История и перспективы развития антропологии
Несмотря на более чем двухтысячелетнюю историю антропологии, истинное понимание происхождения, места и роли человека в природе начинает складываться только после работ Ч.Дарвина, а подлинный рассвет этой науки начался в середине XX века. Приведем хронологию важнейших событий, этапов формирования научных концепций и некоторых антропологических находок. Додарвиновский период От V века до н. э. до начала новой эры Демокриту (460-370 гг. до н. э.) принадлежит одно из самых ранних высказываний о первобытных людях и их постепенном развитии. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) высказал мысль о сходстве и различии человека и обезьяны, ввел термин "антропология". Для Аристотеля человек — это вид, объективно познаваемый наравне с другими видами и обладающий собственным местом в мироздании. Им предложены основные категории и законы логики, рассматриваются условия и особенности мышления и познания человека. Лукреций Кар (99-55 гг. до н. э.) указывает три периода первобытной истории: век камня, век бронзы и век железа. В 1836 году хранитель Датского музея древностей К.-Ю.Томсен расположил экспонаты по трем отделам, соответствующим этим трем периодам. Таким образом, в археологии были введены первые временные рамки — "система трех веков". Первая половина XVII века — работы Рене Декарта (1596-1650), основателя физиологии и психологии Нового времени. Человек рассматривается им как единство тела и сознания. Сущность сознания — в моральном выборе посредством мышления и воли. 1717 г. Михаил Маркати, заведующий Ватиканским ботаническим садом, написал книгу "Каменные орудия — произведения рук человеческих". До М.Маркати (и еще долго после выхода его книги) каменные орудия древнего человека называли "громовыми камнями" и приписывали им чудодейственные свойства: клали под стреху крыши для защиты от молнии, носили на себе, как талисман, даже принимали внутрь толченный камень, как лекарство.
1735г. К.Линней (1707-1778) издает книгу "Система природы", в которой выделил вид Homo sapiens, поместив его в отряд приматов. Значение работ К.Линнея не сводится к тому, что он правильно определил место человека в зоологической системе. Ему принадлежит заслуга создания систематики как науки и выделение важнейшего для биологической системы видового таксона. К.Линней указывает четыре главных свойства вида: вид реально существует в природе, он устойчив во времени и пространстве, обособлен от других видов и элементарен. Под элементарностью вида понималось отсутствие в нем внутренней структуры. Биологическая система К.Линнея статична, не эволюционна, построена на отправном понятии 2. История и перспективы развития антропологии _________19 биологического вида, на определении видов по существенным признакам, на принципах строгой иерархичности категорий и расположения таксонов по степени усложнения. Система дает представление о структуре, характере организованности, совокупности связей в органическом мире и подводит к вопросу о причинах этих качеств. Таким образом, К.Линней является предшественником Ч.Дарвина в гораздо большей степени, чем более поздние наивные эволюционисты. 1768-1774 гг. Большая академическая экспедиция под руководством П.С.Палласа в восточные районы России. Одним из результатов ее была вышедшая в 1777 году работа "Описание всех в Российском государстве обитающих народов" 1798 г. Работа Иммануила Канта (1724-1804) "Антропология с прагматической точки зрения". Кант делит антропологию на физиологическую (учение о человеке, как природном создании) и прагматическую (человек, как действующее существо). Он поставил вопрос о специфической природе человеческого развития и принципиальной несводимости этого развития к природной эволюции живого. В трудах И.Канта впервые появляется критически и философски осмысленная проблема человека — "пограничная проблема — человек принадлежит и царству природы, и не ему одному", человек — это "существо, способное познать мир, земное пространство, время и себя самого". Кантовская концепция человека содержит следующие положения:
