Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условий совершения конкретного преступления




Основная:

1. Федеральный Закон РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ.

2. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ.

3. Об утверждении Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Приказ МВД РФ от 17.01.2006 г. № 19

4. Распоряжение от 22 апреля 2013 года № 646-р о плане реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

5. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации от 20 ноября 2013 г.

6. Криминология: учебник / под ред. Г.А. Аванесова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2010.

7. Криминология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Д. Малкова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2011.

8. Криминология: учебное пособие. / МГУ им. М.В. Ломоносова; ред. Н.Ф. Кузнецова. 2-е изд. – М.: Проспект, 2012.

9. Криминология: учебник для вузов /ред. В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012.

10. Криминология. Особенная часть: курс лекций. / ред. В.Д. Малков. – М.: Акад. упр. МВД России, 2010.

11. Криминология: учебник для вузов / ред. В.Д. Малков – 4-е изд.М. 2011.

12. Криминология. Учебник / Долгова А.И. М.: Норма – Инфа-М, 2013.

13. Предупреждение преступлений и административных правонарушений. Курс лекций. / под ред. В.Б. Клишкова, О.В. Лукичева, Т.Н. Тиминой. – СПб.: СПб ун-т МВД России, 2012.

14. Криминология: учебник / сост. Г.А. Аванесов.6-е изд. М. ЮНИТИ. 2013.

 

 

Дополнительная:

 

1. Виктимологическая характеристика региональной преступности и ее предупреждение / Под ред. проф. А.Л. Репецкой. М.: Academia, 2011.

2. Виктимология. Учебное пособие. Ившин В.Г., Идрисова С.Ф., Татьянина Л.Г. М., изд. Волтерс Клувер. 2011.

3. Криминология // Г.И. Богуш, М.Н. Голоднюк, О.Н. Ведерникова, учебное пособие ВУЗ: Проспект, 2010.

 

   

ВВЕДЕНИЕ

Недостаточно констатировать, что личность является носителем причин преступного поведения, необходимо знать, в чем они заключаются. При этом следует отличать причины преступности в целом и субъективные факторы, порождающие индивидуальное уголовно-наказуемое поведение. Разница между ними имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение, делая предупредительную работу более конкретной и целенаправленной. Уяснение причин преступлений не менее сложно, чем уяснение причин преступности.

Относительно причин преступлений в криминологии отражены следующие исходные позиции: преступления совершаются в силу имеющихся у некоторых лиц антиобщественных представлений и установок, соответствующих их ценностным ориентациям, превалирующих в их психике нравственных пробелов, а все эти дефекты образуются в результате неблагоприятного нравственного формирования их личности, отсутствия должного воспитания.

Эти положения не вызывают принципиальных возражений. Однако, если принимать их безоговорочно, без всяких дополнений и существенных, даже принципиальных, корректив, без нового взгляда на эту древнейшую проблему, все-таки невозможно понять, почему люди нарушают уголовно-правовые запреты. Иными словами, практически без ответа останутся чрезвычайно важные вопросы: почему человек даже с полным набором антиобщественных взглядов и представлений, серьезных нравственных дефектов никогда не совершает преступлений; почему, в силу каких субъективных факторов из всех возможных вариантов выхода из данной сложившейся ситуации лицо избирает именно тот, который запрещен уголовным законом. Не имея ответа на них, очень трудно, а подчас и невозможно предупреждать конкретные преступления, проводить профилактическую работу, исправлять преступников.

Для того чтобы понять причины преступного поведения, необходимо иметь в виду, что оно, как и любое другое, не может быть случайным, независимым от личности и определяться только внешними обстоятельствами. Если бы это было так, то преступление мог бы совершить любой человек, который в данный момент испытывает на себе неблагоприятные, негативные воздействия. Однако известно, что в одних и тех же обстоятельствах разные люди ведут себя по-разному. Внешняя среда, ситуация способны создать благоприятные условия для совершения преступлений, даже провоцировать на это, но не выступать в качестве их причин. Если же человек однозначно попадает в психологическую зависимость от конкретной ситуации, то, значит, таковы особенности его личности.

Поэтому и возникает сложная задача научного анализа формирования личности преступника, т. е. выяснения того, почему, как, под влиянием каких внешних социальных условий возникают в личности те черты, которые впоследствии приводят его к преступному поведению. Антиобщественные взгляды, стремления, наклонности и другие отрицательные черты индивида есть, несомненно, продукт усвоения им аналогичных взглядов и ориентации его социальной среды. Они передаются ему в ходе постоянного и непосредственного общения с другими людьми при осуществлении многочисленных связей и ролей, в которых он выступает в повседневной жизненной практике. Поэтому проблема личности преступника – во многом проблема ее формирования, а проблема преступного поведения – проблема происхождения такого поведения, его обусловленность теми общественными связями с окружающим миром, в которые вступает личность.

ВОПРОС 1.ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЧИН И

УСЛОВИЙ СОВЕРШЕНИЯ КОНКРЕТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

Представляя собой человеческий поступок, преступление является внешне выраженным актом человеческого поведения, который причинил ущерб объекту посягательства или поставил его под угрозу причинения вреда. Однако, изучающего причины преступления, интересуют в большей степени те объективные и субъективные обстоятельства, которые явились результатом возникновения мотивов преступления.

Таким образом, под преступным поведением обычно понимают пространственный и временной процесс, включающий в себя как объективные (внешние) действия, так и субъективные (внутренние), обуславливающие совершение конкретного преступления.

