Учет просроченной дебиторской задолженности
Финансово-расчетный отдел ОАО "Омский бекон" систематически следит за соблюдением расчетной дисциплины, добиваясь своевременного взыскания дебиторской задолженности и погашения, причитающихся кредиторам сумм. Однако, у предприятия существует просроченная дебиторская и кредиторская задолженности. В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета в РФ, ст. 266 НК РФ сомнительной признается дебиторская задолженность, обязательство по которой не обеспечено залогом, поручительством, банковской гарантией и удержанием имущества должника, а также иными способами, предусмотренными законом или договором. Списанная сумма дебиторской задолженности включается в состав внереализационных расходов: Дебет 91-2 Кредит 62 - на сумму 794 тыс. руб. Согласно инструкции по применению Плана счетов для обобщения информации о состоянии дебиторской задолженности, списанной в убыток вследствие неплатежеспособности должников, предназначен счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». При поступлении от должника суммы ранее списанной задолженности, ее сумма увеличит внереализационные доходы организации. Одновременно на указанную сумму будет сделана запись по кредиту забалансового счета 007. При составлении отчетности прибыль организации для целей налогообложения корректируется на сумму списанной дебиторской задолженности, срок исковой давности по которой еще не истек. Поступление от должника в погашение нарушенных обязательств денежных средств включаются в состав внереализационных доходов: Дебет 50, 51 Кредит 91-1 Одновременно составляется запись на списание дебиторской задолженности с забалансового счета:
Дебет 007 Сумма дебиторской задолженности, списываемой в результате прощения долга (дарения), на основании п. 12 ПБУ 10/99 может быть отражена в составе внереализационных расходов. Однако полученный в данном случае убыток в соответствии со ст. 270 НК РФ не учитываются для целей налогообложения. При расчете налога на прибыль организации прибыль должна быть скорректирована на сумму полученного убытка от списания дебиторской задолженности. В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежной задолженностью признается такая, по которой истек установленный срок исковой давности, а также задолженность, по которой, в соответствии с гражданским законодательством, обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения. В соответствии с п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности безнадежная дебиторская задолженность представляет собой долги, нереальные для взыскания. Другими словами, безнадежной считается дебиторская задолженность с просроченным сроком исковой давности, которую возможно истребовать в судебном порядке. Документальным подтверждением невозможности погашения должником задолженности перед организацией могут служить: выписка из Единого государственного реестра или справка налогового органа о ликвидации должника, уведомление ликвидационной комиссии (конкурсного управляющего) или решение суда об отказе в удовлетворении требований по взысканию соответствующей задолженности из-за недостаточности имущества ликвидационной организации должника, акт судебного исполнителя о невозможности взыскания задолженности с должника. При наличии таких документов задолженность должна быть списана с баланса ОАО "Омский бекон" как безнадежная. Согласно п.12 ПБУ 10/99 и п.2 ст.265 гл.25 НК РФ суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, признается внереализационными расходами. Учет такой задолженности ведется на счете 91-2:
Дебет 91-2 Кредит 62. Пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ установлено, что долги, нереальные по взысканию, списываются по каждому обязательству на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. Они относятся соответственно на финансовые результаты: Дебет 99 Кредит 91-2 Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться на балансе в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. В целях налогообложения прибыли убытки от списания долгов, нереальных для взыскания учитываются на основании п.21 ст.265 НК РФ, т.е. включаются в состав внереализационных расходов, в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации. Дебиторская задолженность, не погашенная по результатам конкурсного производства при ликвидации предприятия-должника, может быть признана нереальной для взыскания до истечения срока давности. Основанием для списания нереальной для взыскания дебиторской задолженности является определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства. Долги, нереальные ко взысканию, в соответствии со ст.265 гл.25 НК РФ включаются в состав внереализационных расходов, поэтому должны учитываться для целей налогообложения прибыли. Так должник ликвидируется, то у кредитора, как правило, не возникает необходимости учета списанной дебиторской задолженности за балансом. Необходимость отражения за балансом списанной дебиторской задолженности покупателя, признанного банкротом, возникает в том случае, если арбитражным судом введена процедура внешнего управления. 4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ НА ОАО «ОМСКИЙ БЕКОН» Для совершенствования расчетов с поставщиками и покупателями открытому акционерному обществу «Омский бекон» можно предложить следующее. Важным перспективным направлением совершенствования расчетов с поставщиками и покупателями на ОАО «Омский бекон» является совершенствование системы качества на предприятии. При заключении договоров с поставщиками и покупателями оговаривается качество товара. Качество товара должно соответствовать требованиям ГОСТа, иначе покупатель вправе отказаться от оплаты и приема товара и ответственности за отказ от приема товара не несет. Например, ООО «Майонезный завод» отгружает ОАО «Омский бекон» продукцию - майонез. В связи с тем, что продукция не соответствовала качеству, оговоренному в условиях договора, ОАО «Омский бекон» возвратил продукцию.