1. человек в процессе индивидуального развития, становится личностью, выделяя себя, как Я; 2. личность и Я соотносятся как задатки животности человека, как живого существа, и задатки человечности, как существа разумного и доступного изменению; 3. личность самоценна; 4. человек имеет врожденную склонность ко злу, но способен воспринять моральные ценности. Идея создания человековедения, как науки, по существу принадлежит И. Канту. На развитие антропологии повлияли и другие его идеи. Это принцип генеалогической классификации живых организмов, идея естественного развития человеческих рас, основной принцип эстетики (прекрасное сводится к "незаинтересованному" бескорыстному удовольствию, которое является критерием истинности наблюдаемого или переживаемого человеком) и основной закон этики — категорический императив, который выражается в следующих положениях: "поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом" и "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого, как к Цели, и никогда не относился бы к нему, как к средству". 1807 г. Выходит классический труд Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) "Феноменология духа", посвященный изложению истории человеческой духовной культуры. Создатель диалектического метода, Гегель с его помощью переосмысливает все сферы современной ему культуры (науки, нравственности, эстетики, религии, политики, права), утверждает, что мышление человека — единственный творец всего духовного богатства, развитого историей. Отношение Гегеля к конкретному человеку выражено им в метафорической форме: "В каждом человеке есть свет и жизнь, он принадлежит свету, и свет не освещает его так, как он освещает темное тело, в котором лишь отражается чужое сияние; здесь загорается его суть, и он сам есть это пламя" (цитируется по Бубер, 1996, с. 175). Если Аристотель определяет место человека в пространстве (в мироздании, в космосе), то для Гегеля положение ("дом" человека) — во времени, представленном в образе истории.
1823 г. Д.Бакленд исследовал пещеру Павиленд в Англии и нашел вместе с палеолитическими орудиями скелет ("красную леди из Павиленда"), затем были сделаны находки костей ископаемого человека в пещерах Южной Франции, в Бельгии и Австрии. Эти находки публиковались, но не принимались во внимание, т.к. натуралисты придерживались библейской хронологии, считавшей потоп гранью человеческой истории. Кроме того, над ними довлел авторитет Жоржа Кювье, заявившего, что "не было никакого ископаемого человека". 1825г. Видный русский анатом и эмбриолог К.М.Бэр (1792-1876) издает книгу "Лекции по антропологии в трех частях", в которой им разрабатываются методы антропометрии. Позднее К.М.Бэр станет научным руководителем Н.Н.Миклухо-Маклая. 1830 г. Французский археолог Жак Буше де Перт (1788-1868) в долине реки Соммы начинает собирать коллекцию орудий первобытного человека, описывает ее в трехтомном труде "О Кельтских допотопных древностях", вышедшем в 1847-1864 годах. 1845 г. Основано Русское Географическое Общество с отделение м этнографии. По инициативе его основателей проведены полевые исследования форм культуры и быта народов Европейской России, Сибири, Приамурья, Сахалина, Средней Азии. С 1853 года выходят этнографические сборники, с 1889 года — журнал "Этнографическое обозрение", с 1926 года — журнал "Этнография". Позже в этнографические исследования включились региональные отделения РГО и краеведческие музеи. В сороковых годах XIX века складывается новый взгляд на человека, в котором предметом философского осмысления становится не человеческая индивидуальность, а связь между людьми, и модель мира заменяется моделью общества. Эту точку зрения М.Бубер называет "социологической редукцией". Она разрабатывалась Людвигом Фейербахом (1809-1872) и Карлом Марксом (1818-1883). Л.Фейербах выразил ее в следующей форме: "Сущность человека заключается не в нем, как в моральном и не в нем, как в мыслящем существе. Сущность человека только в общности, в единстве человека с человеком, в единстве, которое, однако опирается только на реальность различия между "Я" и "ты" (цитируется по М.Бубер, 1996, стр.184). Позже эта же позиция — "сущность человека — в сущности его социальных связей" — разрабатывалась немецким философом Эдмундом Гуссерлем (1859-1938) и учеными его школы.
