Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Схема геохронологии третичного и четвертичного периодов




(по Е.Л.Хрисанфовой, И.В.Перевозчикову, 1991)

Эра   Период   Эпоха   Возраст (в млн. лет)  
КАЙНОЗОЙ   четвертичный (антропоген)   голоцен (геологическая современность)   0.01  
третичный   неоген   плейстоцен   2(0.75 — 3.5)  
плиоцен   5(5-10)  
миоцен   22(22 — 27)  
палеоген   олигоцен   37 (36 — 38)  
эоцен   55(52 — 58)  
палеоцен   65(62 — 67)  

Так же, как природа плейстоцена не имеет современных аналогов, куль­тура человека каменного века не сопоставима ни с одной из современных культур. Поэтому наши представления о ней являются результатом двой­ной экстраполяции: определение функций орудий и границ их примене­ния, затем моделирование деятельности человека в определенной среде обитания с определенным набором орудий.

В эпоху палеолита наиболее массовыми артефактами были каменные орудия. В ранние периоды палеолита орудия были так грубо обработаны и так мало отличались от природных каменных обломков, что вырабо­тался определенный свод критериев, по которым артефакт отличается от природного обломка камня. Эти критерии следующие:

1. нахождение орудия, как правило, связано с культурным слоем;

2. наличие не единственного экземпляра, а серии орудий;

3. отличие формы орудия от форм окружающих камней;

4. правильность огранения камня, соблюдение определенного поряд­ка последовательности сколов;

5. наличие ударного бугорка близ точки удара и волнистость, расхо­дящаяся от него, раковистый излом близ точки удара, иногда (при очень резком сильном ударе) следы выкрашивания чешуек кремня;

6. поверхность орудий (как и природных камней) обычно покрыта патиной — окисленная поверхность камня выглядит более темной, чем его сколы. Различия в цвете поверхности камня и сколов также являются ин­дикатором искусственной обработки камня.

Археолог ставит перед собой цель реконструкции образа жизни и быта, экономической и социальной организации, региональной и временной специфики человеческих обществ прошлого. Собственно артефакт не со­держит этой информации. Сведения об артефактах обобщаются в понятие археологической культуры с учетом следующих факторов:

1. установление и статистическая оценка общего состава инвентаря: обломки, оббитые гальки, первичные сколы, осколки, нуклеусы, нуклевид-ные обломки, отщепы, пластины, чешуйки, орудия;

2. установление техники расщепления камня и его вторичной обработ­ки — намеренное рассечение, оббивка, подтеска, ретушь;

3. типология инвентаря: скребла, скребки, резцы, долотовидные, зуб­чато-выемчатые орудия и другие.

На основе этих данных определяется функциональная и культурная спе­цифика археологического памятника — принадлежность к определенной эпохе, историко-культурной области, локально-хронологическому вариан­ту культуры, пути и линии развития, индустриальному стволу и т. п. Основ­ные критерии выделения культуры — это хозяйственная специфика памят­ника в целом и его частей, наличие сложных и специфических типов изде­лий, отличающихся от стандартного набора, и мелкие детали оформления, не связанные напрямую с функцией. Кроме орудий древнего человека архео­логи изучают другие базовые элементы человеческой культуры: жилища и поселения, мастерские и места добычи сырья, погребения и могильники, сви­детельства обрядово-ритуальной деятельности, украшения и факты искус­ства. Обобщенный археологический материал затем служит для интерпре-


II. Геохронологическое членение четвертичного периода

(по П.И.Борисковскому, 1977)

Абсолют­ный возраст (в тыс. лет)   Эпохи четвертичного периода   Основные ступени (по И.К.Ивановой, 1965)   Основные ступени (по Oakley, 1969)  
10 80 200 500 600 900 1000-1400 3000-3500   Голоцен  
Вюрм   Верхний плейстоцен   Верхний плейстоцен  
Рисс-вюрм  
Рисе   Средний плейстоцен   Средний плейстоцен  
Миндель-рисс  
Миндель   Нижний плейстоцен  
Гюнц - миндель  
Гюнц Верхний виллафранк   Верхний эоплейстоцен   Нижний плейстоцен  
Дунай Нижний виллафранк   Нижний эоплейстоцен  

Ш. Основные археологические подразделения палеолита и их сопоставление с подразделением четвертичного периода

(по П.И.Борисковскому, 1977)

Эпохи четвертичного периода (в тысячах лет)   Абсолютный возраст (в тысячах лет)   Периоды и эпохи палеолита    
вюрм   10 10 35 ~80 =100 =150   поздний палеолит    
рисс-вюрм   н s ч 0 U ч ев С «я X т и Р. Ч   мустье    
рисе   поздний и средний ашель    
миндель - рисе   -400    
-500   древний ашель (аббевиль, шелль)    
миндель   *j\j\j    
гюнц - миндель   =900 1000-1400 =2600 3000-3500    
олдувай (дошелль)    
гюнц    
дунай    
     
неоген    

тации его в плане антропологии, построения гипотез об эволюции интел­лекта первобытного человека, особенностях его поведения, общественной организации и различных проявлений духовной жизни.

Эпохи и периоды культуры в археологии принято называть по наиме­нованию того памятника, для которого эта культура наиболее типична или впервые описана. Например, олдувай, мустье, шатель перрон, магле-мозе и другие.

О развитии духовной культуры, языка, магических и ритуальных прак­тик, мировосприятии людей глубокой древности судят по косвенным сви­детельствам. Часто ключом для понимания какого-либо культурного фе­номена прошлого служит расшифровка смысла обычаев современных на­родов дописьменной культуры. С развитием этологии антропологи стали внимательнее относиться к поведенческим стереотипам и проявлениям пси­хических атавизмов. Все большее место в антропологии начинают зани­мать психологические методы и объяснение антропологических феноме­нов с позиции психологии.

Резюме

Человек — существо надприродное, представляет собой итог как биоло­гической, так и социальной эволюции. Изучение человека методами ес­тественных наук дает ограниченное, неполное, фрагментарное знание. Также невозможно получить исчерпывающую картину становления и бытия человека методами только гуманитарных наук. Адекватный ме­тодологический подход к изучению человека вырабатывается путем объе­динения методов разных наук, прежде всего, эволюционной биологии и археологии, но так же — этологии, этнографии, социологии. Базой ин­теграции знаний о человеке в описательной антропологии служит фило­софия, предлагающая развитой категориальный аппарат, диалектичес­кий метод и системный подход. Объясняющая антропология опирается на методы физиологии, психологии и генетики.

Вопросы для самопроверки

1.

. Каковы методологические основы антропологии?

2. Определить понятие биологическая система и филогения?

3. Что дает для изучения человека знание биологической систематики?

4. Охарактеризуйте известные Вам формы естественного отбора.

5. Каковы хромосомные механизмы эволюции приматов?

6. Возможности и ограничения методов датирования в археологии.

7. Начертить схему геохронологической периодизации четвертично­го периода.

8. Сопоставить геологические подразделения четвертичного периода с археологическими эпохами палеолита.

9. Каковы признаки отличий артефактов от природных обломков кам­ней?

10. Какие антропологические проблемы помогает решить археология?

2-3350


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...