Важный аспект изучения преступного поведения – анализ его механизма. Под механизмом преступного поведения понимают определенную последовательность развития преступных действий, а именно: зарождение преступных намерений, принятие решения совершить преступление, планирование собственных действий, осуществление задуманного. Иначе говоря, это процесс взаимодействия факторов внешней среды, формирующей преступное поведение, и собственно личности преступника. В данном процессе различные состояния личности и ее психические составляющие (эмоции, воля, образование, интеллект и т.д.) имеют специфическое содержание, выражающееся в антиобщественной направленности.

Из этого следует, что механизм преступного поведения связан, наряду с личностью преступника, также и с внешней социальной средой. Личность не только определяет мотивы, планирует и исполняет задуманное, но также имеет возможность предвидеть результат своих действий. Только при определенном сочетании отдельных качеств человека со сложившимися вокруг него внешними обстоятельствами рождается преступление. Познание этих обстоятельств позволяет предотвращать образование подобных комбинаций и предупреждать конкретные преступления, которые могут быть совершены при их наличии.

К обстоятельствам конкретного преступления можно отнести:

а) причины преступления (заложенные в личности преступника),

б) благоприятные для реализации преступного замысла условия (обстоятельства, являющиеся недостающим элементом для выполнения задуманного),

в) место, где встретились лицо и необходимые обстоятельства (соединились причины и условия),

г) время соединения предыдущих элементов, т.е. при одновременном сочетании причин и условий в одном месте, когда лицо созрело до уровня решимости совершить преступление и не видит для этого препятствий.

Схематично механизм преступного поведения можно изобразить так:

 

 


Личностные особенности индивида участвуют в детерминации преступного поведения посредством действия его интересов, потребностей, целей, мотивов, взглядов, представлений, увлечений и т.п. качеств, выражающих его отношение к различным социальным ценностям и предписаниям, в том числе правовым запретам. Окружающие индивида внешние обстоятельства являются объективными, они могут усиливать или ослаблять намерение и решимость совершить преступление, выступая в качестве условий совершения преступления.

Совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия негативных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования индивида, и внешних объективных обстоятельств, образующих ситуацию преступления, которая в этом случае является криминогенной.

Таким образом, под преступлением следует понимать акт противопоставления индивида обще­ству, некую материализацию определенных личностных качеств, более или менее жестко детерминированных ситуативными обстоятельствами их формирования и реализации. Иными словами, в основе инди­видуального преступления причинно значимо проявляются как си­туация, так и негативные психологические деформации, принявшие форму общественно опасной установки личности. При всех сущностных ее различиях у конкретных лиц, она с наибольшей очевиднос­тью реализуется в стремлении и готовности к удовлетворению инди­видуальных интересов и потребностей любым, в том числе и пре­ступным путем. У таких индивидов возникает и закрепляется си­стема побуждений, выступающих в роли субъективного компонента причины конкретного (индивидуального) преступления[1].

    Механизм умышленного преступления обычно включает четыре основных звена:

1) мотивацию преступления;

2) планирование преступных действий;

3) их реализацию;

4)  наступление общественно опасного результата.

    Из приведенной схемы видно, что названные звенья последовательно переходят одно в другое. Однако это характерно не для всякого преступления. Например, преступления, совершенные в состоянии аффекта (сильного душевного волнения), обычно не содержат стадии планирования: от возникновения мотива субъект сразу переходит к действию, а в преступлениях, совершаемых по неосторожности, нет и стадии мотивации. В этих преступлениях механизм сводится к ошибочному принятию решения или к дефектам исполнения поступка, правомерного по своему первоначальному замыслу.

    Механизм преступного поведения тесно связан с личностью преступника и с внешней физической и социальной средой. Он не может существовать в отрыве от личности, потому что все психические процессы, из которых складывается этот механизм, суть процессы, происходящие в самой личности, организме, мозге человека. Личность не только осуществляет мотивацию, планирование и исполнение задуманного, но также предвидит возможный результат своих действий.

    Столь же тесно связан механизм преступного поведения и с окружающей внешней средой: ведь преступник действует не в безвоздушном пространстве. Мотивы его поступка рождаются на основе внутренних и внешних влияний, во взаимодействии интересов человека с особенностями переживаемой им жизненной ситуации. При планировании преступником будущих действий невозможно отвлечься от внешней среды. А исполнение преступления затрагивает эту среду непосредственным образом.
Из схемы также видно, что и сама личность испытывает воздействие внешней среды, хотя, это влияние имеет вероятностный,
статистический характер. Иначе не мог бы возникнуть вопрос
об ответственности человека за свои поступки.

    Анализ механизма преступного поведения показывает, что
поведение становится антиобщественным и противоправным
не в одной какой-то точке причинной цепочки, ведущей к преступному деянию. Здесь надо отметить два обстоятельства:
во-первых, как правило, антиобщественный характер поступка
складывается постепенно, начиная с незначительных отклонений от социальных норм; во-вторых, «критическая точка» развития, после которой поведение приобретает явно преступный характер, может быть расположена в самых разных звеньях рассматриваемого механизма. В силу этих обстоятельств обычно имеются большие возможности для предотвращения нежелательного развития событий. Во многих случаях можно вовремя пресечь преступное поведение, повернуть намерения и действия лица в ином направлении и тем самым предотвратить преступное деяние[2].

Рассмотрим отдельные звенья механизма преступного поведения более подробно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...