1851-1881 гг. Работа американского этнографа и археолога Генри Льюиса Моргана (1818-1881). В его работе "Системы родства и свойства человеческой семьи" выделяются важнейшие категории (род, как основа формирования социальных связей, экзо- и эндогамия, матри- и патрили-нейность и другие), прослеживается эволюция форм семьи. Книга "Древнее общество или исследование линии человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации" (1877) содержит научную периодизацию первобытной истории и утверждает идею единства исторического пути человечества. Г.Л.Морган известен также своей общественной деятельностью в защиту североамериканских индейцев. Из его конкретных этнографических исследований наиболее известна книга "Лига ирокезов" (1851). В 1853-1854 гг. В связи с понижением уровня воды в Цюрихском озере на дне его стали находить орудия, черепки глиняной посуды; были открыты свайные постройки озерных поселений. К концу века их было найдено более двухсот только в Швейцарии. Подобные найдены во Франции, Германии, Италии, где их называют "террамары", Ирландии ("кранноги"). Такие поселения были характерны для Европы периода отступания ледника. В них находят органические материалы, сохраняющиеся только в торфяниках (кожу, дерево, ткани, зерна злаков и др.) 1856 г. Эдуард Ларте (1801-1871), один из пионеров археологии палеолита, на юге Франции нашел останки ископаемой обезьяны-дриопитека. Э.Ларте принадлежит первая попытка периодизации палеолита. В основу ее положены палеонтологические признаки ("Эпоха пещерного медведя", "Эпоха мамонта и шерстистого носорога", "Эпоха северного оленя", "Эпоха зубра и бизона или полированного камня"). Эта периодизация позже была заменена на более удобную, разработанную на археологических данных, но внимание Э.Ларте к неархеологическому (сопутствующему) материалу при раскопках позволило позже перейти от относительного датирования к абсолютному.
В Германии (долина Неандерталь близ Дюссельдорфа) найден полный скелет ископаемого человека, названного "неандертальцем". 2.2. Создание концепции Ч.Дарвина. Период развития эволюционных идей в антропологии 1859 г. Формируется концепция Чарльза Дарвина (1809-1882) об эволюции органического мира и ее движущих силах. Учение Ч.Дарвина — это первая в истории науки концепция не только утверждающая существование эволюции, как процесса самоорганизации и саморазвития в природе, но раскрывающая механизмы этого процесса. Логику эволюционного процесса и новизну подхода Ч.Дарвина к его объяснению можно понять через сравнение его положений со взглядами его предшественника Ж.Б.Ла-марка:
Значение теории Ч.Дарвина для науки состоит в следующем: 1. она изменила характер биологии и биологического мышления и положила начало концепции глобального эволюционизма; 2. признание ее означало торжество исторического принципа в науке; 3. теория Ч.Дарвина содержит доказательства подчинения всей природы единой системе законов и причинных взаимодействий; 4. на смену лапласовскому детерминизму пришло использование статистических законов. 2. История и перспективы развития антропологии ________2_3 Для современной биологии эволюционная концепция Ч.Дарвина стала базой развития теоретического аппарата, не потому, что она "верна на все времена", а потому, что она имеет тенденцию развиваться, включая в себя все новые открытия в области генетики, эволюционной морфологии, палеонтологии, биохимии, этологии, учения о видообразовании и т.п., а также современные классификационные системы, важнейшие принципы, понятия и категории. Одних только форм отбора сейчас известно более двадцати. Это расширяет границы нашего понимания и антропогенеза, в частности. А изучение поведения животных с позиций эволюционной теории позволяет понять многие поведенческие характеристики человека. Симиальная (от лат. simia — обезьяна) гипотеза происхождения человека изложена Ч.Дарвином в книге "Происхождение человека и половой отбор" (1871). Центральное место в работе занимает рассмотрение атавизмов, рудиментов, морфологических и иных доказательств родства человека и животных. Большое значение придается переходу обезьяны к наземному образу жизни. Ч.Дарвин высказывает мысль о необходимости поиска "недостающего звена" — палеонтологического вида, переходного между обезьяной и человеком. Английский геолог Ч.