Показатели развития речи и других психофизических функций
| Первичное обследование
| Динамика
|
| Дата______
Возраст_____
| Дата_________
Возраст__________
|
|
|
|
Контакт
В контакт не вступает Контакт формальный (чисто внешний)
В контакт вступает не сразу, с большим трудом, не проявляет заинтересованности в контакте
Контакт избирательный Легко и быстро устанавливает контакт (N)
|
|
|
Эмоционально-волевая сфера
Активный, бодрый
Пассивный, инертный
Неадекватное поведение
Избалованность
Конфликтность
Колебания настроения
|
|
|
Состояние слуха
Снижение слуха
Норма
|
|
|
Состояние зрения
Близорукость
Косоглазие
Атрофия зрительного нерва
Нистагм
Ограничение поля зрения
Норма
|
|
|
Внимание
Низкая концентрация и неустойчивость внимания (ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте)
Недостаточно устойчивое, поверхностное, истощаемое
Плохое переключение внимания
Достаточно устойчивое
|
|
|
Моторика кистей и пальцев рук
Ведущая рука: правая/левая Уровень развития функций кистей и пальцев рук:
отсутствует хватание
манипулировать не может, но есть
хватание
моторика ограничена
недостаточность мелкой моторики
сохранная (N)
Гиперкинезы пальцев
Нарушение координации движений, тремор
|
|
|
Запас общих представлений
Низкий
Несколько снижен
Соответствует возрасту
|
|
|
Работоспособность
Снижена
Достаточная
|
|
|
Доречевое развитие
Протекало с выраженной задержкой
Протекало с задержкой
Нормальное (по возрасту)
Время появления и особенности голосовых и речевых реакций:
крик
гуление
лепет
первые слова
|
|
|
Понимание обращенной речи
Не понимает обращенную речь
Понимание обращенной речи ограниченное (ситуативное); выполняет простые речевые инструкции
Понимание обращенной речи на бытовом уровне, выполняет сложные речевые инструкции Понимание речи в полном объеме (N)
|
|
|
Пассивный словарь
Понимание названий предметов (реальных и на картинках) Понимание значения слова Понимание простого сюжета Понимание лексико-грамматических конструкций
|
|
|
Характеристика собственной речи
(экспрессивная речь)
1-й уровень речевого развития: полное отсутствие звуковых и словесных средств общения произносит отдельные звуки, звуко-комплексы
произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражании
использует невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию)
2-й уровень речевого развития: пользуется простой фразой аграмматичная, не развернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза; активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные; предлоги употребляются редко; слоговая структура слов нарушена
3-й уровень речевого развития: пользуется развернутой фразой; лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении); слоговая структура слов не нарушена, синтаксическая конструкция фраз бедная; наличие фонетико-фонематических нарушений
4-й уровень речевого развития:
лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая недостаточность
Пользуется развернутой фразой; связная речь сформирована (N)
Особенности речи
Проявляет склонность к эхолалии Наличие речевых штампов (речь бессодержательная, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных способностей ребенка)
|
|
|
|
Лексико-грамматический строй речи Лексический строй(словарь)
Словарный запас: резко ограничен беден
в пределах обихода достаточный (N)
Грамматический строй
Не сформирован
Сформирован недостаточно Сформирован (N)
Связная речь
Описание сюжетной картинки: простой сюжет сложный сюжет
Составление рассказа по серии сюжетных картин Пересказ текста Творческий рассказ
Слоговая структура слов
Нарушения слоговой структуры слов: парафазии (замены звуков, слогов) элизии (пропуски звуков, слогов) итерации (повторения звуков, слогов) контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого) персеверации (отсроченное повторение)
перестановки звуков, слогов
антиципации
не нарушена (N)
|
|
|
Фонематическое восприятие
(различение туков, слогов, слов,
звуковых рядов, звуковой анализ и
синтез)
