Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И профессиональной ориентации обучающихся




Блок 2

Введение

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение обучающихся - социально-значимый раздел обучения.

Актуальность программы определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания, их социализации, осознанного профессионального намерения, норм и правил общежития. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Обучающимся для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. Он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.

Успех работы во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным и краеведческим, сформировать положительное отношение у обучающихся к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения. Учитель должен помочь обучающимся осознать необходимость жить по законам, принципам и правилам общества. Иначе говоря, стать социализированными.

Профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Социализация – процесс усвоения обучающимися определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих им функционировать в качестве полноправного члена общества.

1. Направлениями профориентационной работы и работы по социализации обучающихся в школе являются:

- пропаганда и информация.

- профессиональное и нравственное воспитание.

- разные виды консультаций (индивидуальные, групповые, гендерные).

- практикоориентационная деятельность;

Пропаганда и информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах. Сюда можно отнести пропаганду (на конкретных примерах) положительной мотивации на общественные ценности.

Профессиональное и нравственное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов обучающихся. Сущность педагогической работы по профессиональному и нравственному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы социально – значимой деятельности. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности.

Консультирование - изучение личности обучающегося, и на этой основе выдача рекомендаций. Консультация, чаще всего, носит индивидуальный характер.

Практикоориентационная деятельность направлена на то, чтобы показать обучающимся конкретные примеры проблем и способов их решения. Работа учителя должна быть наглядной, доступной для понимания и усвоения обучающимися всег, что происходит вокруг, в социуме.

 

Цель программы:

Актуализация профессионального самоопределения и социализации обучающихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, о социуме, о существующих нормах и ценностях.

Задачи программы:

- обобщить знания обучающихся о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере. Формировать у обучающихся знания о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы;

- формировать у обучающихся представления о нормах и ценностях общежития;

- формировать у выпускников школы готовность к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей города, его развития и благополучия;

- развивать потребность в самовоспитании, саморазвитии.

Адресат программы.

Адресатами данной программы являются обучающиеся 6-9 классов, родители (законные представители), классные руководители.

Срок реализации программы: программа рассчитана на обучающихся 6-9 классов.

Планируемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

  • определение профессии и профессиональной деятельности, социализации;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, о психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • понятие социума, нормы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
  • требования современного общества к профессиональной деятельности человека, к его личностным качествам;
  • понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;

Обучающиеся должны уметь:

  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с

избираемой деятельностью;

  • ставить цели и планировать действия для их достижения;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
  • применять полученные знания на практике, в социуме;

 

Принципы социализации и профессиональной ориентации обучающихся:

  • доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился;
  • научность и достоверность информации;
  • доступность предлагаемой информации;
  • адресность;
  • индивидуальный подход;
  • современность и актуальность материалов;
  • сотрудничество с другими специалистами (педагоги, психологи и др.).

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа включает в себя одно направление - изучение психологических особенностей возраста обучающихся на его разных возрастных этапах. В связи с этим ставятся задачи и определяются формы работы.

Направления 6 – 8 класс
Психологические особенности возраста В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения друг к другу, к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношений. Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтику и романтические профессии “настоящих мужчин”: летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др. Девочки начинают ориентироваться на «настоящих женщин» и их профессии”: топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др. Ориентация на романтику складывается под влиянием средств массовой информации, стремления подростков к самовыражению, самоутверждению. Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.
Задачи
  • изучить личностные особенности, интересы и склонности обучающихся;
  • получить подробную информацию о предприятиях социума, об учебных заведениях и различных профессиях;
  • получить информацию о правилах выбора профессии, нормах и ценностных установка при выборе;
  • знакомство с типами обстоятельств (факторами), которые необходимо учитывать при выборе профессии;
  • проанализировать типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.
Формы работы - Классные часы, беседы о профессиях. - Неделя профориентации (игры, конкурсы, родительские собрания, театрализованные выступления, выпуск тематических газет). - Целевые экскурсии на предприятия города, области (по возможности). - Участие в общешкольных предметных неделях. - Муниципальные конкурсы с целью развития творческих способностей учащихся. - Участие в спортивных мероприятиях и конкурсах; - Конкурсы рисунков.