Лайель (1797-1875) выступает в поддержку Буше де Перта, публикует статью "Древность человека, доказанная геологией". Французский анатом Поль Брока (1824-1880) становится инициатором создания в Париже Антропологического общества. Позже, в 1861 году им открыт один из центров речи (поле Брока), а в 1865 году разработано руководство по антропологии и краниометрии. 1861 г. Начало работ Э Ларте в долине реки Везер (Франция, департамент Дордонь). Большое количество карстовых пещер в этом районе позволило сделать целый ряд интересных находок уже в ближайшее десятилетие (Ла Микок, Ле Мустье, Ла Мадлен). Находку 1868 года близ деревни Кро-Маньон исследует сын Э.Ларте — Луи Ларте. Начало научной работы выдающегося английского этнографа, исследователя первобытной культуры, основоположника эволюционного направления в этнологии, Эдварда Тайлора (1832-1917). Он был основателем и первым профессором кафедры антропологии в Оксфорде, ввел сравнительно-исторический метод в этнографические исследования. Изучая историю религии, Э.Тайлор выделяет периоды анимизма, политеизма и монотеизма. Э.Тайлор — сторонник стадиальной точки зрения на развитие культуры и "линейного эволюционизма": "В человеческих институтах исторические слои выражены так же отчетливо, как и в отложениях пород. Они следуют один за другим в последовательности, принципиально одинаковой на всем земном шаре, независимо от мнимых, относительно поверхностных различий расы и языка, ибо сформированы сходной человеческой природой, продолжающей действовать в сменяющихся условиях дикости, варварства и цивилизованной жизни" (1989). Его важнейшие работы "Исследования в области древней истории человечества" (1865), "Первобытная культура" (1871), "Антропология, введение в изучение человека и цивилизации", "Матриархальная семейная система" (1896). Выходит работа швейцарского историка, правоведа и этнографа Иога-на Якоба Бахофена (1815-1887) "Материнское право", положившая начало изучению происхождения и истории семьи. 1862 г. — выход работы украинского и русского филолога-слависта Александра Афанасьевича Потебни (1835-1891) "Мысль и язык". Круг научных интересов А.А.Потебни — вопросы происхождения и теории языка, фольклор и этнография, диалектология и сравнительно-историческая грамматика, исторические изменения в характере языкового мышления. 1864-1883 гг. Выход работ англичанина Фрэнсиса Гальтона (1822-1911) по генетике человека: "Изучение способностей человека и их развитие", "Наследование таланта и характера", "История близнецов как критерий взаимного действия природы и среды", "Наследственный гений". Ф.Галь-тон предложил основные методы генетического изучения человека (анкетирование, тестирование, близнецовый анализ и биометрический подход к оценке изменчивости), здраво оценил соотношение наследственности и среды в развитии человека. Им предложена утопическая идея улучшения генетического здоровья нации путем государственного контроля над браками. Ф.Гальтона считают основателем евгеники — скорее политического, чем научного направления в генетике человека, которое в тридцатых-сороковых годах двадцатого века скомпрометировало себя принятием фашистской идеологии, идеи расизма и оправданием стерилизации и убийства миллионов людей. В настоящее время наука о генетическом здоровье человека (современная евгеника) развивается на основе принципа гуманного отношения к личности и строгой научной обоснованности любых рекомендаций. Несмотря на это, она сталкивается с большим количеством морально-этических и юридических проблем. 1866-1879 гг. Серия экспедиций русского путешественника, антрополога и этнографа Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846-1888 гг.) на Канарские острова, в Марокко, на острова Малайского архипелага, Океании, Новой Гвинеи, Филиппины и другие. Н.Н.Миклухо-Маклай последовательно проводил идею единства и взаимного родства человеческих рас. Он предвосхитил идею культурного релятивизма, утверждающую право на существование самых разных культур и жизненных укладов. 1868 г. Адольф Бастиан (1826—1905), немецкий этнограф, организует Берлинский музей народоведения. Ему принадлежит идея единства человеческой психики, обусловливающая единство культур всех народов. В 1869 году он совместно с Р.