Вопрос 2. Политическая сфера общества, ее основные элементы. Духовная сфера и ее структура, роль в обществе.
Политическая сфера как подсистема общества связана с регулятивной деятельностью людей, обеспечивающей согласованность и целостность социума. Эта сфера охватывает взаимоотношения между классами, нациями, другими социальными группами и общностями, центральным моментом которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти, т.е. отношение к государственной власти. Поскольку эти отношения строятся через определенные учреждения и организации, система учреждений (институтов), регулирующих отношения между социальными общностями с целью сохранения общественной структуры в интересах правящего класса и общества в целом, составляет политическую сферу (политическую систему). К ней относятся государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения, политические организации. В современной литературе существует более широкое понимание этой сферы, в которую включают политические отношения, политические институты и организации, политические действия и политическое сознание. Исторически первым и важнейшим политическим институтом, ядром политической системы является государство. Его возникновение обусловлено двумя основными причинами: 1) внутриобщественными противоречиями, связанными с разделением общества на противоположные классы; 2) общественными потребностями в выполнении общих дел, поддержании порядка, управлении.
Иначе говоря, государство имеет двойственную природу, что нашло свое проявление в двух рассмотренных ранее подходах (формационном и цивилизационном), и было бы неверно сводить сущность государства исключительно к насилию и подавлению эксплуатируемых, что особенно проявилось в марксизме.
Государств как формационный и цивилизационный институт имеет признаки и функции. Основные признаки государства: · наличие особого слоя людей, занятых управлением, т. е. аппарата чиновников, сбор налогов, издание законов; · публичная власть, т.е. органы политического принуждения (армия, полиция, суд, тюрьмы, разведка и т. д.); · территориальное деление общества на отдельные ячейки государственного управления, при помощи которых государственная власть охватывает своим влиянием все население страны. Государство выполняет целый ряд функций, которые представляют направления его деятельности и в которых прослеживается переплетение формационных и цивилизационных функций. Основными функциями государства являются: внутренняя (хозяйственно-экономическая, культурно-воспитательная, организа-ционная, и др.) и внешняя (защита интересов данного государства на международной арене, обеспечение обороны страны либо военная и политическая экспансия в отношении других государств и т.д.). Кроме государства важное место в политической сфере общества принадлежит партиям. Их социальной основой являются классы. Партии отражают в своей деятельности положение класса в обществе, его коренные интересы, всю систему его отношений с другими классами, организациями. Государство как ядро политического бытия общества различается «типом» и формой. Тип государства раскрывает его формационный смысл и определяется тем, какому классу (или классам) оно служит. Поэтому можно выделить три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное. Вопрос о социалистическом государстве как типе государства в современном обществознании остается дискуссионным. Один и тот же тип государства может существовать в различных формах. Форма государства – это способ организации, а также приемы и методы осуществления власти. Форма государства выражается:
· формой правления (указывает, кому принадлежит верховная власть в стране); существуют две разновидности формы правления: монархия и республика; · формой государственного устройства: подразделяется на унитарные, федерацию, конфедерацию; · политическим режимом, т.е. системой методов осуществления государственной власти, реальным состоянием демократических прав и свобод, отношением органов государственной власти к правовым основам их деятельности. С точки зрения политического режима государства могут представлять: а) демократию; б) диктатуру; в) тоталитарный режим; г) авторитарный режим. Анализ показывает неоднозначность понятия «форма» государства. Этот вывод имеет не только научную ценность, так как вопрос о форме государства – один из важнейших вопросов реальной политики. Вместе с тем категории «тип» и «форма» государства позволяют правильно сориентироваться при оценке того или иного государства, нацеливают на выявление его сущности и тенденций развития, обусловленных формационными и цивилизационными изменениями. Существенным моментом эволюции государства, обусловленной сменой цивилизационных этапов общества, является становление правового государства, в котором утвердилось верховенство закона и которое является предпосылкой развития гражданского общества, являющегося сферой реализации особенных, частных интересов отдельных индивидов. Духовная сфера общества. Духовная сфера как подсистема общества связана с производством, обменом и потреблением духовных, т.е. идейных ценностей – взглядов, теорий, концепций, принципов, образов, что отражено в понятии «общественное сознание». Эта сфера включает духовные потребности, духовную деятельность и созданные на этой основе духовные ценности, а также духовные отношения. Важнейшим элементом духовного бытия общества является общественное сознание, которое формируется как отражение социальной действительности. Но при этом общественное сознание имеет и внутреннюю логику развития, собственные законы функционирования, что говорит об отсутствии жесткой зависимости общественного сознания от общественного бытия.
