Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные типы организационных структур международных компаний




 

Выбор того или иного типа организационной структуры зависит от доли зарубежных продаж в общем объеме продаж компании и сте­пени международной диверсификации продукта. Если велик первый показатель, то это говорит в пользу выбора регионального принципа организации, если второй - в пользу создания глобальной продук­товой структуры. Если оба показателя стремятся к максимуму, ком­пании выбирают более сложную систему организации — глобальную матрицу.

Конкретные императивы менеджмента компании при изменении организационной структуры состоят в:

• повышении способности компании развивать конкурентные стратегии в ответ на растущую глобальную конкуренцию;

• снижении производственных издержек на основе повсеместной стандартизации продукта и рационализации производства;

• обеспечении технологического трансферта и распределении ре­сурсов компании.

Выделяется несколько основных типов организационных струк­тур, используемых международными компаниями.

Продуктовая организационная структура. Продуктовые подразде­ления отвечают за операции по той или иной продуктовой группе от производства до маркетинга — по всем странам присутствия ком­пании. В каждом подразделении работают региональные эксперты, однако, чтобы избежать направления таких экспертов в каждое под­разделение, в компании может создаваться отдельная группа таких экспертов, которые консультируют продуктовые подразделения, но неруководят ими.

Примерами подобной организации могут служить компании Exx­on Mobile, Motorola, General Electric.

Рис. 2. Продуктовая организационная структура

Региональная (географическая) организационная структура. Каждое из географических подразделений отвечает за весь бизнес в стране или регионе, отчитываясь непосредственно перед главным оператив­ным управляющим (СЕО) компании. Подобный принцип органи­зации используется и многонациональными, и глобальными ком­паниями. Глобальные компании при этом нередко включают страну базирования в одно из региональных подразделений наряду с зару­бежными странами.

Разновидностью географической организации компании являет­ся выделение подразделений по уровню развития стран (развитые, развивающиеся, нарождающиеся рынки), как, например, в компа­нии Kimberly Clark Corp.

Рис. 3. Региональная (географическая) организационная структура

 

Географическую организацию используют компании, произво­дящие продукт, нуждающийся в сильной маркетинговой поддержке, требующий адаптации под конкретные требования рынков с учетом конкурентных условий и политических рисков (готовые продукты питания, фармацевтика, товары для дома).

Недостатком данной формы организации является необходи­мость иметь в каждом географическом подразделении продуктовых и региональных специалистов. Кроме того, определенную трудность представляют координация производства и глобальное планирова­ние продукта. Для преодоления этих трудностей иногда назначают­ся менеджеры штаб-квартир, не несущие линейной ответственности, но занимающиеся координацией продуктовой политики. Примерами подобной организации могут служить компании Nestle, Mittal Steel.

Функциональная организационная структура. Структуру, основан­ную на функциональных подразделениях (маркетинговое, производ­ственное, финансовое и т.д.), подчиненных непосредственно СЕО, обычно выбирают компании, имеющие узкий или высокоинтегрированный продуктовый микс (производители авиационной техники, нефтеперерабатывающие компании).

Гибридная организационная структура представляет собой сочета­ние описанных выше структур и формируется более чем по одному принципу (измерению).

Данная схема используется, например, компаниями, организован­ными по региональному принципу, при введении новой продуктовой линии, управление которой требует интегрированного подхода: тогда наряду с региональными подразделениями создается интегрирован­ное продуктовое. Другой случай — выделение в отдельное подразделение операций, связанных с обслуживанием определенной катего­рии потребителей, представляющих значительный сегмент рынка гомогенной продукции (например, заказы вооруженных сил).

Рис. 4. Функциональная организационная структура

 

Рис. 5. Гибридная организационная структура

 

Примером такой организации может служить компания Unilever. С целью ускорения процесса принятия решений в сфере бизнеса в сегменте потребительской продукции компания создала гибридную организационную структуру, которая включает три региональных подразделения (европейское, американское и афро-азиатское), две продуктовые группы (продукты питания и предметы ухода за домом и личной гигиены) и пять функциональных подразделений (финан­сы, управление персоналом, ИТ, коммуникации и правовое).

Матричная организационная структура. Использование ее отра­жает стремление менеджмента компании создать микс из продукто­вого, регионального и функционального подходов и повысить про­зрачность линий ответственности. При такой структуре менеджеры региональных и продуктовых подразделений находятся на одном уровне и зоны их ответственности перекрываются.

Рис. 6. Матричная организационная структура

 

Например, Nokia имела в своем составе четыре бизнес-группы и две поддерживающие функциональные группы. С 1 января 2008 г. три бизнес-группы, связанные с мобильными телефонами, и функцио­нальные группы были объединены в интегрированную группу «Оборудование и услуги». Это было сделано с целью повышения конкурентоспособности этого перспективного направления бизнеса на основе кросскорпоративного подхода.

Компания ВР имеет два бизнес-сегмента - разведка и добыча, очистка и маркетинг - и три региональных подразделения.

Несмотря на очевидные преимущества матричной организации, она довольно сложна в применении. Одной из проблем является не­обходимость двойного или тройного согласования решений менед­жерами региональных, продуктовых и функциональных подразде­лений (входящих в 2- или 3-мерную матрицу), что требует времени, может приводить к принятию неоптимальных решений и концентра­ции внимания менеджеров не на проблеме, а на процессе.

Поэтому многие компании используют так называемую перекры­вающую матричную структуру (matrix overlay), при которой в подраз­деления, составляющие матричную структуру, вводятся эксперты из других подразделений в целях элиминирования проблем, связанных с двойной отчетностью.

Современные тенденции изменения организационных струк­тур международных компаний

 

Стремительные изменения международной бизнес-среды, пред­почтений потребителей, ужесточение глобальной конкуренции, бы­стрые технологические изменения требуют от компаний таких модификаций организационных форм, которые позволили бы действовать динамично, сокращать издержки, улучшать качество продукции.

Основные тенденции развития организационных форм МК кон­центрируются на следующих направлениях: сокращение числа сред­них уровней управления, уменьшение фрагментации рабочих про­цессов между функциональными подразделениями, повышение скорости и качества стратегического руководства.

Среди современных организационных форм корпорации, привле­кающих внимание высших менеджеров международных компаний, преобладают виртуальная и горизонтальная.

Виртуальная (сетевая) корпорация представляет собой организа­цию, которая координирует экономическую деятельность, предлагая стоимость потребителям и используя ресурсы, находящиеся за пре­делами традиционных границ организации. Иными словами, такие корпорации функционируют с участием третьих сторон, в том числе на основе аутсорсинга. Развитие технологической инфраструктуры, в первую очередь Интернета, дает возможность применять новые ме­тоды работы, такие, как дистанционная работа (teleworking), домаш­ний офис (home office), гибкая работа (flexible working practices). Это способствует более широкому применению модели виртуальной кор­порации.

Горизонтальная корпорация характеризуется горизонтальной си­стемой принятия решений, горизонтальными сетями и наличием сильной корпоративной философии. Эта форма используется в высо­котехнологичных глобальных корпорациях, действующих в высоко­конкурентных областях (электроника, компьютеры). В такой струк­туре широко используются команды, формируемые для решения какой-либо проблемы, создания или продвижения продукта. Приме­рами такой организации могут служить корпорации ЗМ, DuPont.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...