Нарушено
Сохранено
|
|
|
Фонетический строй речи
А
|
|
|
О
|
|
|
У
|
|
|
Ы
|
|
|
И
|
|
|
Э
|
|
|
К
|
|
|
К’
|
|
|
Г
|
|
|
Г’
|
|
|
Х
|
|
|
Х’
|
|
|
Й
|
|
|
М
|
|
|
М’
|
|
|
П
|
|
|
П’
|
|
|
Б
|
|
|
Б’
|
|
|
Ф
|
|
|
Ф’
|
|
|
В
|
|
|
В’
|
|
|
Т
|
|
|
Т’
|
|
|
Д
|
|
|
Д’
|
|
|
Н
|
|
|
Н’
|
|
|
С
|
|
|
С’
|
|
|
З
|
|
|
З’
|
|
|
Ц
|
|
|
Ш
|
|
|
Ж
|
|
|
Ч
|
|
|
Щ
|
|
|
Р
|
|
|
Р’
|
|
|
Л
|
|
|
Л’
|
|
|
Фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения — искажения:
усредненность гласных недостаток произношения свистящих недостаток произношения шипящих недостаток произношения сонорных
недостаток произношения губных
недостаток произношения губно-губных
недостаток произношения губно-зубных
недостаток произношения средненёбных
недостаток произношения заднеязычных
недостаток произношения твердых согласных недостаток произношения тонких согласных Фонологические дефекты (нарушения дифференциации звуков):
замены
смешения
Изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки — общая смазанность речи
Фонетический строй сформирован достаточно (N)
Степень разборчивости речиречь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих
Разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая
Разборчивость речи не нарушена (N)
|
|
|
|
Дыхание
Нарушения дыхании
затрудненное
поверхностное
неровное, неритмичное Дифференциации потною и ротового выдоха
Ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий
Свободное (N)
|
|
|
Голос
Нарушения силы голоса:
тихий
слабый
истощающийся
Нарушения тембра голоса: глухой сдавленный хриплый назализованный напряженный дрожащий
Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции
Нарушена
Сохранна (N)
Голос сильный, звонкий (N)
|
|
|
Просодическая организация звукового потока (просодика) Мелодико-интонационная сторона речи
Нарушение интонационного оформления речи
Отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный)
Слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, мало модулированный) Не нарушена (N)
Темп речи
Тахилалия
Брадилалия
Запинки
Заикание
Нормальный
Ритм речи
Растянутый
Скандированный
Зависит от проявления гиперкинезов
Нормальный
|
|
|
Строение и подвижность органов артикуляции
Неврологический синдром в артикуляционной моторике
|
|
|
Спастический парез Тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности Гиперкинезы
Атаксия
Апраксин
Лицевая мускулатура
Тонус лицевой мускулатуры спастичность
гипотония
дистония
норма
Гипомимия
Сглаженность носогубных складок Оральные синкезии
Асимметрия лица
Гиперкинезы лица
Губы(толстые/тонкие)
Тонус губной мускулатуры: спастичность
гипотония
дистония
норма
Подвижность губ:
малоподвижные
подвижны
Зубы
Крупные, мелкие, редкие, частые,
нарушение зубного ряда, наличие
лишних
зубов, норма
Прикус:передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный
Твердое нёбо
Готическое, низкое, уплощенное, наличие расщелины, норма
Мягкое нёбо
Длинное/короткое; подвижное/малоподвижное; отклонение увуля Движение нижней челюстиОткрывание/закрывание рта
Умение держать рот закрытым
|
|
|
Язык
Строение языка:
маленький
узкий
раздвоенный
невыраженность кончика
укорочение подъязычной связки
Тонус язычной мускулатуры:
спастичность
гипотония
дистония
норма
Гиперкинезы языка
Тремор языка
Девиация (отклонение) языка в сторону
Артикуляционная моторика языка
Объем артикуляционных движений.
строго ограничен
неполный
снижение амплитуды артикуляцион-
ных движений
Движения:
в полном объеме (N)
Умение удержать артикуляционную позу
Способность к переключению
Произвольное высовывание языка
Подъем языка
Боковые отведения (вправо/влево)
Пощелкивание
Облизывание губ (круговые движения
языка)
Глоточный и нёбный рефлексы
Повышен
Понижен
Норма
|
|
|
Наличие патологичеких рефлексов
орального автоматизма
Наличие гиперсаливации
Постоянная
Усиливающаяся при определенных
условиях
Жевание
Отсутствие жевания твердой пищи
Затруднение жевания
Норма
Глотание
Поперхивается, захлебывается при
глотании
Не нарушено (N)
|
|
|