Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История и перспективы развития антропологии




Несмотря на более чем двухтысячелетнюю историю антропологии, истинное понимание происхождения, места и роли человека в природе начинает складываться только после работ Ч.Дарвина, а подлинный рас­свет этой науки начался в середине XX века.

Приведем хронологию важнейших событий, этапов формирования научных концепций и некоторых антропологических находок.

Додарвиновский период

От V века до н. э. до начала новой эры Демокриту (460-370 гг. до н. э.) принадлежит одно из самых ранних высказываний о первобытных людях и их постепенном развитии. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) высказал мысль о сходстве и различии человека и обезьяны, ввел термин "антропология". Для Аристотеля человек — это вид, объективно познаваемый наравне с другими видами и обладающий собственным местом в мироздании. Им предложены основные категории и законы логики, рассматриваются ус­ловия и особенности мышления и познания человека. Лукреций Кар (99-55 гг. до н. э.) указывает три периода первобытной истории: век камня, век бронзы и век железа. В 1836 году хранитель Датского музея древностей К.-Ю.Томсен расположил экспонаты по трем отделам, соответствующим этим трем периодам. Таким образом, в археологии были введены первые временные рамки — "система трех веков".

Первая половина XVII века — работы Рене Декарта (1596-1650), осно­вателя физиологии и психологии Нового времени. Человек рассматрива­ется им как единство тела и сознания. Сущность сознания — в моральном выборе посредством мышления и воли.

1717 г. Михаил Маркати, заведующий Ватиканским ботаническим са­дом, написал книгу "Каменные орудия — произведения рук человеческих". До М.Маркати (и еще долго после выхода его книги) каменные орудия древ­него человека называли "громовыми камнями" и приписывали им чудодей­ственные свойства: клали под стреху крыши для защиты от молнии, носили на себе, как талисман, даже принимали внутрь толченный камень, как ле­карство.

1735г. К.Линней (1707-1778) издает книгу "Система природы", в ко­торой выделил вид Homo sapiens, поместив его в отряд приматов.

Значение работ К.Линнея не сводится к тому, что он правильно опреде­лил место человека в зоологической системе. Ему принадлежит заслуга со­здания систематики как науки и выделение важнейшего для биологической системы видового таксона. К.Линней указывает четыре главных свойства вида: вид реально существует в природе, он устойчив во времени и простран­стве, обособлен от других видов и элементарен. Под элементарностью вида понималось отсутствие в нем внутренней структуры. Биологическая систе­ма К.Линнея статична, не эволюционна, построена на отправном понятии


2. История и перспективы развития антропологии _________19

биологического вида, на определении видов по существенным признакам, на принципах строгой иерархичности категорий и расположения таксонов по степени усложнения. Система дает представление о структуре, характере организованности, совокупности связей в органическом мире и подводит к вопросу о причинах этих качеств. Таким образом, К.Линней является пред­шественником Ч.Дарвина в гораздо большей степени, чем более поздние наивные эволюционисты.

1768-1774 гг. Большая академическая экспедиция под руководством П.С.Палласа в восточные районы России. Одним из результатов ее была вышедшая в 1777 году работа "Описание всех в Российском государстве обитающих народов"

1798 г. Работа Иммануила Канта (1724-1804) "Антропология с праг­матической точки зрения". Кант делит антропологию на физиологичес­кую (учение о человеке, как природном создании) и прагматическую (че­ловек, как действующее существо). Он поставил вопрос о специфической природе человеческого развития и принципиальной несводимости этого развития к природной эволюции живого. В трудах И.Канта впервые появ­ляется критически и философски осмысленная проблема человека — "по­граничная проблема — человек принадлежит и царству природы, и не ему одному", человек — это "существо, способное познать мир, земное про­странство, время и себя самого". Кантовская концепция человека содер­жит следующие положения:

1. человек в процессе индивидуального развития, становится лич­ностью, выделяя себя, как Я;

2. личность и Я соотносятся как задатки животности человека, как живого существа, и задатки человечности, как существа разумного и дос­тупного изменению;

3. личность самоценна;

4. человек имеет врожденную склонность ко злу, но способен воспри­нять моральные ценности.

