Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ студентами заочной формы обучения




В соответствии с учебным планом студенты заочной формы обучения выполняют письменные контрольные работы по курсу «Социология».

Целью контрольной работы является: содействие более глубокому усвоению учебного курса, выявление общей теоретической подготовки и специальных знаний, способствование развитию у студента аналитического и системного мышления, социологического видения проблем, формирование исследовательских навыков и умения последовательно и четко излагать результаты своего труда, аргументировать выводы, полученные в результате своих размышлений.

Кроме того, выполнение контрольной работы направлено на решение следующих дидактических задач:

- развитие у студента интереса к изучению социологической науки;

- овладение методами социологического анализа;

- развитие навыков и умений работы с научной литературой и периодическими изданиями;

- углубленное и всестороннее изучение одной из актуальных проблем современной социологии;

- овладение навыками теоретического обобщения и формулирования собственных выводов.

Необходимыми условиями успешного выполнения контрольной работы являются:

- осмысленный и ответственный выбор темы, не только вызывающей интерес у конкретного студента, но и недостаточно теоретически исследованной в социологической литературе (в том случае, если студенту предоставлен свободный выбор темы); - максимальная активность и целеустремленность в поиске и отборе литературы и прочих источников для написания контрольной работы;

- опора на социологические методы исследования, творческий подход к освещению рассматриваемой проблемы.

 

 

Контрольная работа выполняется по этапам в следующей последовательности:

1. Выбор темы.

2. Подбор источников и материалов по теме контрольной работы.

3. Изучение, анализ и обработка собранной информации, выбор цитат.

4. Окончательное формирование концепции работы, составление развернутого плана.

5. Написание и оформление работы.

6. Защита представленной контрольной работы (на усмотрение преподавателя).

Первый этап предполагает: внимательное ознакомление с содержанием программы курса «Социология», тематическим планом и предложенным списком тем контрольных работ; определение студентом примерного направления работы или конкретной темы контрольной работы, вызывающей у него наибольший интерес; консультацию с преподавателем.

Выбор темы контрольной осуществляется, как правило, самим студентом самостоятельно, в соответствии с личным научным интересом, опытом, наличием источников и материалов. Однако не исключаются и другие принципы распределения тем контрольных работ среди студентов: по номеру в списке учебной группы, в соответствии с номером зачетной книжки и т. д. Возможно распределение тем самим преподавателем. Допускается, по инициативе студента и по согласованию с преподавателем, выполнение контрольной работы по теме, не предусмотренной предлагаемым списком тем.

После выбора темы автору следует: выделить узловые вопросы рассматриваемой проблемы, составить примерный план работы, провести отбор и изучение научной литературы, материалов периодики, социологических и статистических данных, доступных документов.

В качестве базовых источников используются монографии, статьи в научных журналах, учебные и учебно-методические пособия, словари по социологии, философии, политологии праву, материалы научно-теоретических и научно-практических конференций, газетные публикации. Учитывая современный уровень развития компьютерных технологий, допускается использование Интернет-ресурсов, при условии обязательного указания полных адресов сайтов, материалы которых были использованы.

При изучении литературы необходимо делать выписки, содержащие важную, полезную или интересную информацию. Это облегчает последующую работу по написанию текста, украшает содержание контрольной работы, позволяет точно указывать источники цитирования.

Целенаправленная и кропотливая работа по поиску, изучению и анализу литературы позволяет студенту выработать ясное представление о содержании проблемы, осознанно сформулировать свой взгляд на поставленные вопросы, сформировать целостную концепцию своей работы. Написание развернутого рабочего плана призвано упорядочить этот процесс, продемонстрировать общую законченную картину контрольной работы.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА МОЖЕТ БЫТЬ ВЫПОЛНЕНА ВВИДЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

(программа PowerPoint)

После прохождения этих этапов следует приступать к изложению материала

контрольной работы.

Структура контрольной работы обычно следующая:

- титульный лист;

- план работы;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения.

