Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет № 4. Предмет и основные проблемы философии. Структура философского знания.




Философия - самая древняя наука. Она включала в себя все знания о мире. Философия (фило - любовь, соф - мудрость) - любомудрие. Предметом философии является изучение наиболее общих законов развития природы, общества, мышления. Пыталась ответить на вопросы: Как устроен мир, место человека в мире, происхождение, возможности его в познании, проблема человеческой свободы, зависимость от окружающего общества, человек и общество, возможности познания истины, истина и заблуждения.

Философия имеет два основных вопроса: Что первично, материя или сознание? И можно ли познать мир?

1. Что первично? Онтологическая (бытийная) сторона заключается в решении вопроса об отношении сознания к материи, о том, что является первичным – материя или сознание, какая из двух фундаментальных типов реальности – материальная или идеальная – является опредляющей и порождает другую, лежит в основе мира. При решении этого вопроса возможны два подхода: монистический (от греч. monos – один, единственный), который кладет в основу мира одно из двух начал, материю или сознание, и дуалистический (от лат. dualis – двойственный), принимающий оба начала как равнозначные. Тем не менее, последний подход был распространен в философии слабо, и наиболее видными его представителями являются французский философ XVII в. Р. Декарт и немецкий философ XVIII в. И. Кант.

С точки зрения материализма материя является первичной, а сознание производно от нее. В своем развитии материализм прошел ряд этапов – от стихийного материализма античности (Фалес, Гераклит, Демокрит и др.) к метафизическому, механистическому материализму XVII–XVIII вв. (Ф. Бэкон, Д. Локк, К. Гельвеций и др.) и впоследствии к диалектическому материализму (К. Маркс и Ф. Энгельс). Идеализм считает, что развитие мира определяется духовным началом. Он существует в двух формах – объективного и субъективного идеализма. Объективный идеализм ведет свое начало со времен античной философии. Объективных идеалистов тоже разделяют на 2 группы: 1 группа считает первоосновой мировой дух (Гегель), а вторая считает что мировым духом и разумом является Бог (теология) (Платон). Субъективный идеализм считает первичной реальностью человеческие ощущения и, тем самым, первичным индивидуальное сознание (английский философ XVIII в. Д. Беркли). Субъективные идеалисты считали, что мир создан сознанием человека (рационалисты) и чувствами человека (сенсуализм). Наличие этих двух форм не исчерпывает всего многообразия различных вариантов идеалистической философии. Духовное первоначало могло рассматриваться как мировой разум (панлогизм), мировая воля (волюнтаризм), множество духовных первоэлементов (монадология Лейбница) и т.д. Следует подчеркнуть, что противоположность взглядов материализма и идеализма в решении основного вопроса философии не означает их несовместимость в решении других проблем. Более того, не всякое философское направление можно отнести либо к материализму, либо к идеализму. Но в каждом философском учении можно обнаружить рациональное содержание.

2. Можно ли познать мир? Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса философии – вопрос о том, можно ли адекватно познать окружающую человека действительность, объективные законы ее существования и функционирования. Часть философов признают безусловную познаваемость мира для человека. Существуют философские направления, представители которых в принципе отвечают на этот вопрос отрицательно. Философское учение, считающее, что мир принципиально непознаваем, называется агностицизмом (от греч. a – не, gnosis – знание) (Д. Юм, И. Кант). Деление философов по вопросу познаваемости мира не совпадает с их размежеванием на материалистов и идеалистов, ибо часть идеалистов признавала познаваемость мира. Тем не менее, последовательный материализм неразрывно связан с признанием познаваемости мира. Кроме того, незначительная часть философов является скептиками, отказываясь однозначно ответить на вопрос о познаваемости мира.

Вопрос об отношении мышления к бытию является основным вопросом философии, так как в конечном счете именно тот или иной ответ на него обусловливает принципы решения всех философских проблем, среди которых такие, как проблема истины, метода познания, онтологии, а также мировоззренческие, общетеоретические основы конкретных наук, пытающихся проникнуть в сущность мироздания. Вместе с тем подобная трактовка основного вопроса философии признается не всеми философами. В истории философии известны и другие его формулировки. Для Ф. Бэкона основной вопрос философии – это проблема овладения стихийными силами природы, для А. Камю – вопрос о том, стоит ли жить. В западной философии ХХ веке наметилась тенденция основным считать вопрос о смысле и назначении человека, его существовании. Эта проблема дискутируется и в отечественной философской литературе. Доказать, что та или иная трактовка основного вопроса является истинной, в философии нельзя. Как нельзя доказать, что материалистическая точка зрения – единственно верная, а идеалистическая ложная. Это обстоятельство обусловлено тем, что определение позиций материализма или идеализма связано с решением специфической для философии проблемы мировоззренческого выбора. Как бы ни была велика роль основного вопроса философии, ее нельзя преувеличивать, тем более сводить всю проблематику философии только к этому вопросу. Предмет философии намного шире, чем тематика, связанная с решением основного вопроса, что раскрывается в структуре философского знания.

