Методика формирования математического понятия
Формирование понятия – сложный психологический процесс, протекающий часто по следующей схеме: ощущение → восприятие → представление → понятие. Таким образом, процесс формирования понятия разделен на две ступени: чувственную и логическую. Существуют два подхода к введению понятия и его определения: индуктивный и дедуктивный. Рассмотрим индуктивный подход, который предполагает формирование понятия в соответствии со следующими этапами. Этапы формирования понятия
1. Актуализация знаний и умений учащихся, необходимых для усвоения понятия. Цель: создание условий для восприятия учебного материала, осуществление обратной связи между учителем и учащимися. 2. Мотивация (показ необходимости изучения понятия, его значимости в жизни, в науке, в различных учебных дисциплинах) Цель: создание условий для формирования личностно–значимого знания. Средства для их реализации
Система целесообразно составленных вопросов и заданий для повторения необходимого материала.
Убедительные жизненные примеры, иллюстрирующие необходимость изучения нового понятия; проблемная ситуация, разрешение которой основано на использовании нового понятия.
3. Выделение существенных свойств понятия. Цель: создание образов, адекватных формируемому понятию.
4. Синтез выделенных свойств, формулировка определения понятия Цель: введение определения. 5. Работа над определением. Цель: усвоение определения понятия 5.1. Усвоение формулировки
5.2. Анализ логический структуры определения.
5.3 Распознавание объектов по определению.
6. Изучение следствий из определения понятия (его свойств).
Цель: формирование понятия.
Примеры разнообразных моделей, обладающих такими свойствами.
Упражнения на построение объектов, удовлетворяющих указанным свойствам.
Упражнения на заполнение пропусков в формулировке определения, на нахождение ошибок в некорректных определениях. Упражнения, способствующие выявлению логической структуры определения. Упражнения на распознавание объектов, принадлежащих объёму понятия. Учебные задачи на применение изученных свойств.
7. Изучение признаков понятия. Цель: формирование понятия.
Учебные задачи на применение изученных признаков, в том числе на переформулировку определения понятия. 8. Установление связей изученного понятия с другими понятиями.
Конструирование родословной понятия; его включение в существующую классификацию, например, с помощью кругов Эйлера; задачи, в которых понятие используется в связи с ранее изученными. Формирование понятия дедуктивным методом осуществляется по следующему плану: 1. Формулировка определения нового понятия. 2. Рассмотрение частных и особых случаев выражения этого понятия. 3. Иллюстрация введённого понятия на конкретных примерах. 4. Изучение свойств и признаков понятия. 5. Аспекты применения понятия. Отметим, что индуктивный метод применяется в старших классах, в вузовской практике, а индуктивный – чаще используется в младших и средних классах. Литература 1. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под науч. ред. Н.Л. Стефановой. – М., Дрофа, 2005. 2.Саранцев Г. И. Методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г. И. Саранцев, - М.: Просвещение, 2002. 3. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика, Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / составители Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. – М., Просвещение, 1985.
Теоремы и методика их изучения в курсе геометрии средней школы
Теоремы и их виды Связь между понятиями устанавливается с помощью суждений. Суждением принято называть предложение, в котором выражается мысль о предмете, объекте, явлении. Существуют два основных свойства суждения: что-то утверждать или отрицать, быть истинным или ложным. Выделяются следующие виды суждений: · общеутвердительное (образуется с помощью кванторных слов: всякий, любой); · частно утвердительное (образуется с помощью кванторных слов: существуют, некоторые); · общеотрицательное (образуется с помощью кванторных слов: ни один, никакой, не существует); · частно отрицательное (образуется с помощью кванторных слов: не всякий, не любой). Часто кванторные слова опускаются, считается, что они понятны из смысла всего предложения. Например, «все квадраты суть прямоугольники» - общеутвердительное суждение; «некоторые треугольники равнобедренные» - частно утвердительное суждение; «не существует рационального числа, квадрат которого равен 2» - общеотрицательное суждение; «не любое натуральное число – чётное» - частно отрицательное суждение. Математическим предложением называют повествовательное предложение, выражающее общеутвердительное или общеотрицательное суждение о математических объектах. Под теоремой принято понимать математическое предложение (утверждение), истинность которого доказывается. Таким образом, родословную понятия «теорема» можно охарактеризовать «цепочкой» понятий: теорема→математическое предложение→ суждение. Запись теоремы состоит из формулировки (суждения, утверждения) и доказательства. Виды формулировки теоремы Формулировка теоремы может быть категорической или условной. Для условной формы характерны слова «если…, то…». Например, «если в параллелограмме диагонали равны, то параллелограмм является прямоугольником». Теорема «сумма углов треугольника равна 180°» сформулирована в категорической форме. В формулировке каждой теоремы можно выделить условие (то, что дано) и заключение (то, что требуется доказать). Если теорема сформулирована в условной форме, то между словами «если…, то» содержится её условие, после слова «то» - заключение. Пусть Р – условие теоремы, а Q – её заключение. Тогда символически теорему можно записать в виде Р Þ Q (если Р, то Q). При выделении условия и заключения в теореме, сформулированной в категорической форме, нет такой ясности. Поэтому целесообразно научить школьников переходить от условной к категорической формулировке теоремы. Так, приведённую выше теорему можно переформулировать: «если данная фигура – треугольник, то сумма его углов равна 180°».
