Вопрос 3. Ситуация и её место в механизме конкретного преступления.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Лицо, совершая преступление, всегда действует в определенной «криминальной» ситуации. Однако он привносит в нее (создавая, используя, подчиняясь и т.п.) свои личностные качества, - результат формирующих воздействий иной (иногда длительной по времени) ситуации (предкриминальной или конкретной жизненной). Предкриминальная ситуация – это совокупность как субъективных так и объективных обстоятельств, непосредственно предшествовавших преступлению и взаимодействующих с иными элементами механизма конкретного преступления. Ситуации, предшествующие преступлению, следует, исходя из их объективного содержания, разделять на криминогенные (содержащие объективные предпосылки преступления) и некриминогенные (нейтральные или даже создающие препятствия к совершению преступления). Потребности, интересы, чувства, эмоции, влечения, ценностные ориентации – это внутренние компоненты личности, под действием которых формируется мотив преступления. Но есть еще и внешний фактор – конкретная жизненная ситуация, в которой готовится и совершается преступление. Под конкретной жизненной ситуацией понимается определенное сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на его поведение в конкретный момент. Отрицательные особенности личности, сложившиеся под воздействием неблагоприятных условий ее формирования, приводят к совершению преступления, т.е. создают и обуславливают в той или иной мере криминогенную ситуацию. Конкретная жизненная ситуация имея объективное и субъективное содержание, является частью социальной среды. Если неблагоприятные условия оказывают влияние на личность продолжительный период времени, то ситуация взаимодействует с личностью в короткий момент непосредственно перед совершением преступления. Она действует как сила, подталкивающая человека к совершению преступления, подсказывающая ему место и время преступного действия, которого до этого недоставало.
Конкретная жизненная ситуация может располагаться в различных звеньях механизма преступного поведения и играть разную роль. Во-первых, ситуация может быть источником мотивации преступления. Это встречается главным образом тогда, когда перед субъектом возникает трудная проблема, которую он может решить как законным, так и незаконным способом (так называемая проблемная ситуация). Разновидностью проблемной является конфликтная ситуация. Заметим, что с конфликта с окружающими начинаются очень многие насильственные преступления. Ссора в семье, приводящая к оскорблениям и насилию над личностью, хулиганство, убийство из мести или на почве ревности, сопротивление представителю власти и т. п. – все это примеры различных конфликтов или действий, ими порожденных. Многие из них складываются задолго до преступления, а в нем лишь проявляют себя в наиболее резкой форме[9].
В такой ситуации у него вполне может возникнуть мысль об использовании незаконных возможностей достижения намеченной цели. Такие возможности тоже могут бытьдоступными ограниченно или вовсе недоступными. Повод может быть выдуман или спровоцирован самим преступником, что часто встречается со сторон хулиганов и насильников. Повод возможен и в корыстных преступлениях, когда вещь «плохо лежит» и тем «провоцирует» субъекта, уже имеющего намерение что-нибудь украсть. Близка к роли повода ситуация в неосторожных преступлениях, когда она дезориентирует или даже подталкивает субъект к необдуманным действиям (при ДТП, на охоте, при эксплуатации технических средств и т.д.). В-четвертых, конкретная ситуация может провоцировать или Ситуация препятствует преступлению, если совершение его физически невозможно или чревато для преступника скорым разоблачением. Из сказанного можно сделать вывод, что ситуация выступает в роли причин конкретного преступления при условии, что она содержит обстоятельства, толкающие субъекта на преступные действия. Она воздействует на волю, сознание, чувства субъекта, непосредственно побуждает его к криминальным действиям. Другая характеристика может быть представлена следующим образом. 1. (по территории). Ситуация (каждое преступление) может распространяться на более или менее обширную территорию ( например, неурожай в стране, дефицит некоторых товаров) или концентрироваться на ограниченном пространстве (квартирный конфликт). Она может иметь длительный характер (разлад в семье) или кратковременный, разовый (ссора в очереди.)