Для общественного сознания характерны специфические особенности развития, проявляющиеся прежде всего в преемственности, в использовании достижений человеческой мысли предшествующих эпох. Оно может как отставать от общественного бытия, так и опережать его развитие. Различные формы общественного сознания – политические, правовые, религиозные и др. – оказывают влияние друг на друга. При этом одна из форм нередко выступает в качестве определяющей (религия в эпоху Средневековья). Наконец, общественное сознание оказывает активное влияние на общественную жизнь. Идеи, теоретические концепции, политические доктрины могут играть как прогрессивную, так и реакционную роль в развитии общества, ускорять его развитие, или, наоборот, вести к деградации и разрушению. При этом сознание влияет на развитие общества не само по себе, а через деятельность людей. Поэтому это влияние тем больше и заметнее, чем больше те или иные идеи, концепции, теории отвечают интересам людей и общества в целом. Общественное сознание обладает сложной структурой. В исследовании общественного сознания доминируют два подхода: гносеологический /выяснение того, что и как отражает общественное сознание/, выделяющий обыденны и уровень /стихийное отражение явлений повседневной жизни/ и теоретический /более глубокое отражение сущностных связей и отношений в виде системы идей, понятий. законов/, и социологический подход - выяснение роли общественного сознания в жизни людей/его функции/, выделяющий общественную психологию и идеологию. Общественная психология - несистематизированная, стихийно сложившаяся совокупность духовных образований /представлений, чувств, привычек и т.д./, отражает повседневные условия жизни людей и выполняет, главным образом, коммуникативную функцию. Идеология - это система взглядов, идей, выражающая коренные интересы различных, главным образом, больших социальных общностей, которая разрабатывается специалистами, идеологами и может быть прогрессивной, консервативной и реакционной.
Элементами структуры общественного сознания являются и его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, философское, научное сознание, отличающиеся друг от друга по объекту и способу отражения, по общественным потребностям и социальной роли, выполняемой в обществе. Начиная рассмотрение форм общественного сознания с науки, необходимо иметь в виду, что в современном мире наука - не только одна из форм общественного сознания, но и сложное многоплановое социальное явление, в основе которого лежит знание сущности и причин явлений, а также законов, действующих в объективной действительности и познании. Наука развивается на основе исторически определенных потребностей общества и используется в интересах человека и человечества. Науке присущи системность, целостность и логическая обоснованность выводов, а социальные функции ее сводятся к познавательной, объяснительной, прогностической, мировоззренческой и функции социальной памяти. Содержание политического сознания заключается в отражении /через систему программ, уставов и деклараций различных партий и общественных организаций/ экономических от ношен и истого или иного общества и их реализацию через отношение к власти, в центре которого стоит вопрос о государстве. Поэтому идеологическая функция политики, с одной стороны, служит узакониванию государственной власти, а с другой - оправданию различных актов социального возмущения. Являясь одним из моментов духовно-практической деятельности, политика теснейшим образом связана с правовой сферой общества, включающей правовое сознание и правовую деятельность как совокупность правовых взглядов, теорий, чувств; знание и реализацию правовых норм и их оценку, определяемую интересами и потребностями различных социальных слоев, в силу чего право является нормативной сферой жизнедеятельности общества, Другой регламентирующей сферой является одна из древнейших форм общественного сознания - мораль, понимаемая как совокупность норм, правил и принципов поведения, исторически выработанных обществом и реализующихся в практике поведения. Регулирование отношений между людьми мораль, в отличие от нрава, осуществляет благодаря общественному мнению. Содержание нравственных норм и категорий исторически изменчиво, но основные принципы и понятия морали заключают в себе и общечеловеческое, вечное начало /уважение к старшим, забота о детях и т.д./. Главные функции морали - регулятивная, оценочно-императивная и познавательная, но ей присущи также воспитательная, прогностическая и коммуникативная функции.
Особое место в обществе занимают эстетические отношения и эстетическая деятельность, наиболее концентрированным выражением которой является искусство - особая форма отражения и выражения жизни /природной и социальной действительности, внутреннего мира человека/ в форме художественных образов, представляющих собой единство объективного и субъективного /реальный мир в восприятии художника/; единичного и общего /неповторимость каждого образа и элемент собирательности, типичного в нем/; рационального и эмоционального /определенная информация через призму чувственных переживаний/. Однако создание произведения искусства -это лишь одна сторона эстетической деятельности, другая же, не менее важная сторона "бытия" произведения - это процесс его эстетического восприятия, чем и определяется главная функция искусства - эстетическая, наряду с которой оно выполняет и такие функции, как познавательная, воспитательная, идеологическая, коммуникативная. Огромную мировоззренческую роль в обществе исторически играла религия, основывающаяся на вере в сверхъестественное, господствующее над человеком и не подвластное ему. Как общественное явление религия имеет социальные /объективные факты общественной жизни/, гносеологические /стремление человека к познанию и объяснению окружающего мира/ и психологические /отрицательные эмоции и переживания человека, неудовлетворенность реальной жизнью/ корни и включает религиозное сознание, представленное религиозной психологией и религиозной идеологией, и религиозную деятельность, объединяющую религиозные действия и религиозные институты. Главными функциями религии наряду с мировоззренческой, являются миротворческая, иллюзорно-компенсаторная, идеологическая, воспитательная и коммуникативная.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|