Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические потребности. Пирамида Маслоу




Предмет экономической теории

 

«Экономика, или экономическая теорияпишут Пол А. Самуэльсон и Вильям Д. Нордхаус,это наука, изучающая то, как общество делает выбор при использовании редких производственных ресурсов, у которых есть альтернативные способы применения, для производства различных благ и распределения их среди различных групп населения»

В другой известной на Западе книге по экономической теории «Экономикс» ее авторы определяют предмет данной науки как процесс исследования проблем эффективного использования ограниченных производственных ресурсов для достижения максимального удовлетворения материальных потребностей….В числе прочего нам нужны любовь, общественное признание…»

Российский экономист В.З. Баликоев определяет: «Предмет общей экономической теории представляет собой выявление прочных, постоянных, существенных (содержательных) причинно-следственных связей между фактами, явлениями в экономической жизни общества» [1]. А эти связи есть ничто иное, как научное понимание экономического закона. Следовательно, автор совершенно обоснованно считает, что предмет данной науки – изучение экономических законов.

 

 

Предмет экономической теории условно разделен на два уровня:

Микроэкономика - в этом разделе анализируются механизмы рынка совершенной и несовершенной конкуренции, теории фирмы и организационные формы бизнеса, рынки факторов производства, преимущества и недостатки рыночного механизма, экономическая теория благосостояния.

Макроэкономика - здесь рассматривается национальное хозяйство в целом, роль и границы вмешательства государства в хозяйственные процессы, анализируются проблемы макроэкономического равновесия и нестабильности. Анализируются кредитно-денежная и налогово-бюджетная системы современной рыночной экономики, рассматриваются проблемы инфляции, экономического роста и др.

 

 

Метод означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни.

Экономическая наука использует разнообразные приемы познания окружающей действительности:

Анализэто такой метод познания, который предполагает разделе­ние целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частой. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов - цен, доходов потребителей, их предпочтений и др.

Синтез - это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих компонентов - цен, доходов потребителей и др. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

Индукция - метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего экземпляра приобретаемого им аналогич­ного блага уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.

Дедукция - метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному; исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

 

Аналогия - метод познания, предполагающий перенос свойств с из­вестного явления или процесса на неизвестные. Так, широко приме­няется сравнение равновесия на рынке условно аналогично равнове­сию в физическом его понимании.

Метод системного подходарассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод научной абстракции - состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, вре­менного, непостоянного. Уровень абстрагирования может быть различ­ным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой исследователь.

Метод математического моделированияпредполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

Теория игр - занимается общим анализом стратегического взаимодействия между субъектами, может быть применена при объяснении взаимоотно­шении между несколькими фирмами на рынке, участников политических переговоров, особенностей поведения потребителей и производителей.

 

1.2 Исторический путь развития экономической науки:

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.

Экономические школы Период развития Представители
Меркантилизм 16-17 вв. Томас Ман (1571-1641)
Физиократы 18 век. Франсуа Кенэ (1694-1774)
Классическая политическая экономика конец 18 - 1-я пол.19 вв. Адам Смит (1723-1790)
Марксизм 2-я пол. 19 - 20 вв. Карл Маркс (1818-1883)
Неоклассическая экономическая теория конец 19 - начало 21 вв. Альфред Маршал (1842-1924)
Кейнсианство 20 - начало 21 вв. Джон Кейнс (1883-1946)
Институционализм 20 - начало 21 вв. Джон Гелбрейт (1908-2006)
Монетаризм 20 - начало 21 вв. Милтон Фридмен (1912-2006)

 

 

 

Экономические потребности. Пирамида Маслоу

Условно потребности можно разделить на материальные и духовные.

Материальные (экономические) потребности – одно из основополагающих категорий в экономической теории.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.

Блага подразделяют на две большие группы:

- экономическиеблага, которые являются результатом хозяйственной деятельности людей;

- свободные (даровые) блага, созданные природой (леса, воздух)

 

В зависимости от назначения экономические блага делят на:

- потребительские (конечные продукты и услуги)

- производственные (используются для производства других благ)

В зависимости от характера потребления экономические блага делят на:

- частые (блага принадлежат индивиду на правах частной собственности, могут наследоваться и обмениваться)

- общественные (производятся для совместного потребления – дороги, общественный транспорт, услуги гос. администраций, здравоохранения, образования)

 

Так же выделяют взаимозаменяемые блага (субституты) – блага удовлетворяющие одну и ту же потребность (белый и черный хлеб, мясо и рыба) и взаимодополняемые (комплементы) – стол, стул

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...