2. По объему своего действия ситуация может быть локальной – затрагивать только данное лицо или узкий круг лиц (болезнь, ссора, гибель личного имущества), а может касаться многих (стихийное бедствие, нездоровая атмосфера в коллективе). 3. По источнику возникновения принято различать ситуации, созданные людьми, и ситуации, вызванные действием стихийных сил природы, физических явлений и естественных законов (неблагоприятные погодные условия, способствовавшие аварии; гибель имущества при пожаре или наводнении). Ситуации, созданные людьми, могут быть связаны с действиями самого виновного либо иных лиц. В обоих случаях эти действия могут быть правомерными, противоправными или даже преступными. По источнику возникновения возможны и смешанные ситуации – связанные как с действиями людей, так и с проявлением стихийных сил природы (например, автоавария, совершенная лицом, находящимся в состоянии опьянения, на участке неотремонтированной дороги в условиях непогоды и плохой видимости)[10]. 4. По содержанию принято выделять следующие виды криминогенных ситуаций: - проблемная – при которой человек сталкивается с определенными трудностями и препятствиями в достижении преследуемой цели (например, требование родственников невесты уплатить калым как обязательное условие их соглашение на брак); - конфликтная – связанная с острым противоречием и открытым столкновением интересов и позиций виновного и других лиц либо государственных и общественных органов (семейный или производственный конфликт, ссоры, скандалы и т.п.). 5. По характеру воздействия на виновного ситуация может быть: - экстремальной – необычной, исключительной для данного лица, оказывающей на него особо сильное воздействие (превышение пределов необходимой обороны при отражении внезапного нападения); - соблазняющей или провоцирующей – побуждающей к совершению преступного посягательства (неохраняемое имущество при краже, аморальное поведение потерпевшей от изнасилования);
- разряжающей – вызывающей разрядку психологического напряжения, обусловленного иными обстоятельствами (оскорбление сотрудника по работе, вызванное нервным возбуждением после семейной ссоры).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хотя в системе факторов, определяющих поведение человека, социальной среде и принадлежит главная роль, сам механизм преступного поведения нельзя понять, если не учитывать постоянное взаимодействие личности со средой, если не принимать во внимание такие факторы, как ее мировоззрение, интересы, потребности, мотивы, установки, убеждения. Иными словами, внешние факторы, как уже отмечалось выше, действуют лишь опосредованно, через внутренние, психологические свойства, духовный мир. Условием перехода внешних факторов во внутренние являются разнообразные формы деятельности человека, каждая из которых в той или иной степени преобразует внешнюю среду. Человек обладает известной самостоятельностью, избирательностью внутреннего по отношению к внешнему, сохранностью внутреннего при его изменчивости под влиянием внешнего. Эта особенность психического связана с изменчивостью и поддержанием качественного своеобразия индивидуального бытия. Включенность индивида в изменяющиеся, иногда противоречивые, общественные и личные отношения предполагает наличие постоянно соотносящегося с другими людьми механизма, которым и является психика человека. Чрезвычайно важно отметить и то, что отчуждение личности, начатое в семье и закрепленное в неформальных антиобщественных группах, весьма затрудняет усвоение ею позитивных ценностей общества и, напротив, способствует, как уже отмечалось, восприятию негативных норм и представлений антиобщественных малых групп, в которых он, как правило, ищет то, в чем отказало ему общество в лице семьи. В целом можно утверждать, что социально-психологическое отчуждение порождает дезадаптацию индивида (его личностной позиции и социального статуса в среде). И то, и другое без соответствующих воспитательных воздействий может иметь существенные криминогенные последствия. Дезадаптация, отчуждение большинства правонарушителей отличает их от законопослушных граждан. Без всестороннего учета этого обстоятельства профилактика преступных действий с их стороны, равно как и их исправление и перевоспитание, представляется малоэффективным. Само преступное поведение можно назвать отчужденным, поскольку оно свидетельствует о непринятии лицом ценностей и норм, установленных обществом. Оно является и отчуждающим, так как, совершая мелкие правонарушения и преступления, особенно на протяжении более или менее длительного времени, человек тем самым постоянно и неуклонно изолирует себя от среды, ее норм и ценностей, от малых групп. Если проанализировать индивидуальные биографии преступников, то окажется, что уголовно-наказуемые поступки подавляющего большинства из них не были неожиданными в том смысле, что им обычно предшествовало совершение мелких правонарушений и аморальных действий, также обладающих отчуждающими функциями.
[1] Криминология: учебник / сост. Г.А. Аванесов.6-е изд. М. ЮНИТИ. 2013.
[2] Криминология: учебное пособие. / МГУ им. М.В. Ломоносова; ред. Н.Ф. Кузнецова. 2-е изд. – М.: Проспект, 2012.
[3] Криминология: учебник для вузов /ред. В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012.
[4] Криминология. Учебник / Долгова А.И. М.: Норма – Инфа-М, 2013.
[5] Предупреждение преступлений и административных правонарушений. Курс лекций. / под ред. В.Б. Клишкова, О.В. Лукичева, Т.Н. Тиминой. – СПб.: СПб ун-т МВД России, 2012.
[6] Виктимология. Учебное пособие. Ившин В.Г., Идрисова С.Ф., Татьянина Л.Г. М., изд. Волтерс Клувер. 2011.
[7] Криминология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Д. Малкова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2011.
[8] Криминология: учебник для вузов / ред. В.Д. Малков – 4-е изд.М. 2011.
[9] Виктимологическая характеристика региональной преступности и ее предупреждение / Под ред. проф. А.Л. Репецкой. М.: Academia, 2011.
[10] Криминология: учебник / под ред. Г.А. Аванесова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2010.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|