Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3. Стандарты оценки бизнеса, информационная база оценки.




Вопрос 1.Основные понятия оценки бизнеса. Цели оценки бизнеса. Виды стоимости, определяемые при оценке бизнеса.

В современной экономике России можно выделить множество укладов, пророжденных различными формами собственности. Среди них преобладающий удельный вес занимают: 1) частный сектор; 2) Коллективное хозяйствование; 3) государственный сектор; 4) натуральное хозяйство; 5) теневой сектор; 6) иностранный капитал. Каждый из секторов порождает множество отличий в формах собственности и в их юридическом оформлении, поэтому изучение правовых основ собственности на доходы и определение рыночных условий их купли-продажи имеет центральное значение при проведении оценки бизнеса. В связи с этим возникает необходимость определения содержания категории «бизнес». Бизнес – это предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, услуг, ценных бумаг, денег или других видов разрешенной законом деятельности с целью получения прибыли. Для достижения такой цели должно быть создано предприятие. Предприятие – производственно-экономический и имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. При осуществлении оценочной деятельности предприятие рассматривается как единое целое (товар), в состав которого входят все виды имущества, функционирующие в его организационно-правовых рамках при осуществлении предпринимательской деятельности, и права на имущество. Предприятие рассматривается как юридическое лицо, самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию (товары), оказывающий услуги и занимающийся различными видами коммерческой деятельности. Имущество – это объекты окружающего мира, обладающие полезностью, и права на них. Оценка имущества – это определение стоимости имущества в соответствии с поставленной целью, процедурой оценки и требованиями этики оценщика. Объекты оценки – имущество, предъявляемое к оценке. Принципы оценки имущества – это основные экономические факторы, определяющие стоимость имущества. Оценщик – лицо, обладающее опытом, квалификацией для оценки имущества. Отчет об оценки имущества – это документ, содержащий обоснованное мнение оценщика о стоимости имущества. Оценку бизнеса проводят в целях: 1) продажа предприятия; 2) продажа части имущества; 3)реорганизация предприятия (слияние, раздел, поглощение и т.д.), а также ликвидация предприятия, проводимая по решению собственников или арбитражного суда при банкротстве предприятия; 4)купля-продажа акций предприятия на рынке ценных бумаг; 5) купля-продажа доли в уставном капитале, оцениваемая в денежной единице; 6) передача предприятия в аренду, в этом случае оценка нужна для назначения арендной платы и осуществления последующего выкупа арендатором; 7) получение кредита под залог имущества предприятия; 8) определение налоговой базы для исчисления налога на имущество и в целях страхования; 9) повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой; 10) осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса и т.д. Виды стоимости. Оценочная деятельность состоит в получении представления о стоимости объекта оценки или о величине доли собственника на конкретный момент времени. Рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, по который данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, если стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, и при условии, что на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Инвестиционная стоимость предполагает оценку стоимости предприятия для конкретного инвестора или группы инвесторов. Инвестиционная стоимость определяется на основе индивидуальных требований к инвестициям. Стоимость воспроизводства – это затраты на воспроизводство точной копии предприятия или другого актива, даже если есть более экономичные аналоги. Стоимость замещения – это затраты на создание предприятия, имеющего с оцениваемым эквивалентную полезность, но построенного в новом архитектурном стиле, с использованием современных и прогрессивных материалов, конструкций, оборудования. Ликвидационная стоимость, или стоимость при вынужденной продаже, - это денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга в соответствии с определением рыночной стоимости. Залоговая стоимость – оценка предприятия по рыночной стоимости для целей ипотечного кредитования. Балансовая стоимост ь – затраты на строительство или приобретения объекта собственности. Балансовая стоимость бывает первоначальной и восстановительной. Первоначальная стоимость отражается в бухгалтерских документах на момент ввода в эксплуатацию. Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств в современных условиях, определяется в процессе переоценки основных фондов.

 

Вопрос 3. Стандарты оценки бизнеса, информационная база оценки.

Стандарты оценки – правила оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываемые и утверждаемые в соответствии с законодательством (табл. 4).

Наряду со стандартами оценки, утверждёнными приказами Минэкономразвития РФ, российские оценщики учитывают международные и европейские стандарты. Международные стандарты оценки (МСО) разрабатываются международным комитетом по стандартам оценки, а европейские стандарты оценки (ЕСО) – Европейской группой ассоциаций оценщиков.

Таблица 4

Стандарты оценки, обязательные к применению
при осуществлении оценочной деятельности в РФ

Стандарт оценки Примечание
Федеральный стандарт оценки (ФСО № 1) «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» Разработан с учётом международных стандартов оценки и определяет общие понятия, подходы и требования к проведению оценки, применяемые при осуществлении оценочной деятельности
Федеральный стандарт оценки (ФСО № 2) «Цель оценки и виды стоимости» Раскрывает цель оценки, предполагаемое использование результата оценки, а также определение рыночной стоимости и видов стоимости, отличных от рыночной
Федеральный стандарт оценки (ФСО № 3) «Требования к отчёту об оценке» Устанавливает требования к составлению и содержанию отчёта об оценке, информации, используемой в отчёте, а также к описанию в отчёте об оценке применяемой методологии и расчётам

 

За последние годы оценка сложилась как профессия, которая базируется на стандартах профессиональной практики в условиях развивающегося законодательного регулирования оценочной деятельности.

