Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2: Проблема самоопределения философии. Основные структурные элементы философского мышления (общая характеристика).




Вопрос 1: Проблема самоопределения философии. Традиции самопонимания философии. Принцип релятивизма.

 

1) Единого определения философии, предполагающего, в свою очередь, единую цель и единую методику философского действия, не существует. Более того, создание такого определения представляется невозможным в принципе. Философия есть мир разнообразия. В этом мире действуют разные философские традиции, у каждой из которых – собственная цель, особая методология и очень индивидуальное видение мира. Каждое новое поколение философов наследует от своих предшественников не столько готовые ответы, сколько вопросы, на которые необходимо ответить. История философии по преимуществу – это история универсальных вопросов и локальных ответов. Причина такого положения дел – в специфической связи между философией и культурой в целом: культурное пространство – пространство подвижное, изменчивое; образы мира, создаваемые культурой, обладают динамичностью и временностью своего существования. Актуальная длительность многих из таких образов не превосходит жизни двух человеческих поколений. Философия всегда связана с культурой, пребывающей в конкретной, безусловно индивидуальной фазе своего становления; от лица именно такой культуры философия и рискует высказываться. И именно поэтому формулировка проблем даётся философии легче, чем обретение решений. – Любое решение проблемы всегда есть решение, актуальное для конкретного исторического момента. Момент пройдёт, изменятся смысловые нюансы, и чем больше таких изменений будет – тем менее эффективным и точным будет казаться решение, которое ещё вчера воспринималось как блестящее и исчерпывающее. Стоит согласиться с теми философами и психологами, которые утверждали, что стремление к пониманию есть универсальное стремление человека. Каждый новый исторический момент по-своему понимает саму сущность понимания. В соответствии с этим каждое новое поколение по-своему понимает и суть традиционных проблем, и философские теории, доставшиеся ему от прошлого.

2) Определение философии, так же проблематично, как и многое другое, относящееся к этой дисциплине. Главная сложность в данном случае – не в том, что такого определения нет; наоборот, таких определений существует очень много. Одно из них: «философия – это наука», можно вспомнить о том, что существует религиозная философия, для которой философия – это одна из форм религиозного мышления. Философия может мыслиться в качестве основания идеологии, быть одним из видов искусства, считаться особой формой психологической деятельности человека. Каждое клише, начинающееся со слов «философия – это», а далее говорящее, что философия это – наука, часть религии, искусство, часть идеологии и т.д., указывает на некие типовые явления в мире философии. Такие явления мы можем назвать традициями самопонимания философии. Каждая из таких традиций, а общее число их не превышает несколько десятков, определяет философию по отношению к культуре в целом. Культура делится на отдельные формы, и конкретная традиция самопонимания философии отождествляет философию с одной из таких форм – с религией, наукой, искусством, - или же, как сделала античность, наделяет философию статусом самостоятельной, особой формы культуры. Эти течения и есть отдельные традиции самопонимания философии, и вся философия в целом предстаёт в виде множества таких традиций.

3) Релятивизм в философии – это принцип, согласно которому все в жизни имеет относительный характер и зависит от обстоятельств и точки зрения. Принцип подчеркивает связь различных объектов с их субъективными характеристиками и свойствами. Согласно этому, поскольку все объекты имеют субъективные характеристики, их достоверность поддается критике и практически все объекты могут быть представлены как недостоверные и ошибочные. В зависимости он того, как смотреть на эту ситуацию, она может быть хорошей или плохой, правдивой или ложной, достоверной или недостоверной. Релятивизм происходит из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма — отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств). Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму. Релятивизм как методологическая установка восходит к учению древнегреческих софистов: из тезиса Протагора «человек есть мера всех вещей…» следует признание основой познания только текучей чувственности, не отражающей каких-либо объективных и устойчивых явлений.

 

 

Вопрос 2: Проблема самоопределения философии. Основные структурные элементы философского мышления (общая характеристика).

 

1) Билет №1, вопрос 1.

2) Первым структурным элементом, присущим любой философской традиции, является связь философии с познавательной деятельностью. Философия способна производить знания (высказывания, квалифицируемые как истинные) и использовать их для достижения собственных целей.

Второй структурный элемент, характеризующий деятельность любой философской традиции: философия является одной из форм теоретического мышления.

