Вопрос 25: Научная традиция в истории философии. Общая характеристика. Основные этапы становления.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Родиной науки явл. Западная культура. В историческом аспекте наука связана только с западной цивилизацией. Началом зарождения науки является 17 в., т. е. зарождение произошло в соврем. цивилизации. В основе развития соврем. Цивилизации лежит наука и все связанные с ней процессы. Родоначальник философии Ф. Бэкон (предполагается, что и родоначальник философии науки). В конце 70-х годов 19 века Дьюринг ввел термин «философия науки». Гегель ввел оборот «философия…ч-либо» (1-я треть 19в.). Философия – это мировоззрение, методология, идеология, наука, искусство, стремление к трансцендентному, образ жизни, мысли. Во всей полноте философия проявляется не в каждом отдельном ее образе, философия это совокупность всех этих образов, аспектов явления. Главное для философии – это быть мировоззрением, а быть наукой наоборот не главное. Другое важное проявление философии методология. Функции философии: мировоззренческие: гуманистическая, социально-аксеологическая, культурно-воспитательная. методологические: эвристическая (помогает совершить научные открытия), координирующая, логико-гносеологическая (познавательная). Для нас важна координирующая функция, она устанавливает взаимосвязи, в первую очередь, м/у науками и м/у философией и науками, устанавливает отношения м/у наукой, философией и иными формами знания (искусство, религия). Философия науки более всего проявляется в методологических функциях. Позитивизм определил философию как методологию науки и отрицал в ней мировоззрение. Сейчас же позитивизм это одно из направлений философии, до настоящего времени позитивизм считался единственной философией науки. В философии науки мировоззренческие функции остаются, но на втором плане, однако их важность от этого не уменьшается.
Философия науки как сфера знания важна лишь для западного мира. В античном мире философия прошла 3 этапа: элейский, ионистский, сократический. Элейцы и ионистцы говорили лишь о природе и представляли философию как естествознание. Сократ выдвинул идею человека в философии. В русскоязычную литературу термин «философия науки» ввел Бухарин. Демокрит один из первых философов естествознателей (теория атомизма). Логика возникла как одна из основ естествознания. Логика формировалась как наука и являлась инструментом всякого мышления. Отцом логики явл. Аристотель. Затем стала считаться физика наукой. Ньютона даже считали философом. Далее как науки появились химия, биология. Первый философ науки О. Кант. Философия науки (в узк. см.) – это направление или философская дисциплина, которая изучает общие закономерности и тенденции научного знания как особую деятельность по производству науч. знаний, взятых в исторически изменяющемся социо-культурном контексте.
Отличительные свойства: объектная предметность (эмпир-я и/или теор-я) направленность на творчество
общезначимость обоснованность (эмпир-я, теор-я) точность полученных результатов
верифицируемость (эмпир-я, логическая) воспроизводимость предметознания и его результатов (принципиально бесконечное) объективная истинность. Истина (по Аристотелю) – адекватное соответствие знаний действ-му соотношению вещей. Виды истин: субъективная истина (это некоторое знание, признанное истинным в результате соглашения определенной группы людей), эмпиристская истина (знание, которое проверяется с помощью непосредственного обращения к действительности), формально-логическое знание (обоснованное посредством выведения из общих теорет-х положений, аксиом),
прагматическая истина, объективная истина. полезность (праксеологичность) - может быть практич-й и теорет-й. Вопрос 26: Научная традиция в истории философии. Общая характеристика. Основные причины возникновения.
Основная причина происхождения науки заключается в стремлении людей удовлетворять свои потребности за счет подчинения сил природы своей власти путем создания и развития средств труда. Эта причина породила, в конечном счете, и тройственную структуру нашего знания о мире о самих себе: 1) люди вынуждены были изучать законы природы, как она существует сама по себе; 2) люди вынуждены были изучать значение действия этих законов для нас; 3) люди вынуждены были соединить те и другие знания в единое знание, чтобы усиленно решать стоящие перед ними задачи
Из определения основной причины вытекает, что в основе любых видов нашего знания лежит опыт людей. Этот вывод считается справедливым для теории как высшей ступени развития науки. Вся история познания свидетельствует об этом. Если рассмотреть совокупный опыт всего человечества, то следует признать, что он как раз и составляет экспериментальную основу развития науки. Это видно на примере многих наук.
Вопросы 27-28: Научная традиция в истории философии. Общая характеристика. Основные цели и задачи научной философии. Проблемы традиций как основного фактора развития науки впервые были рассмотрены в трудах венгерского философа Т. Куна. Под традицией (от лат. traditio – передача, предание) им понимаются элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Исторически выделяются отдельные этапы развития философии науки. Эта философская дисциплина начала развиваться вместе с позитивистским учением. Именно тогда впервые возникла острая необходимость исследования языка, логики и методов точных наук. В различные этапы в качестве основных проблем изучения выделялись разные явления, обсуждались разные темы и не было единства во мнении, что включать в понятие науки в философии. В позитивистской философии (на всех трех этапах) главной задачей философии науки являлось понимание сущности естественнонаучной теории в целом, делались попытки определения ее структуры, средств формирования знаний. В это время появляется проблема роста научных знаний. На последующих этапах становления философии науки позитивисты все больше отходили от действительного содержания научной теории. Логико-позитивистское учение вообще фактически ушло в метафизику, отойдя от науки. Неопозитивисты продолжали опираться на эмпиризм. Они сводили философию к логике науки. Постпозитивисты попытались подвергнуть анализу влияние на развитие науки «вненаучных» факторов (культурных, духовных, социальных). На этом этапе наука начала взаимодействовать с социальной средой. С этого момента наука стала для философов перспективной и интересной темой. Теории неопозитивистов и постпозитивистов остаются актуальными до настоящего времени. Существует такое понятие как проблемы науки философии. Под ним понимают проблемы роста научных знаний, исследование возникновения науки и ее развитие на каждой стадии общественного развития. Философия науки стремится вырабатывать мировоззренческие ориентиры для решения этих проблем. Основной проблемой философии науки является проблема возникновения самих научных знаний. Вообще же все проблемы делятся на три группы: проблемы философии науки, вытекающие из особенностей философии; проблемы внутри самой науки; проблемы взаимодействия философии и науки. -
Если рассматривать задачи философии, как науки, то в этом смысле необходимо отметить такие ипостаси философской науки, как: · Предоставление информации об окружающем мире и о том, каким является человеческое отношение к данному миру; · Наличие принципов познания, обеспечивающих соответствующую познавательную деятельность. Именно поэтому задачи, выполняемые философией, делят на такие группы, как: · Мировоззренческого порядка; · Методологического порядка. Одним из назначений философской науки является поиск человеческого удела, совершенствование личности самыми разными способами. Как известно, структура этой дисциплины составлена из: · Гносеологии, изучающей познание; · Онтологии, исследующей бытие; · Раздела, посвященного изучению человека (антропологии);
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|