Из данной теоремы (1) могут быть образованы ещё три утверждения. Поменяем местами условие и заключение. Получим обратное утверждение (2) Q Þ Р (если Q, то Р). Оно может быть истинным (тогда это обратная теорема) или ложным. Заменим условие и заключение теоремы на их отрицание. Получим противоположное утверждение (3) Например, из теоремы «если углы вертикальны (Р), то они равны (Q)» (1) можно образовать следующие утверждения: «если углы равны (Q), то они вертикальны (Р)» (2); «если углы не вертикальны ( «если углы не равны ( Утверждения (1) и (4) истинны, а (2) и (3) – ложны. В математической логике доказывается, что утверждения (1) и (4), (2) и (3) равносильны, то есть их таблицы истинности совпадают. Схематически это можно изобразить так:
Аналогичным примером из алгебры является теорема «если каждое слагаемое делится на число, то и сумма делится на это число». Теорема «если в четырёхугольнике суммы противоположных сторон равны, то в него можно вписать окружность» служит примером истинности всех четырех утверждений. Необходимое и достаточное условия Пусть теорема сформулирована в виде Р Þ Q (если Р, то Q). Тогда Q называют необходимым условием Р, а Р – достаточным условием Q. Ясно, что Q – необходимое и достаточное условие Р, если обратное утверждение является истинным. Например, равенство углов является необходимым условием их вертикальности, а вертикальность углов является достаточным условием их равенства. При этом равенство углов не является необходимым и достаточным условием их вертикальности, так как обратное утверждение не является истинным. Равенство сумм противоположных углов четырёхугольника является необходимым и достаточным условием того, что в него можно вписать окружность. Подчёркивая этот факт, теорему формулируют в виде «для того, чтобы в четырёхугольник можно было вписать окружность необходимо и достаточно, чтобы суммы его противоположных сторон были равны». При этом доказывается истинность необходимого и достаточного условий. Доказывая необходимость, следует выделенное условие поставить в заключение теоремы.
Необходимость. Дано: четырёхугольник; окружность, вписанная в четырёхугольник. Доказать:суммы противоположных сторон четырёхугольника равны. Затем докажем истинность обратной теоремы и тем самым докажем достаточность. Достаточность. Дано:суммы противоположных сторон четырёхугольника равны. Доказать: в четырёхугольник можно вписать окружность. Если некоторое условие Q является необходимым и достаточным условием Р, то его называют критерием Р. Так, равенство сумм противоположных сторон четырёхугольника является критерием того, что в него можно вписать окружность. Доказательство теоремы Процесс доказательства является предметом изучения логики, Мы рассмотрим некоторые аспекты, относящиеся к доказательству теорем в школе. Одним из основных элементов доказательства теорем является умозаключение. Умозаключение есть мыслительная операция, в результате которой из одного или нескольких суждений, находящихся в определённой смысловой взаимной связи, получается новое суждение. По отношению к исходным суждением оно содержит новое знание. Исходные суждения – это посылки, полученное новое суждение – это вывод. При доказательстве теорем в школьном курсе математики наиболее часто используется умозаключение, называемое силлогизмом. Оно имеет следующее строение: Все М суть Р (большая посылка) Все S суть М (малая посылка) S суть Р (вывод)
Доказательство теоремы – это цепочка последовательно связанных силлогизмов, устанавливающих её истинность. При этом посылками силлогизмов могут быть аксиомы, теоремы, определения. В качестве примера рассмотрим доказательство теоремы: «при пересечении двух параллельных прямых секущей соответственные углы равны».
Дано: а || b. c – секущая, Доказать: Ð1=Ð2.
1 силлогизм: Б.П.: Вертикальные углы равны. М.П.: Ð1 и Ð3 –вертикальные. В.: Ð1 = Ð3 2 силлогизм: Б.П.: При пересечении двух параллельных прямых третьей внутренние накрест лежащие углы равны. М. П.: Ð2 и Ð3 – внутренние накрест лежащие. В.: Ð2 = Ð3
3 силлогизм. Б.П. Если правые части равенства равны, то равны и левые части. М.П.: Ð1 = Ð3, Ð2 = Ð3. В.: Ð1=Ð2. Существуют и другие правила вывода, например, отрицания, контрапозиции. Все доказательства можно разделить на прямые и косвенные. При прямом доказательстве задача состоит в том, чтобы подыскать такие утверждения, из которых по правилам вывода прийти к заключению теоремы. Доказательство, которое основывается на установлении истинности посредством опровержения некоторых суждений, называется косвенным. К косвенным доказательствам относится метод доказательства от противного или разделительный метод. Описание названных методов рассмотрите по учебному пособию [2, стр. 82].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|