Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап первый: « Мотивация преступления»




    Первое звено механизма преступного поведения охватывает формирование мотивов преступления. Под мотивом обычно понимается внутреннее побуждение к тому или иному поступку. Его часто рассматривают как непосредственную причину преступления. Изучение мотива отвечает на вопрос, почему человек поступает так или иначе.
Иногда говорят, что в жизни встречаются безмотивные поступки и преступления (например, убийство, причинение вреда здоровью, хулиганство и др.). Это ошибка. Никакое умышленное преступление не может быть совершено без того или иного мотива. В упомянутых случаях мотив преступления просто не был установлен.

    Классификация мотивов:

    1) политические;

    2) корыстные;

    3) насильственно-эгоистические;

    4) анархистско-индивидуалистические;

    5) легкомысленно-безответственные;

    6) трусливо-малодушные.

    Сам по себе мотив как внутреннее побуждение не является чем-то преступным, он становится таковым лишь тогда, когда выступает элементом субъективной стороны запрещенного уголовным законом деяния. Но не забудем о том, что он вместе с тем – первое звено всей причинной цепочки, которая лежит в основе механизма преступного поведения.
Как же возникает этот мотив? Ему предшествуют такие психические элементы человеческой личности, как потребности, влечения, эмоции, интересы и ценностные ориентации, а также возможности и жизненные планы[3].

    Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, нужду в чем-либо. Классифицируя различные потребности, можно выделить  семь основных групп:

    1) элементарные биологические (органические): самосохранение, размножение, ориентировочная потребность;

    2) материальные потребности (в пище, одежде, условиях быта и т.д.);

    3) познавательные (в знании, образовании и т.д.);

    4) сексуальные (чувства любви, материнства, забота о близких); 

    5) социальные потребности (в общении, уважении, признании, одобрении, статусе, социальной активности, в труде, творчестве);

    6) мировоззренческие потребности;

    7) идеологические потребности.

    Понятно, что источником преступного поведения может быть не всякая потребность. В большинстве случаев источник мотивации преступного поведения – это потребности материальные, потребности в социальном общении (самоутверждение) и сексуальная потребность. Следует заметить, что каждый вид потребности может иметь разную степень интенсивности и разную направленность.

    Например, различают четыре подвида материальных потребностей:

    а) жизненно необходимые потребности, без удовлетворения которых человек может погибнуть;

    б) потребности нормальной интенсивности, характерные для данного общества или его преобладающей части;

    в) гипертрофированные (завышенные) потребности, удовлетворение которых для всех граждан общество пока не обеспечивает;

    г) извращенные потребности, противоречащие интересам общества и
развитию личности (алкоголь, наркотики и т. п.). Материальные потребности вызывают корыстную мотивацию поступков.

    Однако корыстные мотивы порождаются и гипертрофированным (завышенными), и извращенными потребностями. Стремление к «большим деньгам», сверхдоходам ведет к крупным хищениям, финансовым махинациям, нарушению налогового, таможенного законодательства, а также к заказным убийствам. Пьянство, употребление наркотиков порождают не только агрессивную, но и корыстную мотивацию. Потребности социального характера (самоутверждение, сохранение или повышение статуса престижа, превосходство над окружающими) ведут к формированию мотивов агрессивного характера (ненависть, обида, ревность, месть и др.). По данным ряда криминологов, среди порожденных этими потребностями мотивов поведения стремление к насилию над людьми встречается примерно в 40% случаев[4].

    Интересы – осознание человеком, как своих потребностей, так и общих условий и средств, способствующих их удовлетворению. Именно интересы лежат в основе мотивации деятельности, определяют ее цель, а также мир ценностей и ориентаций, присущих данной личности.

    Наряду с потребностями человека и его интересами сильную мотивирующую роль играют влечения, эмоции и чувства. Под этим мы понимаем труднорегулируемые личностные проявления (стремления), в основном органического (биологического) характера. Известно, что многие преступления совершаются под воздействием острых эмоциональных состояний (душевных волнений, сильных переживаний). Это, например, страх, злоба, негодование, трусость, гнев и др.

    Нередки они и у психопатических личностей. Крайней степенью эмоционального напряжения может стать физиологический или патологический аффект. Начальные звенья механизма преступного поведения, совершаемого под влиянием влечений и эмоций, свертываются, исчезают, и переход к действию следует подчас сразу же после появления образа желаемого объекта. Когда вместо того чтобы спокойно и разумно решить возникшую проблему, человек раздражается, негодует, впадает в гнев, это отрицательно сказывается и на нем, и на окружающих. От этого один шаг до оскорбления личности, хулиганского поступка или иного преступления. Не случайно влечения и эмоции порождают агрессивное поведение в бытовых ссорах и конфликтах более чем в половине всех случаев.