Идея создания человековедения, как науки, по существу принадлежит И. Канту. На развитие антропологии повлияли и другие его идеи. Это прин­цип генеалогической классификации живых организмов, идея естествен­ного развития человеческих рас, основной принцип эстетики (прекрасное сводится к "незаинтересованному" бескорыстному удовольствию, кото­рое является критерием истинности наблюдаемого или переживаемого че­ловеком) и основной закон этики — категорический императив, который выражается в следующих положениях: "поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом" и "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого, как к Цели, и никогда не относился бы к нему, как к средству".

1807 г. Выходит классический труд Георга Вильгельма Фридриха Геге­ля (1770-1831) "Феноменология духа", посвященный изложению истории человеческой духовной культуры. Создатель диалектического метода, Гегель с его помощью переосмысливает все сферы современной ему культуры (нау­ки, нравственности, эстетики, религии, политики, права), утверждает, что


мышление человека — единственный творец всего духовного богатства, развитого историей. Отношение Гегеля к конкретному человеку выражено им в метафорической форме: "В каждом человеке есть свет и жизнь, он при­надлежит свету, и свет не освещает его так, как он освещает темное тело, в котором лишь отражается чужое сияние; здесь загорается его суть, и он сам есть это пламя" (цитируется по Бубер, 1996, с. 175). Если Аристотель определяет место человека в пространстве (в мироздании, в космосе), то для Гегеля положение ("дом" человека) — во времени, представленном в образе истории.

1823 г. Д.Бакленд исследовал пещеру Павиленд в Англии и нашел вме­сте с палеолитическими орудиями скелет ("красную леди из Павиленда"), затем были сделаны находки костей ископаемого человека в пещерах Южной Франции, в Бельгии и Австрии. Эти находки публиковались, но не принимались во внимание, т.к. натуралисты придерживались библейс­кой хронологии, считавшей потоп гранью человеческой истории. Кроме того, над ними довлел авторитет Жоржа Кювье, заявившего, что "не было никакого ископаемого человека".

1825г. Видный русский анатом и эмбриолог К.М.Бэр (1792-1876) из­дает книгу "Лекции по антропологии в трех частях", в которой им разра­батываются методы антропометрии. Позднее К.М.Бэр станет научным руководителем Н.Н.Миклухо-Маклая.

1830 г. Французский археолог Жак Буше де Перт (1788-1868) в долине реки Соммы начинает собирать коллекцию орудий первобытного челове­ка, описывает ее в трехтомном труде "О Кельтских допотопных древнос­тях", вышедшем в 1847-1864 годах.

1845 г. Основано Русское Географическое Общество с отделение м этнографии. По инициативе его основателей проведены полевые ис­следования форм культуры и быта народов Европейской России, Си­бири, Приамурья, Сахалина, Средней Азии. С 1853 года выходят этно­графические сборники, с 1889 года — журнал "Этнографическое обо­зрение", с 1926 года — журнал "Этнография". Позже в этнографические исследования включились региональные отделения РГО и краеведчес­кие музеи.

В сороковых годах XIX века складывается новый взгляд на человека, в котором предметом философского осмысления становится не человечес­кая индивидуальность, а связь между людьми, и модель мира заменяется моделью общества. Эту точку зрения М.Бубер называет "социологичес­кой редукцией". Она разрабатывалась Людвигом Фейербахом (1809-1872) и Карлом Марксом (1818-1883). Л.Фейербах выразил ее в следующей фор­ме: "Сущность человека заключается не в нем, как в моральном и не в нем, как в мыслящем существе. Сущность человека только в общности, в един­стве человека с человеком, в единстве, которое, однако опирается только на реальность различия между "Я" и "ты" (цитируется по М.Бубер, 1996, стр.184). Позже эта же позиция — "сущность человека — в сущности его социальных связей" — разрабатывалась немецким философом Эдмундом Гуссерлем (1859-1938) и учеными его школы.


1851-1881 гг. Работа американского этнографа и археолога Генри Льюиса Моргана (1818-1881). В его работе "Системы родства и свойства человеческой семьи" выделяются важнейшие категории (род, как основа формирования социальных связей, экзо- и эндогамия, матри- и патрили-нейность и другие), прослеживается эволюция форм семьи. Книга "Древ­нее общество или исследование линии человеческого прогресса от дикос­ти через варварство к цивилизации" (1877) содержит научную периодиза­цию первобытной истории и утверждает идею единства исторического пути человечества.

Г.Л.Морган известен также своей общественной деятельностью в за­щиту североамериканских индейцев. Из его конкретных этнографических исследований наиболее известна книга "Лига ирокезов" (1851).