Правильное оформление контрольной работы — категорическое требование.

План контрольной работы излагается на отдельном листе (слайде). План работы в обязательном порядке должен содержать рубрики «введение» и «заключение». Число выделяемых параграфов обычно не превышает трех-четырех, так как большее число вопросов невозможно раскрыть достаточно глубоко в рамках объема контрольной работы.

Напротив пунктов плана указываются страницы работы, на которых отражено их содержание. Пункты основной части работы нумеруются по порядку арабскими цифрами, рубрики «введение», «заключение», «список использованной литературы», «приложения» не нумеруются.

Во введении (одна-две страницы) контрольной работы дается обоснование актуальности темы, краткий анализ уровня ее разработанности, цель, задачи и, если работа носит исследовательский характер, предмет, объект и методы исследования.

Основная часть обычно занимает около 15 страниц (слайдов). При раскрытии содержания контрольной работы изложение содержания параграфов следует начинать с определения присутствующих в нем понятий, дефиниций. Вообще, все встречающиеся в ходе работы термины должны иметь четкие определения (в случае необходимости — несколько определений), которые следует выделить в тексте. Далее излагается теоретический и фактический материал.

Раскрытие вопросов основной части должно осуществляться последовательно, научно, конкретно, доказательно, по возможности на основе многовариантности подходов. В конце каждого вопроса должны предлагаться краткие выводы.

Работа может считаться успешно выполненной, если она носит самостоятельный и творческий характер. Показателем этого являются присутствие в работе собственных суждений студента по поводу рассматриваемых вопросов и проблемы в целом.

Основная часть работы может содержать таблицы, схемы, их описание, анализ и комментарии к ним.

В заключительной части работы (одна страница) определяется степень достижении поставленных целей и задач, формулируются обобщенные выводы по результатам изучения темы, указываются причины, затруднившие рассмотрение и решение поднимаемой проблемы в полном объеме.

В списке литературы указываются работы, фактически использованные студентом при написании контрольной работы, оформленные в соответствии с требованиями ГОСТ библиографического описания, в алфавитном порядке. Имеет смысл отдельным списком указать монографические издания, а затем — материалы периодики.

Приложения содержат дополнительные иллюстративные материалы, таблицы, схемы. Иногда в качестве приложения предлагается словарь присутствующих в работе понятий, терминов. Наличие приложений не обязательно, их наличие определяется самим студентом исходя из собственного видения концепции работы. Приложения должны иметь оправданный объем.

Работа должна быть написана грамотным, научным языком, текст должен быть тщательно вычитан, опечатки исправлены.

Общий объем контрольной работы (без учета титульного листа, списка использованной литературы и приложений) не должен превышать 20 страниц (формат листа А-4, шрифт 12, интервал 1,5, нумерация страниц внизу страницы в центре), объем рукописного варианта, выполненного в тонкой ученической тетради, составляет 22—26 страниц. Нумерация страниц производится последовательно, начиная со второго листа, т. е. после титульного листа.

Контрольная работа должна быть сброшюрована. Контрольная работа представляется на кафедру не позднее, чем за десять дней до зачёта.

Дифференцированная оценка по контрольной работе не ставится.

В случае удовлетворительного результата проверки контрольная работа может быть либо зачтена сразу, либо допущена к защите. Работа может быть не зачтена и возвращена автору уже по результатам проверки. Защита контрольной работы обычно проходит в виде собеседования. В процессе защиты студент должен быть готов осветить содержание работы в целом или ее отдельных положений, ответить на вопросы, прокомментировать свою точку зрения. По результатам защиты контрольная работа должна быть или зачтена, или отправлена на доработку.

В случае неудовлетворительного результата проверки или защиты работа подвергается доработке или написанию заново.

