Билет №3 Основные этапы становления и развития философской мысли.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Билет №2. Особенности философского мировоззрения. Человек как центральная проблема философии Философия возникла из потребности человека познать мир и самого себя. Предпосылками формирования мифологической, обыденной форм мировоззрения явились изначально присущие человеку мышление и чувства, его стремление к размышлению о наблюдаемом обычном созерцании и в первых практических действиях. Формирование обыденного сознания требовало выхода за его рамки и дополнения более широкими картинами природных явлений. Так сложилась мифологическая форма мировоззрения. Характерные черты этой формы:
Религиозная форма мировоззрения – возникла на основе конвертированного развития представлений о комплексе богов мифологического мировоззрения (подробности ищем сами, очень много и долго писать). Житейское мировоззрение – мировоззрение, которое формируется в процессе жизнедеятельности человека. На него влияют объективные (мир вокруг нас) и субъективные (человек, его личное восприятие) факторы. Художественно-эстетическое мировоззрение – мировоззрение, в котором главным являются художественные образы, то есть мироощущение и мировосприятие в виде художественных образов.
Научное мировоззрение – мировоззрение, особенностью которого является ярко выраженный рационалистический характер. Философская форма мировоззрения – одной из важнейших предпосылок ее возникновения было развитие полисной демократии, приоткрывшей возможность для свободного мышления. 3 раздела философии: 1. Онтология(Ontos – сущие) – учение о сущем, о бытие. 2. Гносеология – учение о познании, теории познания. 3. Логика – наука о законах мышления. Функции философии: 1. Мировоззренческая 2. Методологическая(прием метод, как способ познание) 3. Опознавательная 4. Ценностная (аксеологическая – учение о ценностях) 5. Интегративная 6. Социальная (охватывает все сферы жизни) 7. Критическая (Ф. критически относится к взглядам и теориям, которые сложились в философии, разделяя их на материалистов и идеалистов) 8. Прогностическая (можно проанализировать будущее с помощью знаний и мыслительных процессов) 9. Аккумулятивная (объединить и использовать) 10. Эвристическая (философия может помогать творчеству, научным теориям) 11. Коммуникативная. Основные вопросы философии: что первично (материалисты и идеалисты) и можно ли познать мир (гностики и агностики). Субъектом, то есть носителем мировоззрения являются отдельные индивиды, соц. Группы, классы и общество в целом. Каждый из этих субъектов вносит нечто свое, неповторимое в мировоззрение. Нет и никогда не было двух человек, абсолютно одинаковых по темпераменту, опыту. Без человека не может быть никакого «взгляда на мир», а значит и мироощущения, мировоззрения, а это «взгляд», это отношение к миру нужны самому человеку для его жизни и деятельности, поскольку он автономен относительно. Итак, в мировоззрении имеются 2 части: «человек» и «мир». Человек имеет определенные отношения к миру: 1. генезисные – по происхождению 2. познавательные 3. оценочно-ориентационные – здесь сконцентрированы и разрабатываются представления о духовных ценностях.
4. духовно-практические – включают систему требований, норм, направленные на регулирование деятельности.
Основной вопрос любого мировоззрения – это вопрос об отношении человека и мира. Билет №3 Основные этапы становления и развития философской мысли.
Мифологические и религиозные предпосылки явились основой возникновения философских знаний. Зачатки современного философского мышления находятся в индийских Ведах (25-20 вв. до н.э.), в древнекитайской философии, зарождение которой относится к 18-12 вв. до н.э. Историю собственно западной философии ведут от античности. В западной философии мы выделяем периоды раннехристианской философии, философии средних веков, философии Возрождения, философии Нового времени. Затем особо выделяют период немецкой классической философии (конец XVIII начало XIX вв.), обогатившей философскую мысль построением сложных целостных философских систем, период неклассической философии XIX с плавным переходом в начале XX века к периоду современной философии. Термин «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости» (греч. φιλέω — люблю, σοφία — мудрость). По свидетельству античных авторов слово «философия» впервые встречается у Пифагора (ок. 500-580 гг. до н. э.), слово «философы» у Гераклита Эфесского, глагол «философствую» — у Геродота; в значении, наиболее близком к современному смыслу, термин философия впервые употребляет Платон. Первоначально термином философия обозначали стремление к знанию вообще, поэтому философия охватывала все отрасли доступного древним знания: практические наблюдения и выводы, зачатки наук, раздумья людей о мире и о себе, о смысле человеческого существования. Предметом философии могло стать все: быт и бытие, познание, этические нормы и правила и пр. Постепенно из философии стали выделяться отдельные частные сферы знания, на основе которых зарождались науки. Тогда философия стала пониматься как система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. А предметом философии стало всеобщее в системе «человек-мир», всеобщее, характеризующее целостное бытие человека.
Обычно учение, созданное тем или иным философом, находит своих продолжателей, в результате формируются философские школы: это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Примеры: платонизм, неоплатонизм, марксизм. Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными школами, принято называть течениями. Примеры: позитивизм, персонализм, интуитивизм. Таким образом, в философии реально существуют множество учений, школ, течений, направлений, которые в чем-то солидарны друг с другом, в чем-то противоречат друг другу и борются между собой. Особенностью современного этапа развития философии является философский плюрализм — как попытка синтеза различных философских концепций, рассмотрение их как взаимодополняющих, а не исключающих друг друга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|