Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Произношение гласных звуков




Малышева Елена Григорьевна

Рогалева Ольга Сергеевна

 

 

ФОНЕТИКА

 

Учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета (очное и очно-заочное отделение, специальности «Журналистика» и «Издательское дело и редактирование»)

 

ОМСК

Курс фонетики для студентов, обучающихся по специальностям «Журналистика» и «Издательское дело и редактирование», включает в себя лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия, а также промежуточные и итоговые контрольные работы.

В настоящее учебно-методическое пособие вошли вопросы и задания к семинарским, практическим и лабораторным занятиям, теоретический материал по фонетике для самостоятельного изучения отдельных тем, вопросы к экзамену, списки учебной и научной литературы, которую необходимо освоить в курсе фонетики.

 

В настоящем пособии приняты следующие сокращения:

Аванесов Р.И.Аванесов. Русское литературное произношение. М.: Просвещение, 1984 (или другое издание).

Бондарко – Л.В.Бондарко. Фонетика современного русского языка. М.: 1998.

Буланин – Л. Л. Буланин. Фонетика современного русского языка. М.: Высшая школа, 1970.

Матусевич – М.И.Матусевич. Современный русский язык. Фонетика. М.: Просвещение, 1976.

Панов – М.В.Панов. Современный русский язык. Фонетика. М.: Высшая школа, 1979.

Осипов – Б.И.Осипов. Краткий курс русской фонетики. Из лекций по современному русскому языку: Учебное пособие для студентов филологического факультета. Омск: Омский университет, 1992.

Жирным шрифтом и курсивом в пособии выделены названия и выходные данные научных статей и разделов учебных пособий, обязательных для конспектирования.

Знаком * отмечены темы, теоретический материал которых предлагается для самостоятельного изучения.

Бо'льшая часть упражнений в данном учебно-методическом пособии составлена авторами, другие взяты из следующих пособий:

Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. Пособие по русскому языку. М.: Высшая школа, 2001.

Сборник упражнений по русскому языку: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1991.

Современный русский язык. Сборник упражнений. Под редакцией В.А.Белошапковой. М.: Высшая школа, 1990.

Современный русский язык. Фонетика. Графика. Орфография: Задания к лабораторным работам для студентов филологического факультета / Сост. Б.И.Осипов и Ю.А.Снегирев. Омск: Омск. ун-т, 1991.

 

ЗАНЯТИЕ 1-2

ЗНАКИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ТРАНСКРИПЦИИ.

ОСНОВНЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ*

Литература:

Аванесов, с. 57 – 60, 70 – 76.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М.: Флинта: Наука, 2001, с.10 – 13.

Осипов Б.И. Руководство по фонетической транскрипции. Омск: Омский государственный университет,

Осипов, с. 85 – 93.

Осипов Б.И. Справочные материалы по орфоэпии. Омск: Омский государственный университет, 1992, с.6 – 10.

Панов, с.195 – 206.

Справочные материалы:

Современные орфоэпические (т.е. произносительные) нормы регулируют произношение звуков, их сочетаний, грамматических форм, имен и отчеств и т.п., а также содержат правила постановки ударения в различных частях речи.

Назовем и охарактеризуем основные нормы, нарушение которых затрудняет общение, и обратим внимание на некоторые варианты, сосуществующие в пределах нормы.

 

Произношение гласных звуков

1.Гласные звуки русского языка произносятся в зависимости от позиции, в которой они находятся в слове. Позиция может быть сильной и слабой.

Сильная позиция гласных – позиция под ударением, в этом случае гласные характеризуются бóльшим напряжением при произнесении, бóльшей протяженностью (долготой) и отчетливой артикуляцией. Под ударением различают звуки [á], [ó], [é], [ú], [ý], [í]. Сильной также считается позиция гласного в неприкрытом слоге (то есть в абсолютном начале слова): в этом случае даже в безударном положении звук произносится с меньшим изменением, чем в других безударных слогах.

Слабая позиция гласных – это безударная позиция. В безударном положении гласный звук произносится с меньшим напряжением, меньшей длительностью и меньшей артикуляционной отчетливостью. В науке изменение гласного в слабой позиции называется редукцией гласных. Редукция гласных бывает количественной и качественной. Количественная редукция затрагивает только длительность произнесения гласного (он становится «короче»), но почти не затрагивает его основных характеристик, поэтому даже в безударном положении такой звук «узнаваем». Количественной редукции подвержены гласные и, i, у.

