Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет № 33. Западная философия 20-21 вв.: важнейшие школы и направления.




Особенностями этого периода в философии является отказ от поиска абсолютных начал и истин. Основное содержание Философии 20-21 веков составляет стремление воссоздать воспроизвести те философские концепции, которые сложились в истории развития философской мысли применительно к современному периоду. Существование множества течений и направлений, которые характеризуют особенность и отличительную характеристику данной философии:

1. Позитивизм.

Позитивизм является одним из влиятельных философских направлений, в центре внимания которого находятся проблемы научного знания. Его основатель – французский философ О. Конт (1798–1857). Главная идея позитивизма состоит в отрицании традиционной философии, бесплодности ее основной проблематики, так как истинными являются лишь знания, которые опираются на опыт, обоснованы эмпирически и логически. Такое знание дают естественные науки (физика, химия), в то время как философские понятия (бытие, материя, сознание и т.д.) лишены смысла; это надуманные понятия, которые основываются на рассуждениях, а не на непосредственном опыте или эксперименте. Поэтому на смену прежней философии должна прийти новая, позитивная философия, опирающаяся на данные науки, выводимые из опыта. Таким образом, в истории философии впервые появилось направление, отрицающее познавательную ценность философского знания. Позитивизм прошел длительную эволюцию. В его развитии можно выделить четыре этапа:

• Позитивизм О. Конта, Г. Спенсера (1820–1903), Дж. Милля (1806–1873) («первый позитивизм») (середина XIX в.), который поставил основные проблемы позитивной философии, видя ее задачи в обобщении и систематизации конкретно-научного знания. При этом позитивизм оставался еще материалистическим учением, признавая существование объективной реальности.

Махизм, возникший на рубеже XIX– XX вв. и названный по имени основного представителя Э. Маха (1838–1916), который, в отличие от «первого позитивизма», сводил философию к анализу чувственной основы человеческого опыта, представляя мир в виде «комплекса ощущений» и тем самым полностью разрывая связь с материализмом.

Неопозитивизм, возникший в 20-е годы XX в. и продолжающийся до 50–60-х годов XX в. Представителями являются Р. Карнап (1891–1970), М. Шлик (1882–1936) и другие. Предметом исследований сделал методы установления истинности научных теорий, их сравнительной ценности. Оставаясь верным основным положениям позитивизма, считая вненаучными понятия традиционной философии, неопозитивизм сформулировал принцип верификации (от латинского – выявление истины) для проверки ценности современных научных знаний. Согласно ему научные положения имеют смысл, если они подтверждаются фактами чувственного опыта. С этой точки зрения основные понятия традиционной философии (субстанция, материя, бог и т.п.) являются неверифицируемыми, ложными. Однако, как показывает история развития науки, в ней всегда содержатся знания, которые невозможно проверить на современном этапе ее развития, но не исключается их проверка в будущем. Возникают проблемы и с установлением истинности исторического знания (знания о прошлом). Не случайно принцип верификации был преобразован в принцип фальсификации, автором которого является английский философ и логик К. Поппер (р. в 1902). Суть этого принципа состоит в том, что критерием истинности теории является не подтверждение, а возможность ее опровержения. Если не удается опровергнуть выдвинутое положение, то оно является оправданным. Когда же его удается опровергнуть, то оно отбрасывается. Принцип фальсификации, имея определенную научную ценность, в то же время противоречит развитию науки, так как научное сообщество часто должно сохранять опровергнутые теории до тех пор, пока не будут созданы новые. Кроме того, опровергнутые теории могут частично входить в новые, т.е. между ними существует преемственность. Неопозитивизм как философское направление в исследовании науки с конца 60-х годов теряет свое влияние, многие из его представителей отказываются от основных положений неопозитивизма, выдвигая новые идеи, характерные для «четвертого позитивизма», или постпозитивизма.