Вирховым основывает Берлинское общество антропологии, этнологии и праистории. 1869г. Габриэль де Мортилье (1821-1899), ученик Э.Ларте, усовершенствует периодизацию палеолита на основе особенностей обработки камня. Эта система стала общепризнанной и долгое время считалась универсальной, применимой к любым территориям. В том же году Мортилье описал мелкие геометрические формы орудий (микролиты), встречающиеся на значительной части Западной Европы, Северной Африки и России. И.Д.Черский (1845-1892) и А.Л.Чекановский (1833-1876) обнаружили первый в Сибири и в России палеолитический памятник — при постройке военного госпиталя в Иркутске. Продолжением открытий в области пер- 2. История и перспективы развития антропологии _________25 вобытной археологии в Сибири стало открытие палеолита Енисея (Афон-това гора под Красноярском) И.Т.Савенковым в 1883 году, а затем в девяностых годах — стоянок в Томске и Кяхте. Стал вопрос об особенностях палеолита Сибири в сравнении с палеолитом Западной Европы. 1873-1888 гг. Ф.Энгельс (1820-1895) работает над книгой "Диалектика природы", оставшейся незавершенной. В 1896 году посмертно публикуется отрывок из нее "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". В работе рассматривается антропогенез как комплексная проблема, включающая биологические и социальные аспекты. Качественный скачок в эволюции человека проявился в появлении принципиально новой адаптации, образующей совершенно новую экологическую нишу. Это культура — социальная память, трудовой и духовный опыт людей, передающийся новым поколениям. Ведущая роль в ней принадлежит символике языка, поэтому ключевыми биологическими факторами, позволившими овладеть культурой, явилось развитие мозга и речи. 1875 г. Марселино де Саутуола были открыты рисунки первобытного человека в пещере Альтамира (Испания, близ города Сантильяна-дель-Мар). Принадлежность их ископаемому человеку была признана не сразу, однако в 1880 году открытие было опубликовано, а в 1887 году Э.Пьетт датировал рисунки мадленом. Альтамира стала началом целой серии открытий пещерной живописи во Франко-Кантабрийской области: в 1895 году — в пещерах Ла-Мут и Тейяк, в 1901 году открытие Е.Карталь-яком, Л.Капитаном и Д.Пейрони пещер Камбарель и Фон-де-Гом в Дор-дони; в 1912 году Г.Бегуан с сыновьями открыли Тюк д'Одубер во Французских Пиренеях, а в 1914 году — "Пещеру трех братьев", в 1923 году Н.Кастере в пещере Монтеспан наряду с изображениями на стенах обнаружил глиняную скульптуру медведя. И, наконец, в 1940 году была открыта пещера Ласко в Дордони — самая сохранная и самая богатая живописными произведениями. С открытием первобытного искусства археологи получили материал для суждения о духовной жизни древнего человека "в чистом виде", без поправок на функциональность (как в оценке орудий) и на климат и услйвия (как в описании жилищ). 1879 г. Немецкий психолог, физиолог, философ и языковед Вильгельм Вундт (1832-1920) создал первую психологическую лабораторию и психологический журнал, рассматривал психологию, как основной теоретический фундамент всех знаний о человеке. Элементарные психические процессы (ощущение, внимание, восприятие, эмоции) он изучал экспериментально в лаборатории. Высшие психические функции (речь, мышление, воображение, волю) предложил изучать культурно-историческим методом. В 1900-1920 годах им издана десятитомная "Психология народов", в которой анализируются мифы, религия, искусство, формы мышления и основные языковые категории. В.Вундт рассматривал явления культуры как индикатор исторического изменения психики человека. Историю он делит на четыре периода развития народов: первобытность, тотемистический век, век героев и богов, гуманистический период. И.С.Поляковым открыта стоянка Костенки на Верхнем Дону близ Воронежа — позднее оказалось, что это целый комплекс многослойных позднепалеолитических'памятников, датирующихся 36-24 тысячелетием до н.