В 1853-1854 гг. В связи с понижением уровня воды в Цюрихском озере на дне его стали находить орудия, черепки глиняной посуды; были откры­ты свайные постройки озерных поселений. К концу века их было найдено более двухсот только в Швейцарии. Подобные найдены во Франции, Гер­мании, Италии, где их называют "террамары", Ирландии ("кранноги"). Такие поселения были характерны для Европы периода отступания лед­ника. В них находят органические материалы, сохраняющиеся только в торфяниках (кожу, дерево, ткани, зерна злаков и др.)

1856 г. Эдуард Ларте (1801-1871), один из пионеров археологии палеолита, на юге Франции нашел останки ископаемой обезьяны-дрио­питека.

Э.Ларте принадлежит первая попытка периодизации палеолита. В ос­нову ее положены палеонтологические признаки ("Эпоха пещерного мед­ведя", "Эпоха мамонта и шерстистого носорога", "Эпоха северного оленя", "Эпоха зубра и бизона или полированного камня"). Эта периоди­зация позже была заменена на более удобную, разработанную на археоло­гических данных, но внимание Э.Ларте к неархеологическому (сопутству­ющему) материалу при раскопках позволило позже перейти от относитель­ного датирования к абсолютному.

В Германии (долина Неандерталь близ Дюссельдорфа) найден полный скелет ископаемого человека, названного "неандертальцем".

2.2. Создание концепции Ч.Дарвина. Период развития эволюционных идей в антропологии

1859 г. Формируется концепция Чарльза Дарвина (1809-1882) об эво­люции органического мира и ее движущих силах. Учение Ч.Дарвина — это первая в истории науки концепция не только утверждающая существо­вание эволюции, как процесса самоорганизации и саморазвития в приро­де, но раскрывающая механизмы этого процесса. Логику эволюционного процесса и новизну подхода Ч.Дарвина к его объяснению можно понять через сравнение его положений со взглядами его предшественника Ж.Б.Ла-марка:


Эволюционное явление или понятие   По Ламарку   По Дарвину  
1. Носитель эво­люционных из­менений   Организм   Вид (популяция)  
2. Связь измен­чивости с эво­люцией   Не различал эти поня­тия — изменчивость тождественна эволю­ции   Это проявление двух систем биологических явлений  
3. Причины эво­люционных из­менений   Направленное дейст­вие среды обитания, или направленное дей­ствие внутренних фак­торов организма вплоть до психологи­ческого «стремления к изменению»   Многопричинный процесс с ведущим фактором отбора наиболее приспособленных организмов  
4. Темп эволю­ции   Плавный, прямо про­порционален времени   Неравномерный, возможны и быстрые изменения и по­степенное накопление но­вых качеств, и даже попят­ные движения  
5. Механизм видообразова­ния   Плавный, один вид постепенно превраща­ется в другой   Дивергентный, складываю­щийся из двух тенденций — расхождения признаков в ряду поколений и углубления различий между ними, имеющий вероятностный характер  
6. Возможность вымирания   Нет   Гибель неприспособленных организмов так же законо­мерна, как и сохранение приспособленных  

Значение теории Ч.Дарвина для науки состоит в следующем:

1. она изменила характер биологии и биологического мышления и положила начало концепции глобального эволюционизма;

2. признание ее означало торжество исторического принципа в науке;

3. теория Ч.Дарвина содержит доказательства подчинения всей при­роды единой системе законов и причинных взаимодействий;

4. на смену лапласовскому детерминизму пришло использование ста­тистических законов.


2. История и перспективы развития антропологии ________2_3

Для современной биологии эволюционная концепция Ч.Дарвина ста­ла базой развития теоретического аппарата, не потому, что она "верна на все времена", а потому, что она имеет тенденцию развиваться, включая в себя все новые открытия в области генетики, эволюционной морфоло­гии, палеонтологии, биохимии, этологии, учения о видообразовании и т.п., а также современные классификационные системы, важнейшие прин­ципы, понятия и категории. Одних только форм отбора сейчас известно более двадцати. Это расширяет границы нашего понимания и антропо­генеза, в частности. А изучение поведения животных с позиций эволюци­онной теории позволяет понять многие поведенческие характеристики человека.

