Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 1. Рождение философии.




ИНТЕРНЕТ-КУРС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

I. Аннотация к дисциплине

Дисциплина «Философия» входит в состав цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Данная дисциплина посвящена изучению базовых философских категорий, истории и структуре философского мышления и познания, способствует формированию мировоззрения и ценностных установок личности, является исходной теоретической и методологической основой для получения и осмысления знаний по другим социальным, гуманитарным, экономическим и специализированным дисциплинам. Философия имеет универсальный и интегральный характер обобщающего и систематизирующего знания о явлениях природы, общества, культуры, человеческой жизни и деятельности. Дополняя и завершая любое специальное образование, философия помогает будущему специалисту сформировать необходимые предпосылки осознанного самоопределения в жизни, дает ориентиры для самостоятельного поиска ответа на вечные вопросы бытия, стимулирует активное участие в решении судеб своей страны и современного мира.

 

 

Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины «Философия» является формирование у студентов базовой системы философских знаний, выработка философского способа мышления в отношении общей картины мира, сложных взаимосвязей жизненной реальности, ценностей человеческого существования, профессиональной деятельности.

Задачи изучения дисциплины:

- изучение философского наследия;

- раскрытие сущности и содержания основных философских категорий,

- формирование философского мышления и мировоззрения;

- формирование нравственных ценностных установок личности;

- обучение использованию источников философской и научной мысли;

- формирование навыков самостоятельной и коллективной работы студентов по философской тематике и проблематике;

- обучение универсальному и критически-осмысляющему философскому подходу в восприятии и анализе явлений природы, общества, культуры, человеческой жизни и профессиональной деятельности;

- овладение основами логики и методологии научного познания;

- повышение общего уровня философской культуры.

 

В результате изучения дисциплины обучаемый должен

иметь представление:

- о месте и роли философии в жизни человека и общества;

- о специфике философского знания;

- о соотношение философии, религии и науки;

- о концепциях и подходах крупнейших философов;

- об основных категориях различных этапов развития философии;

- об особенностях отечественной философии;

- о «вечных вопросах» философии;

- о проблематике современной философии;

- о постановке фундаментальной проблемы назначения и смысла жизни человека;

- о многообразие форм человеческого знания;

- о соотношении знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности;

- о духовных ценностях;

- о роли социально-философских образов «будущего», «настоящего» и «прошлого» в общественных процессах;

- о философском осмыслении глобальных проблем современности и путей их решения;

- о роли философии в процессах устойчивого развития современного мира.

знать:

- предмет и функции философии;

- исторические этапы и особенности развития философии;

- основные направления философской мысли;

- сущность и проблематику основных философских категорий;

- основные проблемы современной философии;

- роль научной рациональности в развитии общества;

- специфику и значение этических и эстетических ценностей в человеческой жизни;

- формационную и цивилизационную концепции общественного развития;

- характерные черты и особенности научно-технической революции и информационного общества;

- роль философии в осмыслении и решении актуальных проблем современной цивилизации.

уметь:

- грамотно владеть философско-методологическим лексиконом;

- предметно воспроизвести информацию по определенной философской тематике;

- аналитически представить и обобщить конкретные явления по заданной преподавателем философской проблематике;

- соотнести философский, религиозный, научный и повседневно-бытовой подходы к тождественным предметам рассмотрения, анализа и обобщения;

- оценить роль и значение выдающихся философов, значимых философских направлений и концепций;

- реконструировать содержание основных философских теорий;

- грамотно и корректно прокомментировать ключевые положения основных философских доктрин;

- аргументировано защищать свои взгляды и позиции;

- самостоятельно осуществлять поиск ответов по проблемным вопросам философского знания.

приобрести навыки:

- диалектического и логического мышления;

- владения философским категориальным аппаратом;

- аналитического и системного подхода к осмыслению и оценке явлений природы, общества, культуры, человеческой жизни и профессиональной деятельности;

- самостоятельной работы с основными видами философских и научных источников;

- публичного выступления;

- ведения дискуссии.

Карта баллов

    Наименование дисциплины   Задания текущего контроля успеваемости   Всего баллов   Форма итогового контроля
Тестирование Практикум Опрос
Аудитор. Виртуальный кампус Аудитор. Виртуальный кампус Аудитор.
Философия             Экзамен

 


 

II. Материалы по каждой теме

 

Тема 1. Предмет философии.