э. Многолетние раскопки в этом регионе дали обширный материал по орудиям, особенностям жилищ и хозяйственных построек, позволяющий судить о характере расселения, быте, интенсивности охоты человека среднего и позднего палеолита Русской равнины. Нахождение пестов и камней для растирания зерна указывает на широкое использование растительной пищи. Найдено много украшений, орудий, покрытых орнаментом, фигурок мамонта, носорога, скульптурных голов пещерного льва, медведя, волка. Широко использовались краски, в том числе, искусственно полученные. В двадцатых годах собрана коллекция скульптурных женских изображений, сближающихся с "Венерой виллендорфской". Погребения, найденные в этом регионе в 1952, 1955, 1963 годах позволяют судить о развитии погребального ритуала и об облике человека как "восточного кроманьонца", имеющего иногда негроидные черты. В Костенках работали А.Н.Рогачев, Р.И.Лазуков, П.П.Ефименко, С.Н.Замятнин, П.И.Борис-ковский и другие. Восстановление облика человека из Костенок осуществлялось М.М.Герасимовым. В настоящее время Костенковская культура вместе с культурой поднепровья и верховьев Днестра определяется, как единая виллендорфско-костенковская культурная общность. В Москве, при Университете создан музей антропологии. Организатор его Дмитрий Николаевич Анучин (1843-1923) — географ, геолог и стра-новед, понимал антропологию, как комплексную науку, включая в нее всю совокупность сведений об эволюции человека, сравнительной анатомии, биологии, этнографии и первобытной археологии. Д.Н.Анучин в 1919 году основал кафедру, а в 1922 году — институт антропологии. 1883-1884 гг. — начало научной деятельности виднейшего американского лингвиста, антрополога и археолога Франца Боаса (1858-1942). Ф.Боас основатель культурной антропологии как самостоятельной научной дисциплины, создатель самой значительной школы американской этнографии, знаток языков, фольклора, изобразительного искусства, ремесел, систем родства североамериканских индейцев. Известен также своими антифашистскими и антирасистскими выступлениями. Выдвинул идею культурного релятивизма. Вот как эта идея оценивается современными антропологами: "...Культурная относительность означает, что приемлемость любого негативного или позитивного обычая должна оцениваться в соответствии с тем, как эта традиция соответствует другим традициям группы... Развивая здоровый скептицизм относительно вечности любых ценностей, чтимых определенным народом, антропология не отрицает теоретически существования моральных абсолютов. Использование сравнительного метода скорее обеспечивает научные средства для обнаружения таких абсолютов" (Клакхон, 1998, стр. 64). 1890 г. создание книги Джеймса Джорджа Фрезера "Золотая ветвь", представляющей собой энциклопедию по первобытной магии, тотемизму, мифологии, ритуалу, обычаям, фольклору, религиозным верованиям традиционных обществ. Д.Д.Фрезер (1854-1941) — английский антрополог, основатель социальной антропологии. Ему принадлежит идея психологического единства всех народов, первая попытка создания универсальной теории эволюции человеческого мышления. В развитии человеческого сознания он выделяет три стадии: 1. магическая (мышление основано на ложной причинной связи между ритуальной практикой и природными событиями, мышление по аналогии и на основе поверхностных ассоциаций); 2. религиозная (вера в управляющие миром сверхъестественные силы, персонификация их, обращение к богам с молитвами и жертвоприношениями); 3. научная (изучающая реальные причинные связи на основе логико-экспериментальных методов) Начало научной деятельности Владимира Германовича Тан-Богораза (1865-1936) во время Колымской ссылки (в молодости он примыкал к движению народников). В.Г.Тан-Богораз участвовал в экспедициях по изучению народов Крайнего Северо-Востока России, занимался этнографией, лингвистикой, фольклором народов Севера. Автор учебников, словарей, инициатор создания Института народов Севера. Важнейший труд — двухтомная монография "Чукчи" (1934-1939). 1891-1893 гг. Преподаватель Амстердамского университета Эжен Дюбуа (1858-1940) открыл на острове Ява (р. Соло) "человека прямоходящего" (архантропа). В 1894 году выходит его статья "Pithecanthropus erectus" — яванская переходная форма человеческого типа". В конце XIX века стали популярны высказывания немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900) о природе человека. Он придал остроту проблеме тем, что видел в человеке нечто парадоксальное, внутренне противоречивое: "Человек — болезнь Земли", "до сих пор не состоявшееся животное", "Человек есть еще не ставшее животное, не законченная форма, а то, что находится в становлении", "он есть существо темное и сокровенное", "человек нечто текучее и пластичное, из него можно сделать все, что угодно". 