Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическое обоснование.




Л екция №9

«Бизнес-планирование»

План лекции:

1 Понятие бизнес-плана

2 Структура и содержание бизнес-плана

    

Бизнес-план – это документ, определяющий тактические действия организации, как правило, на ближайший год в развитии его стратегии. Его назначение состоит в том, чтобы помочь предпринимателям и экономистам решить следующие основные задачи:

− изучить ёмкость рынка и перспективы развития будущего рынка сбыта;

− оценить затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта продукции и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет представить свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела;

− обнаружить всевозможные «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации;

− определить те показатели, по которым можно будет оценить ход дела.

Бизнес-план может быть разработан для реализации концепции ведения бизнеса в перспективе (на 3-5 лет вперед). Для первого года основные показатели рекомендуется делать по месячной разбивке, для второго – по квартальной, а далее можно ограничиться годовыми показателями.

Бизнес-план выступает инструментом привлечения новых инвестиций. Инвесторы обращают внимание на 4 D предпринимателя:

1) деловая репутация;

2) денежный поток по обслуживанию долга;

3) дополнительное обеспечение гарантии;

4) доля собственного капитала (желательно, чтоб она составляла не менее 50%).

Различия между стратегическим планом и бизнес-планом (БП) следующие:

− БП включает не весь комплекс целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием нового бизнеса. БП ориентирован только на развитие, а стратегический – это план с растущим горизонтом времени, т.е. по мере выполнения очередного годичного плана его результаты анализируются, и стратегический план корректируется или пересматривается.

− БП имеет четко очерченные рамки времени, по истечении которых, намеченные цели и задачи должны быть выполнены.

− в БП функциональные составляющие (планы производства, план маркетинга и т.д.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, они являются полноправными частями структуры бизнес-плана.

Одним из вариантов плана развития предприятия является технико-экономическое обоснование (ТЭО). Это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. В нем особый акцент сделан на производственно-технические аспекты проекта, в то время как коммерческие рыночные проблемы будущего бизнеса остаются практически нераскрытыми. Методика составления ТЭО разработана ООН по промышленному развитию. В соответствие с ней материалы ТЭО излагаются в следующей последовательности:

1 общие исходные данные и условия;

2 рынок и мощности предприятия;

3 материальные факторы производства;

4 место нахождения предприятия;

5 ПКД;

6 организация предприятия и накладные расходы;

7 трудовые ресурсы;

8 планирование сроков осуществления проектов;

9 финансово-экономическая оценка проекта.

Постепенно БП вытесняет ТЭО из сферы плановой деятельности бизнеса, т.к. он более глубоко и всесторонне рассматривает аспекты деятельности фирмы.

Стандартный бизнес-план имеет определенную структуру и последовательность. Структура БП применительно к швейному производству может быть представлена в виде следующей схемы

 

Структура БП [1]
1. Резюме
2. Экономическое обоснование
2.1 Общее описание бизнеса 2.2 Продукция и услуги 2.3 Рынки сбыта, конкуренция 2.4 План маркетинга 2.5 План производства
3. Организационная часть
3.1 Организационный план 3.2 Юридические аспекты
4. Экономика производства
4.1 Ресурсы производства 4.2 Оценка риска и страхование 4.3 Финансовый план 4.4 Стратегия финансирования 4.5 Оценка финансового состояния 4.6 Основные технико-экономические показатели

 

 

Примечание - [1] СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШВЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА: Учебное пособие для вузов и сузов / Т.М. Серова, А.И. Афанасьева, Т.И. Илларионова, Р.А. Делль. М.: Московский государственный университет дизайна и технологии, 2004. – 288 с., с ил. 

 

Резюме.

Особенность этого раздела заключа­ется в том, что он разрабатывается и са­мом конце составления всех разделов бизнес-плана, когда достигнуто полная ясность по всем остальным разделам. В этом разделе помешается информация, дающая представление о проектируемом предприятии, а так же все необходимые данные, характеризующие его коммерче­скую и хозяйственную деятельность.

Резюме должно быть кратким (не бо­лее 2—3-х страниц) и содержать следую­щие моменты:

1. Основные цели предприятии (фирмы), т.е. конкретные достижения, к которым оно стремится. В качестве таких целей могут быть названы:

• увеличение объемов продаж до... ед.,

• получение чистой прибыли... руб.,

• увеличение доли предприятия на соответствующем рынке до... %и другие.

2. Стратегии, разработанные для до­стижения этих целей.

3. Состав конкретных мероприятий, которые необходимо принять в рамках определенной стратегии.

4. Род деятельности предприятия в планируемом периоде.

5. Средства, необходимые для это­го, и источники их получения.

6. Отличительные особенности вы­пускаемой продукции от продукции предприятий-конкурентов.

7. Прогнозируемые объемы продаж на ближайший период.

8. Ожидаемая выручка от продаж и масса чистой прибыли.

9. Планируемые затраты на произ­водство продукции.

10. Уровень прибыльности инвести­ций.

11. Срок возврата заемных средств.

 

 

Экономическое обоснование.