Вопросы темы:

Вопрос 1. Рождение философии.

Вопрос 2. Основные подходы к определению предмета философии.

Вопрос 3. Специфика философского знания.

Цели и задачи изучения темы:

Цель изучения темы: Формирование исходных представлений о причинах появления, предмете и специфики философии

 

Задачи изучения темы:

1. Раскрытие сущности и содержания основных философских категорий по данной теме.

2. Формирование навыков философского мышления.

3. Выявление универсальности философского подхода.

 

Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:

философия, мифология, онтология, антропология, этика, эстетика, гносеология, способ мышления

Теоретический материал по теме.

Вопрос 1. Рождение философии.

Философия - однаиз самых древних областей человеческого знания, она возникла около 2,5 тысячи лет назад. Это - примерный возраст относительно зрелой человеческой цивилизации. Появление философии было связано с разложением мифологического сознания, существовавшего в родовом обществе, накоплением определенной суммы знаний о мире и развитием абстрактного мышления. Мифология сформировала мировоззрение, в котором отражаются в чувственно-наглядной форме фантастические образы действительности (боги, легендарные герои, знаковые события), с помощью которых человек пытался обобщить и объяснить природные и социальные явления. На смену фантастическому отражению действительности приходит принципиально новое отношение человека к миру - его сознательное, рациональное освоение: появляется философское мышление.

По авторитетному мнению выдающегося историка философии Карла Ясперса (1883-1969), первые философские школы возникли более или менее одновременно и независимо друг от друга в древних культурах Индии, Китая и Греции. И это примечательно: там, где человечество достигает определенного уровня развития, люди переходят на новую более высокую ступень освоения мира, к его философскому пониманию, без которого невозможно дальнейшее развитие духовной культуры и появление конкретных наук.

Сам понятие «философия» возникло в античности (В Древней Греции). В переводе с греческого, философия – это любовь к мудрости (phileo –«люблю», Sophia – «мудрость»). Мудрость же древние греки понимали как универсальное и совершенное знание - т.е. знание наиболее полное и глубокое, а также благоразумие в человеческих поступках. Однако это первое определение философии во все последующие эпохи постоянно дополнялось, конкретизировалось, изменялось. Каковы же современные представления о философии?

Изучение любой дисциплины начинается с определенияее предмета, но достаточное и конкретное знание об этом предмете возникает только в результате полного освоения данной науки. Как известно, предметом науки является та область действительности, которую она исследует. Что же является предметом философии? Этот вопрос обсуждался на протяжении всей истории философской мысли и сегодня остается дискуссионным (вызывающим споры).

Почему же трудно определить предмет философии? Это связано не с недостатком, а скорее с достоинством философского знания, его постоянным развитием, обновлением, проникновением во все новые и новые области человеческого бытия. Предмет философии никогда не оставался неизменным - с развитием цивилизации, духовной и материальной культуры человечества возникали новые сферы философских исследований. Ярким примером является эволюция античной философии. Она возникает как натурфилософия, устремленная к познанию первопричин возникновения природы. Затем, начиная от софистов и Сократа, ее предметом становится человек, позже появляются философские системы Платона и Аристотеля, в которых рассматриваются и природа, и человек, и проблемы познания, и формы организации общественной жизни. Таким образом, история философии - это, прежде всего, изменение, развитие ее предмета. Именно в связи с изменением предмета философии возникают проблемы в его определении: каждая философская школа стремится выделить свою область для философского исследования, и имеет, как правило, свое представление о предмете философии.

Вопрос 2. Основные подходы к определению предмета философии. Какие же основные подходы существуют к определению предмета философии? В этой связи, систематизируем различные определения предмета философии и выделим различные подходы к его пониманию:

· онтологический (от греч. ontos – «сущее», logos - «учение») - философия как система универсальных, общих представлений о мире. Это наиболее распространенное определение философии, встречающееся в трудах известных философов: Аристотеля, Спинозы, Гольбаха, Гегеля и др. Понятие «мир» в данном определении используется в предельно широком объеме - как мир природы, человека, общества. Примером такого определения философии может служить высказывание Аристотеля о том, что философия - это наука, исследующая первые начала и причины;