Любое мышление нуждается в языке. И возможности языка в значительной степени предопределяют возможности мышления. Субъект использует в своих целях язык, язык, в свою очередь, использует субъекта. На основе таких естественных языков формируются языки технические – набор специальных терминов, связанных с определённым видом человеческой деятельности. И принципы, регулирующие жизнь естественного языка, в значительной степени распространяются и на процессы функционирования технических языков. Теоретические языки стремятся использовать слова особого типа – слова-понятия. Слово становится понятием тогда, когда получает определение. Оно должно быть чётким и максимально однозначным. Теоретический язык состоит из слов-понятий, что позволяет идеям, порождённым этим языком, быть устойчивыми и чёткими. Создаются условия для накопления идей. Но язык, это не только слова. Слова должны превращаться в высказывания. Следовательно, должны существовать правила создания таких высказываний. Теоретический язык такие правила выработал. В рамках теоретического мышления эти правила дополнили собою правила грамматики. Теоретические высказывания обладают логической структурой. Язык теоретического мышления предполагает – одновременно – и существование слов особого типа – понятий, и логическую структуру высказывания. На первый взгляд теоретическое мышление кажется свободным в выборе тем, оно может соприкоснуться с любой сферой реальности. Сегодня в мире нет такой области, которая не исследовалась бы какой-нибудь наукой. Вследствие этого создаётся впечатление, что познавательные возможности науки безграничны, и само научное сообщество эту мифологему всячески поддерживает. Но границы возможностей теоретического мышления пролегают отнюдь не по тем линиям, которые отделяют один тип вещей от другого типа. Скорее, эти границы проходят не через мир, в котором вещи расположены, а сквозь человеческую деятельность, делая одни способы действия возможными для теоретика, а другие, соответственно, невозможными. На любую вещь, явление или процесс мы можем взглянуть с двух, противоположных друг другу, точек зрения: одно и тоже «нечто» может быть увидено как что-то безусловно индивидуальное, неповторимое, уникальное, но, в то же время, это нечто может быть понято и как типичное, как что-то такое, что обладает некими родовыми, общими свойствами. Ярче всего эта двойственность проявляется в случаях, когда мы стараемся понять человека: с одной стороны, все индивиды обладают общими чертами, благодаря которым мы и называем их людьми, но, с другой стороны, каждый из них – самостоятельная, неповторимая личность. Теоретическое высказывание достаточно часто утверждает нечто такое, что не является безусловно очевидным. Подобные высказывания мы можем определить как проблематичные. А т.к. любое мышление сущностно диалогично, всё неясное, неочевидное, проблематичное необходимо обосновывать, доказывать. Обоснованность (доказуемость) – такой же важный элемент теоретического мышления, как понятийный язык и тематическая связь с общим. Теоретизм является вторым структурным элементом (или структурным свойством) философского высказывания. Важнейшими чертами теоретизма оказываются: 1) понятийный язык, обладающий логической структурой, 2) связь с проблематикой общего, и 3) обоснованность высказывания, опирающаяся в подавляющем большинстве случаев на некую методику.

Третьим важнейшим структурным элементом философского высказывания является его связь с основными вопросами мировоззрения. Для культурных традиций, чьё существование стабильно, вопросы мировоззрения не являются собственно вопросами, в сфере мировоззрения для этих культур отсутствует какая-либо проблематичность, неочевидность. Соответственно, и разные формы этих культур, среди которых необходимо особо отметить мифологию, религию и искусство, соприкасаясь со сферой мировоззренческих идей, не столько спрашивают, сколько утверждают. Стабильно существующие культуры дают чёткие мировоззренческие ответы при отсутствии соответствующих вопросов. Если же тема мировоззрения раскрывается в форме вопроса, то, следовательно, культурная традиция утратила какие-то фундаментальные, базовые смыслы своего существования, а само существование этой традиции испытывает очевидную угрозу. Ситуация утраты фундаментальных мировоззренческих ориентиров – это и есть ситуация культурного кризиса. И именно в такие периоды философия начинает претендовать на роль силы, способной прояснить основные мировоззренческие проблемы и, тем самым, вывести культуру из состояния кризиса. Все основные вопросы мировоззрения можно разделить на две группы это: 1) вопросы о смысле существования, и 2) вопросы о будущем.

 

Вопрос 3: Принцип гносеологизма как один из основных элементов философского мышления. Роль познания в процессе философской деятельности. Различия между философией и естественными науками в понимании сущности истины.