Информационное обеспечение – основа процесса оценки бизнеса. Без предварительного анализа объёмов необходимой информации, источников её получения и затрат (финансовых, трудовых) невозможно правильно составить график проведения оценки, определить методику выполнения работ и сформировать бюджет проекта.

Необходимая для процесса оценки информация может быть классифицирована следующим образом:

по источникам: полученная на рынке, полученная в оцениваемой компании;

по типу: юридическая, финансовая, техническая, коммерческая;

по масштабам: общеэкономическая, отраслевая, об отдельном предприятии и его подразделениях [8].

К основным источникам информации, которые использует оценщик, относят: статистическую и прогнозную информацию о рынке, отрасли, стране, регионе функционирования предприятия; баланс предприятия; отчёт о прибылях и убытках; отчёт о движении денежных средств; сведения об имущественном комплексе предприятия.

В целом информацию, используемую для оценки бизнеса, можно разделить на две категории: внешнюю информацию и внутреннюю информацию.

1. Блок внешней информации характеризует условия функционирования предприятия в отрасли и экономике в целом. Объём и характер внешней информации различается в зависимости от целей оценки. Необходимость анализа внешней информации объясняется тем, что нормальное функционирование бизнеса (объём продаж, прибыль) во многом определяется внешними условиями функционирования предприятия. К информации этого рода мы можем отнести макроэкономические и отраслевые показатели (уровень инфляции, темпы экономического развития страны, условия конкуренции в отрасли и т. д.)

Макроэкономические данные – информация о том, как сказывается или скажется на деятельности предприятия изменение макроэкономической ситуации, характеризующей инвестиционный климат в стране.

К макроэкономической относится следующая информация:

– о стадиях экономического цикла;

– экономической и политической стабильности;

– социальных факторах: занятости и уровне жизни населения;

– процентных ставках и их динамике;

– налоговом законодательстве и тенденциях его изменения и др.

Общие макроэкономические закономерности развития экономики оценщик должен учитывать при анализе конкретного предприятия и составлении прогнозов. Например, в периоды спада деловой активности снижается размер получаемой прибыли, увеличивается вероятность банкротства, снижается стоимость бизнеса

Основными источниками макроэкономической информации являются: программы правительства и прогнозы, периодическая экономическая печать, аналитические обзоры информационных агентств, данные Федеральной службы государственной статистики, законодательство Российской Федерации, российские агентства.

Внешняя информация, кроме макроэкономической информации, включает отраслевую: состояние и перспективы развития отрасли, в которой функционирует оцениваемое предприятие. Следует отразить условия конкуренции в отрасли, рынки сбыта и возможные варианты использования производимой продукции; факторы, влияющие на потенциальный объём производимой продукции и динамику спроса на неё. Условия функционирования предприятия в отрасли могут оказать серьезное влияние на итоговую величину стоимости.

Если существуют среднеотраслевые данные по основным финансовым коэффициентам, их необходимо использовать в ходе оценки. Сопоставление данных оцениваемой компании с аналогичными показателями других предприятий отрасли является важным этапом в отраслевом исследовании, поскольку позволяет определить рейтинг оцениваемого предприятия, сделать более достоверные прогнозы относительно прибыльности и требуемой величины затрат.

Основными источниками отраслевой информации являются: данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия, данные Федеральной службы государственной статистики, отраслевые информационные издания, периодическая экономическая печать, бизнес-план, личные контакты, фирмы-дилеры (распространители), таможенное управление.

Указанные источники представляют информацию, имеющую различную степень достоверности. Поэтому, если на один и тот же вопрос получены разные ответы, проводится средневзвешенная оценка с учётом достоверности информации.

2. Внутренняя информация характеризует деятельность оцениваемого предприятия. Если читатель отчёта не знаком с предприятием, он должен получить максимально полную и точную информацию, чтобы понять особенности оцениваемого предприятия.

Внутренняя информация включает:

1) ретроспективные данные об истории компании;

2) описание и анализ маркетинговой стратегии предприятия;

3) характеристики поставщиков;

4) данные о производственных мощностях;

5) сведения о рабочем и управленческом персонале и заработной плате;

6) внутреннюю финансовую информацию (данные бухгалтерского баланса, отчёта о финансовых результатах и движении денежных средств за 3–5 лет) и прочую информацию.

Цели работы оценщика по сбору внутренней информации:

- анализ истории компании с целью выявления будущих тенденций;

- сбор информации для прогнозирования объёмов продаж, денежных потоков, прибыли;

- учёт факторов несистематического риска, характерных для оцениваемого бизнеса;

- корректировка и анализ финансовой документации.

Эффективным источником информации является анкетирование владельцев, администрации, аудиторов, кредиторов, конкурентов оцениваемого предприятия, представителей отраслей и местных администраций

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...