Постпозитивизм, возникший в конце 60-х годов XX в. и продолжающийся до настоящего времени, представлен К. Попером (1902–1994), И. Лакатосом (1922–1974), Т. Куном (1922–1996), Р. Рорти (р. 1931) и др., пересматривает проблематику философии, ее роли в развитии науки и общества, методы научного исследования. В отличие от предшествующего этапа, где основное внимание уделялось исследованию структуры научного знания, для постпозитивизма главной проблемой становится динамика научного знания. Поэтому в центре внимания оказываются такие вопросы, как социокультурная детерминация научного знания, возникновение новых теорий, их принятие сообществом ученых, критерии сравнения научных концепций и т.д. В качестве такого критерия американским философом Т. Куном выдвинут новый принцип – конвенции. По его мнению, концепция фальсификации не объясняет стабильности многих теорий, существующих в течение долгого времени. Эта стабильность объясняется их поддержкой группами ученых, профессионалов, состоящих в конвенции, соглашении в понимании картины мира, методов исследования, стиля мышления, т.е. приверженных одной научной парадигме. В качестве примера Т. Кун приводит парадигмы И. Ньютона, А. Эйнштейна, Н. Коперника. При этом в процессе развития науки в рамках парадигмы обнаруживаются факты, ей противоречащие; наступает период научной революции, в ходе которой отбрасывается прежняя парадигма и выбирается новая. Таким образом, постпозитивизм отказывается от линейного, поступательного развития науки, что признавал ранний позитивизм, и обосновывает неизбежность революционных преобразований в ней. Особенностью постпозитивизма является также его отказ от проведения резкой грани между научным знанием и философией: признается значимость философских положений и неустранимость их из науки. Важным является и признание обусловленности науки социальными факторами. В целом позитивизм во всех своих формах плодотворно исследовал научную деятельность, ее основные принципы и методы.

 

2. Философия человека.

2.1 Фрейдизм, общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Ф. как социальную и философско-антропологическую доктрину следует отличать от психоанализа как конкретного метода изучения бессознательных психических процессов, принципам которого Ф. придаёт универсальное значение, что приводит его к психологизации общества и личности. Представители:Фрейд (движущий фактор психики - энергия бессознательных психосексуальных влечений); Адлер (движущий фактор психики - комплекс неполноценности и стремление к самоутверждению); аналитической психологии К. Г. Юнга (первоосновой считается коллективное бессознательное и его архетипы); Ранк (вся человеческая деятельность оказывалась подчинённой преодолению первичной "травмы рождения").

2.2 Неофрейдизм одно из направлений в психоанализе, представители которого подвергли пересмотру некоторые идеи З. Фрейда и сосредоточили свое внимание не на биологических, а на культурных и социологических детерминантах невротических заболеваний. Основоположники - К. Хорни (неврозы порождаются не только отдельными переживаниями человека, но и теми культурными условиями, в которых он живет), Г.С. Салливан (высказывал убеждение, что для понимания невротических заболеваний и успешного их лечения необходимо изучение не только культурно обусловленных процессов, но и межличностных отношений, складывающихся в интерперсональных ситуациях, в которых действует аналитик, играющий роль активного наблюдателя), Э. Фромм(поведение человека во многом определяется ценностными суждениями и поэтому при исследовании личности и ее невротических заболеваний нельзя недооценивать или игнорировать этические вопросы, являющиеся существенными и важными как в теоретическом, так и в терапевтическом отношениях). В целом для Н. характерны такие представления о человеке, его психических расстройствах и терапии, в соответствии с которыми лечение означает устранение препятствий, мешающих жить в полную силу и реализовывать внутренний творческий потенциал.

2.3 Экзистенциализм или философия существования, — одно из крупнейших направлений философии 20 в., возник накануне Первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период Второй мировой войны во Франции (Марсель, выдвигавший идеи Э. еще во время Первой мировой войны, Сартр, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар). В середине века Э. широко распространился и в других странах, в т.ч. и США. Представители Э. в Италии — Аббаньяно, Э.Пачи; в Испании к нему близок Ортега-и-Гассет. К Э. близки французский персонализм и немецкая диалектическая теология. Э — спорное, достаточно условное обозначение, которое используется для типологической характеристики большого количества концепций, в разной степени близких и родственных, хотя и расходящихся, оспаривающих друг друга по ряду принципиально важных, иногда исходных, позиций (например, Бог и проблема свободы человека в религиозном Э. Марселя и др. и в "обезбоженном" пространстве Э. Сартра; понятие бытия, трактовка человека и его отношений с бытием у Хайдеггера и Сартра; понимание сознания и конституирования значений опыта у Сартра и Мерло-Понти и др.). Большая пестрота (от левого радикализма и экстремизма до консерватизма), неоднородность и разногласия характерны и для социально-политических позиций представителей этого направления. Экзистенциалисты единодушны в своем критическом отношении к предшествующей рационалистической философии, философии рефлексивного анализа. Они упрекают классический рационализм в отрыве от живого конкретного опыта человеческого существования в мире, в сосредоточении внимания исключительно на "эпистемологическом субъекте как органе объективного познания" (Марсель) и придании абсолютного приоритета "чистому субъекту", субъекту cogito. Экзистенция, центральное понятие Э, определяется как специфически человеческий способ существовать в мире: в отличие от простого (самотождественного) бытия вещи, человек есть несовпадение с самим собой, присутствие с собой и с миром; он — не некая "устойчивая субстанция", а "беспрерывная неустойчивость", "отрыв всем телом от себя", постоянное выступание вовне, в мир. Понимание человеком фундаментальной специфичности своего места, статуса и значения в универсуме (экзистенциальное обеспечение связей и отношений мира, ситуации, исторических событий), осознание им своей участности в бытии, признание своей конечности, хрупкости, свободы и ответственности (без чего невозможно достижение аутентичного существования) сопряжены в Э. с ощущением "тревоги", "страха", "тошноты".