Выпуск мясной и молочной продукции, отвечающим требованиям потребителя, качества и национальных стандартов, осуществляемых за счет использования качественного собственного сырья, современного оборудования и технологии, на основе внедрения и совершенствования системы качества, обеспечение качества услуг фирменной торговли – стратегическое направление деятельности лидера и крупнейшего предприятия России ОАО «Омский бекон». В области качества ОАО «Омский бекон» ставит следующие цели: - повышение конкурентоспособности предприятия и получение устойчивой прибыли для дальнейшего развития производства в интересах потребителя на основе полного удовлетворения его потребностей качественной продукцией в ассортименте; - распространение понятия «качество» на все виды деятельности предприятия, в том числе на услуги фирменной торговли, процессы организации и управления производством; - формирование идеологии качества: «Продукция ОАО «Омский бекон» гарантия стабильного качества». Достижение этих целей может быть достигнуто при выполнении следующих условий: - постоянная разработка и освоение новых видов продукции на основе проведения маркетинговых исследований, направленных на непрерывное изучение требований потребителя и разработку оптимальных способов продвижения продукции на рынок; - снижение затрат на производство продукции путем использования ресурсосберегающих технологий и экономии всех видов ресурсов, что позволит продукции предприятия быть доступной потребителю по цене;
- проверка качества сырья и готовой продукции в испытательных лабораториях предприятия, гарантирующая безопасность выпускаемой продукции для потребителя; - постоянное техническое развитие как путь достижения и поддержания заданного уровня качества выпускаемой продукции и услуг; - систематическое повышение профессионального уровня всего персонала предприятия и заинтересованности работников; - поддержание на предприятии благоприятных условий труда и социально-психологического климата, позволяющих каждому члену коллектива решать проблемы на основе квалификации, опыта, инициативы и понимания целей предприятия. Другим перспективным направлением совершенствования бухгалтерского учета на предприятии является расширение компьютерного учета, организация автоматизированных рабочих мест каждого бухгалтера, каждого участка учета, что позволяет создать новую технологию обработки учетной информации. Компьютерный учет имеет сейчас особенно огромное значение, так как происходят большие перемены в бухгалтерском учете, контроле, аудите и анализе. Учет ведется по специальной бухгалтерской программе «Интегратор». Программа имеет ряд недостатков: много времени затрачивается на обработку информации и вывод ее на печать, не учитывается специфика предприятия, нет отраслевого разграничения задолженности, нет автоматического выбора задолженности по сроку возникновения, узкий аналитический учет. ОАО «Омский бекон» заключила договор с московской фирмой ООО «Франс информатик энд технолоджи» по разработке и внедрению корпоративной системы Navision Attain. Программисты тщательно изучают работу бухгалтеров на каждом участке путем опроса. Целями проекта внедрения корпоративной информационной системы являются: - создание единого информационного пространства для группы предприятий «Омский бекон»; - обеспечение прозрачности деятельности предприятия для руководства, с возможностью доступа к информации предприятия и подразделений; - стандартизация ввода, контроля и обработки данных; - обеспечение достоверности и непротиворечивости информации; - обеспечение введения оперативного финансового и материального учета, позволяющего получать консолидированную информацию с требуемой периодичностью и детализацией. Третьим направлением совершенствования расчетов является открытие на 60 счете «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 62 счете «Расчеты с покупателями и заказчиками» дополнительных субсчетов для расчетов ОАО «Омский бекон» с дочерними предприятиями:
62-11 – Расчеты с ИП Хабибуллиной В.В. Она занимается реализацией мясных продуктов. 60-11 – Расчеты с ОАО «Лузинский комбикормовый завод». Комбикормовый завод снабжает ОАО «Омский бекон» сбалансированными по всем элементам питания комбикормами. 60-12 – Расчеты с ЗАО «Птицефабрика Сибирская». Птицефабрика поставляет яйцо, мясо птицы. 60-13 – Расчеты с ОПХ «Новоуральское». ОАО «Омский бекон» арендует у данного хозяйства землю, скот. 60-14 – Расчеты с ОАО «Большереченский маслосыркомбинат». Маслосыркомбинат отгружает масло, сыр, молочные продукты. Расчеты с ОАО «Мясокомбинат «Омский»» осуществляют на данный момент на счете 62-2. Выделение дочерних предприятий на отдельные субсчета будет способствовать более оперативному, прозрачному отслеживанию дебиторской задолженности. Информация будет более доступной, полной, объективной. Следующим направлением совершенствованием расчетов является четкая организация взаимоотношений: юридической службы, департамента финансов, департамента логистики, финансово-расчетного отдела, материальной группы, отдела по начислению налогов. Последствиями неорганизованной работы может быть следующее: - из-за несвоевременного предоставления департаментом логистики копии счета на оплату департаменту финансов может возникнуть задержка платежа, а следовательно, нарушение договорных условий, выплата пеней, штрафных санкций, несвоевременная поставка товаров (работ, услуг) поставщиком и даже расторжение договора; - при несвоевременном предоставлении материальной группой информации о поступлении товара (работ, услуг) от поставщика в финансово-расчетный отдел может вызвать ложную картину о данном клиенте, не закрытие дебиторской задолженности в случае предоплаты, а в случае последующей оплаты – задержку платежа. - центральная бухгалтерия и бухгалтерии подразделений должны в установленные сроки предоставлять производственные отчеты в отдел по начислению налогов для отчета по налогу на добавленную стоимость и по налогу с продаж. Отдел по начислению налогов тесно сотрудничает с финансово-расчетным отделом, так как он должен произвести все расчеты с поставщиками и покупателями и закрыть месяц, что необходимо для правильных отражений данных при расчете налога на добавленную стоимость. Несвоевременное предоставление налоговых деклараций в налоговые органы влечет за собой уплату штрафов, пеней за просроченные платежи, что для любого предприятия крайне не выгодно. Для того чтобы не возникали такие ситуации, нужна четкая регуляция взаимоотношений между подразделениями и отделами внутри предприятия. Для этого необходимо прописать все права и обязанности каждого структурного подразделения, выявить контакты. Для четкой регуляции издавать необходимые для работы распоряжения. Также, ОАО "Омский бекон" может в достаточной мере обеспечить защиту своих материальных интересов путем серьезного подхода к составлению текста договора, включению в него необходимых условий, касающихся ответственности, а также тщательного отбора и предоставления судебным органам доказательств, подтверждающих причинную связь между убытками и невыполнением или ненадлежащим выполнением ответчиком своих договорных обязательств. При заключении договоров следует учитывать требования Указа Президента РФ от 20 декабря 1994 года № 2204, согласно которому обязательным условием договоров на поставку товаров (работ, услуг) является предельный срок исполнения обязательств, который не может превышать трех месяцев с момента фактического получения товаров (работ, услуг) покупателем, и соблюдение формы договоров, установленной ГК РФ. Проанализировав состояние расчетов с поставщиками и покупателями на ОАО «Омский бекон» можно предложить следующие пути совершенствования расчетов с поставщиками и покупателями: 1. Совершенствование системы качества. 2. Совершенствование компьютеризации бухгалтерского учета. 3. Открытие на 60 счете «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 62 счете «Расчеты с покупателями и заказчиками» дополнительных субсчетов. 4. Четкая организация взаимоотношений подразделений. 5. Индивидуальный подход к составлению текста договора с каждым поставщиком и покупателем.
5. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Загрязнение окружающей среды является в настоящее время одной из глобальных проблем нашей страны. Источники этого загрязнения многочисленны и разнообразны. Основными из них принято считать промышленную пыль, выбросы в атмосферу огромного количества газов и ядовитых соединений свинца, мышьяка, сурьмы и других металлов, выхлопные газы автомобилей, неочищенные стоки предприятий химической и целлюлозно-бумажной промышленности и т.п. Однако, серьезными загрязнениями окружающей среды являются сельскохозяйственные предприятия. Так, при небрежном хранении и неправильном использовании ими удобрения происходит загрязнение окружающих водоемов. От животноводческих комплексов на большое расстояние может распространяться воздух, насыщенный аммиаком, сероводородом, метаном, вредными микроорганизмами. Источниками загрязнения, почв являются брошенные на полях детали машин, списанная техника. Под воздействием дождя и снега эти металлические части подвергаются коррозии, и таким образом, железо и другие металлы попадают в почву. Кроме того, почва часто загрязняется дизельным топливом, бензином, машинным маслом. Использование пестицидов на сельскохозяйственных предприятиях, которые не обладают избирательным действием, может вызвать гибель всех насекомых и вредных и полезных. Многие из этих веществ оказываются опасными не только для животных, но и для человека. Поэтому очень важно, чтобы на каждом сельскохозяйственном предприятии проблемам загрязнения окружающей среды уделялось больше внимания. Основной проблемой ОАО "Омский бекон" как животноводческого предприятия, является уборка, переработка и утилизация навоза. Навозоудаление в свиноводстве – одна из трудоемких операций. На свинофермах ОАО "Омский бекон" навоз попадая в канализацию под давлением воды, по трубам попадает на очистительные сооружения. Навоз является очень ценным органическим удобрением, однако использовать его сразу же для удобрения кормовых культур, пастбищ и сенокосов недопустимо, так как приведет к распространению в данной местности болезнетворных бактерий. Поэтому на очистительных сооружениях навоз очищается и обеззараживается. Затем идет фильтрация и разделение жидких стоков на густую и жидкую фракции, для чего применяют отстаивание в первичных отстойниках. Затем густую фракцию влажностью 75 % складируют на специальных участках, где она перегорает под действием солнца и воздуха. В результате биохимических процессов во влажном навозе температура поднимается до 70оС, от чего погибают все яйца болезнетворных бактерий. Жидкая фракция вывозится на поля, а также распрыскивается из дождевых установок. За загрязнение окружающей среды ОАО "Омский бекон" вносит 10 % отчислений в Федеральный бюджет, 81 % - в региональный экологический фонд и 9 % - в Облкомприрода Федеральный экологический фонд. Производятся платежи за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения за установленные лимиты, за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от передвижных источников загрязнения за предельно допустимые выбросы, за выбросы веществ в водные объекты за предельно допустимые выбросы, за размещение отходов в пределах допустимых лимитов. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОАО «Омский бекон» призванный лидер из существующих в России свиноводческий комплексов и самый крупный производитель мяса свинины. 1. За последние годы организация получает прибыль и наблюдается увеличение рентабельности за период 2000 – 2002 гг. с 24,17 % до 36,79 %. Высокорентабельной отраслью на ОАО "Омский бекон" считается свиноводство, а растениеводство в 2002 году является убыточным. 2. Бухгалтерия ОАО "Омский бекон" представлена центральной бухгалтерией и бухгалтериями подразделений, которые подчиняются главному бухгалтеру. Форма бухгалтерского учета мемориально-ордерная. Учет ведется на компьютерах по специальной бухгалтерской программе «Интегратор». 