    Чтобы те или иные потребности, интересы, чувства, эмоции, влечения переросли в мотив преступления, субъект должен психологически преодолеть еще один внутренний «барьер» - систему так называемых ценностных ориентаций, которая включает и правосознание личности.
    Под ценностями в социологии понимают предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны) людям в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала. При определении линии своего поведения человек опирается на систему собственных ценностных представлений (ориентаций), в которой одни ценности располагаются выше других, им отдается предпочтение по сравнению с другими, а это в свою очередь влияет на мотивацию поступка, выбор целей и средств их достижения. Ценности при этом играют троякую роль.

    Во-первых, они могут стимулировать складывающийся мотив поведения и укреплять антиобщественные намерения субъекта. Так, если материальные потребности возникли у лица, которому присуща корыстная ценностная ориентация, то можно предполагать с большой долей вероятности формирование у него корыстного мотива.

    Во-вторых, ценностные ориентации в иных случаях тормозят антиобщественные проявления и блокируют формирование мотива преступления. В том же примере, если материальные потребности возникли улица с другой, бескорыстной ориентацией, его действия будут направлены не на хищение, а, например, на законный заработок необходимых средств.
    В-третьих, ценностные ориентации могут стать и самостоятельным источником мотива преступления. Искаженные идеологические представления, например национализм или религиозный фанатизм, могут породить террористические либо другие преступные мотивы и намерения.

    В качестве составных элементов ценностных ориентаций выступают нравственное и правовое сознание личности. Эти категории можно рассматривать как определенные инструменты социального (внешнего) и психологического (внутреннего) контроля, который препятствует возникновению мотивов преступного поведения[5].

    Ксожалению, у преступников оба эти элемента ослаблены и деформированы. Когда жизненная позиция человека характеризуется индивидуализмом, стремлением к личной корыстной выгоде или к авторитарному подавлению окружающих, трудно ожидать положительного отношения к нравственным и правовым нормам и принципам.

    Кроме вышеупомянутых аспектов на мотивацию преступника могут повлиять его возможности и жизненная стратегия (планы).

    Под возможностями удовлетворения интересов и потребностей (чувств, влечений), реализации планов или разрешения проблемных ситуаций понимаются физические, социально-экономические, политические, нравственные и иные условия, используя которые можно успешно решить поставленные задачи. Возможности в основном объективны, причем они могут быть законными и незаконными.

    Важнейшее свойство человеческого сознания состоит в возможности отрыва от непосредственной ситуации, в прогнозировании и планировании более или менее отдаленных событий и собственных поступков, то есть в выработке жизненной стратегии, которая предполагает необходимость: определить систему ценностей и предпочтений в отношениях с людьми; определить социальную группу, с которой связывает себя данная личность; выработать тип и конкретные формы поведения в ближайшем и более отдаленном будущем; сохранить свою внутреннюю устойчивость, независимо от изменений во внешних обстоятельствах.

Этап второй: «Планирование преступления».

    Когда потребности, интересы, влечения, эмоции, ценностные ориентации, т.е. все внутренние компоненты личности, сформировали мотив преступления, наступает время реализации этого мотива. Таким образом, вторым звеном умышленного преступления является планирование преступной деятельности. Здесь кристаллизуется, оформляется замысел субъекта и преступление из абстрактного намерения превращается в ощутимую реальность. Но его еще не поздно остановить.
    Планирование преступления, как и любого другого поступка, подчиняется общим закономерностям планирования операций. Нужно знать обстановку, в которой лицо предполагает действовать. Надо четко определить цель действий и их объект, применяемые способы и средства достижения цели, время и место действия, затраты (ресурсы), пути реализации достигнутых результатов. При этом субъект должен представлять себе возможности, которыми он располагает, прогнозировать ожидаемые трудности и вероятные последствия своих действий, т.е., по сути, создать модель будущего поведения. Это условие любого планирования.

    Но при планировании преступления появляются дополнительные требования:

    1) преступление – незаконный акт, и потому оно совершается, как правило, скрытно;

    2) по той же причине преступление осуществляется по возможности быстротечно и так, чтобы не осталось его следов;

    3) преступление может вызвать сопротивление потерпевшего и активность правоохранительных органов;

    4) после его совершения субъект, как правило, скрывается сам и держит в тайне свое преступное деяние. Все эти особенности совершения преступления также принимаются во внимание преступником, если планирование производится продуманно.

    По мнению специалистов, тщательное планирование встречается примерно в половине всех уголовных дел, причем чаще планируются корыстные, а не насильственные преступления. В остальных случаях планов нет или они крайне примитивны. Понятно, что не может быть планирования неосторожных преступлений, а также преступных деяний, совершаемых в состоянии аффекта. В предумышленных деяниях неполнота и дефектность планирования объясняются многими причинами:

    - неизвестностью обстановки, в которой предстоит действовать;

    - ненадежностью имеющейся у преступников информации, в том числе о предполагаемых действиях правоохранительных органов и потерпевшего;

    - плохим прогнозированием событий;

    - низким интеллектуальным уровнем многих преступников;

    - состоянием стресса, в котором они принимают решение. Нетрудно заметить, что в этих обстоятельствах скрыты большие возможности для пресечения преступной деятельности и поимки преступника.