Симиальная (от лат. simia — обезьяна) гипотеза происхождения чело­века изложена Ч.Дарвином в книге "Происхождение человека и половой отбор" (1871). Центральное место в работе занимает рассмотрение ата­визмов, рудиментов, морфологических и иных доказательств родства че­ловека и животных. Большое значение придается переходу обезьяны к на­земному образу жизни. Ч.Дарвин высказывает мысль о необходимости поиска "недостающего звена" — палеонтологического вида, переходного между обезьяной и человеком.

Английский геолог Ч.Лайель (1797-1875) выступает в поддержку Буше де Перта, публикует статью "Древность человека, доказанная геологией". Французский анатом Поль Брока (1824-1880) становится инициатором создания в Париже Антропологического общества. Позже, в 1861 году им открыт один из центров речи (поле Брока), а в 1865 году разработано ру­ководство по антропологии и краниометрии.

1861 г. Начало работ Э Ларте в долине реки Везер (Франция, департа­мент Дордонь). Большое количество карстовых пещер в этом районе по­зволило сделать целый ряд интересных находок уже в ближайшее десяти­летие (Ла Микок, Ле Мустье, Ла Мадлен). Находку 1868 года близ деревни Кро-Маньон исследует сын Э.Ларте — Луи Ларте.

Начало научной работы выдающегося английского этнографа, иссле­дователя первобытной культуры, основоположника эволюционного на­правления в этнологии, Эдварда Тайлора (1832-1917). Он был основате­лем и первым профессором кафедры антропологии в Оксфорде, ввел срав­нительно-исторический метод в этнографические исследования. Изучая историю религии, Э.Тайлор выделяет периоды анимизма, политеизма и монотеизма. Э.Тайлор — сторонник стадиальной точки зрения на разви­тие культуры и "линейного эволюционизма": "В человеческих институтах исторические слои выражены так же отчетливо, как и в отложениях по­род. Они следуют один за другим в последовательности, принципиально одинаковой на всем земном шаре, независимо от мнимых, относительно поверхностных различий расы и языка, ибо сформированы сходной чело­веческой природой, продолжающей действовать в сменяющихся условиях дикости, варварства и цивилизованной жизни" (1989). Его важнейшие ра­боты "Исследования в области древней истории человечества" (1865), "Пер­вобытная культура" (1871), "Антропология, введение в изучение человека и цивилизации", "Матриархальная семейная система" (1896).


Выходит работа швейцарского историка, правоведа и этнографа Иога-на Якоба Бахофена (1815-1887) "Материнское право", положившая нача­ло изучению происхождения и истории семьи.

1862 г. — выход работы украинского и русского филолога-слависта Александра Афанасьевича Потебни (1835-1891) "Мысль и язык". Круг на­учных интересов А.А.Потебни — вопросы происхождения и теории язы­ка, фольклор и этнография, диалектология и сравнительно-историческая грамматика, исторические изменения в характере языкового мышления.

1864-1883 гг. Выход работ англичанина Фрэнсиса Гальтона (1822-1911) по генетике человека: "Изучение способностей человека и их развитие", "Наследование таланта и характера", "История близнецов как критерий взаимного действия природы и среды", "Наследственный гений". Ф.Галь-тон предложил основные методы генетического изучения человека (анке­тирование, тестирование, близнецовый анализ и биометрический подход к оценке изменчивости), здраво оценил соотношение наследственности и среды в развитии человека. Им предложена утопическая идея улучшения генетического здоровья нации путем государственного контроля над бра­ками. Ф.Гальтона считают основателем евгеники — скорее политическо­го, чем научного направления в генетике человека, которое в тридцатых-сороковых годах двадцатого века скомпрометировало себя принятием фашистской идеологии, идеи расизма и оправданием стерилизации и убий­ства миллионов людей. В настоящее время наука о генетическом здоровье человека (современная евгеника) развивается на основе принципа гуман­ного отношения к личности и строгой научной обоснованности любых рекомендаций. Несмотря на это, она сталкивается с большим количеством морально-этических и юридических проблем.

1866-1879 гг. Серия экспедиций русского путешественника, антропо­лога и этнографа Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846-1888 гг.) на Канарские острова, в Марокко, на острова Малайского архипелага, Океании, Новой Гвинеи, Филиппины и другие. Н.Н.Миклухо-Маклай последовательно проводил идею единства и взаимного родства человечес­ких рас. Он предвосхитил идею культурного релятивизма, утверждающую право на существование самых разных культур и жизненных укладов.

