Вопрос 1. Рождение философии.
Стр 1 из 10Следующая ⇒ ИНТЕРНЕТ-КУРС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» I. Аннотация к дисциплине Дисциплина «Философия» входит в состав цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Данная дисциплина посвящена изучению базовых философских категорий, истории и структуре философского мышления и познания, способствует формированию мировоззрения и ценностных установок личности, является исходной теоретической и методологической основой для получения и осмысления знаний по другим социальным, гуманитарным, экономическим и специализированным дисциплинам. Философия имеет универсальный и интегральный характер обобщающего и систематизирующего знания о явлениях природы, общества, культуры, человеческой жизни и деятельности. Дополняя и завершая любое специальное образование, философия помогает будущему специалисту сформировать необходимые предпосылки осознанного самоопределения в жизни, дает ориентиры для самостоятельного поиска ответа на вечные вопросы бытия, стимулирует активное участие в решении судеб своей страны и современного мира.
Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины «Философия» является формирование у студентов базовой системы философских знаний, выработка философского способа мышления в отношении общей картины мира, сложных взаимосвязей жизненной реальности, ценностей человеческого существования, профессиональной деятельности. Задачи изучения дисциплины: - изучение философского наследия; - раскрытие сущности и содержания основных философских категорий,
- формирование философского мышления и мировоззрения; - формирование нравственных ценностных установок личности; - обучение использованию источников философской и научной мысли; - формирование навыков самостоятельной и коллективной работы студентов по философской тематике и проблематике; - обучение универсальному и критически-осмысляющему философскому подходу в восприятии и анализе явлений природы, общества, культуры, человеческой жизни и профессиональной деятельности; - овладение основами логики и методологии научного познания; - повышение общего уровня философской культуры.
В результате изучения дисциплины обучаемый должен иметь представление: - о месте и роли философии в жизни человека и общества; - о специфике философского знания; - о соотношение философии, религии и науки; - о концепциях и подходах крупнейших философов; - об основных категориях различных этапов развития философии; - об особенностях отечественной философии; - о «вечных вопросах» философии; - о проблематике современной философии; - о постановке фундаментальной проблемы назначения и смысла жизни человека; - о многообразие форм человеческого знания; - о соотношении знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности; - о духовных ценностях; - о роли социально-философских образов «будущего», «настоящего» и «прошлого» в общественных процессах; - о философском осмыслении глобальных проблем современности и путей их решения; - о роли философии в процессах устойчивого развития современного мира. знать: - предмет и функции философии; - исторические этапы и особенности развития философии; - основные направления философской мысли; - сущность и проблематику основных философских категорий; - основные проблемы современной философии; - роль научной рациональности в развитии общества;
- специфику и значение этических и эстетических ценностей в человеческой жизни; - формационную и цивилизационную концепции общественного развития; - характерные черты и особенности научно-технической революции и информационного общества; - роль философии в осмыслении и решении актуальных проблем современной цивилизации. уметь: - грамотно владеть философско-методологическим лексиконом; - предметно воспроизвести информацию по определенной философской тематике; - аналитически представить и обобщить конкретные явления по заданной преподавателем философской проблематике; - соотнести философский, религиозный, научный и повседневно-бытовой подходы к тождественным предметам рассмотрения, анализа и обобщения; - оценить роль и значение выдающихся философов, значимых философских направлений и концепций; - реконструировать содержание основных философских теорий; - грамотно и корректно прокомментировать ключевые положения основных философских доктрин; - аргументировано защищать свои взгляды и позиции; - самостоятельно осуществлять поиск ответов по проблемным вопросам философского знания. приобрести навыки: - диалектического и логического мышления; - владения философским категориальным аппаратом; - аналитического и системного подхода к осмыслению и оценке явлений природы, общества, культуры, человеческой жизни и профессиональной деятельности; - самостоятельной работы с основными видами философских и научных источников; - публичного выступления; - ведения дискуссии. Карта баллов
II. Материалы по каждой теме
Тема 1. Предмет философии. Вопросы темы: Вопрос 1. Рождение философии. Вопрос 2. Основные подходы к определению предмета философии. Вопрос 3. Специфика философского знания. Цели и задачи изучения темы: Цель изучения темы: Формирование исходных представлений о причинах появления, предмете и специфики философии
Задачи изучения темы: 1. Раскрытие сущности и содержания основных философских категорий по данной теме. 2. Формирование навыков философского мышления. 3. Выявление универсальности философского подхода.
Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях: философия, мифология, онтология, антропология, этика, эстетика, гносеология, способ мышления Теоретический материал по теме. Вопрос 1. Рождение философии. Философия - однаиз самых древних областей человеческого знания, она возникла около 2,5 тысячи лет назад. Это - примерный возраст относительно зрелой человеческой цивилизации. Появление философии было связано с разложением мифологического сознания, существовавшего в родовом обществе, накоплением определенной суммы знаний о мире и развитием абстрактного мышления. Мифология сформировала мировоззрение, в котором отражаются в чувственно-наглядной форме фантастические образы действительности (боги, легендарные герои, знаковые события), с помощью которых человек пытался обобщить и объяснить природные и социальные явления. На смену фантастическому отражению действительности приходит принципиально новое отношение человека к миру - его сознательное, рациональное освоение: появляется философское мышление. По авторитетному мнению выдающегося историка философии Карла Ясперса (1883-1969), первые философские школы возникли более или менее одновременно и независимо друг от друга в древних культурах Индии, Китая и Греции. И это примечательно: там, где человечество достигает определенного уровня развития, люди переходят на новую более высокую ступень освоения мира, к его философскому пониманию, без которого невозможно дальнейшее развитие духовной культуры и появление конкретных наук. Сам понятие «философия» возникло в античности (В Древней Греции). В переводе с греческого, философия – это любовь к мудрости (phileo –«люблю», Sophia – «мудрость»). Мудрость же древние греки понимали как универсальное и совершенное знание - т.е. знание наиболее полное и глубокое, а также благоразумие в человеческих поступках. Однако это первое определение философии во все последующие эпохи постоянно дополнялось, конкретизировалось, изменялось. Каковы же современные представления о философии?
Изучение любой дисциплины начинается с определенияее предмета, но достаточное и конкретное знание об этом предмете возникает только в результате полного освоения данной науки. Как известно, предметом науки является та область действительности, которую она исследует. Что же является предметом философии? Этот вопрос обсуждался на протяжении всей истории философской мысли и сегодня остается дискуссионным (вызывающим споры). Почему же трудно определить предмет философии? Это связано не с недостатком, а скорее с достоинством философского знания, его постоянным развитием, обновлением, проникновением во все новые и новые области человеческого бытия. Предмет философии никогда не оставался неизменным - с развитием цивилизации, духовной и материальной культуры человечества возникали новые сферы философских исследований. Ярким примером является эволюция античной философии. Она возникает как натурфилософия, устремленная к познанию первопричин возникновения природы. Затем, начиная от софистов и Сократа, ее предметом становится человек, позже появляются философские системы Платона и Аристотеля, в которых рассматриваются и природа, и человек, и проблемы познания, и формы организации общественной жизни. Таким образом, история философии - это, прежде всего, изменение, развитие ее предмета. Именно в связи с изменением предмета философии возникают проблемы в его определении: каждая философская школа стремится выделить свою область для философского исследования, и имеет, как правило, свое представление о предмете философии. Вопрос 2. Основные подходы к определению предмета философии. Какие же основные подходы существуют к определению предмета философии? В этой связи, систематизируем различные определения предмета философии и выделим различные подходы к его пониманию: · онтологический (от греч. ontos – «сущее», logos - «учение») - философия как система универсальных, общих представлений о мире. Это наиболее распространенное определение философии, встречающееся в трудах известных философов: Аристотеля, Спинозы, Гольбаха, Гегеля и др. Понятие «мир» в данном определении используется в предельно широком объеме - как мир природы, человека, общества. Примером такого определения философии может служить высказывание Аристотеля о том, что философия - это наука, исследующая первые начала и причины;