На доработку или переработку возвращается контрольная работа, в которой:

- допущены грубые нарушения правил оформления;

- отсутствуют те или иные элементы структуры;

- в качестве источников использована только учебная литература;

- тема работы изменена студентом самостоятельно, без веского основания и без консультации с преподавателем;

- содержание работы не соответствует заявленной теме или плану;

- не раскрыты все вопросы или раскрыты не полно;

- имеются принципиальные ошибки;

- материал механически переписан из источника, отсутствует его осмысление и анализ;

- студент слабо ориентируется в проблеме, не может ответить на вопросы

преподавателя.

После устранения выявленных недостатков работа вновь подлежит проверке и процессу защиты.

Темы письменных работ (рефератов)

 

1. Методология, методы и техника социологических исследований, их содержание и особенности.

2. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы.

3. Развитие американской социологии.

4. Становление и развитие социологии в России.

5. Роль социологии в преобразовании России на рубеже ХХ-ХХ1 веков.

6. Возникновение социологии как науки. Западноевропейская социологическая мысль Х1Х-ХХ веков.

7. Франкфурктская социологическая школа.

8. Социальное познание место в нем социологического знания.

9. "Революция постмодерна" в современной социологии: истоки, методы, научное будущее.

10. Соотношение социологической теории и социологической практики.

11. Социология в Западной Европе и США Х1Х-нач. ХХ веков.

12. Современные социологические концепции развития мировой цивилизации, политики и экономических реформ.

13. Основные направления современной социологической науки.

14. Социокультурные проблемы развития России.

15. Традиции и модернизация в современной России.

16. Социальны реформы в России: история, современность, перспективы.

17. Человек и общество.

18. Общество как социальная система.

19. Маргинал и маргинальность в российском обществе.

20. Духовные основы общества.

21. Технологические и социально-экономические аспекты развития человеческого общества.

22. Возможности и перспективы перехода России к инновационному типу развития на рубеже ХХ-ХХI веков.

23. Развитие общества и социальные институты государства.

24. «Средний класс» российского общества.

25. Социальная структура современного российского общества.

26. Социальная дифференциация и имущественное неравенство.

27. Бизнес-слой российского общества.

28. Социальные позиции женщин в России переходного периода.

29. Социально-экономическое расслоение населения России к началу ХХI века.

30. Социально - профессиональные ориентиры современной молодежи.

31. Социальный менеджмент в современном мире.

32. Технократическая философия управления.

33. Гуманизация философии управления.

34. Социальный менеджмент в производстве в Западной Европе.

35. Изменение социальной и властной структуры современного производства.

36. Проблемы бюрократизации организаций.

37. Социология организации и управления.

38. Субъект и объект социального управления.

39. Актуальные проблемы направленности инженерно - технической мысли на решение социальных проблем.

40. Процесс этнонациональной социализации в системе социальных институтов современной России.

41. Социальная структура человека как объекта и субъекта труда, общения и познания.

42. Влияние массовой коммуникации на социальный опыт современного человека.

43. Проблемы и перспективы социализации современной молодежи.

44. Актуальные проблемы социального становления новых поколений.

45. Анализ ценностных ориентаций современной молодежи.

46. Образование, обучение и воспитание как главные направления в преодолении духовного и экономического кризиса в России.

47. Социализация молодежи - теоретическая и практическая проблема.

48. Роль высшего образования в формировании социальной активности молодежи.

49. Подготовка инженерных кадров и будущее развитие общества: отечественный и зарубежный опыт.

50. Понятие "личность" в социологии в отличие от представлений о личности в других науках.

51. "Индивидуальные девиации" и "социальные аномии".

52. Механизм и стадии социализации личности.

53. Целостная личность.

54. Основные этапы развития цивилизации и повышение роли культуры.

55. Универсальные элементы национальных культурных систем.

56. Субъектная структура культуры общества.

57. Модели взаимодействия культур.

58. Функции культуры в обществе.

59. Условия осуществления культурной селекции и культурной ассимиляции.

60. Российские социокультурные условия и становления социально ориентированной рыночной экономики.

61. Основные компоненты культуры и их роль в жизнедеятельности общества и человека.

62. Типы культур. Культурный релятивизм. Культурное развитие и культурная деградация.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...