1868 г. Адольф Бастиан (1826—1905), немецкий этнограф, организует Берлинский музей народоведения. Ему принадлежит идея единства чело­веческой психики, обусловливающая единство культур всех народов. В 1869 году он совместно с Р.Вирховым основывает Берлинское общество антро­пологии, этнологии и праистории.

1869г. Габриэль де Мортилье (1821-1899), ученик Э.Ларте, усовершен­ствует периодизацию палеолита на основе особенностей обработки кам­ня. Эта система стала общепризнанной и долгое время считалась универ­сальной, применимой к любым территориям. В том же году Мортилье описал мелкие геометрические формы орудий (микролиты), встречающи­еся на значительной части Западной Европы, Северной Африки и России. И.Д.Черский (1845-1892) и А.Л.Чекановский (1833-1876) обнаружили первый в Сибири и в России палеолитический памятник — при постройке военного госпиталя в Иркутске. Продолжением открытий в области пер-


2. История и перспективы развития антропологии _________25

вобытной археологии в Сибири стало открытие палеолита Енисея (Афон-това гора под Красноярском) И.Т.Савенковым в 1883 году, а затем в девя­ностых годах — стоянок в Томске и Кяхте. Стал вопрос об особенностях палеолита Сибири в сравнении с палеолитом Западной Европы.

1873-1888 гг. Ф.Энгельс (1820-1895) работает над книгой "Диалекти­ка природы", оставшейся незавершенной. В 1896 году посмертно публи­куется отрывок из нее "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". В работе рассматривается антропогенез как комплексная про­блема, включающая биологические и социальные аспекты. Качественный скачок в эволюции человека проявился в появлении принципиально но­вой адаптации, образующей совершенно новую экологическую нишу. Это культура — социальная память, трудовой и духовный опыт людей, пере­дающийся новым поколениям. Ведущая роль в ней принадлежит символи­ке языка, поэтому ключевыми биологическими факторами, позволивши­ми овладеть культурой, явилось развитие мозга и речи.

1875 г. Марселино де Саутуола были открыты рисунки первобытного человека в пещере Альтамира (Испания, близ города Сантильяна-дель-Мар). Принадлежность их ископаемому человеку была признана не сразу, однако в 1880 году открытие было опубликовано, а в 1887 году Э.Пьетт датировал рисунки мадленом. Альтамира стала началом целой серии от­крытий пещерной живописи во Франко-Кантабрийской области: в 1895 году — в пещерах Ла-Мут и Тейяк, в 1901 году открытие Е.Карталь-яком, Л.Капитаном и Д.Пейрони пещер Камбарель и Фон-де-Гом в Дор-дони; в 1912 году Г.Бегуан с сыновьями открыли Тюк д'Одубер во Фран­цузских Пиренеях, а в 1914 году — "Пещеру трех братьев", в 1923 году Н.Кастере в пещере Монтеспан наряду с изображениями на стенах обна­ружил глиняную скульптуру медведя. И, наконец, в 1940 году была откры­та пещера Ласко в Дордони — самая сохранная и самая богатая живопис­ными произведениями. С открытием первобытного искусства археологи получили материал для суждения о духовной жизни древнего человека "в чистом виде", без поправок на функциональность (как в оценке ору­дий) и на климат и услйвия (как в описании жилищ).

1879 г. Немецкий психолог, физиолог, философ и языковед Вильгельм Вундт (1832-1920) создал первую психологическую лабораторию и психо­логический журнал, рассматривал психологию, как основной теоретичес­кий фундамент всех знаний о человеке. Элементарные психические про­цессы (ощущение, внимание, восприятие, эмоции) он изучал эксперимен­тально в лаборатории. Высшие психические функции (речь, мышление, воображение, волю) предложил изучать культурно-историческим методом. В 1900-1920 годах им издана десятитомная "Психология народов", в кото­рой анализируются мифы, религия, искусство, формы мышления и основ­ные языковые категории. В.Вундт рассматривал явления культуры как индикатор исторического изменения психики человека. Историю он де­лит на четыре периода развития народов: первобытность, тотемистичес­кий век, век героев и богов, гуманистический период.