· антропологический (от греч. antropos – «человек», logos - «учение») - основным предметом философии является человек. Он берет свое начало от древнегреческих софистов, которые рассматривали человека как меру всех вещей, как центр, вокруг которого возникают все другие проблемы бытия в мире. Поэтому, не познав человека нельзя познать окружающий его мир. Существенную роль в развитии антропологического взгляда на предмет философии сыграла христианская религия, выдвинувшая человеко-центристскую идею земной жизни, в которой человек рассматривается как венец творения, а Земля как обустроенная Богом обитель для его существования. Философская антропология представлена в трудах Л. Фейербаха, К Лоренца, Н. Бердяева, С. Франка, Н. Лосского и др.; · этический (от греч. ethos – «нрав», «обычай») - философия как наука о добре и зле, как жизненная мудрость, жизнепонимание. Такой подход к пониманию философии характерен для Сократа, Эпикура, Монтеня, Канта, современной религиозной и экзистенциалистской философии. С точки зрения философии морали - центральной проблемой человеческого знания является нравственность, ибо без нее все происходящее в мире человеческой ценности не имеет. Как утверждал французский философ эпохи Возрождения М. Монтень, «человеку, не познавшему что такое добро все другие науки бесполезны»; · эстетический (от греч. aisthetikos – «чувствующий») - философия как наука о красоте, преодолевающей мораль (этику). Ключевыми здесь являются категории «прекрасное» и «безобразное», и все жизненные формы и проявления (как в природе, так и в обществе) оцениваются с позиций этих понятий. Яркими представителями эстетического подхода в философии являются К. Леонтьев и Ф. Ницше. Оба философа, например, считали, что современное западное общество – более морально по сравнению со Средневековьем, но эстетически - «безобразно» (отсутствие «героического», диктатура мещанства, усредненность и понижение человеческих качеств и т.д.). · гносеологический (от греч. gnosis – «знание», logos - «учение») - философия как теория познания, основной задачей которой является исследование логики и языка науки. Этот взгляд на предмет философии характерен для позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер), неопозитивизма, постпозитивизма. · мировоззренческий - философия как мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир. Таковы основные подходы к пониманию предмета философии. Каждый изних является важнейшей характеристикой этого предмета, но не исчерпывает его содержание полностью. Попытка ограничить философию какой-либо одной областью исследования всегда оказывалась несостоятельной. Мир философии в определенном смысле безграничен, философская мысль стремится проникнуть и в тайны Вселенной, и в сущность человеческого бытия. «Постичь то, что есть - вот в чем задача философии» - писал Гегель. Итак, предметом философии может быть и мир в целом, и отдельные стороны человеческого бытия. Об этом достаточно убедительно свидетельствует многообразие философских систем, школ и направлений. И все-таки можно выделить три важнейших признака присущие предмету философии: 1). изменчивость на протяжении всей истории развития философской мысли (релятивность); 2) универсальность, «включенность» в предмет философии всего мира человеческого бытия; 3) фундаментальность, основательность проблем, составляющих предмет философии.
Вопрос 3. Специфика философского знания. Попытаемся разобраться:достаточно ли указать на предмет философии, чтобы выяснить ее своеобразие и уникальность? Нет, предмет философии указывает лишь на область ее исследований, но не раскрывает в полной мере специфику этого учения. Для более обстоятельной характеристики философии обратим внимание на характер философских знаний, способ философского мышления и духовно-практическую направленность философии. Во-первых, философия представляет собой систему предельно широких и глубоких знаний о мире. Все науки устремлены к истине, и каждая из них открывает свою истину. Но философия, как писал средневековый философ Фома Аквинский, «есть знание не какой угодно истины, а той истины, которая есть источник всякой истины и которая относится к первоначалу бытия». Действительно, философами стали называть тех людей, которые начали рассуждать о том, как возник мир, как он устроен, какое место в нем человека, в чем сущность и смысл его бытия. Эра философствования началась с выяснения вопроса о началах бытия, с осознания того, что лежит в основе всего сущего. Список семи мудрецов Древней Греции возглавлял Фалес - родоначальник европейской философии, который первый поставил вопрос о первопричине мира. Знание первопричин - это знание общего, в том смысле, что из этого знания вытекают все другие представления о мире. Нужны ли такого рода знания? Во все времена было немало людей скептически относившихся к такой цели познания мира. Однако, как верно заметил Аристотель, «научить более способна та наука, которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой веши», но и познать это наиболее общее труднее всего для человека, «ибо оно дальше всего от чувственного восприятия». Следует обратить внимание на то, какой смысл в философии придается понятию «предельно широкие и глубокие знания». Это знания не только о первоосновах мира и