I. Схема геохронологии третичного и четвертичного периодов
(по Е.Л.Хрисанфовой, И.В.Перевозчикову, 1991)
Так же, как природа плейстоцена не имеет современных аналогов, культура человека каменного века не сопоставима ни с одной из современных культур. Поэтому наши представления о ней являются результатом двойной экстраполяции: определение функций орудий и границ их применения, затем моделирование деятельности человека в определенной среде обитания с определенным набором орудий. В эпоху палеолита наиболее массовыми артефактами были каменные орудия. В ранние периоды палеолита орудия были так грубо обработаны и так мало отличались от природных каменных обломков, что выработался определенный свод критериев, по которым артефакт отличается от природного обломка камня. Эти критерии следующие: 1. нахождение орудия, как правило, связано с культурным слоем; 2. наличие не единственного экземпляра, а серии орудий; 3. отличие формы орудия от форм окружающих камней; 4. правильность огранения камня, соблюдение определенного порядка последовательности сколов; 5. наличие ударного бугорка близ точки удара и волнистость, расходящаяся от него, раковистый излом близ точки удара, иногда (при очень резком сильном ударе) следы выкрашивания чешуек кремня; 6. поверхность орудий (как и природных камней) обычно покрыта патиной — окисленная поверхность камня выглядит более темной, чем его сколы. Различия в цвете поверхности камня и сколов также являются индикатором искусственной обработки камня.
Археолог ставит перед собой цель реконструкции образа жизни и быта, экономической и социальной организации, региональной и временной специфики человеческих обществ прошлого. Собственно артефакт не содержит этой информации. Сведения об артефактах обобщаются в понятие археологической культуры с учетом следующих факторов: 1. установление и статистическая оценка общего состава инвентаря: обломки, оббитые гальки, первичные сколы, осколки, нуклеусы, нуклевид-ные обломки, отщепы, пластины, чешуйки, орудия; 2. установление техники расщепления камня и его вторичной обработки — намеренное рассечение, оббивка, подтеска, ретушь; 3. типология инвентаря: скребла, скребки, резцы, долотовидные, зубчато-выемчатые орудия и другие. На основе этих данных определяется функциональная и культурная специфика археологического памятника — принадлежность к определенной эпохе, историко-культурной области, локально-хронологическому варианту культуры, пути и линии развития, индустриальному стволу и т. п. Основные критерии выделения культуры — это хозяйственная специфика памятника в целом и его частей, наличие сложных и специфических типов изделий, отличающихся от стандартного набора, и мелкие детали оформления, не связанные напрямую с функцией. Кроме орудий древнего человека археологи изучают другие базовые элементы человеческой культуры: жилища и поселения, мастерские и места добычи сырья, погребения и могильники, свидетельства обрядово-ритуальной деятельности, украшения и факты искусства. Обобщенный археологический материал затем служит для интерпре- II. Геохронологическое членение четвертичного периода (по П.И.Борисковскому, 1977)
Ш. Основные археологические подразделения палеолита и их сопоставление с подразделением четвертичного периода (по П.И.Борисковскому, 1977)
тации его в плане антропологии, построения гипотез об эволюции интеллекта первобытного человека, особенностях его поведения, общественной организации и различных проявлений духовной жизни. Эпохи и периоды культуры в археологии принято называть по наименованию того памятника, для которого эта культура наиболее типична или впервые описана. Например, олдувай, мустье, шатель перрон, магле-мозе и другие. О развитии духовной культуры, языка, магических и ритуальных практик, мировосприятии людей глубокой древности судят по косвенным свидетельствам. Часто ключом для понимания какого-либо культурного феномена прошлого служит расшифровка смысла обычаев современных народов дописьменной культуры. С развитием этологии антропологи стали внимательнее относиться к поведенческим стереотипам и проявлениям психических атавизмов. Все большее место в антропологии начинают занимать психологические методы и объяснение антропологических феноменов с позиции психологии.
Резюме Человек — существо надприродное, представляет собой итог как биологической, так и социальной эволюции. Изучение человека методами естественных наук дает ограниченное, неполное, фрагментарное знание. Также невозможно получить исчерпывающую картину становления и бытия человека методами только гуманитарных наук. Адекватный методологический подход к изучению человека вырабатывается путем объединения методов разных наук, прежде всего, эволюционной биологии и археологии, но так же — этологии, этнографии, социологии. Базой интеграции знаний о человеке в описательной антропологии служит философия, предлагающая развитой категориальный аппарат, диалектический метод и системный подход. Объясняющая антропология опирается на методы физиологии, психологии и генетики. Вопросы для самопроверки 1. . Каковы методологические основы антропологии? 2. Определить понятие биологическая система и филогения? 3. Что дает для изучения человека знание биологической систематики? 4. Охарактеризуйте известные Вам формы естественного отбора. 5. Каковы хромосомные механизмы эволюции приматов? 6. Возможности и ограничения методов датирования в археологии. 7. Начертить схему геохронологической периодизации четвертичного периода. 8. Сопоставить геологические подразделения четвертичного периода с археологическими эпохами палеолита. 9. Каковы признаки отличий артефактов от природных обломков камней? 10. Какие антропологические проблемы помогает решить археология? 2-3350
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|