Для составления экономического обоснования нужно собрать всю необ­ходимую информацию, и, в первую оче­редь, информацию об объеме потенци­ального спроса, производственных и финансовых потребностях предприятия. Имея такую информацию, предприниматель сможет оценить жизнеспособность самой концепции нового предприятия (или его реконструкции).

Прежде всего, необходимо оценить спрос на товар или услугу, которую он собирается производить. Необходимые данные для этого можно получить из отчетов и публикаций в отраслевых и научных журналах.

Содержание экономического обосно­вания проекта включает выполнение ни­ти разделов бизнес-плана: "Общее опи­сание бизнеса", "Продукция и услуги", "Рынки сбыта", "Конкуренция", "План маркетинга", "План производства".

Общее описание бизнеса.

В раз­деле "Общее описание бизнеса" реко­мендуется провести краткий историчес­кий экскурс, дать анализ текущего со­стояния дел в швейной отрасли и сведе­ния о намечающихся тенденциях разви­тия, перечислить потенциальных кон­курентов, взять на заметку все прогнозы по отрасли, охарактеризовать отрасле­вую базу.

Необходимо также ответить на во­прос, на какого именно потребителя рассчитана продукция нового предприятия, и определить месторасположение проектируемого предприятия.

Выбор и обоснование месторасполо­жения проектируемого предприятия осуществляется на основе общих требо­ваний, предъявляемых к выбору района и пункта строительств. Оптимальное расположение предприятия (близость к шоссейным дорогам, близость к по­ставщикам, наличие трудовых ресурсов и др.) позволит снизить транспортные расходы, уменьшить арендную плату, налог на землю и т.п.

 

Продукция и услуги.

При разра­ботке этого раздела должны быть четко определены направленность и сферы деятельности предприятии. Границами сфер длительности могут быть произво­димые товары, существующие рынки и сегменты рынков, технологические возможности предприятия.

Написанию раздела предшествует значительная предварительная работа по выбору вида товаров — продукции и услуг, которые должны стать основой деятельности предприятия. Здесь долж­ны учитываться возможности предпри­ятия, потребности рынка и требования потенциальных покупателей к показа­телям продукции. При выборе ассорти­мента необходимо учитывать жизнен­ный цикл товаров и помнить, что товар­ная политика предприятии складывает­ся из следующих трех элементов:

• своевременное внесение в товар изменений (модификация товара).

• создание и введение на рынок но­вого товара.

• прекращение производства товара, не имеющего спроса.

В случае ориентации на политику модификации товара, необходимо учитывать требования потребителей, кли­матические условия, социально-куль­турный уровень населения; оценить возможное увеличение уровня продаж и повышение цены, сопоставив это с дополнительными расходами на мо­дернизацию.

При создании и внедрении на рынок нового товара должны быть показаны его достоинства и отличительные осо­бенности по сравнению с товарами-конкурентами.

Структура ассортимента в проекте должна определяться с учетом следую­щих направлений экономической дея­тельности:

• сложившейся товарной и фирмен­ной структурой рынка, наличием по­требителей и емкостью рыночных сег­ментов;

• структурой потребностей и спроса населения;

• требованиями покупателей;

• тенденциями развития молы;

• производственно-технологически­ми возможностями предприятия;

• ассортиментом сырья и материалов и комплектующих изделий.

В соответствии с целью и конкрет­ными задачами процесса проектирова­ния в разделе дается назначение и опи­сание модели с подробным обосновани­ем необходимости ее производства для данного региона. Описываются основ­ные качественные характеристики, свя­занные с условиями эксплуатации про­ектируемой модели, включая соответст­вие направлению моды и особенностям традиций данного региона, требовани­ям комфортности и экологии применяемых материалов.

В данном разделе обосновывается структура ассортимен­та предприятия (что производить), объ­ем выпуска (сколько производить), осо­бенности и потребительские свойства товаров; оценивается конкурентоспо­собность продукции.

Оценка конкурентоспособности продукции может быть определена в три этапа.

1. Анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара-образца в качестве базы для сравнения и опреде­ления уровня конкурентоспособности предлагаемой продукции.

2. Определение набора сравнитель­ных параметров двух видов продукции.

При этом исходят и того, что часть па­раметров характеризует потребитель­ские свойства продукции (его потреби­тельскую стоимость), а другая часть — его экономические свойства (цену).

3. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности продукции, основанного на сравнении его парамет­ров с параметрами разрабатываемого изделия, наиболее полно отражающего конкретные потребности покупателей.

Важно также привести сведения о патентно-лицензионной защите, тор­говых знаках, авторских правах и других объектах интеллектуальной собствен­ности, связанных с данным товаром.

Следует помнить, что важным мо­ментом в этом разделе является нагляд­ное изображение продукции, которую предполагается производить (дать ссылку на эскиз модели с указанием конструктивных решений, отделочных материалов и фурнитуры, который обычно представлен в технологической части проекта).

В этот раздел должна быть включена информация, дающая ответы на следу­ющие вопросы:

• Что представляет собой ваша про­дукция?

• Какие запросы потребителей она удовлетворяет?

• Какова конкурентоспособность продукции и чем определяется ее при­влекательность?

• Какая упаковка будет подчёркивать преимущество вашей продукции?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...