И.С.Поляковым открыта стоянка Костенки на Верхнем Дону близ Воронежа — позднее оказалось, что это целый комплекс многослойных


позднепалеолитических'памятников, датирующихся 36-24 тысячелетием до н.э. Многолетние раскопки в этом регионе дали обширный материал по орудиям, особенностям жилищ и хозяйственных построек, позволяю­щий судить о характере расселения, быте, интенсивности охоты человека среднего и позднего палеолита Русской равнины. Нахождение пестов и камней для растирания зерна указывает на широкое использование расти­тельной пищи. Найдено много украшений, орудий, покрытых орнамен­том, фигурок мамонта, носорога, скульптурных голов пещерного льва, мед­ведя, волка. Широко использовались краски, в том числе, искусственно полученные. В двадцатых годах собрана коллекция скульптурных женс­ких изображений, сближающихся с "Венерой виллендорфской". Погребе­ния, найденные в этом регионе в 1952, 1955, 1963 годах позволяют судить о развитии погребального ритуала и об облике человека как "восточного кроманьонца", имеющего иногда негроидные черты. В Костенках работа­ли А.Н.Рогачев, Р.И.Лазуков, П.П.Ефименко, С.Н.Замятнин, П.И.Борис-ковский и другие. Восстановление облика человека из Костенок осуществ­лялось М.М.Герасимовым. В настоящее время Костенковская культура вместе с культурой поднепровья и верховьев Днестра определяется, как единая виллендорфско-костенковская культурная общность.

В Москве, при Университете создан музей антропологии. Организа­тор его Дмитрий Николаевич Анучин (1843-1923) — географ, геолог и стра-новед, понимал антропологию, как комплексную науку, включая в нее всю совокупность сведений об эволюции человека, сравнительной анатомии, биологии, этнографии и первобытной археологии. Д.Н.Анучин в 1919 году основал кафедру, а в 1922 году — институт антропологии.

1883-1884 гг. — начало научной деятельности виднейшего американс­кого лингвиста, антрополога и археолога Франца Боаса (1858-1942). Ф.Боас основатель культурной антропологии как самостоятельной научной дис­циплины, создатель самой значительной школы американской этногра­фии, знаток языков, фольклора, изобразительного искусства, ремесел, си­стем родства североамериканских индейцев. Известен также своими анти­фашистскими и антирасистскими выступлениями. Выдвинул идею культурного релятивизма. Вот как эта идея оценивается современными антропологами: "...Культурная относительность означает, что приемле­мость любого негативного или позитивного обычая должна оцениваться в соответствии с тем, как эта традиция соответствует другим традициям группы... Развивая здоровый скептицизм относительно вечности любых ценностей, чтимых определенным народом, антропология не отрицает те­оретически существования моральных абсолютов. Использование сравни­тельного метода скорее обеспечивает научные средства для обнаружения таких абсолютов" (Клакхон, 1998, стр. 64).

1890 г. создание книги Джеймса Джорджа Фрезера "Золотая ветвь", представляющей собой энциклопедию по первобытной магии, тотемизму, мифологии, ритуалу, обычаям, фольклору, религиозным верованиям тра­диционных обществ. Д.Д.Фрезер (1854-1941) — английский антрополог, основатель социальной антропологии. Ему принадлежит идея психологи­ческого единства всех народов, первая попытка создания универсальной


теории эволюции человеческого мышления. В развитии человеческого со­знания он выделяет три стадии:

1. магическая (мышление основано на ложной причинной связи меж­ду ритуальной практикой и природными событиями, мышление по анало­гии и на основе поверхностных ассоциаций);

2. религиозная (вера в управляющие миром сверхъестественные силы, персонификация их, обращение к богам с молитвами и жертвоприноше­ниями);

3. научная (изучающая реальные причинные связи на основе логико-экспериментальных методов)

Начало научной деятельности Владимира Германовича Тан-Богораза (1865-1936) во время Колымской ссылки (в молодости он примыкал к дви­жению народников). В.Г.Тан-Богораз участвовал в экспедициях по изуче­нию народов Крайнего Северо-Востока России, занимался этнографией, лингвистикой, фольклором народов Севера. Автор учебников, словарей, инициатор создания Института народов Севера. Важнейший труд — двух­томная монография "Чукчи" (1934-1939).

1891-1893 гг. Преподаватель Амстердамского университета Эжен Дюбуа (1858-1940) открыл на острове Ява (р. Соло) "человека прямо­ходящего" (архантропа). В 1894 году выходит его статья "Pithecanthropus erectus" — яванская переходная форма человеческого типа".

