсутствует; помощь не использует; нет переноса показанного способа действия на аналогичное задания
Обучаемость низкая; помощь использует недостаточно; перенос знаний затруднен
Ребенок обучаем, использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнении заданий к более высокому)
|
|
| |
Запас общих представлений
Низкий
Несколько снижен
Соответствует возрасту (N)
|
|
| |
Зрительное восприятие
Восприятие цвета:
представление о цвете отсутствует
сличает цвета
различает цвета (выделяет по слову)
знает и называет основные цвета (N — в 3 года)
Восприятие величины:
представление о величине отсутствует
соотносит предметы по величине
дифференцирует предметы по величине (выделяет по слову)
знает и называет величину (N — в 3 года)
Восприятие формы:
нет представления о форме
соотносит предметы по форме
различает геометрические формы (выделяет по слову)
называет геометрические формы (плоскостные и объемные) (N — в 3 года)
Методика обследования
Складывание матрешки
(3-составная — от 3 до 4 лет, 4-состав-ная — от 4 до 5 лет, 6-составная — от 5 лет)
Способы выполнения задания:
действие силой
перебор вариантов
целенаправленные пробы (допустимы до 5 лет)
примеривание
зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно) (N)
Включение вряд
(6-составная матрешка — с 5 лет)
|
|
| |
Без учета величины
С учетом величины. Способы выполнения задания:
целенаправленные пробы (допустимы до 6 лет)
зрительное соотнесение (с 6 лет
обязательно)
Кубики-вкладыши
Способы выполнения задания:
перебор вариантой
целенаправленные пробы
(допустимые до 5 лет)
примеривание
зрительное соотнесение (с 6 лет
обязательно)
Складывание пирамидки (до 3 лет — 3 кольца, до 4 лет — 4 кольца, с 4 лет — 5—6 колец)
Без учета величины колец
С учетом величины колец. Способы выполнения задания: целенаправленные пробы
практическое примеривание
зрительное соотнесение (с 6 лет
обязательно)
Почтовый ящик (с 3лет) Способы выполнения задания:
действие силой (допустимо в N до
3,5 лет)
перебор вариантов
целенаправленные пробы
примеривание
зрительное соотнесение (с 6 лет
обязательно)
Парные картинки (выбор по образцу из 2, 4, 6 картинок с 2 лет)
|
|
| |
Восприятие пространственных отношений
Знание частей тела и лица Ориентировка в сторонах собственного тела и зеркальное отображение
|
|
| |
Целостный образ предмета (разрезные картинки)
Конструирование(из строительного материала, из палочек):
по подражанию
по образцу
по представлению
Дифференцирование пространственных понятий (справа—слева, выше—ниже, дальше—ближе, впереди—сзади, в центре)
|
|
| |
Временные представления
Части суток (с 3 лет) Времена года (с 4 лет) Дни недели (с 5 лет)
|
|
| |
Количественные представления
Порядковый счет (устно и пересчет предметов)
Представление о количестве
Выделение нужного количества из множества
Понятия «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну» Счетные операции
|
|
| |
Мышление(уровень развития)
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Элементы абстрактно-логического мышления:
классификация предметов (изображений)
«четвертый—лишний»
понимание картин со скрытым смыслом
понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом
последовательность событий (серия сюжетных картин)
|
|
| |
Навыки самообслуживания
Не владеет
Владеет частично с помощью взрослого
Владеет полностью (N)
|
|
| |
Понимание обращенной речи
Не понимает обращенную речь
Понимание обращенной речи ограниченное (ситуативное)
Выполняет простые речевые инструкции
Понимание обращенной речи на бытовом уровне, выполняет сложные речевые инструкции
Понимание речи в полном объеме (N)
|
|
| |
Пассивный словарь
Понимание названий предметов (реальных и на картинках) Понимание значении слова Понимание простого сюжета
Понимание лексико-грамматических конструкции
|
|
| |
Характеристики собственной речи
1-й уровень речевого развития:
речевые средства общения крайне ограничены (произносит звуковые комплексы, звукоподражании, лепетные слова); использование довербальных средств общения (выразительной мимики и жестов)
2-й уровень речевого развития: пользуется простой фразой, аграмматичная, упрощенней, структурно нарушенная фраза (из 2–3 слов).
Слоговая структура слов нарушена
3-й уровень речевого развития: пользуется развернутой фразой; недостаточная сформированность лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи; синтаксические конструкции фраз бедные
4-й уровень речевого развития: лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая недостаточность. Пользуется развернутой фразой. Лексико-грамматический строй речи сформирован достаточно (N)
Особенности речи
Проявляет склонность к эхолалии Наличие речевых штампов (речь пустая без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных способностей ребенка)
|
|
| |
| | | | | |