Организационная структура международной компании
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ТНК Источник: Тимонина И.Л., Колесникова И.В., Мартиросян Э.Г. Развитие международного бизнеса. Организационная структура международной компании
Выбор между различными видами организационных структур является стратегической задачей, которая решается на уровне высшего руководства международной компании. Компоненты организационной структуры международной компании взаимодействуют не только между собой, но с внешней средой компании и со стратегией, выбранной компанией в ответ на конкуренцию в этой среде. Сложность выбора организационной структуры международной компании возрастает по сравнению с компанией, работающей на национальном рынке, в связи с повышенной сложностью и изменчивостью международной внешней среды, на которую воздействует большее число факторов. Особенно это касается фирм, работающих на глобальном уровне. Организационная структура должна обеспечивать эффективную интеграцию компетенций и ресурсов, задействованных на каждом отдельном рынке. Выбор относительно организационной структуры компании и ее изменений рассматривается руководством международных компаний как интегральный элемент стратегического планирования. Основные задачи менеджмента МК в процессе организационного дизайна: 1) найти наиболее эффективный путь разделения компании на структурные подразделения с целью получения преимуществ от их специализации на выполнении тех или иных видов работ; 2) координировать деятельность подразделений с целью достижения общих целей компании. При этом по мере роста специализации возрастает стоимость координации. Поэтому движущей силой реорганизации МК часто становится достижение оптимального баланса между этими двумя задачами.
При формировании или изменении организационной структуры МК могут быть использованы четыре основных вида экспертиз: 1) продуктовая и техническая (различные виды бизнеса компании); 2) географическая (страны и регионы, где действует компания); 3) потребительская (выделение групп клиентов, отраслей, рыночных сегментов или групп населения, которые переходят границы отдельных стран и регионов); 4) функциональная (различные виды деятельности в цепи ценности компании). Нет единой оптимальной структуры для всех компаний, конкретный выбор зависит от комплекса факторов внешней среды компании, ее истории и эволюции. Многие международные компании сталкиваются с необходимостью существенного изменения и усложнения своей организационной структуры по мере расширения и углубления своих международных операций. При выборе организационной структуры могут учитываться и специфические цели компании, например сохранение контроля над активами. Так, компания (а точнее, группа) IKEA, возникшая и развивающаяся как семейная компания, имеет очень сложную организационную структуру, включающую различные фонды и группы компаний. Выбор такой структуры во многом определяется стремлением основателя компании И.Кампрада сохранить контроль семьи над концепцией бизнеса, придуманной им, и нежеланием превратить компанию в акционерное общество. В интервью Б.Торекулю (автору книги «Leading by design. The IKEA story») И.Кампрад так объясняет решение создать систему взаимозависимых фондов и компаний для реализации концепции IKEA и развития компании за рубежом: «Следующему поколению будет ужасно сложно придерживаться концепции в отсутствие специальной организации, служащей своего рода "хранительницей печати". Такая организация гарантирует развитие концепции, иначе великолепная бизнес-идея может со временем умереть естественной смертью».
Международные компании часто начинали свои зарубежные операции с простого экспорта, и первоначально в их структуре могло не быть специальных подразделений, отвечающих за эти операции, их поручали маркетинговым отделам. По мере расширения зарубежной деятельности и перехода к инвестированию в другие страны компании начинали создавать международные департаменты, которые находились на одном управленческом уровне с департаментами «внутренних» операций и отвечали за всю зарубежную деятельность. Крупные компании, такие, как Ford, IBM, организовывали свои международные департаменты по географическому или региональному принципу. В наши дни довольно много МК (в основном среднего размера, но и некоторые крупные) создают международные департаменты, отвечающие за все операции за пределами страны базирования. Рис. 1. Организационная структура IKEA
Примером может служить крупнейший мировой ритейлер Wal-Mart Stores, оперирующий во многих странах. В составе компании имеется три бизнес-сегмента — Wal-Mart Stores, Sam's Club и International, который отвечает за деятельность всех видов магазинов и ресторанов (включая дисконтные магазины, суперцентры и Sam's Club) в 13 странах за пределами США (24,2% продаж компании в 2008 финансовом году). И все же по мере роста масштабов зарубежных операций и их значимости для компании большинство МК отказывалось от международных департаментов и переходило к глобальной (без прямого выделения внутренней и внешней деятельности) продуктовой, региональной, функциональной структуре или организации по типу потребителей. Далее (на более низких уровнях) в этих подразделениях могут выделяться структурные единицы, отвечающие за те или иные процессы, организовываться национальные и/или зарубежные филиалы и дочерние компании и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|