· антропологический (от греч. antropos – «человек», logos - «учение») - основным предметом философии является человек. Он берет свое начало от древнегреческих софистов, которые рассматривали человека как меру всех вещей, как центр, вокруг которого возникают все другие проблемы бытия в мире. Поэтому, не познав человека нельзя познать окружающий его мир. Существенную роль в развитии антропологического взгляда на предмет философии сыграла христианская религия, выдвинувшая человеко-центристскую идею земной жизни, в которой человек рассматривается как венец творения, а Земля как обустроенная Богом обитель для его существования. Философская антропология представлена в трудах Л. Фейербаха, К Лоренца, Н. Бердяева, С. Франка, Н. Лосского и др.;

· этический (от греч. ethos – «нрав», «обычай») - философия как наука о добре и зле, как жизненная мудрость, жизнепонимание. Такой подход к пониманию философии характерен для Сократа, Эпикура, Монтеня, Канта, современной религиозной и экзистенциалистской философии. С точки зрения философии морали - центральной проблемой человеческого знания является нравственность, ибо без нее все происходящее в мире человеческой ценности не имеет. Как утверждал французский философ эпохи Возрождения М. Монтень, «человеку, не познавшему что такое добро все другие науки бесполезны»;

· эстетический (от греч. aisthetikos – «чувствующий») - философия как наука о красоте, преодолевающей мораль (этику). Ключевыми здесь являются категории «прекрасное» и «безобразное», и все жизненные формы и проявления (как в природе, так и в обществе) оцениваются с позиций этих понятий. Яркими представителями эстетического подхода в философии являются К. Леонтьев и Ф. Ницше. Оба философа, например, считали, что современное западное общество – более морально по сравнению со Средневековьем, но эстетически - «безобразно» (отсутствие «героического», диктатура мещанства, усредненность и понижение человеческих качеств и т.д.).

· гносеологический (от греч. gnosis – «знание», logos - «учение») - философия как теория познания, основной задачей которой является исследование логики и языка науки. Этот взгляд на предмет философии характерен для позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер), неопозитивизма, постпозитивизма.

· мировоззренческий - философия как мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир.

Таковы основные подходы к пониманию предмета философии. Каждый изних является важнейшей характеристикой этого предмета, но не исчерпывает его содержание полностью. Попытка ограничить философию какой-либо одной областью исследования всегда оказывалась несостоятельной. Мир философии в определенном смысле безграничен, философская мысль стремится проникнуть и в тайны Вселенной, и в сущность человеческого бытия. «Постичь то, что есть - вот в чем задача философии» - писал Гегель.

Итак, предметом философии может быть и мир в целом, и отдельные стороны человеческого бытия. Об этом достаточно убедительно свидетельствует многообразие философских систем, школ и направлений. И все-таки можно выделить три важнейших признака присущие предмету философии:

1). изменчивость на протяжении всей истории развития философской мысли (релятивность);

2) универсальность, «включенность» в предмет философии всего мира человеческого бытия;

3) фундаментальность, основательность проблем, составляющих предмет философии.

 

Вопрос 3. Специфика философского знания. Попытаемся разобраться:достаточно ли указать на предмет философии, чтобы выяснить ее своеобразие и уникальность?

Нет, предмет философии указывает лишь на область ее исследований, но не раскрывает в полной мере специфику этого учения. Для более обстоятельной характеристики философии обратим внимание на характер философских знаний, способ философского мышления и духовно-практическую направленность философии.

Во-первых, философия представляет собой систему предельно широких и глубоких знаний о мире. Все науки устремлены к истине, и каждая из них открывает свою истину. Но философия, как писал средневековый философ Фома Аквинский, «есть знание не какой угодно истины, а той истины, которая есть источник всякой истины и которая относится к первоначалу бытия». Действительно, философами стали называть тех людей, которые начали рассуждать о том, как возник мир, как он устроен, какое место в нем человека, в чем сущность и смысл его бытия. Эра философствования началась с выяснения вопроса о началах бытия, с осознания того, что лежит в основе всего сущего. Список семи мудрецов Древней Греции возглавлял Фалес - родоначальник европейской философии, который первый поставил вопрос о первопричине мира. Знание первопричин - это знание общего, в том смысле, что из этого знания вытекают все другие представления о мире. Нужны ли такого рода знания? Во все времена было немало людей скептически относившихся к такой цели познания мира. Однако, как верно заметил Аристотель, «научить более способна та наука, которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой веши», но и познать это наиболее общее труднее всего для человека, «ибо оно дальше всего от чувственного восприятия».

