Основные типы организационных структур международных компаний
Выбор того или иного типа организационной структуры зависит от доли зарубежных продаж в общем объеме продаж компании и степени международной диверсификации продукта. Если велик первый показатель, то это говорит в пользу выбора регионального принципа организации, если второй - в пользу создания глобальной продуктовой структуры. Если оба показателя стремятся к максимуму, компании выбирают более сложную систему организации — глобальную матрицу. Конкретные императивы менеджмента компании при изменении организационной структуры состоят в: • повышении способности компании развивать конкурентные стратегии в ответ на растущую глобальную конкуренцию; • снижении производственных издержек на основе повсеместной стандартизации продукта и рационализации производства; • обеспечении технологического трансферта и распределении ресурсов компании. Выделяется несколько основных типов организационных структур, используемых международными компаниями. Продуктовая организационная структура. Продуктовые подразделения отвечают за операции по той или иной продуктовой группе от производства до маркетинга — по всем странам присутствия компании. В каждом подразделении работают региональные эксперты, однако, чтобы избежать направления таких экспертов в каждое подразделение, в компании может создаваться отдельная группа таких экспертов, которые консультируют продуктовые подразделения, но неруководят ими. Примерами подобной организации могут служить компании Exxon Mobile, Motorola, General Electric. Рис. 2. Продуктовая организационная структура Региональная (географическая) организационная структура. Каждое из географических подразделений отвечает за весь бизнес в стране или регионе, отчитываясь непосредственно перед главным оперативным управляющим (СЕО) компании. Подобный принцип организации используется и многонациональными, и глобальными компаниями. Глобальные компании при этом нередко включают страну базирования в одно из региональных подразделений наряду с зарубежными странами.
Разновидностью географической организации компании является выделение подразделений по уровню развития стран (развитые, развивающиеся, нарождающиеся рынки), как, например, в компании Kimberly Clark Corp. Рис. 3. Региональная (географическая) организационная структура
Географическую организацию используют компании, производящие продукт, нуждающийся в сильной маркетинговой поддержке, требующий адаптации под конкретные требования рынков с учетом конкурентных условий и политических рисков (готовые продукты питания, фармацевтика, товары для дома). Недостатком данной формы организации является необходимость иметь в каждом географическом подразделении продуктовых и региональных специалистов. Кроме того, определенную трудность представляют координация производства и глобальное планирование продукта. Для преодоления этих трудностей иногда назначаются менеджеры штаб-квартир, не несущие линейной ответственности, но занимающиеся координацией продуктовой политики. Примерами подобной организации могут служить компании Nestle, Mittal Steel. Функциональная организационная структура. Структуру, основанную на функциональных подразделениях (маркетинговое, производственное, финансовое и т.д.), подчиненных непосредственно СЕО, обычно выбирают компании, имеющие узкий или высокоинтегрированный продуктовый микс (производители авиационной техники, нефтеперерабатывающие компании). Гибридная организационная структура представляет собой сочетание описанных выше структур и формируется более чем по одному принципу (измерению).
Данная схема используется, например, компаниями, организованными по региональному принципу, при введении новой продуктовой линии, управление которой требует интегрированного подхода: тогда наряду с региональными подразделениями создается интегрированное продуктовое. Другой случай — выделение в отдельное подразделение операций, связанных с обслуживанием определенной категории потребителей, представляющих значительный сегмент рынка гомогенной продукции (например, заказы вооруженных сил). Рис. 4. Функциональная организационная структура
Рис. 5. Гибридная организационная структура
Примером такой организации может служить компания Unilever. С целью ускорения процесса принятия решений в сфере бизнеса в сегменте потребительской продукции компания создала гибридную организационную структуру, которая включает три региональных подразделения (европейское, американское и афро-азиатское), две продуктовые группы (продукты питания и предметы ухода за домом и личной гигиены) и пять функциональных подразделений (финансы, управление персоналом, ИТ, коммуникации и правовое). Матричная организационная структура. Использование ее отражает стремление менеджмента компании создать микс из продуктового, регионального и функционального подходов и повысить прозрачность линий ответственности. При такой структуре менеджеры региональных и продуктовых подразделений находятся на одном уровне и зоны их ответственности перекрываются. Рис. 6. Матричная организационная структура
Например, Nokia имела в своем составе четыре бизнес-группы и две поддерживающие функциональные группы. С 1 января 2008 г. три бизнес-группы, связанные с мобильными телефонами, и функциональные группы были объединены в интегрированную группу «Оборудование и услуги». Это было сделано с целью повышения конкурентоспособности этого перспективного направления бизнеса на основе кросскорпоративного подхода. Компания ВР имеет два бизнес-сегмента - разведка и добыча, очистка и маркетинг - и три региональных подразделения. Несмотря на очевидные преимущества матричной организации, она довольно сложна в применении. Одной из проблем является необходимость двойного или тройного согласования решений менеджерами региональных, продуктовых и функциональных подразделений (входящих в 2- или 3-мерную матрицу), что требует времени, может приводить к принятию неоптимальных решений и концентрации внимания менеджеров не на проблеме, а на процессе.
Поэтому многие компании используют так называемую перекрывающую матричную структуру (matrix overlay), при которой в подразделения, составляющие матричную структуру, вводятся эксперты из других подразделений в целях элиминирования проблем, связанных с двойной отчетностью. Современные тенденции изменения организационных структур международных компаний
Стремительные изменения международной бизнес-среды, предпочтений потребителей, ужесточение глобальной конкуренции, быстрые технологические изменения требуют от компаний таких модификаций организационных форм, которые позволили бы действовать динамично, сокращать издержки, улучшать качество продукции. Основные тенденции развития организационных форм МК концентрируются на следующих направлениях: сокращение числа средних уровней управления, уменьшение фрагментации рабочих процессов между функциональными подразделениями, повышение скорости и качества стратегического руководства. Среди современных организационных форм корпорации, привлекающих внимание высших менеджеров международных компаний, преобладают виртуальная и горизонтальная. Виртуальная (сетевая) корпорация представляет собой организацию, которая координирует экономическую деятельность, предлагая стоимость потребителям и используя ресурсы, находящиеся за пределами традиционных границ организации. Иными словами, такие корпорации функционируют с участием третьих сторон, в том числе на основе аутсорсинга. Развитие технологической инфраструктуры, в первую очередь Интернета, дает возможность применять новые методы работы, такие, как дистанционная работа (teleworking), домашний офис (home office), гибкая работа (flexible working practices). Это способствует более широкому применению модели виртуальной корпорации.
Горизонтальная корпорация характеризуется горизонтальной системой принятия решений, горизонтальными сетями и наличием сильной корпоративной философии. Эта форма используется в высокотехнологичных глобальных корпорациях, действующих в высококонкурентных областях (электроника, компьютеры). В такой структуре широко используются команды, формируемые для решения какой-либо проблемы, создания или продвижения продукта. Примерами такой организации могут служить корпорации ЗМ, DuPont.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|