2.4 Школа философии жизни — философия не может и не должна опираться исключительно на естественные науки. Более того, она не должна абстрагироваться и от конкретного человека с его реальными жизненными проблемами, резкий отказ от традиционного гармонизирующего системосозидания и его главной движущей силы — науки; акцент был сделан на преодолении рационализма предшествующей философской классики, оцененного как преходящее историческое явление. Представители: Ницше, Дильтей, Зиммель, Шпенглер и Бергсон. Отводила разуму по преимуществу утилитарно-прикладное, вспомогательное место в познавательной активности. Ф.Ж. возникла также и как реакция на тот кризис, который в последней трети 19 в. переживало механистическое по своей сути естествознание; жизнь понималась не только как сущность мира (онтологический аспект); она же провозглашается и единственным органом его познания (гносеологический аспект). Иначе говоря, сама жизнь должна философствовать из себя самой.

2.5 Герменевтика ( искусство толкования от др.-греч. ἑρμηνεύω — толкую) — направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов. В широком смысле понятие "герменевтика" может иметь следующие значения: 1. искусство интерпретации (толкования) текстов, 2. теория понимания, постижения смысла, 3. искусства постижения чужой индивидуальности, 4. учения о принципах гуманитарных наук. Базовые понятия герменевтики: Герменевтический круг; Необходимость предпонимания; Бесконечность интерпретации; Интенциональность сознания. Основной вопрос герменевтики - Как возможно понимание? Представители: Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр, Вильгельма Дильтея.

3. Теологическая философия: Главными вопросами, находящимися в центре внимания теологической философии, являются: • бытие Бога как творца всего сущего; • бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь.

3.1. Наиболее авторитетное течение современной теологической философии — неотомизм. Его видными представителями являются Э. Жильсон, Ж. Маритэн, Ю. Бохельский, Е. Корет, К. Ранер, Ф. ван Стенберген, К. Войтыла (нынешний Папа Римский Иоанн Павел II). База неотомизма — учение Фомы Аквинского. Центральный принцип — гармония веры и разума. Основными частями учения неотомизма являются: • метафизика (общая и прикладная); • гносеология; • натурфилософия. Основные цели неотомизма: • креационизм (сотворение окружающего мира Богом); • откровение (Бога о себе — в Библии); • разделение сущности и существования (эссенции и экзистенции); • единство сущности и существования в Боге; • подобие человека Богу; • человек — единство материальной и духовной субстанции. Особое внимание неотомизм уделяет обществу, ценностям, морали.

3.2. Также к католическому направлению принадлежит "теология освобождения", распространенная в Латинской Америке. Ее главная идея — максимальное раскрепощение человека. Среди протестанской теологической философии наиболее распространены: • либеральная теология (Шлейермахер, Гарнап, Трельч); • теология кризиса (Барт, Нибур); • экзистенциональная теология (Тиллих); • "демифоногизированное христианство" (Бультман); • безрелигиозное христианство — Больхьоферра. Главные идеи данных учений заложены в их названиях.

3.3. Персонализм - направление философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности (Бога). Представители: Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов, Н. О. Лосский, С. Н. Булгаков, А. Белый, Вяч. Иванов и другие. Б. Боун, Ройс; Э. У. Хокинг, Калкинс, Брайтмеп, Э. Кент, Д. Райт, П. Шиллинг, Флюэллинг, П. Ландберг, М. Недонсель, Г. Мадинье, П. Рикёр, Э. Мунье и Ж. Лакруа Б. Коутс, Штерн болезнь современного общества". В этой связи в рамках П. оформляется глубоко гуманистический тезис о свободе личности как критерии демократичности общества: "личность есть высшая сущность демократии" (Флюэллинг), что стимулирует тенденцию сближения П. как с социально ориентиро ванными направлениями современной философии (прежде всего, концепцией постиндустриального общества), так и с экзистенциализмом и философской антропологией (программа Ж. Лакруа). Термин "П." в настоящее время используется не только в рамках христианской философии, обретая более широкое оценочно-семантическое звучание и выражая общеаксиологическую установку на доминирование "человека" над "человечеством" как абстракцией ("онтологический П." Парейсона).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...