Вопрос 6.Экономическая сущность затратного подхода. Достоинства и недостатки. Методика чистых активов.
ЗП включает в себя ряд методов, позволяющих оценить бизнес как совокупность активов, представляющих собой некоторый имущественный комплекс, являющийся достаточным для производства продукции, работ и услуг. Применение ЗП необходимо: если новый владелец собирается перепрофилировать бизнес если компания работает недавно если персонал не принимает участия в управлении компанией для оценки НСП для целей налогообложения для целей страхования «-«ЗП: не отражает будущих доходов сложность в определении износа не учитывает наилучшего и наиболее эффектив. исп-я земельных участков. Оценка предприятий ЗП может проводится: либо с учетом стоимости чистых активов (ЧА) либо по ликвидационной стоимости. Расчет ЧА является новым для российских предприятий. Его появление связано с введением в действие 1 части ГКРФ и ряд других федеральных законов, определяющих требования сравнения показателей ЧА с зарегистрированной величиной уставного капитала. Методика ЧА предусматривает следующую последовательность действий: Анализируются структуры внеоборотных и оборотных активов. Все элементы актива предприятия д.б. скорректированы по рыночной стоимости. Оценка нематериальных активов (НА): Если НА (патенты, лицензии, интеллектуальная собственность и т.д.) не используются по назначению то их рыночная стоимость =0. Если НА будут в дальнейшем использоваться, то нужно оценить будущие денежные потоки (выгоду от их использования). Ставкой дисконта в этом случае м.б. рентабельность реализованной продукции. Оценка основных фондов: оценка должна осуществляться в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к оценке недвижимости, т.е. з-мя подходами. На 1.01.98 все строительные организации провели переоценку основных фондов.
Оценка НСП корректируется аналогичным методом. Долгосрочные финансовые вложения – по инвестиции предприятия в ЦБ, в уставной капитал др. предприятий оцениваются по рыночному курсу на дату оценки. Если оцениваемые акции не котируются на рынке ценных бумаг и не было продаж этих акций, то для расчета используется балансовая стоимость. Затраты в незавершенном производстве – если эти затраты никогда не будут компенсированы, то стоимость их обнуляется. Если срок списания затрат менее 3 месяцев. То для расчета используется балансовая стоимость, а если срок списания затрат более 3 месяцев, то нужно корректировать по средней оборачиваемости запасов. Расходы будущих периодов – оцениваются по балансовой стоимости, либо подлежат исключению из оценки, если будет установлено, что отсутствует какая-либо выгода. НДС не корректируется и не учитывается при оценке т.е. исключается из стоимости ЧА, как и собственные акции., выкупленные у акционеров. Денежные средства на рублевых счетах принимаются по балансовой стоимости, а на валютных счетах подлежат переоценке с учетом курса соответствующей валюты на дату оценки. Дебиторская задолженность (ДЗ) – данной корректировке уделяется особое внимание на основе проведенного анализа финансового состояния предприятия. Из общей суммы ДЗ исключается задолженность с истекшим сроком исковой давности (3 года), а также нереальные к взысканию суммы ДЗ в связи с ликвидацией должника. Если делается вывод о невозможности возврата ДЗ в срок, то принимаем следующие меры: выставляем платежные требования должнику, предъявляем соответствующие иски в арбитражный суд, списывается часть долгов как безнадежно потерянная сумма. Эта сумма отражается в составе внереализационных расходов и уменьшает налогооблагаемую базу предприятия. Однако списание долга не является аннулированием задолженности, поэтому в течении последних 5 лет она должна отражаться на забалансовых счетах для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного состава дебитора. Оставшаяся часть ДЗ аналогично с т. зр. сроков погашения. С учетом этих факторов определяется оценочная стоимость по должнику путем дисконтирования этих сумм по следующей формуле: С=ДЗ/(1+R)n, где R – ставка дисконта, n – период оборачиваемости ДЗ.
Задолженность участников и учредителей в Уставном капитале- если известно, когда учредители внесут свои деньги в Уставной капитал предприятия, то такая задолженность не корректируется, а принимается по балансовой стоимости. Пассивы предприятия (краткосрочные, долгосрочные) желательно не трогать, не корректировать, т.к. считается, что все обязательства предприятий реальны и д.б. в бюджетные и др. фонды. Таким образом, стоимость предприятий по методу ЧА получается как разница между текущей стоимостью активов предприятия и общей стоимостью обязательств в данном предприятии.