 

Направления 9 класс
Психологические особенности возраста Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии, сомоопределение. Но окончательный психологически обоснованный выбор старшеклассник еще сделать не может. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии — осознания собственного “Я” (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?). Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии и жизненного пути. На основе оценки своих способностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего самоопределяются относительно путей получения образования и резервных вариантов приобщения к труду. Для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей образования и профессиональной подготовки.
Задачи
  • способствовать осознанию своей жизненной позиции;
  • развивать уверенность у обучающихся, формировать у них своих взглядов, адекватную самооценку;
  • способствовать осознанию своего внутреннего состояния, повышение способности к преодолению внутренних и внешних препятствий, осознание и положительное ожидание будущего;
Формы работы - Целевые встречи со специалистами средних и высших учебных заведений. - Встречи с людьми востребованных профессий - Классные часы: беседы о профессиях, диспуты. - Неделя профориентации. - Выпуск буклетов «Приходите к нам учиться». - Целевые экскурсии на предприятия города, области (по возмодности). - Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации. - Социологический опрос учащихся.

 

Базовые национальные ценности: доброжелательность, самосознание, добропорядочность, профессионализм, гражданственность.

Ключевые дела:

  • Встречи с интересными людьми, людьми разных профессий в рамках Недели профориентации;
  • Экскурсии на предприятия города;
  • Школьный конкурс рисунков «Все работы хороши, выбирай на вкус»;
  • Школьный конкурс буклета «Приходите к нам учиться» (8-9 классы - учебные заведения г. Ленинска-Кузнецкого);
  • Трудовые десанты, субботники, летняя трудовая практика;
  • Акция «Цвети мой школьный двор» (благоустройство школьной территории);
  • Добровольческие акции;

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ БЛОКА 2

«Программа социализации и профессиональной ориентации обучающихся»

№ п/п Мероприятия, форма проведения Сроки проведения Ответственные
1. Интеллектуальный марафон Ежегодно, февраль Зам директора по УВР
2. Индивидуальные и групповые занятия с целью развития творческих способностей учащихся Ежегодно (в течение года по отдельному плану) Классные рук-ли 6-9 классов, психолог
3. Тематические классные часы «Мир профессий» Ежегодно, ноябрь Классные ру-ли
4. Классные КТД «Профессии наших родителей» Ежегодно, октябрь Классные рук-ли 6-9 классов
5. Встречи с интересными людьми различных профессий «Мое место в государстве» (на базе школьного музея) Ежегодно (в течение года, по отдельному плану) Руководитель школьного музея
6. Экскурсии на различные предприятия города, области Ежегодно (в течение года по отдельному плану) Куратор профориентационной работы, классные рук-ли,
7. Участие в Днях открытых дверей СУЗОв Ежегодно (по плану УО) Администрация школы
8. КТД «День Учителя» Ежегодно (октябрь, по отдельному плану) Зам директора по ВР
9. «Профессия – библиотекарь» - выступление школьного библиотекаря на классных часах Ежегодно, по плану работы библиотеки Школьный библиотекарь
10. Оформление сменного и передвижного стенда «Твой выбор» Ежегодно, по плану работы библиотеки Школьный библиотекарь
11. Трудоустройство на время каникул подростков Ежегодно, июнь-август Зам директора по ВР, социальный педагог
12. «По законам добра», цикл мероприятий Ежегодно, не реже 1 раза в месяц Зам директора по ВР, социальный педагог

Направление 1

«Создание школой режима максимального благоприятствования

для воспитания и социализации обучающихся»

Данноенаправление является подготовительным.

В рамках подготовительной работы изучается социум, в котором расположена школа:

- количество семей, их материальное положение (определяются многодетные, малообеспеченные семьи);

- образованность родителей;

- степень благоприятствования в семьях обучающихся;

- удаленность проживания обучающихся от образовательной организации;

- наличие учреждений дополнительного образования, их удаленность от школы;

- профессиональная компетентность учителей для занятий внеурочной деятельностью (по ФГОС);

- степень взаимоотношения учителей и родителей как участников образовательно-воспитательного процесса;

- мера креативности подростков как готовности и способности решать собственные проблемы;

- степень готовности общественных организаций участвовать в формировании социализации обучающихся;

По итогам изучения социума выявляются дефицитные стороны социализации обучающихся. Определяются внешние партнеры для реализации Программы.