В конце XIX века стали популярны высказывания немецкого филосо­фа Фридриха Ницше (1844-1900) о природе человека. Он придал остроту проблеме тем, что видел в человеке нечто парадоксальное, внутренне про­тиворечивое: "Человек — болезнь Земли", "до сих пор не состоявшееся животное", "Человек есть еще не ставшее животное, не законченная фор­ма, а то, что находится в становлении", "он есть существо темное и сокро­венное", "человек нечто текучее и пластичное, из него можно сделать все, что угодно".

1896г. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) основывает первый социологи­ческий журнал и научную социологическую школу во Франции. Централь­ные ее положения — это объективность законов социологии и их прину­дительность по отношению к индивиду. Э.Дюркгейм считает положения социальной психологии и культурологии (в частности, общественные иде­алы, коллективное сознание, учение о национальном менталитете) при­оритетными по отношению к экономическим законам — в этом его учение противостоит учению К.Маркса. Школа Э.Дюркгейма стала на Западе такой же основой идеологии, как марксизм в России. Э.Дюркгейм видит в системе социальных норм и ценностей основу человеческой культуры. В работе "Самоубийство" (1897) он рассматривает как одну из причин са­моубийств аномию — разрушение системы ценностей, характерное для пе­риодов социальных кризисов. Важнейший труд Э.Дюркгейма в антропо­логии: "Элементарные формы религиозной жизни. Тотемистическая сис­тема в Австралии" (1912).

1901 г. Страсбургский анатом Густав Швальбе, а затем Герман Клаач на основе точных измерений имеющихся находок людей неандертальско­го типа выделяют их в особую группу доисторических людей (неандер­тальцы, или палеантропы).


1906 г. Начало полевых этнографических исследований на Андаманс­ких островах, в Австралии и в Африке английского этнографа Алфреда Радклифф-Брауна (1881-1955). А.Радклифф-Браун — создатель школы социальной антропологии, изучавшей структуры, функции, эволюцию социальных институтов первобытности.

В 1907 году у деревни Мауэр, близ Гейдельберга найдена челюсть, на­званная гейдельбергской, датируемая возрастом в 400 тыс. лет. Поскольку древнейший человек, по-видимому, появился в Европе в результате миг­рации из Африки или Азии, находки такого возраста представляют осо­бый интерес. А.Руст в 1956 году в слоях, синхронных находке гейдельбер­гской челюсти, нашел дошельские орудия. Однако эти данные оспарива­ются многими археологами.

Древнейшим свидетельством существования человека в Европе надо считать стоянку в пещере Валлоне (между Монако и Ментоной), где най­дены галечные орудия, сходные с индустрией Северо-Западной Африки в сочетании с фауной виллафранкского периода. Другие подобные находки известны из Вертешселлещ (1964-1965 гг), Венгрия, 50 км. от Будапешта. Это примитивные орудия, датируемые миндельским временем. Два чере­па, найденные А.Люмле в 1971 году в 30 км от Перпиньяна, возрастом около 200 тыс. лет рассматриваются как переходные между архантропом и палеантропом (А.П.Деревянко с соавторами, 1994).

С начала XX века французский археолог Анри Брейль (1877-1961) раз­рабатывал археологическую периодизацию палеолита и типологию ору­дий. Благодаря большому количеству работ он получил имя "отца архео­логии Запада". Благодаря его работам были уточнены важнейшие архео­логические понятия. Под археологической культурой стали понимать комплекс памятников, отражающих развитие материальной культуры в определенной местности. Возникли понятия "археологическая провинция", "линия развития"; благодаря широкому использованию метода картиро­вания, появилась возможность судить о миграции и взаимопроникнове­нии культур — диффузии.

А.Брейлем выделен ориньяк, как один из периодов палеолита. В трид­цатых годах Д.Пейрони установил, что одновременно с ориньяком суще­ствовал период перигор с двумя фазами: шательперрон и граветт. Это рас­ширило представление археологов о культурной динамике древних об­ществ и поставило ряд вопросов о причинах локальных различий культур. А.Брейль предложил археолого-этнографический метод, применяю­щийся, в особенности, в изучении первобытного искусства. Одна из важ­нейших его работ — "400 веков наскального искусства", (1952).