Вопрос 7.Сравнительный подход в оценке бизнеса. Данный метод основан на принципе замещения – покупатель не купит объект недвижимости, если его стоимость превышает затраты на приобретение на рынке схожего объекта. Обладающего такой же полезностью. СП в основном используется там. Где имеется достаточная база данных о сделках купли-продажи. Основные преимущества СП: 1. Оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи аналогичных предприятий. Цена определяется рынком, а оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. 2. Оценка основана на ретроинформации и, следовательно, отражает фактические результаты производственно-финансовой деятельности предприятия. 3. Цена фактически совершенной сделки максимально учитывает ситуацию на рынке, а значит, является реальным отражением спроса и предложения. Вместе с тем СП имеет ряд существенных недостатков: игнорирует перспективы развития предприятия в будущем; получение информации от предприятий-аналогов является довольно сложным процессом; оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки, требующие серьезного обоснования, в итоговую величину и промежуточные расчеты. Т.о., возможность применения СП зависит от наличия активного финансового рынка, доступности финансовой информации и наличия служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. СП включает в себя три основных метода: метод рынка капитала, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов. Отбор компаний для сравнения производят по следующим критериям: принадлежность к той или иной отрасли, региону; вид выпускаемой продукции или услуг; диверсификация продукции или услуг, стадия жизненного цикла, на которой находится компания; размеры компаний, стратегия их деятельности, финансовые характеристики. Суть метода отраслевых коэффициентов заключается в том, что на основе анализа практики продаж бизнеса в той или иной отрасли выводится определенная зависимость между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем. Этот метод в основном используется для оценки малых компаний и носит вспомогательный характер. В результате обобщения были разработаны довольно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия. Опыт западных оценочных фирм свидетельствует: - рекламные агентства и бухгалтерские фирмы продаются, соответственно, за 0,7 и 0,5 от годовой выручки; - рестораны и туристические агентства - соответственно 0,25-0,5 и 0,04-0,1 от валовой выручки; - заправочные станции – 1,2-2,0 от месячной выручки; - предприятия розничной торговли – 0,75-1,5 от суммы: чистый доход+оборудование+запасы; - машиностроительные предприятия - 1,5-2,5 от суммы: чистый доход+запасы. В отечественной практике этот метод пока не получил достаточного распространения в связи с отсутствием необходимой информации, трубующей длительного периода наблюдения. Существует «золотое правило оценки»: покупатель не заплатит за предприятие белее 4-х кратной величины средне-годовой прибыли до налогообложения в рамках анализируемого периода (3-5лет). Метод рынка капитала. Данный метод основан на сведениях о сделках купли-продажи, пакета акций предприятий близких по своим финансовым показателям к оцениваемому предприятию. Критерии оценки предприятий: - принадлежность к одной отрасли; - сравнительно однородная номенклатура выпускаемой продукции; - размер предприятия, который включает такие параметры, как объем реализованной продукции, объем прибыли. Число филиалов и др.; - близость финансовых показателей, с помощью которых можно определить рейтинг оцениваемого предприятия в списке аналогов. Данный метод основывается на использовании ценового мультипликатора, соотношения между ценой продажи предприятия или акции и каким-либо финансовым показателем. Умножив величину мультипликатора на тот же финансовый показатель оцениваемого предприятия, получаем стоимость предприятия. Наиболее часто применяются оценочные мультипликаторы: цена/ЧП; Цена/прибыль до налогообложения; Цена/стоимость собственного капитала; цена/балансовую ст-ть ОФ и т.д. Метод сделок (метод продаж) – частный случай рынка капитала, основан на анализе цен купли-продажи контрольных пакетов акций компаний-аналогов или анализе цен приобретения предприятий целиком. Цена акций принимается по результатам сделок на мировых фондовых рынках. В основе этого метода лежит определение мультипликаторов на базе финансового анализа и прогнозирования. Финансовый анализ и сопоставление показателей осуществляются так же, как и в методе рынка капитала. Главное отличие метода сделок от метода рынка капитала заключается в том, что первый определяет уровень стоимости контрольного пакета акций, тогда как второй определяет стоимость предприятия на уровне неконтрольного пакета. Эксперт оценщик не ошибется в оценке стоимости предприятия, если хорошо усвоит соотношение между контрольной и неконтрольной долями собственности и следующие 3 правила: 1) Стоимость контрольного пакета акций (или ст-ть предприятия в целом) определяется: а) методом сделок; б) Методом дисконтирования денежного потока (МДДП); в) методом чистых активов (ЧА); г) методом рынка капитала с добавлением премии за контрольный пакет (30-40%). 2) Стоимость неконтр.пакета акций (или одной акции) для ОАО опр-ся методом рынка капитала. Эту ст-ть можно также получить методом сделок, методом (ЧА) и МДДП, сделав скидку на неконтр.пакет акций (20-25%). 3) Ст-ть неконтр.пакета акций (или одной акции) ЗАО или неконтр.долей дру.предприятий, акции к-рых не продаются на открытых фонд.рынках, опр-ся методом рынка капитала с вычетом скидки на недостаточную ликвидность активов предприятия (30-40%), а также методом сделок, МДДП, методом ЧА, сделав скидки на неконтрольный характер пакета (20-25%) и на недостаточную ликвидность активов (30-40%).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|