Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ и оценка эффективности инноваций




В настоящее время при оценке эффективности инновационных процессов руководствуются Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов. Однако они не в полной мере подходят для оценки эффективности инноваций. Это обусловлено тем, что в создании и использовании инноваций, как правило, задействован более широкий круг участников по сравнению с инвестиционным проектом.

Реализация нововведений имеет конечной целью достижение лучших результатов по сравнению с аналогом. В Методических рекомендациях этому вопросу не уделено должного внимания.

Цена на принципиально новую продукцию должна найти признание у потребителя, в то время как цена на продукцию, выпуск которой предусмотрен инвестиционным проектом, уже получила рыночное подтверждение.

Воздействие перечисленных факторов обуславливает особенности определения экономической эффективности инноваций. Эти особенности заключаются в следующем:

1. При оценке эффективности инноваций необходимо учитывать не только общую массу дохода (полезного результата), который возможно получить за весь срок полезного использования нововведения, но и его прирост по сравнению с аналогом. Выполнение этого требования означает, что при технико-экономическом обосновании выбора наилучшего варианта инноваций следует исходить как из теории сравнительной оценки эффективности, так и из теории абсолютной эффективности. Опираясь на теорию сравнительной эффективности, отбирают оптимальный вариант из числа возможных, а затем производят расчёт оценочных показателей абсолютной эффективности инноваций. Методические рекомендации ориентируют в основном на теорию абсолютной эффективности инноваций. Сравнение различных вариантов проектов в Методических рекомендациях не раскрыто.

Сравнительная оценка эффективности инноваций необходима не только для выбора и определения наилучшего варианта из числа возможных, но и для определения влияния на экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия.

2. При оценке эффективности инноваций необходимо различать:

- расчётный год внедрения;

- первый год после окончания нормативного срока освоения нововведения;

- начальный год срока полезного использования инноваций;

- срок полезного использования нововведения;

- последний год срока полезного использования инноваций.

В качестве расчётного года принимается второй или третий календарный год серийного выпуска новой продукции или второй год использования новой технологии.

В качестве начального года срока полезного использования инновационного проекта принимается год начала финансирования работ по его реализации. Такой подход не всегда приемлем для оценки нововведения, так как единовременные затраты на его реализацию могут осуществляться в течение многих лет. При этом одновременно может получаться полезный результат, например, при крупномасштабных инновационных проектах и участии в их реализации заинтересованных государственных и коммерческих структур.

При оценке эффективности инноваций все затраты (текущие и единовременные), а также результаты приводятся к расчётному году при помощи как коэффициентов дисконтирования, так и коэффициентов наращивания. В отличие от этого при оценке эффективности инновационных проектов приведение текущих затрат и результатов производится путём их дисконтирования к начальному году осуществления единовременных затрат.

3. При оценке эффективности инноваций следует уделять первостепенное значение процессу выбора наилучшего варианта из числа возможных. В Методических рекомендациях этот аспект практически не разработан.

При отборе оптимального варианта необходимо обеспечить их сопоставимость не только по фактору времени, но и по объёму производства новой продукции (работ), и по качественным, социальным и экологическим факторам.

При оценке эффективности инноваций затраты и результаты, осуществляемые и получаемые до начала расчётного года, умножаются на коэффициент наращивания, а после отчётного года – на коэффициент дисконтирования. Приведение разновременных затрат к расчётному году осуществляется только при определении оценочных показателей эффективности с целью принятия решения о целесообразности реализации инноваций.

4. Метод оценки эффективности инноваций должен базироваться на системе оценочных показателей, учитывающих государственные интересы, интересы создателей, производителей, потребителей и бюджета, в то время как методы оценки эффективности инвестиций дублируют друг друга и позволяют оценить эффективность лишь с позиций инвестора при заданных им ограничениях.

5. Методы оценки эффективности нововведений должны включать показатели, отражающие интегральный (общий) эффект от создания, производства и эксплуатации инноваций. Такой подход позволяет не только дать обобщающую (комплексную) оценку эффективности, но и определить вклад каждого из участников. В отличие от этого методы оценки эффективности инвестиций, предложенные в Методических рекомендациях, позволяют определить эффективность лишь того, кто реализует инвестиционный проект.

6. Для оценки эффективности инноваций целесообразно применять не только методы дисконтирования, но и методы компаундинга и аннуитета. В этом случае появляется возможность рассчитать экономический эффект по каждому году полезного использования нововведения и правильно увязать показатели эффективности с реальными хозяйственными процессами, происходящими в экономике. В отличие от этого при оценке эффективности инвестиционных проектов затраты и результаты, проектируемые на будущие периоды, приводятся к текущему году методом дисконтирования, что затрудняет возможность определения экономического эффекта по каждому шагу полезного использования инвестиционного проекта, и как следствие не позволяет оценить значение показателей в ближайшей перспективе.

7. При оценке эффективности инноваций исходят из возможности использования двух норм дохода на капитал. Одну из них целесообразно использовать для приведения единовременных затрат к расчётному году. По своему значению она должна соответствовать норме прибыли, которую гарантирует банк на депозитных счетах. Вторая норма прибыли на капитал используется для согласования интересов инвесторов и производителей. Методы оценки эффективности инвестиций в свою очередь исходят из единой нормы дохода на капитал.

На основе вышеизложенного следует вывод, что для оценки эффективности инноваций необходима система показателей, отражающих конечные результаты реализации, а также соотношение результатов и затрат, обусловленных разработкой, производством и эксплуатацией.

 

Варианты политики внедрения нововведений в коллективе

Директивная политика. Суть ее сводится к тому, что нововведения проводятся менеджером без привлечения членов коллектива. Целью такой политики являются быстрые изменения в условиях кризисной ситуации, и члены коллектива вынуждены будут смириться с изменениями в силу их неизбежности. Необходимым условием является сильная личность менеджера, наличие необходимой информации и возможности подавить сопротивление коллектива. Менеджер при этом должен обладать значительными полномочиями, полнотой власти и необходимой стойкостью, чтобы довести начатые изменения до конца. Ясно, что политика директивных изменений эффективна при невозможности применения других вариантов политики.

Политика переговоров. Менеджер является инициатором нововведения; он проводит переговоры с коллективом, при которых возможны частичные уступки и взаимные соглашения. Члены коллектива могут высказать свое мнение и понимание сути нововведений.

Политика достижения общих целей. Суть ее состоит в том, что менеджеры, привлекая консультантов — специалистов в области менеджмента, не только получают согласие коллектива на внедрение нововведений, но и ставят перед каждым членом организации цели внедрения нововведения, определяя их ответственность за достижение целей, как личных, так и всей организации.

Аналитическая политика. Менеджер привлекает специалистов-экспертов, которые изучают проблему, собирают информацию, анализируют ее и разрабатывают оптимальные решения, не привлекая коллектив работников и не учитывая их личные проблемы.

Политика проб и ошибок. Менеджер не может определить проблему достаточно четко. К внедрению нововведений привлекаются группы работников, которые пробуют подходы к решению проблемы и учатся на своих ошибках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...