1896г. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) основывает первый социологический журнал и научную социологическую школу во Франции. Центральные ее положения — это объективность законов социологии и их принудительность по отношению к индивиду. Э.Дюркгейм считает положения социальной психологии и культурологии (в частности, общественные идеалы, коллективное сознание, учение о национальном менталитете) приоритетными по отношению к экономическим законам — в этом его учение противостоит учению К.Маркса. Школа Э.Дюркгейма стала на Западе такой же основой идеологии, как марксизм в России. Э.Дюркгейм видит в системе социальных норм и ценностей основу человеческой культуры. В работе "Самоубийство" (1897) он рассматривает как одну из причин самоубийств аномию — разрушение системы ценностей, характерное для периодов социальных кризисов. Важнейший труд Э.Дюркгейма в антропологии: "Элементарные формы религиозной жизни. Тотемистическая система в Австралии" (1912). 1901 г. Страсбургский анатом Густав Швальбе, а затем Герман Клаач на основе точных измерений имеющихся находок людей неандертальского типа выделяют их в особую группу доисторических людей (неандертальцы, или палеантропы). 1906 г. Начало полевых этнографических исследований на Андаманских островах, в Австралии и в Африке английского этнографа Алфреда Радклифф-Брауна (1881-1955). А.Радклифф-Браун — создатель школы социальной антропологии, изучавшей структуры, функции, эволюцию социальных институтов первобытности. В 1907 году у деревни Мауэр, близ Гейдельберга найдена челюсть, названная гейдельбергской, датируемая возрастом в 400 тыс. лет. Поскольку древнейший человек, по-видимому, появился в Европе в результате миграции из Африки или Азии, находки такого возраста представляют особый интерес. А.Руст в 1956 году в слоях, синхронных находке гейдельбергской челюсти, нашел дошельские орудия. Однако эти данные оспариваются многими археологами. Древнейшим свидетельством существования человека в Европе надо считать стоянку в пещере Валлоне (между Монако и Ментоной), где найдены галечные орудия, сходные с индустрией Северо-Западной Африки в сочетании с фауной виллафранкского периода. Другие подобные находки известны из Вертешселлещ (1964-1965 гг), Венгрия, 50 км. от Будапешта. Это примитивные орудия, датируемые миндельским временем. Два черепа, найденные А.Люмле в 1971 году в 30 км от Перпиньяна, возрастом около 200 тыс. лет рассматриваются как переходные между архантропом и палеантропом (А.П.Деревянко с соавторами, 1994). С начала XX века французский археолог Анри Брейль (1877-1961) разрабатывал археологическую периодизацию палеолита и типологию орудий. Благодаря большому количеству работ он получил имя "отца археологии Запада". Благодаря его работам были уточнены важнейшие археологические понятия. Под археологической культурой стали понимать комплекс памятников, отражающих развитие материальной культуры в определенной местности. Возникли понятия "археологическая провинция", "линия развития"; благодаря широкому использованию метода картирования, появилась возможность судить о миграции и взаимопроникновении культур — диффузии. А.Брейлем выделен ориньяк, как один из периодов палеолита. В тридцатых годах Д.Пейрони установил, что одновременно с ориньяком существовал период перигор с двумя фазами: шательперрон и граветт. Это расширило представление археологов о культурной динамике древних обществ и поставило ряд вопросов о причинах локальных различий культур. А.Брейль предложил археолого-этнографический метод, применяющийся, в особенности, в изучении первобытного искусства. Одна из важнейших его работ — "400 веков наскального искусства", (1952). 1913 г. Выходит работа австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1939) "Тотем и табу". З.