И профессиональной ориентации обучающихся
Блок 2 Введение В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение обучающихся - социально-значимый раздел обучения. Актуальность программы определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания, их социализации, осознанного профессионального намерения, норм и правил общежития. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Обучающимся для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. Он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации. Успех работы во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным и краеведческим, сформировать положительное отношение у обучающихся к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения. Учитель должен помочь обучающимся осознать необходимость жить по законам, принципам и правилам общества. Иначе говоря, стать социализированными.
Профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии. Социализация – процесс усвоения обучающимися определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих им функционировать в качестве полноправного члена общества. 1. Направлениями профориентационной работы и работы по социализации обучающихся в школе являются: - пропаганда и информация. - профессиональное и нравственное воспитание. - разные виды консультаций (индивидуальные, групповые, гендерные). - практикоориентационная деятельность; Пропаганда и информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах. Сюда можно отнести пропаганду (на конкретных примерах) положительной мотивации на общественные ценности. Профессиональное и нравственное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов обучающихся. Сущность педагогической работы по профессиональному и нравственному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы социально – значимой деятельности. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Консультирование - изучение личности обучающегося, и на этой основе выдача рекомендаций. Консультация, чаще всего, носит индивидуальный характер. Практикоориентационная деятельность направлена на то, чтобы показать обучающимся конкретные примеры проблем и способов их решения. Работа учителя должна быть наглядной, доступной для понимания и усвоения обучающимися всег, что происходит вокруг, в социуме.
Цель программы: Актуализация профессионального самоопределения и социализации обучающихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, о социуме, о существующих нормах и ценностях. Задачи программы: - обобщить знания обучающихся о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере. Формировать у обучающихся знания о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы; - формировать у обучающихся представления о нормах и ценностях общежития; - формировать у выпускников школы готовность к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей города, его развития и благополучия; - развивать потребность в самовоспитании, саморазвитии. Адресат программы. Адресатами данной программы являются обучающиеся 6-9 классов, родители (законные представители), классные руководители. Срок реализации программы: программа рассчитана на обучающихся 6-9 классов. Планируемые результаты: Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
избираемой деятельностью;
Принципы социализации и профессиональной ориентации обучающихся:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа включает в себя одно направление - изучение психологических особенностей возраста обучающихся на его разных возрастных этапах. В связи с этим ставятся задачи и определяются формы работы.
Базовые национальные ценности: доброжелательность, самосознание, добропорядочность, профессионализм, гражданственность.
Ключевые дела:
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ БЛОКА 2 «Программа социализации и профессиональной ориентации обучающихся»
Направление 1 «Создание школой режима максимального благоприятствования для воспитания и социализации обучающихся» Данноенаправление является подготовительным. В рамках подготовительной работы изучается социум, в котором расположена школа: - количество семей, их материальное положение (определяются многодетные, малообеспеченные семьи); - образованность родителей; - степень благоприятствования в семьях обучающихся; - удаленность проживания обучающихся от образовательной организации; - наличие учреждений дополнительного образования, их удаленность от школы; - профессиональная компетентность учителей для занятий внеурочной деятельностью (по ФГОС); - степень взаимоотношения учителей и родителей как участников образовательно-воспитательного процесса; - мера креативности подростков как готовности и способности решать собственные проблемы; - степень готовности общественных организаций участвовать в формировании социализации обучающихся; По итогам изучения социума выявляются дефицитные стороны социализации обучающихся. Определяются внешние партнеры для реализации Программы. Направление 2 «Социальное проектирование подростков как условие формирования личностных результатов образования». С оциальная проба -вид социального взаимодействия, в ходе которого обучающийся получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия. Как правило, место социальных проб в основной школе - учебный предмет обществознание. Социальная практика – это процесс освоения, отработки социальных навыков, познание внутренней сущностной стороны социальной действительности, часто скрытой и неочевидной. Такую социальную практику подростки могут пройти при реализации социальных проектов. Социальный проект – создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность – мостом, связывающим социум и личность. Освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимой стороной). Реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики. Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности. Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся обучающиеся и взрослые, вовлеченные в проектирование.
Ролевые игры. Структура ролевой игры только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Игроки могут достаточно свободно импровизировать в рамках правил и выбранных персонажей, определяя направление и исход игры. Для организации и проведения ролевых игр различных видов могут быть привлечены родители, представители различных профессий, социальных групп, общественных организаций и другие значимые взрослые. Педагогическая поддержка воспитания и социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности. Познавательная деятельность обучающихся предполагает в качестве основных форм учебного сотрудничества сотрудничество со сверстниками и с учителем. Социальный эффект такого сотрудничества рассматривается как последовательное движение обучающегося от освоения новых коммуникативных навыков до освоения новых социальных ролей. Методы педагогической поддержки социальной деятельности в рамках познавательной деятельности направлены на поддержку различных форм сотрудничества и взаимодействия в ходе освоения учебного материала. Педагогическая поддержка воспитания и социализации обучающихся через общественную работу. Социальные инициативы в сфере общественного самоуправления позволяют формировать у обучающихся социальные навыки и компетентности, помогающие им лучше осваивать сферу общественных отношений. Социально значимая общественная деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Направленность таких социальных инициатив определяет самосознание подростка как гражданина и участника общественных процессов. Спектр социальных функций обучающихся в рамках системы школьного самоуправления очень широк. В рамках этого вида деятельности обучающиеся должны иметь возможность: • участвовать в принятии решений школьного совета профилактики, Управляющего совета; • решать вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства в школе; • контролировать выполнение обучающимися основных прав и обязанностей; • защищать права обучающихся на всех уровнях управления школой. Деятельность общественных организаций и органов ученического самоуправления в школе (ДЮО «Экспедиция ХХ1 век») создаёт условия для реализации обучающимися собственных социальных инициатив. Важным условием педагогической поддержки социализации обучающихся является их включение в общественно значимые дела, социальные и культурные практики. Организация и проведение таких практик могут осуществляться педагогами совместно с родителями обучающихся, квалифицированными представителями общественных и традиционных религиозных организаций, учреждений культуры. Педагогическая поддержка воспитания и социализации обучающихся средствами трудовой деятельности. Трудовая деятельность как социальный фактор первоначально развивает у обучающихся способности преодолевать трудности в реализации своих потребностей. Но её главная цель — превратить саму трудовую деятельность в осознанную потребность. По мере социокультурного развития обучающихся труд всё шире используется для самореализации, созидания, творческого и профессионального роста. При этом сам характер труда обучающегося должен отражать тенденции индивидуализации форм трудовой деятельности, использование коммуникаций, ориентацию на общественную значимость труда и востребованность его результатов. Добровольность и безвозмездность труда, волонтёрство, - позволяют соблюсти баланс между конкурентно-ориентированной моделью социализации будущего выпускника и его социальными императивами гражданина. Социализация обучающихся средствами трудовой деятельности должна быть направлена на формирование у них отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету. В рамках такой социализации организация различных видов трудовой деятельности обучающихся (трудовая деятельность, связанная с учебными занятиями, ручной труд, занятия в учебных мастерских, общественно полезная работа, профессионально ориентированная производственная деятельность и др.) может предусматривать привлечение для проведения отдельных мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей обучающихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|