Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мультипликатор сбалансированного бюджета. Теорема Хаавельмо. Проблема балансирования государственного бюджета.




Собранные налоги идут на увеличение государственных расходов, это ведет к мультипликативному росту выпуска: В итоге за счет одновременного увеличения государственных расходов и налогового бремени национальный доход изменяется следующим образом: В случае, когда государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, равновесный объем производства возрастает на ту же величину. При этом мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен единице: ;

Теорема Хаавельмо: увеличение государственных расходов, сопровождаемое увеличением налогов для балансирования бюджета, вызовет рост дохода на ту же самую величину. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1, независимо от величины МРС. При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Теорема Хаавельмо. Для обеспечения сбалансированности государственного бюджета необходимо соблюдать равенство G = Tyy. В этом случае ставка подоходного налога и размер государственных расходов становятся взаимозависимыми величинами. Условие равновесия на рынке благ принимает вид:

     

При фиксированном объеме инвестиций оказывается, что y = G, т.е. повышение на определенную величину государственных расходов при условии финансирования их за счет увеличения подоходного налога приводит к росту национального дохода на такую же величину. Иначе говоря, повышение госбюджета на определенную величину вызывает рост национального дохода на такую же величину. «Теорема Хаавельмо», объясняется тем, что мультипликатор государственных расходов больше налогового мультипликатора.

132. Государственный долг: внутренний и внешний. Последствия государственного долга.

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год). Различают два вида государственного долга: 1) Внутренний государственный долг — это совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций,и 2) Внешний государственный долг — это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП, т.е. d = D/Y. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

-Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

-Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

-Усиливается неравенство в доходах;

-Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

-Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

-Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;

-Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;

-Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж;

-Может появиться угроза долгового и валютного кризиса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...