Фрейд — основатель метода психоанализа, создатель учения о динамике психической структуры личности, мотивах человеческого поведения, о сознательном и бессознательном в структуре психики, об определяющем действии конкретно-исторических условий эпохи на формирование психологических особенностей личности. Для понимания человека существенны и другие его работы ("Психология бессознательного", М. 1990; "Психоанализ. Религия. Культура". М. 1997.). 2. История и перспективы развития антропологии ________29 1915 г. Выход первой обобщающей сводки по археологическим исследованиям в России А.А.Спицына "Русский палеолит". В 1918-1923 гг. начались раскопки пещеры Джоукоутянь на холме драконовых костей в 40 км от Пекина. Раскопками руководил шведский археолог Г.Андерсон. Последующими раскопками к 1936 году обнаружены черепа и кости более, чем 40 человек и большое количество орудий. Человек был назван Pithecanthropus pekinensis, или синантроп. Коллекция была утеряна во время второй мировой войны. Раскопки в пещере Джоукоутянь осуществлялись специалистами разных стран, в их числе был французский палеонтолог П.Тейяр де Шарден (1881-1955), которому принадлежит заслуга философского осмысления имеющегося в то время антропологического материала. Так, он расширил понимание принципа естественного отбора, считая его причиной "единого процесса космического развития, единой и связной истории Вселенной, как целого", конкретизировал и дал новое содержание концепции ноосферы В.И.Вернадского и Э.Леруа. Кроме того, ему принадлежат следующие идеи: у истоков любого эволюирующего таксона находится неспециализированная слабо различимая группа; эволюция млекопитающих идет по магистральному пути цефализации, который неизбежно приводит к торжеству разума; в эволюции человека ничтожные морфологические изменения могут быть связаны с очень значимыми культурными сдвигами. Центральная мысль философии Тейяра де Шардена — идея абсолютной ценности человека. Важнейшая работа, вышедшая в России — "Феномен человека" (1987). Среди философов начала XX века, оставивших заметный след в антропологии, следует назвать немецкого философа, ученика Ф.Ницше, Освальда Шпенглера (1880-1936). Он был сторонником теории локальных культур, против однолинейного эволюционизма, занимался также проблемами эволюции речи. Английский и австралийский археолог Гордон Вир Чайлд (1892-1957) становится инициатором перехода от изучения артефактов к изучению культур и общества в их развитии. Важнейшие работы: "На заре европейской цивилизации", 1925 г.; "Восстановление прошлого", 1956 г. 2.3. Период представлений о стадиальном развитии человека и культуры В 1921 году в антропологии сложилось два взгляда на происхождение человека разумного. Англичанин Артур Кизс и американец Генри Осборн настаивали на эволюции человека разумного независимо от палеантропа. С их точкой зрения совпадает выдвинутая Герхардом Хаберером и Анри Валлуа гипотеза пресапиенса — древнего предшественника Homo sapiens sapiens. Русский ученый А.А.Зубов позже подтвердил эту точку зрения, аргументировав ее фактом глубокого различия в строении зубов неандертальца и Homo sapiens. В то же время основатель Американской ассоциации антропологов, Алеш Хрдличка (1869-1943) начал читать серию лекций о неандертальской эпохе, как фазе в эволюции человека, непосредственно предшествующей появлению Homo sapiens, а в 1930 году выпустил книгу по этой проблеме. Авторитет и эрудиция А.Хрдлички привлекли на его сторону большинство европейских и американских антропологов и легли в основу стадиальной гипотезы происхождения человека, остававшейся общепризнанной до конца XX века Основные положения, на которых основывается стадиальная гипотеза происхождения Homo sapiens sapiens следующие: 1. ведущая форма эволюции человека — филетическая эволюция; 2. ископаемые представители рода Homo последовательно сменяют друг друга, переходя от стадий более примитивных к более продвинутым; 3. каждой стадии эволюции человека соответствует стадия развития культуры, в которых также прослеживается однолинейная смена простых форм более продвинутыми. 1922-1923 гг. В.И.Вернадский (1863-1945) обосновывает идею о влиянии разума на эволюцию природы в серии лекций "Научная мысль как планетное явление". Термин "ноосфера" впервые появился в работе Э.Леруа (1928 г.), который видит "над ж<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|