Следует обратить внимание на то, какой смысл в философии придается понятию «предельно широкие и глубокие знания». Это знания не только о первоосновах мира и человеческого бытия. Можно подумать, что философия только и учит о первоначалах сущего, которые, кстати, и не даны нам в опыте и так далеки от реальной человеческой жизни, с ее повседневными заботами и проблемами, что могут и не вызывать особого интереса у значительной части людей. Как говорил один из героев Хемингуэя: «Мне все равно, что такое мир. Все, что я хочу знать, это - как в нем жить. Пожалуй, если додуматься, как в нем жить, тем самым поймешь, каков он». Понятие «предельно широкие и глубокие знания» касается не только мира или человеческого бытия в целом. Нет, оно имеет отношение к любой исследуемой в философском ключе проблеме. Скажем - проблеме человека: ее изучают многие дисциплины - антропология, психология, медицина и т.д. Философский, т.е. предельно широкий и глубокий взгляд на проблему человека, связан с анализом его сущности, соотношения в нем биологического и социального, сознательного и бессознательного, с выяснением смысла человеческого бытия; это и есть самый глубокий и широкий взгляд на понимание человека. Даже такие интимные состояния человеческого духа как любовь, забота, страх и т.п. исследуются в философии с предельно глубоких и общих позиций, в контексте с сущностью человека, его бытия, социальной средой, в которой он существует.

Во-вторых, философия не только система универсальных знаний о мире и человеке, но и особый способ мышления, его так и принято называть философским мышлением. Это мышление стремится не к утилитарному, прагматическому освоению мира, а к постижению смысла жизни, истинной сути вещей, тайны мира и человека. Нередко говорят: «это философский вопрос», «философская картина» или «философское произведение», имея в виду, что в них отражаются проблемы, связанные со смыслом и истиной бытия. В искусстве философское мышление присуще великим писателям и художникам. У Поль Гогена есть картина с символичным для человечества названием: «Кто мы? Откуда мы? И куда мы идем?» Вся история философии - от древних Вед до современности - это поиск ответа на этот сакраментальный вопрос.

Специфика философского мышления связана, прежде всего, с выделением в исследуемом материале фундаментальных человеческих проблем: чтобы не изучала философская мысль, в ее эпицентре всегда находится человек и его бытие. В философии мир рассматривается как мир бытия человека, включающего в себя мир природы, социальные условия жизни человека, его духовную культуру. Историю философия объясняет как историю человека - в контексте изменяющихся времен, как человеческие судьбы, сопричастные к историческим процессам и играющие в них активную роль. Любой вопрос приобретает философский смысл только тогда, когда он спроецирован на человека, смысл его существования и мир его бытия.

В-третьих, отличительной особенностью философии является ее морально-этическая (духовно-практическая) направленность. Философия не просто мировоззрение или наука - это и искусство жить разумно, в согласии с природой человека и окружающего его мира. Любая более или менее развитая философская система включает в себя этику - учение о нравственной жизни, мудрости. Ее значение ярко выразил Р. Декарт: «Под последней (этикой) я разумею высочайшую и совершеннейшую науку о нравах; она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости. Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов его ветвей, то и особая полезность философии зависит от тех его частей, которые могут быть изучены только под конец».

Для философии характерна и органическая связь с природой и сущностью самого человека. О философии можно сказать словами Ф. Ницше: она человечна, слишком человечна. В основе философии лежат два естественных человеческих свойства - способность к удивлению и размышлению. На эти естественные, сугубо человеческие источники возникновения философии указывали многие философы. Так, Аристотель считал, что не стремление к выгоде, а именно удивление побуждает людей философствовать, а известный английский философ Т. Гоббс писал, что «философия - это естественный разум, данный каждому человеку от рождения, ибо каждый в известной степени рассуждает о каких-нибудь вещах». Философию нельзя ни выдумать, ни отменить; ее появление, можно сказать, запрограммировано самой природой и сущностью человека. Человек выделился из животного мира благодаря двум своим способностям - создавать орудия труда и абстрактному мышлению. Развитие абстрактного мышления неизбежно приводит к знаниям общего характера, выяснению сущности и идеи вещей, т.е. к появлению философских знаний. Философия - это высшая ступень развития абстрактного мышления, его истина и зрелость.

Для выяснения специфики философии немаловажное значение имеет понимание вопроса о соотношении философии с наукой, религией и искусством.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...