человеческого бытия. Можно подумать, что философия только и учит о первоначалах сущего, которые, кстати, и не даны нам в опыте и так далеки от реальной человеческой жизни, с ее повседневными заботами и проблемами, что могут и не вызывать особого интереса у значительной части людей. Как говорил один из героев Хемингуэя: «Мне все равно, что такое мир. Все, что я хочу знать, это - как в нем жить. Пожалуй, если додуматься, как в нем жить, тем самым поймешь, каков он». Понятие «предельно широкие и глубокие знания» касается не только мира или человеческого бытия в целом. Нет, оно имеет отношение к любой исследуемой в философском ключе проблеме. Скажем - проблеме человека: ее изучают многие дисциплины - антропология, психология, медицина и т.д. Философский, т.е. предельно широкий и глубокий взгляд на проблему человека, связан с анализом его сущности, соотношения в нем биологического и социального, сознательного и бессознательного, с выяснением смысла человеческого бытия; это и есть самый глубокий и широкий взгляд на понимание человека. Даже такие интимные состояния человеческого духа как любовь, забота, страх и т.п. исследуются в философии с предельно глубоких и общих позиций, в контексте с сущностью человека, его бытия, социальной средой, в которой он существует. Во-вторых, философия не только система универсальных знаний о мире и человеке, но и особый способ мышления, его так и принято называть философским мышлением. Это мышление стремится не к утилитарному, прагматическому освоению мира, а к постижению смысла жизни, истинной сути вещей, тайны мира и человека. Нередко говорят: «это философский вопрос», «философская картина» или «философское произведение», имея в виду, что в них отражаются проблемы, связанные со смыслом и истиной бытия. В искусстве философское мышление присуще великим писателям и художникам. У Поль Гогена есть картина с символичным для человечества названием: «Кто мы? Откуда мы? И куда мы идем?» Вся история философии - от древних Вед до современности - это поиск ответа на этот сакраментальный вопрос. Специфика философского мышления связана, прежде всего, с выделением в исследуемом материале фундаментальных человеческих проблем: чтобы не изучала философская мысль, в ее эпицентре всегда находится человек и его бытие. В философии мир рассматривается как мир бытия человека, включающего в себя мир природы, социальные условия жизни человека, его духовную культуру. Историю философия объясняет как историю человека - в контексте изменяющихся времен, как человеческие судьбы, сопричастные к историческим процессам и играющие в них активную роль. Любой вопрос приобретает философский смысл только тогда, когда он спроецирован на человека, смысл его существования и мир его бытия. В-третьих, отличительной особенностью философии является ее морально-этическая (духовно-практическая) направленность. Философия не просто мировоззрение или наука - это и искусство жить разумно, в согласии с природой человека и окружающего его мира. Любая более или менее развитая философская система включает в себя этику - учение о нравственной жизни, мудрости. Ее значение ярко выразил Р. Декарт: «Под последней (этикой) я разумею высочайшую и совершеннейшую науку о нравах; она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости. Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов его ветвей, то и особая полезность философии зависит от тех его частей, которые могут быть изучены только под конец». Для философии характерна и органическая связь с природой и сущностью самого человека. О философии можно сказать словами Ф. Ницше: она человечна, слишком человечна. В основе философии лежат два естественных человеческих свойства - способность к удивлению и размышлению. На эти естественные, сугубо человеческие источники возникновения философии указывали многие философы. Так, Аристотель считал, что не стремление к выгоде, а именно удивление побуждает людей философствовать, а известный английский философ Т. Гоббс писал, что «философия - это естественный разум, данный каждому человеку от рождения, ибо каждый в известной степени рассуждает о каких-нибудь вещах». Философию нельзя ни выдумать, ни отменить; ее появление, можно сказать, запрограммировано самой природой и сущностью человека. Человек выделился из животного мира благодаря двум своим способностям - создавать орудия труда и абстрактному мышлению. Развитие абстрактного мышления неизбежно приводит к знаниям общего характера, выяснению сущности и идеи вещей, т.е. к появлению философских знаний. Философия - это высшая ступень развития абстрактного мышления, его истина и зрелость. Для выяснения специфики философии немаловажное значение имеет понимание вопроса о соотношении философии с наукой, религией и искусством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|