Качественная редукция – это кардинальное изменение звука в безударной позиции, смена его качественных характеристик. Так изменяются звуки о, а, e.

Степень изменения, т.е. редукции звука, зависит от того, в каком именно по счету безударном слоге употреблен звук. Так, в первом предударном слоге, в сочетании гласных и в неприкрытом слоге степень изменения гласных меньше, чем в других безударных слогах. Эта особенность изменения гласных в слабой позиции описана русским ученым А.И.Потебней в его знаменитой «формуле Потебни».

Итак, русские гласные, подверженные качественной редукции, имеют две ступени, или две степени, редукции. Первая степень редукции – это изменение гласных в первом предударном слоге, в сочетании гласных и в неприкрытом слоге; вторая степень редукции – это второй, третий и т.д. предударные слоги, а также все заударные слоги.

Нормы произношения редуцированных гласных связаны также с характеристикой предшествующего согласного по твердости/мягкости: звуки в словах шестой и весна, пятак и батрак, летать и вода и т.п. – разные, несмотря на то что степень редукции у них одинаковая и в сильной позиции это один и тот же звук.

До недавнего времени литературной считалась только «екающая» норма произношения, то есть необходимым было употребление звуков с э-образным призвуком «между и и э»: e], [ie], [ь]. Так называемая «икающая» норма, а именно произношение звуков, близких к и и ы, в безударной позиции на месте ударных е, а, о (после мягких и шипящих согласных), не так давно стала тоже считаться литературной, нормативной, однако такой стиль произношения все же характеризует разговорную речь, а также нелитературное просторечие.

2. Итак, в зависимости от степени редукции и качества предыдущего согласного нормативным считается произнесение следующих гласных звуков в безударной позиции:

а) в первой степени редукции после твердого согласного на месте ударных а, о произносится звук, близкий к а, но более краткий и с меньшим раствором рта - [Λ]: кар [Λ] ндаш, п [Λ] йдем, [Λ] така, [Λ] так [Λ] вать, к [ΛΛ] лиция.

Во второй степени редукции после твердого согласного на месте ударных а, о произносится краткий звук [ə]. Этот звук по произношению – средний между [у] и [а]: г [ə] л [Λ] ва, г [ə] сударств [ə].

После твердых шипящих ж, ш и ц не месте а в первом предударномслоге в большинстве случаев произносится [Λ]: ж [Λ] ргон, ш [Λ] ры, ц [Λ] ри.

Однако в отдельных словах единственно правильным считается традиционное произношение звука, среднего между [у] и [е], - e]: ж e] леть, лош e] дей, двадц e] ти, ж e] смин, тридц e] тью, ж e] кет. В остальных безударных слогах после твердых шипящих произносят редуцированный [ə][ə] люзи, двадц [ə] ть).

б) В первой степени редукции после твердых шипящих ж, ш и после ц на месте ударного е произносят звук e]: ш e] птаться, ц e] лует, ж e] вать. Произношение отчетливого [у] в данной позиции выходит за рамки нормы.

Во второй степени редукции на месте е после твердых шипящих произносят краткий звук между [ə ] и [у] – ш у] пелявить, ц у] ловать, больш у]. Произношение звука [ə] без призвука [у] считается здесь ненормативным.

в) В первой степени редукции после мягких согласных на месте ударных о, а, е произносится звук между [i] и [е] - [ie]: [jie] зык, л [ie] гушка, л [ie] тать, ч [ie] щоба, щ [ie] вель. Произношение отчетливого [i] и здесь считается признаком разговорного стиля или просторечия.

Во второй степени редукции после мягких согласных на месте о, а, e произносится короткий редуцированный звук, похожий на ослабленный [i], но с некоторым призвуком [e] – [ь]: ч [ь] совой, с [ь] р [ie] дина.

г) Как уже говорилось, звуки и, i, у в безударной позиции подвергаются лишь количественной редукции, не меняя своего качества: тиш [у] на, к [и] паться, ж [у] вотное, нац [у] я.

Представим все вышесказанное о качественной редукции гласных á, ó, é в таблице:

 

После твердых согласных

1 степень редукции 2 степень редукции

á

[Λ] [Ə]

ó

[ уe ] é [ əу ]

После мягких согласных

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...