1913 г. Выходит работа австрийского психолога и психиатра Зигмун­да Фрейда (1856-1939) "Тотем и табу". З.Фрейд — основатель метода пси­хоанализа, создатель учения о динамике психической структуры личнос­ти, мотивах человеческого поведения, о сознательном и бессознательном в структуре психики, об определяющем действии конкретно-исторических условий эпохи на формирование психологических особенностей личнос­ти. Для понимания человека существенны и другие его работы ("Психо­логия бессознательного", М. 1990; "Психоанализ. Религия. Культура". М. 1997.).


2. История и перспективы развития антропологии ________29

1915 г. Выход первой обобщающей сводки по археологическим иссле­дованиям в России А.А.Спицына "Русский палеолит".

В 1918-1923 гг. начались раскопки пещеры Джоукоутянь на холме дра­коновых костей в 40 км от Пекина. Раскопками руководил шведский ар­хеолог Г.Андерсон. Последующими раскопками к 1936 году обнаружены черепа и кости более, чем 40 человек и большое количество орудий. Чело­век был назван Pithecanthropus pekinensis, или синантроп. Коллекция была утеряна во время второй мировой войны. Раскопки в пещере Джоукоу­тянь осуществлялись специалистами разных стран, в их числе был фран­цузский палеонтолог П.Тейяр де Шарден (1881-1955), которому принад­лежит заслуга философского осмысления имеющегося в то время антро­пологического материала. Так, он расширил понимание принципа естественного отбора, считая его причиной "единого процесса космичес­кого развития, единой и связной истории Вселенной, как целого", конкре­тизировал и дал новое содержание концепции ноосферы В.И.Вернадского и Э.Леруа. Кроме того, ему принадлежат следующие идеи: у истоков лю­бого эволюирующего таксона находится неспециализированная слабо раз­личимая группа; эволюция млекопитающих идет по магистральному пути цефализации, который неизбежно приводит к торжеству разума; в эволю­ции человека ничтожные морфологические изменения могут быть связа­ны с очень значимыми культурными сдвигами. Центральная мысль фило­софии Тейяра де Шардена — идея абсолютной ценности человека. Важ­нейшая работа, вышедшая в России — "Феномен человека" (1987).

Среди философов начала XX века, оставивших заметный след в ант­ропологии, следует назвать немецкого философа, ученика Ф.Ницше, Ос­вальда Шпенглера (1880-1936). Он был сторонником теории локальных культур, против однолинейного эволюционизма, занимался также пробле­мами эволюции речи.

Английский и австралийский археолог Гордон Вир Чайлд (1892-1957) становится инициатором перехода от изучения артефактов к изучению культур и общества в их развитии. Важнейшие работы: "На заре европей­ской цивилизации", 1925 г.; "Восстановление прошлого", 1956 г.

2.3. Период представлений о стадиальном развитии человека и культуры

В 1921 году в антропологии сложилось два взгляда на происхождение человека разумного. Англичанин Артур Кизс и американец Генри Осборн настаивали на эволюции человека разумного независимо от палеантропа. С их точкой зрения совпадает выдвинутая Герхардом Хаберером и Анри Валлуа гипотеза пресапиенса — древнего предшественника Homo sapiens sapiens. Русский ученый А.А.Зубов позже подтвердил эту точку зрения, ар­гументировав ее фактом глубокого различия в строении зубов неандер­тальца и Homo sapiens. В то же время основатель Американской ассоциа­ции антропологов, Алеш Хрдличка (1869-1943) начал читать серию лек­ций о неандертальской эпохе, как фазе в эволюции человека, непосредственно предшествующей появлению Homo sapiens, а в 1930 году


выпустил книгу по этой проблеме. Авторитет и эрудиция А.Хрдлички при­влекли на его сторону большинство европейских и американских антро­пологов и легли в основу стадиальной гипотезы происхождения человека, остававшейся общепризнанной до конца XX века

Основные положения, на которых основывается стадиальная гипоте­за происхождения Homo sapiens sapiens следующие:

1. ведущая форма эволюции человека — филетическая эволюция;

2. ископаемые представители рода Homo последовательно сменяют друг друга, переходя от стадий более примитивных к более продвинутым;

3. каждой стадии эволюции человека соответствует стадия развития культуры, в которых также прослеживается однолинейная смена простых форм более продвинутыми.

1922-1923 гг. В.И.Вернадский (1863-1945) обосновывает идею о влия­нии разума на эволюцию природы в серии лекций "Научная мысль как планетное явление".

Термин "ноосфера" впервые появился в работе Э.Леруа (1928 г.), ко­торый видит "над ж<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...