3. В ОАО "Омский бекон" расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками осуществляет финансово-расчетный отдел, который контролирует состояние расчетов по каждому клиенту, проводит инвентаризацию расчетов, выявляет причину возникновения дебиторской и кредиторской задолженности. 4. В 2002 году значительный удельный вес (219075 тыс. руб.) в бухгалтерском балансе имеет дебиторская задолженность покупателей и заказчиков. Несвоевременное погашение дебиторской задолженности привело к нарушению сроков погашения обязательств перед кредиторами, что свидетельствует небольшой рост кредиторской задолженности. 5. На ОАО "Омский бекон" наблюдается тенденция роста дебиторской задолженности и снижение кредиторской задолженности. Организация старается своевременно платить по своим обязательствам. Это говорит о сокращении денежных ресурсов организации, что может в скором времени привести к существенным трудностям с платежеспособностью. 6. На основании вышеизложенного ОАО "Омский бекон" можно предложить следующие пути совершенствования расчетов с поставщиками и покупателями: усовершенствовать систему качества, усовершенствовать компьютерный бухгалтерский учет, открыть на 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» счетах дополнительные субсчета для расчетов с дочерними предприятиями, четко организовать взаимодействие служб. 7. Важным перспективным направлением совершенствования расчетов с поставщиками и покупателями на ОАО «Омский бекон» является усовершенствование системы качества на предприятии. При заключении договоров с поставщиками и покупателями оговаривается качество товара. Качество товара должно соответствовать требованиям ГОСТа, иначе покупатель вправе отказаться от оплаты и приема товара и ответственности за отказ от приема товара не несет. 8. Применение корпоративной информационной системы Navision Attain позволит создать единое информационное пространство для группы предприятий «Омский бекон», получать более оперативную и достоверную информацию о дебиторской и кредиторской задолженности по каждому клиенту. 9. Открытие на 60 счете «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 62 счете «Расчеты с покупателями и заказчиками» дополнительных субсчетов для расчетов ОАО "Омский бекон" с дочерними предприятиями: ОПХ Новоуральское, ЗАО «Птицефабрика Сибирская», ОАО «Лузинский комбикормовый завод», ОАО Большереченский маслосыркомбинат. Это будет способствовать более оперативному, прозрачному отслеживанию дебиторской задолженности. 10. Четкая организация взаимоотношений между службами ОАО "Омский бекон" позволит оперативно получать достоверную информацию о состоянии расчетов по каждому клиенту. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с изменениями и дополнениями). Официальный текст. – М.: ИКФ ОМЕГА-Л, 2002 – 440 с. 2. Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. 3. Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 (с измен. и доп. От 15 марта 2001 г., 27 июля 2002 г.) «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» 4. Положения ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах»Бухгалтерский учет / под редакцией проф. Безруких П.С. – М.: «», 1998 5. Вестник ИПБ: Выпуск 3. Справочник корреспонденций счетов бухгалтерского учета / под ред. А.С. Бакаева – М.: Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002 – 608 с. 6. Гринман Г.И. «Бухгалтерский учет на предприятиях АПК» - Минск: «Ураджай», 1998 г. 7. Ковалев В.В. Финансы – М.: Проспект, 2001 8. Новик А.Б. Основы животноводства – М.: Высшая школа, 1998 9. Пизенгольц Н.З. «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве» 10. Палий В.Ф., Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет – М.: Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002 11. Парушина Н.В. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности // Бухгалтерский учет № 4, 2002 12. Поляк Г.Б. Финансы, денежное обращение, кредит – М.: ЮНИТИ, 2001 13. Расторгуев Р.Н. «Бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях» - М. «ПрофОбрИздат», 2002
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|