Направление 2

«Социальное проектирование подростков как условие формирования личностных результатов образования».

С оциальная проба -вид социального взаимодействия, в ходе которого обучающийся получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия. Как правило, место социальных проб в основной школе - учебный предмет обществознание.

Социальная практика – это процесс освоения, отработки социальных навыков, познание внутренней сущностной стороны социальной действительности, часто скрытой и неочевидной. Такую социальную практику подростки могут пройти при реализации социальных проектов.

Социальный проект – создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность – мостом, связывающим социум и личность.

Освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимой стороной).

Реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики.

Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

  • социальные явления («социальные негативы» – курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
  • социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);
  • социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
  • социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.).

Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся обучающиеся и взрослые, вовлеченные в проектирование.

 

Ролевые игры. Структура ролевой игры только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Игроки могут достаточно свободно импровизировать в рамках правил и выбранных персонажей, определяя направление и исход игры.

Для организации и проведения ролевых игр различных видов могут быть привлечены родители, представители различных профессий, социальных групп, общественных организаций и другие значимые взрослые.

Педагогическая поддержка воспитания и социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности. Познавательная деятельность обучающихся предполагает в качестве основных форм учебного сотрудничества сотрудничество со сверстниками и с учителем. Социальный эффект такого сотрудничества рассматривается как последовательное движение обучающегося от освоения новых коммуникативных навыков до освоения новых социальных ролей. Методы педагогической поддержки социальной деятельности в рамках познавательной деятельности направлены на поддержку различных форм сотрудничества и взаимодействия в ходе освоения учебного материала.

Педагогическая поддержка воспитания и социализации обучающихся через общественную работу. Социальные инициативы в сфере общественного самоуправления позволяют формировать у обучающихся социальные навыки и компетентности, помогающие им лучше осваивать сферу общественных отношений. Социально значимая общественная деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Направленность таких социальных инициатив определяет самосознание подростка как гражданина и участника общественных процессов.

Спектр социальных функций обучающихся в рамках системы школьного самоуправления очень широк. В рамках этого вида деятельности обучающиеся должны иметь возможность:

• участвовать в принятии решений школьного совета профилактики, Управляющего совета;

• решать вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства в школе;

• контролировать выполнение обучающимися основных прав и обязанностей;

• защищать права обучающихся на всех уровнях управления школой.

Деятельность общественных организаций и органов ученического самоуправления в школе (ДЮО «Экспедиция ХХ1 век») создаёт условия для реализации обучающимися собственных социальных инициатив.

Важным условием педагогической поддержки социализации обучающихся является их включение в общественно значимые дела, социальные и культурные практики. Организация и проведение таких практик могут осуществляться педагогами совместно с родителями обучающихся, квалифицированными представителями общественных и традиционных религиозных организаций, учреждений культуры.

Педагогическая поддержка воспитания и социализации обучающихся средствами трудовой деятельности. Трудовая деятельность как социальный фактор первоначально развивает у обучающихся способности преодолевать трудности в реализации своих потребностей. Но её главная цель — превратить саму трудовую деятельность в осознанную потребность. По мере социокультурного развития обучающихся труд всё шире используется для самореализации, созидания, творческого и профессионального роста.

При этом сам характер труда обучающегося должен отражать тенденции индивидуализации форм трудовой деятельности, использование коммуникаций, ориентацию на общественную значимость труда и востребованность его результатов. Добровольность и безвозмездность труда, волонтёрство, - позволяют соблюсти баланс между конкурентно-ориентированной моделью социализации будущего выпускника и его социальными императивами гражданина.

Социализация обучающихся средствами трудовой деятельности должна быть направлена на формирование у них отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету. В рамках такой социализации организация различных видов трудовой деятельности обучающихся (трудовая деятельность, связанная с учебными занятиями, ручной труд, занятия в учебных мастерских, общественно полезная работа, профессионально ориентированная производственная деятельность и др.) может предусматривать привлечение для проведения отдельных мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей обучающихся.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...