Структура философии: (Лекция)

a. Онтология(Ontos – сущие) – учение о сущем, о бытие.

b. Гносеология – учение о познании, теории познания.

c. Логика – наука о законах мышления.

Структура философского знания:

1) Антопология - раздел философии, который изучает мир сам по себе (учение об общих принципах и законов бытия природы)

2) Учение о развитии общества - социология

3) Эпистемология - наука о знаниях и познаниях. Изучает закономерности познания человеческого и научного.

4) Логика - наука о мышлении человека.

5) Этика - наука о нравственности, морали

6) Эстетика - наука, изучающая закономерности существования, развития искусства

7) Наука о религии

8) История философии

9) История культуры.

Билет № 5

Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:

— является ли философия наукой;

— взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

— соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она — наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук — конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного — выявление более общих закономерностей и тенденций.

Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:

— на первоначальные позиции ученого;

— его отношение к миру и познанию;

— на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).

Философия и вненаучное знание Вненаучное знание можно разделить:

— на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.;

— отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности.

В науке различают:

— эмпирический уровень исследования — направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;

— теоретический уровень исследования — сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.

Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.

Идеалы науки — это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.

Билет № 6 ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ЕЁ ФУНКЦИИ

Сокровенная цель философиии (как и религии) — вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Но если религия — это массовое сознание, то философия — сознание элитарное, требующее не только таланта, но и профессиональной выучки. Философия направлена на то, чтобы освободить человеческое мышление от тех разнообразных ловушек, которые гнездятся внутри этого мышления. Философия рассматривает не просто человека как субъекта, но человека в его отношении к миру. В этом плане она должна находить общее в мире объектов и в мире субъектов, то есть универсальные законы бытия, но главное — это установить форму отношения субъекта ко всему многообразию объективных явлений, иначе говоря, определить то конкретное и уникальное место, которое занимает человекуниверсуме бытия. В этом заключается мировоззренческая функция философии, так как без общей мировоззренческой установки невозможна никакая активно-творческая деятельность человека. Философия должна ответить на центральный вопрос, возникающий при рассмотрении отношения человека к миру, на так называемый основной вопрос философии — о первичности объективного или субъективного бытия, отношение мышления к бытию, человека к миру, сознания к материи, духа к природе, психологического и физического, идеального и материального, так как через отношение человека, его мышления, сознания, духовной, психологической деятельности осознаётся место человека в мире, его предназначение, смысл существования. Эта проблема включает в себя вопрос о формах отражения субъектом мира объектов, о способах установления правильности, истинности “субъективного образа объективного мира”. Философия должна обосновать свой предмет как универсальный стержень процесса познания вообще.

Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, которые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме философии, не занимается специальным вопросом, что такое "необходимость", "случайность", хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями (см. глоссарий). Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием. В отличие от других наук философия исключает подробности, выделяя только наиболее общие свойства и связи. Можно перечислить основные функции философии как науки:

1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития наки, культуры и исторического опыта;

2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения;

3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

Гносеологическая функция состоит в изучении отношения “мир-человек”. Теория познания рассматривается как отношениее объекта и субъекта познания, выявляет связь чувственного и рационального, исследует проблемы истины и другие гносеологические вопросы. Каждая философская концепция является взглядом на мир и представляет собой метод познанияя. Философия разрабатывает всеобщие, обоснованные частные и общенаучные методы познания - выполнняет методологические функции. Философия обощает выводы специальных наук, объединяет их на основе своих функций и методов познания - выполняет интегририрующую функцию, распространяет её и на другие области духовной культуры, включая политические, правовые, моральные, эстетические, религиозные или атеистические формы общественного сознания. Философская система не только выдвигает и обосновывает положения, но и интерпретирует их, даёт оценку, формирует систему ценностей - аксиологическая функция. Подвергнутое критической оценке то, что не соответствует философской системе - выступает в критической функции.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...