 

1) Принцип гносеологизма - это один из основных элементов философского мышления. Гносеология - изучает такие проблемы, как природа и сущность познания, содержание познания, форма познания, методы познания, истина, ее условия и критерии, формы существования и развития знаний.

Ее основания:

1. человеческое познание есть отражение людьми объективно существующего мира и самих себя как части этого мира;

2. процесс познания есть процесс снятия неопределенности, движение от непознанного к познанному;

3. познание - многофазовый процесс, включающий возможности чувственного и рационального освоения мира;

4. основанием, целью и средством познания выступает практика, она претендует быть критерием истины полученного знания;

5. процесс познания - это процесс расширения и углубления людьми своих знаний о мире и о себе, в том числе и о формах познания и самопознания. гносеология знание абстрагирование философия

Основания гносеологии определили необходимость целого комплекса базовых гносеологических принципов, среди которых выделяются принципы объективности, познаваемости, отражения, определяющей роли практики, творческой активности субъекта, абстрагирования и обобщения, восхождения от абстрактного к конкретному, конкретности истины.

1. Принцип объективности. Этот основополагающий принцип гносеологии утверждает, что объект познания существует вне и независимо от субъекта и самого процесса познания. 2. Принцип познаваемости. Утверждает, что объект реальности можно познать только таким, как он есть.

3. Принцип отражения. Принцип отражения ориентирует исследователя на тот факт, что познание объекта есть процесс отражения его возможностями субъекта.

4. Принцип определяющей роли практики в познании. Этот принцип является отправной точкой отсчета в формировании гносеологического отношения в системе "субъект-объект" познания.

5. Принцип обобщения и абстрагирования. Этот принцип предполагает методологический ориентир на получение обобщенного образа объекта различной степени активности.

6. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Этот принцип характеризует направленность процесса познания, развитие гносеологического отношения от менее содержательного к более содержательному и совершенному знанию. Он ориентирует на необходимость построения идеализированного объекта как предпосылки (отправной точки отсчета) движения мысли субъекта от абстрактного к конкретному.

7. Принцип конкретности истины. Этот принцип требует определенной гносеологической культуры, требующей рассматривать истинность того или иного суждения только с учетом конкретных гносеологических предпосылок.

Главным в теории познания является вопрос об отношении знания о мире к собственно миру, способна наше сознание (мышление, чувство, представление) давать адекватное отражение действительности. Процесс познания возможен только при взаимодействии человека с явлениями действительности. Этот процесс в гносеологии осмысливается через категории "субъект" и "объект". Субъект познания, согласно современной философии, - это реальный человек, общественное существо, наделенное сознанием в таких ее проявлениях, как мышление, чувства, ум, воля, которая усвоила исторически выработанные человечеством формы и методы познавательной деятельности и тем самым развила свои познавательные способности и овладела исторически конкретными способностями к целенаправленной познавательной деятельности. Объект познания - это то, на что направляется познавательная деятельность субъекта. Объектом познания выступают не только явления природы, но и общества, и сам человек, и отношения между людьми, их взаимоотношения, а также сознание, память, воля, чувства, духовная деятельность вообще.

2) Первая, очевидная черта любого философского высказывания – связь с процессом познания. Философия связана с познанием двояким образом: во-первых, она использует информацию, полученную в процессе познавательной деятельности человека, во-вторых, она сама способна производить высказывания, которые имеют статус когнитивных и гносеологических. Любое познание соотносится с истиной. Простые исторические наблюдения подсказывают, что в действительности философия никогда не ограничивалась исключительно познавательными целями. Нуждаясь в познании, философия, тем не менее, всегда была чем-то большим, чем познание как таковое. Само значение греческого словосочетания «философия» непосредственно указывает на цели этой формы человеческой деятельности. Стремясь достигнуть своей цели, философия выходит за пределы познания, но, тем не менее, продолжает с познанием быть связанной.

3) Философия - это наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука, как в естественной, так и в гуманитарных областях знания, имеет свой особый предмет. У философии иной предмет - она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается. Философия - это, прежде всего, мировоззрение, выясняющее место человека в мире, его природу, смысл жизни, возможности и перспективы развития. С помощью философского познания достигается самосознание человеческого рода, осмысливается отношение людей к миру, характер и типы мировоззрения, мировосприятия и миропонимания.

Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и, наоборот, нельзя отрицать ее научность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...