Сказанное о дефектах планирования не относится к организованной преступности, в структуре которой планированием операций занимаются хорошо подготовленные люди, а в некоторых случаях целые подразделения.
Криминологи, изучающие процесс планирования преступлений и принятия решений преступниками, выделили ряд оптимальных критериев плана, к которым на практике стремятся эти субъекты.

Планирование как звено механизма преступного поведения наполняется различным содержанием в зависимости от вида преступления, личности преступника и текущей обстановки. Но в самом общем случае оно включает три элемента:

1) выбор цели;

2) выбор объекта посягательства;

3) определение способов достижения цели.

 Цель – одна из важнейших характеристик человеческого поступка.
Под целью совершения преступления обычно понимается тот результат, к которому стремится преступник. Но таких результатов может быть несколько, причем они зависят друг от друга. Поэтому выделяют основную цель (например, при убийстве – лишение жизни), промежуточную (подобрать соучастников, выяснить образ жизни потерпевшего), а также конечную (например, получить деньги от заказчика убийства). Достижение основной или конечной цели обычно является одновременно и удовлетворением мотива преступления. Но так бывает не всегда; скажем, при профессиональном воровстве корыстная мотивация сохраняется и даже с каждой новой кражей возрастает. Так же обстоит дело и в системе организованной преступности.

Уголовная статистика сегодняшнего дня дает возможность судить о том, какие цели преследуются большинством преступников. Эти цели своеобразно отражают социальную обстановку в стране. На первом месте –  цели материального характера. На втором – цели, связанные с сохранением или повышением своего статуса в сфере межличностных, а иногда и служебных отношений. На третьем – сексуальные притязания, тяга к алкоголю и наркотикам. В ряде случаев совершение преступления становится для субъекта самоцелью. Это происходит в случаях, когда цель, не доступная для достижения, замещается аффективной разрядкой, направленной против случайных объектов: посторонних людей или даже предметов (хулиганство, вандализм). Перекрытие для преступника путей достижения целей – один из методов профилактической деятельности правоохранительных органов.

После или наряду с определением цели осуществляется выбор объекта посягательства. В криминологии, говоря об объекте, мы имеем в виду потерпевшего или материальный предмет, на который направлены действия преступника. Характер объекта зависит, главным образом (но не исключительно), от мотива преступления и основной цели преступника. Эта зависимость не является жесткой, так как одну и ту же цель (и мотивацию) могут удовлетворить разные объекты (например, при хищении – разные материальные ценности), а один и тот же объект может способствовать достижению разных целей[6].

При выборе объекта преступных посягательств, как правило, учитывается: его полезность (выгодность) для достижения поставленной цели; доступность объекта для данного лица; безопасность посягательства на этот объект. С учетом указанных обстоятельств, профилактическая работа должна строиться так, чтобы затруднить доступ к возможным объектам преступных посягательств и повысить степень их защиты.

Последний этап планирования – определение способа совершения преступления(средств достижения цели).

Основные разновидности преступных способов достижения цели:
    1) действия вопреки существующим в обществе социальным институтам (так обстоит дело при различных проявлениях насилия, а также при хищении чужого имущества);

2) действия в обход социальных институтов (обман, разные формы уклонения от обязанностей и ответственности);

3) использование социальных институтов в своих целях (должностные злоупотребления, коррупция).

Выбор преступником определенного средства достижения цели (способа совершения преступления) зависит от следующих обстоятельств: эффективности данного средства достижения цели; относительной безопасности для преступника; умения (навыков) преступника; привычных стереотипов поведения.

В процессе выбора целей, объектов, способов совершения преступления субъект принимает соответствующие решения, которые выражают обычно возрастающую готовность совершить задуманное. В социологической и психологической литературе отмечаются непременные этапы принятия всякого решения. Это восприятие и анализ информации; расчет вариантов решения и их оценка; выбор оптимального варианта; исполнение решения и контроль.

При принятии решений еще не поздно отказаться от совершения преступления, отступить от ранее задуманного; следовательно, и здесь есть профилактические возможности.

Выбор того или иного решения – результат взаимодействия внешней ситуации с личностью субъекта. При этом проявляют себя уже рассмотренные нами личностные свойства человека:
его потребности, интересы, взгляды, ценностные ориентации, а также особенности внутренней системы нравственного и социального контроля. «Проект» решения вновь взвешивается и сопоставляется с этими элементами личности. То же происходит и применительно к внешней ситуации, которую преступник оценивает постоянно. Осуществляется также прогноз собственного поведения и вероятных последствий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...